Анализ УМК по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой
учебно-методический материал по биологии по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

Приводится анализ  учебно-методического  комплекса  «Биология»  6-11 классы  под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_po_biologii.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК по биологии

 6 - 11 классы

под редакцией И.Н. Пономаревой

                                                                                                                       Анализ составила:

                                                                                                                  Ткаченко С.Н.,

                                                                                                                                     учитель биологии и химии

                                                                                                                                           МБОУ СОШ № 2 г. Кимовска

2013 год

Я  работаю по учебно-методическому комплексу «Биология»  6-11 классы  под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).

Состав УМК:

  • Авторские программы  под редакцией И.Н. Пономаревой;
  • Учебники;
  • Рабочие тетради;
  • Методические пособия для учителя;
  • Мультимедийные приложения.

Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (2004 год).

Программы  для 6-9 классов:

  Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. Цель программ – развивать у обучающихся в процессе  биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Особенности программ:

  • Увеличение объема экологического содержания.
  • Усиление внимания к биологическому разнообразию.
  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.
  • Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.

Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы  для 10-11 классов:

Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов  разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

  Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса,  включены  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они  соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности. 

        

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

 (авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника — системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

  Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует  умения. Предложены  лабораторные  работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания  и репродуктивного, и творческого характера.

   В данном учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучении биологии 1 ч в неделю (35 ч в год) и 2 ч в неделю (70 ч) в год.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.

Учебник «Биология. Животные» 7класс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С.)

   В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.  В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

 Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебник «Биология. Человек» 8 класс

(авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

 Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит   большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

      В комплект входят   2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

     

Учебник «Основы общей биологии»   9 класс

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный  материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят   рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

       

Учебники «Общая биология»   10 и 11 классы,  базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

    Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии.   Учебники  позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

 Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам.  Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

В комплект  к учебникам входят методические пособия для учителя, рабочие тетради.

   

Название учебной программы

Вид учебной программы

Используемые учебники

(наименование, автор, год издания)

Используемые пособия для учителя

и для учащихся

Природоведение. Биология. Экология:5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010

государственная

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.  – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко;  под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф,  2013.

3. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,  О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012.

5.Биология: 10  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А, Лощилина Т.Е. , под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

6. Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Для учителя:

1. Биология.6 класс: методическое пособие/ И.В.Пономарева,  В.С.Кучменко,  Л.В. Симонова. - М.: Вентана-Граф, 2010.

2. Биология. Животные: 7 класс: методическое пособие/В.С. Кучменко, С.В. Суматохин. - М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Биология. Человек: 8 класс: методическое пособие / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – М.: Вентана-Граф, 2010.

4. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Пономарёва И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С.;  под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005.

5. Биология:  10  класс: методическое пособие: базовый уровень /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой . – М.: Вентана-Граф,  2010.

6. Биология:  11  класс: базовый уровень:  методическое пособие /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой . – М.: Вентана-Граф,  2011.

7. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы. / Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Для учащихся:

1. Биология. 6 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, И.Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Биология: 6 класс: дидактические карточки/И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Биология. 7 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2013.


4. Биология. 8 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5. Биология: 9 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. -  М.: Вентана-Граф, 2012.


6.
Биология. Базовый уровень. 10 кл. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева.- М.: Вентана-Граф, 2013.

7.Биология. Базовый уровень. 11 кл. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Мультимедийные приложения:

  • 1С: школа. Биология, 6 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс; издательство «Вентана-Граф».
  • 1С: школа. Биология, 7  класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Животные» 7  класс; издательство «Вентана-Граф».
  • 1С: школа. Биология, 8  класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Человек» 8 класс; издательство «Вентана-Граф».
  • 1С: школа. Биология, 9  класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Основы общей биологии» 9  класс; издательство «Вентана-Граф».
  • 1С: школа. Биология, 10 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология» 10 класс; издательство «Вентана-Граф».
  • 1С: школа. Биология, 11  класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология» 11  класс; издательство «Вентана-Граф».

Оценивая программу и учебники в целом, хочу отметить, что их отличают хорошо продуманная структура, наполненность разделов  новыми научными данными, преемственность, интегрированность.  Во всех учебниках особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия, живой природы родного края и бережного отношения к ней.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:

  • Часто учебный материал изложен труднодоступным языком для учащихся.
  • Мелкие рисунки (но это можно компенсировать  использованием дисков или ресурсами сети).
  • Некоторые параграфы очень объемные и научные, особенно в учебниках 6 и 7 классов  (не соответствуют возрастным особенностям обучающихся).
  • Недостаток  ВСЕХ рабочих тетрадей – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними. Рабочие тетради ориентированы исключительно на репродуктивную деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

В данной статье идет анализ УМК под редакцией Пономаревой И.Н. в связи с новыми требованиями в ФГОС. Показаны плюсы данного издания....

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Контроль ОУУН в 9 классе по биологии (УМК под редакцией И.Н. Пономаревой)

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценкеИтоговые тесты содержат 12 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложно­сти (А, В, С).Уровень А - базовый (6). К ка...

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н....

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

"Сравнительный анализ содержательной линии учебников под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и под редакцией Г.С.Меркина"

Материал содержит выступление учителя русского языка и литературы на МО...

Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...