Главные вкладки

    Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в парах с текстом учебника, сообщениями учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_paukoobraznye.docx25.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

    «Ленинская средняя общеобразовательная  школа №2

    имени Александра Васильевича Чихирева»

    КОНСПЕКТ УРОКА

    по биологии

    «Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека».

                                                         

                                                                               Чистякова Наталья Васильевна

                                                                                   учитель химии и биологии

                                             

    п. Ленинский

    2013

      ТЕМА УРОКА: «Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека».

    Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных,  их роли в природной среде  и жизни человека.

    Задачи:

    Обучающие: раскрыть характерные признаки класса Паукообразные, познакомить с многообразием представителей класса Паукообразных.

    Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника; развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать получаемые знания; развивать познавательную деятельность через работу с ЭОР и посредством заданий развивающего характера.

    Воспитательные: способствовать  формированию информационной культуры и творческих способностей; выяснить значение некоторых представителей паукообразных для здоровья человека; установить роль паукообразных в природе, необходимость их охраны.

    Методы обучения: сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый,  метод проектов, метод контрольных вопросов.

    Организационные формы: беседа, групповая работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

    Средства обучения: таблица «Класс Паукообразные», медиа проектор, мультимедийное учебное издание CD-ROM «Биология 5-9 классы. Многообразие живых организмов. 3 часть» ООО «Дрофа», 2008 г.

    Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между биологией, географией, физикой, химией. Выдвижение гипотез. Анализ и составление обобщающей таблицы.

    Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный  материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point,и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.  

             Основное содержание урока:                                                                                                     

    1. Места обитания паукообразных.
    2. Особенности внешнего строения паукообразных в связи со средой их обитания.

           3.    Взаимосвязь строения и функций систем органов паукообразных.

           4.    Многообразие паукообразных.

           5.    Значение паукообразных в природе и жизни человека.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

     Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

         II.      Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

             Вопросы  классу: 1. Какие общие особенности внешнего и внутреннего строения характерны для членистоногих?

       2. Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?

      3. С представителями какого класса мы познакомились на предыдущем уроке?

    Для проверки знаний об особенностях строения и жизнедеятельности учащиеся выполняют тест «Класс Ракообразные» (см. Приложение)

    Тема урока: Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека

       Название класса Arachnoidea происходит от греч. Arachne – паук.

      Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

      Сообщение учащегося.

      В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

    Эй, Паллада,…

    Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

    Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

    И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

    Равных мне нет, ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

    Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

    Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

    Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

    Будь безобразной Арахной, которую люди

    Гнать и преследовать будут всегда и вовеки

    Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

    А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

    Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

    Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

    Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по – латыни называют арахнидами.                                          

    А откуда произошло  слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь.

     Сообщение учащегося.

    «Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственное греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук – криворучка и кривоножка».

       III.    Изучение нового материала                                                           

    Итак, мы продолжаем изучать тип членистоногие и сегодня познакомимся с  классом Паукообразные.

          Сегодня на уроке пойдет речь о пауках и о животных, сходных с ними по   определенным признакам.                                                      

     1. Общая характеристика и места обитания паукообразных.

        В настоящее время насчитывают  60 тыс. видов паукообразных, которых объединяют в  9 отрядов. Паукообразные – это обитатели суши, строение и жизнедеятельность которых связаны с приспособленностью к обитанию в наземно-воздушной среде. ( Слайд «Представители паукообразных»)

      Паук-крестовик обитает в лесу, садах, на оконных рамах деревенских домов. Обычно он сидит в центре своей ловчей сети – паутины. ( Слайд «Паук-крестовик)

    2. Внешнее строение паукообразных. Видеофрагменты «Строение паукообразных», «Паутинные бородавки. Паутина», «Строение паутины. Виды паутины».

    3. Внутреннее строение паукообразных. Видеофрагмент «Нервная система и органы чувств», «Глаза паукообразных».

     Учитель делит класс на группы и дает задание каждой группе по учебнику изучить строение одной из систем органов (кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, половая) и коротко рассказать о ней по таблице «Класс Паукообразные». Сведения о внешнем строении и  строении систем органов паукообразных учащиеся заносятся в таблицу  «Сравнительная характеристика членистоногих» (графа «Класс Паукообразные») в рабочей тетради.

     Видеофрагменты «Размножение паукообразных», «Расселение пауков».

    4. Многообразие паукообразных.  Все многообразие паукообразных объединяют в три основных отряда: пауки, скорпионы и клещи.

      Демонстрация слайдов  и видео с элементами беседы, сообщения учащихся.

      Слайд «Разнообразие пауков», «Ядовитые пауки (черная вдова, каракурт, тарантул)».

      Слайд «Древние ракоскорпионы».

      Видеофрагмент «Скорпионы».

      Видеофрагмент «Клещи».

     Слайды «Паутинный клещ», «Мучной клещ», «Водяной клещ», «Чесоточный зудень» (сообщение учащегося), «Таёжный клещ» (сообщение учащегося), «Клещи - кровососы», «Пылевой клещ».

    5. Значение паукообразных.

      Рассказ учителя с элементами беседы. Слайд «Значение паукообразных в природе и для жизни человека».

    IV. Закрепление знаний.

      Биолабиринт «Класс Паукообразные».

    V. Домашнее задание.

    Параграф 25, отвечать на вопросы в конце параграфа, заполнить таблицу в тетради.

    VI. Рефлексия.

      Что нового о паукообразных вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересными? С каким настроением вы пришли на урок и с каким уходите?

                                                               

                                                                 Приложение. Тест.

                                                               Класс Ракообразные.

    1. Ракообразные – это:

      А – наземные животные;

      Б – преимущественно водные животные;

      В – животные, приспособленные к полету;

      Г – животные, обитающие только в пресных водоемах.

    2. К ракообразным относят:

      А – дафнию;     Б – креветку;      В – большого прудовика;      Г – мокрицу.

    3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс:

      А – разрушения красящих веществ при варке рака;

      Б – смены наружных покровов у животного;

      В – передвижения «задом наперед»;

      Г – удаления непереваренных остатков пищи.

    4. Органы чувств помогают ракообразным:

      А – находить добычу;                                      В – переваривать пищу;

      Б – уходить от опасности;                               Г – удалять вредные продукты обмена.

    5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде:

      А – дышат при помощи жабр;                      В – брюшко заканчивается хвостовым плавником;

      Б – дышат при помощи легких;                    Г – тело защищено хитиновым покровом.

    6. Органами защиты у речного рака служат:

      А – глаза;              Б – брюшные ножки;             В – клешни;            Г – длинные усики.

    7. К органам чувств речного рака относят:

      А – органы зрения;       Б – органы осязания;        В – зеленые железы;       Г – орган равновесия.

    8. Органом выделения рака являются:

      А – почки;        Б – анальное отверстие;        В – кишечник;         Г – зеленые железы.

    9. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат:

      А – мокрицы;        Б – дафнии;        В – креветки;         Г – циклопы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

    ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

    Конспект урока по географии: Германия. Общая характеристика государства.

    Тема: Общая характеристика государства .Германия Цель урока: Формирование целостного представления о географии и экономике страны. Задачи урока:ü познакомить учащихся с важнейшими чертами ГП...

    Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"

    Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...

    Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

    Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...

    Презентация к уроку: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.

    Урок № 7.Тема: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа плоских червей, особенностями их ст...