Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Белоногова Ирина Сергеевна

Урок № 3, 4.

Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, их многообразием; выявить черты сходства и различия в строении растений и простейших. Начать формирование умения распознавать простейших, называть их.  Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности систематических групп простейших (жгутиконосцев, инфузорий), с их многообразием, значением в природе и жизни человека. Воспитание интереса к предмету, любви к природе.

Оборудование: таблицы «Простейшие», «Одноклеточные водоросли», презентация.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Запись Д/з в дневник.

II. Проверка знаний.

1. Письменный опрос.

- Напишите дисциплины, которые включает в себя наука зоология?

- Зачем нужна симметрия?

- Нарисуйте и подпишите основные типы симметрии?

-  Напишите, что такое систематика и основные систематические категории?

2. материал о животных занесенных в красную книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала.

Систематические группы простейших: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории (Рассказ учителя.), (Приложение №1)

IV. Закрепление.

Учащимся необходимо заполнить таблицу.

I.

Приветствие, говорят кого нет, записывают д\з в дневник.

 

II.

- протозоология; гельминтология; малакология; арахнология; акарология; энтомология; ихтиология – наука о рыбах; герпетология; орнитология; маммология.

морфология; цитология; гистология; анатомия; эмбриология; физиология;  экология;  зоогеография и др.

- Симметрия косвенно или прямо отражает особенности функциональной морфологии, образа жизни и поведения животного.

 

- Систематика — наука о разнообразии живой материи, занимается классификацией организмов для построения системы, отражающей их родственные, или генеалогические, связи.

Вид-род-семейство-отряд-класс-подтип-тип-царство

III.

Внимательно слушают, зарисовывают с доски.

 

 

 

 

IV. заполняют таблицу.

 

2 мин

Сравнительная характеристика систематических групп простейших

Характерные признаки

Систематические группы простейших

Корненожки

Радиолярии

Солнечники

Жгутиконосцы

Инфузории

Среда обитания

 

 

 

 

 

Величина, облик

 

 

 

 

 

Особенности строения

 

 

 

 

 

Движение

 

 

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

Дыхание

 

 

 

 

 

Приспособления к небла­гоприятным условиям

 

 

 

 

 

Значение в природе

 

 

 

 

 

Значение в жизни человека

 

 

 

 

 

 

V. Обобщение

(подвести итог вышесказанному).

VI. Подведение итогов урока.

(дать оценку достижения поставленным целям и перспективы последующей работы).

VII. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоенного материала, удовлетворения своей работы.

VIII. Домашнее задание.

Изучить § 3, 4,  подготовить сообщения: «Дизентерийная амёба – причина тяжелого заболевания», «Опасность малярийного плазмодия». Закончить заполнение таблицы, начатое на уроке.

V.

 

VI.

Получают информацию о реальных результатах обучения.

 

VII.

Осмысливают свою деятельность на уроке. Проводят самооценку своей деятельности.

 

 

 

VIII.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3-4.docx743.38 КБ
Файл prosteyshie_3-4_urok.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 3, 4.

Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой простейших, их многообразием; выявить черты сходства и различия в строении растений и простейших. Начать формирование умения распознавать простейших, называть их.  Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности систематических групп простейших (жгутиконосцев, инфузорий), с их многообразием, значением в природе и жизни человека. Воспитание интереса к предмету, любви к природе.

Оборудование: таблицы «Простейшие», «Одноклеточные водоросли», презентация.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Запись Д/з в дневник.

II. Проверка знаний.

1. Письменный опрос.

- Напишите дисциплины, которые включает в себя наука зоология?

- Зачем нужна симметрия?

- Нарисуйте и подпишите основные типы симметрии?

-  Напишите, что такое систематика и основные систематические категории?

2. материал о животных занесенных в красную книгу.

III. Изучение нового материала.

Систематические группы простейших: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории (Рассказ учителя.), (Приложение №1)

IV. Закрепление.

Учащимся необходимо заполнить таблицу.

I.

Приветствие, говорят кого нет, записывают д\з в дневник.

II.

- протозоология; гельминтология; малакология; арахнология; акарология; энтомология; ихтиология – наука о рыбах; герпетология; орнитология; маммология.

морфология; цитология; гистология; анатомия; эмбриология; физиология;  экология;  зоогеография и др.

- Симметрия косвенно или прямо отражает особенности функциональной морфологии, образа жизни и поведения животного.

 http://www.studfiles.ru/html/2706/155/html_FFEiMod_zg.d_PX/htmlconvd-GpfTuX28x1.jpg

- Систематика — наука о разнообразии живой материи, занимается классификацией организмов для построения системы, отражающей их родственные, или генеалогические, связи.

Вид-род-семейство-отряд-класс-подтип-тип-царство

III.

Внимательно слушают, зарисовывают с доски.

IV. заполняют таблицу.

 

2 мин

Сравнительная характеристика систематических групп простейших

Характерные признаки

Систематические группы простейших

Корненожки

Радиолярии

Солнечники

Жгутиконосцы

Инфузории

Среда обитания

Величина, облик

Особенности строения

Движение

Питание

Дыхание

Приспособления к неблагоприятным условиям

Значение в природе

Значение в жизни человека

V. Обобщение

(подвести итог вышесказанному).

VI. Подведение итогов урока.

(дать оценку достижения поставленным целям и перспективы последующей работы).

VII. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоенного материала, удовлетворения своей работы.

VIII. Домашнее задание.

Изучить § 3, 4,  подготовить сообщения: «Дизентерийная амёба – причина тяжелого заболевания», «Опасность малярийного плазмодия». Закончить заполнение таблицы, начатое на уроке.

V.

VI.

Получают информацию о реальных результатах обучения.

VII.

Осмысливают свою деятельность на уроке. Проводят самооценку своей деятельности.

VIII.

Приложение № 1

ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ,  ИЛИ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (PROTOZOA)

К подцарству одноклеточных относят животных, тело  которых состоит  из  одной  клетки или нескольких, но каждая клетка функционирует как отдельный организм. У  одноклеточных  функции  организма  выполняют  структурные  элементы  одной  клетки  —  органеллы.  

Таким  образом,  простейшие  —  это  организмы  на  одноклеточном уровне  организации.  Целостность  организма простейших поддерживается  функциями  одной  клетки.

В  настоящее  время известно более  70 тыс.  видов простейших,  однако ежегодно  обнаруживаются  десятки  и  сотни  новых  видов,  что  является показателем недостаточной изученности этой группы животных.

Впервые  простейшие  были  обнаружены  голландским  ученым (КАКИМ?)

Общая характеристика простейших. Простейшие широко распространены в различных средах. Большинство простейших — обитатели морей и пресных вод. Некоторые виды обитают во влажной почве. Множество простейших паразитируют в других организмах.

Большинство простейших — мелкие организмы. Их средние размеры измеряются несколькими десятками микрометров (1  мкм равен 0,001  мм). Самые мелкие простейшие — внутриклеточные паразиты достигают всего 2—4 мкм, а длина самых крупных видов может достигать  1000 мкм. Ископаемые раковинные корненожки, например нуммулиты, в диаметре достигали 5—6 см и более.

Форма тела простейших чрезвычайно разнообразна. Среди них имеются виды с непостоянной формой тела, как амебы. Разнообразны типы симметрии у простейших. Широко распространены формы с радиальной, двусторонней, поступательно-вращательной симметрией.

Клетка простейших типична для эукариотных организмов и состоит из цитоплазмы  и  одного  или  нескольких  ядер.  Цитоплазма  ограничена снаружи  трехслойной  мембраной. Общая  толщина  мембраны  около  7,5 наномикрон  (1  нм  =  10-6  мм).

В цитоплазме сосредоточены все  основные  органеллы  клетки:  ядро,  митохондрии,  рибосомы,  лизосомы,  эндоплазматическая сеть,  аппарат Гольджи и др.  Кроме того, у простейших имеются  особые  органеллы:  опорные,  сократительные  фибриллы, пищеварительные  и  сократительные  вакуоли  и  др.  Ядро  покрыто  двуслойной мембраной с порами.  Внутри ядра находится кариоплазма,  в которой распределены хроматин и ядрышки.  Скелет  простейших может  быть  наружным  (раковина)  или  внутренним  (скелетные  капсулы, иглы).  

 http://fullref.ru/files/57/a6a16ff144bf0d1bce57bf1da1bbcb1b.html_files/rId9.png http://fs00.infourok.ru/images/doc/145/168703/hello_html_769fc6c4.png

http://tolk.in.ua/photos/biologicheskaya_entsiklopediya/tip_prosteyshie_PROTOZOA6.jpghttp://otvet.imgsmail.ru/download/b14c9b9a5f6017ad29480cc7aee44e73_i-3.gif

Типы  питания  и  трофические  органеллы.  По  типу  питания  простейшие  разнообразны.  Среди  них  имеются  автотрофы,  способные  к  фотосинтезу.  Это  одноклеточные  водоросли  из  жгутиковых.  У  них  имеются  в цитоплазме хлорофилловые зерна, или хроматофоры. Большинство  простейших  гетеротрофы,  питающиеся  как  животные, готовыми  органическими  веществами.  Часть  из  них обладает  голозойным способом питания,  проглатывая твердые  комочки  пищи.  Другие  питаются сапрофитным  способом,  поглощая  растворенные  органические  вещества.

Частицы  пищи  заглатывают  амебы,  инфузории.  У  них  в  цитоплазме  образуются  пищеварительные  вакуоли,  где  происходит  переваривание пищи.  Такое  заглатывание  твердой  пищи  клеткой  получило  название фагоцитоза. При  сапрофитном  способе  питания  пищеварительные  вакуоли  не  образуются.  Однако  известно,  что  многие  простейшие  могут  заглатывать  жидкость  через  временное  впячивание  мембраны  —  особую воронку. Такое поглощение жидкости называется пиноцитозом.

Некоторые  виды  обладают  смешанным  типом  питания  (миксотрофы). Они  способны  к  фотосинтезу,  как  растения,  и  к  питанию  готовым  органическим веществом,  как животные.  У них имеются в цитоплазме хлорофилловые  зерна,  но могут образовываться и пищеварительные  вакуоли.

К таким  простейшим  со  смешанным  типом  питания  относятся,  например, эвглены, питающиеся на свету как растения, а в темноте как животные.

http://www.blgy.ru/images/biology10p/pic54.png

Выделение и осморегуляция осуществляются  у  простейших  сократительными  вакуолями.  Они имеются  только  у  пресноводных  форм  и  отсутствуют  у  морских  и  паразитических  видов. сократительная  вакуоль  в  простейшем  случае  представляет  собой  пузырек  в  цитоплазме, регулярно  заполняющийся  жидкостью,  которая  затем  удаляется  наружу через  пору  в  мембране  клетки.  Постоянное  удаление  избытка  воды  из клетки  позволяет  регулировать  осмотическое  давление  в  цитоплазме. Особых органелл дыхания у  них нет,  и  они  поглощают  кислород через клеточную мембрану.

Типы  размножения  простейших  разнообразны.  Им  свойственно  бесполое  и  половое  размножение.  Бесполое  размножение  осуществляется путем деления клетки на две  или  множество  клеток (агамогамия)  при митотическом  делении  ядер.  Половое  размножение  простейших  характеризуется образованием половых клеток — гамет (гамогамия) с их последующим слиянием  (копуляция),  что  приводит к формированию зиготы,  из  которой  развивается  новый  дочерний  организм.  У  некоторых  простейших

(инфузории) половой процесс — конъюгация происходит путем слияния не  гамет,  а слиянием генеративных ядер  из разных клеток.

http://fullref.ru/files/57/a6a16ff144bf0d1bce57bf1da1bbcb1b.html_files/rId8.png

http://bibl.tikva.ru/base/B1774/img/B1774p136-1.jpg

Значение простейших.

Практическое значение простейших для человека велико. В особенности это относится к паразитам. До настоящего времени в тропических зонах земного шара широко распространена малярия — тяжелое заболевание, поражающее ежегодно десятки миллионов человек в Индии и других тропических частях Азии, в Африке и других странах. Возбудитель этого заболевания относится к классу споровиков типа простейших.

Тяжелым заболеванием человека в Центральной Африке является сонная болезнь, вызываемая паразитом из класса жгутиконосцев. Большой ущерб наносят животноводству заболевания домашних животных, вызываемые простейшими. Сюда относятся различные пироплазмозы, кокцидиозы, трипанозомозы и многие другие.

Имеется ряд простейших паразитов из отряда кощидий, поражающих домашнюю птицу, в особенности кур.

Определенные виды простейших живут при разной степени загрязненности пресных вод органическими веществами. Поэтому по видовому составу простейших можно судить о свойствах воды водоема. Эти особенности простейших используют для санитарно-гигиенических целей при так называемом биологическом анализе воды.

В общем круговороте веществ в природе простейшие играют заметную роль. В водоемах многие из них являются энергичными пожирателями бактерий и других микроорганизмов. Вместе с тем сами они служат пищей для более крупных животных организмов. В частности, выклевывающиеся из икринок мальки многих видов рыб на самых начальных этапах своей жизни питаются преимущественно простейшими.

Морские простейшие — корненожки и радиолярии — играли и играют весьма существенную роль в образовании морских осадочных пород. В течение многих миллионов и десятков миллионов лет микроскопически мелкие минеральные скелеты простейших после отмирания животных опускались на дно, образуя здесь мощные морские отложения.

При изменении рельефа земной коры, при горнообразовательных процессах в прошлые геологические эпохи, морское дно становилось сушей. Морские осадки превращались в осадочные горные породы. Многие из них, как, например, некоторые известняки, меловые отложения и др., в значительной своей части состоят из остатков скелетов морских простейших. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Составитель Белоногова И.С.

Слайд 2

Из истории открытия простейших. Впервые простейших увидел под микроскоп голландский натуралист Антони Ван Левенгук в 1676 году. Название «простейшие » ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в 1866 году.

Слайд 3

Простейшие ( известно 70 тыс. видов) Тип Саркомастигофоры (25тыс. видов) Подтип Жгутиковые (класс Растительные жгутиконосцы, класс Ж ивотные жгутиконосцы); Подтип Саркодовые (класс Корненожки: отряды: Амебы, Раковинные амебы, Фораминиферы ; класс Радиолярии или Л учевики ; класс Солнечники); Тип Инфузории (7500 видов) (класс Ресничные; класс Сосущие)

Слайд 4

Представители простейших

Слайд 8

Большинство простейших — мелкие организмы. Их средние размеры измеряются несколькими десятками микрометров ( 1 мкм равен 0,001 мм). Самые мелкие простейшие — внутриклеточные паразиты достигают всего 2—4 мкм, а длина самых крупных видов может достигать 1000 мкм. Ископаемые раковинные корненожки, например нуммулиты, в диаметре достигали 5—6 см и более.

Слайд 9

Клетка простейших, типичная эукариотическая клетка.

Слайд 10

Строение простейших АМЕБА

Слайд 11

ЭВГЛЕНА ЗЕЛЕНАЯ, ВОЛЬВОКС

Слайд 12

ИНФУЗОРИИЯ-ТУФЕЛЬКА

Слайд 13

ЛЯМБЛИЯ Цисты лямблий

Слайд 14

ТРИХОМОНАС 1 – цистом ; 2 – тела жгутиков; 3 – ядро; 4– передний жгутик; 5 - ундулирующая мебрана ; 6 – задний хвостик; 7 – вакуоли; 8 – аксостиль

Слайд 15

ТРИПАНОСОМА 1 – кинетопласт (расположен рядом с митохондрией, регулирует движение жгутика ); 2 – ядро; 3 – мембрана; 4 – жгутик.

Слайд 16

ЛЕЙШМАНИЯ

Слайд 17

Б АЛАНТИДИИ

Слайд 18

Размножение простейших

Слайд 19

1 – конъюгация; 2 – разрушение макронуклеусов, мейоз микронуклеусов; 3 – разрушение трех образовавшихся гаплоидных ядер; 4 – митоз оставшегося ядра и обмен мужскими ядрами; 5 – слияние мужских и женских ядер; 6 – три митотических деления, образование четырех микронуклеусов и четырех макронуклеусов; 7 – разрушение трех микронуклеусов; 8 – деление эксконъюгантов на две особи с двумя макронуклеусами и микронуклеусом; 9 – митоз микронуклеусов и образование восьми особей .

Слайд 20

Сравнительная характеристика систематических групп простейших Характерные признаки Систематические группы простейших Корненожки Радиолярии Солнечники Жгутиконосцы Инфузории Среда обитания Величина, облик Особенности строения Движение Питание Дыхание Приспособления к неблагоприятным условиям Значение в природе Значение в жизни человека

Слайд 21

Характерные признаки Систематические группы простейших Корненожки Радиолярии Солнечники Жгутиконосцы Инфузории Среда обитания Пресная вода, моря, почва, болота Моря Пресная вода, моря Пресная вода, моря, почва, животные, растения Пресная вода, моря Величина, облик Не большие, непостоянная форма тела Радиальная симметрия, иглы Аксоподии образуют лучи, 1мм Вытянутая, постоянная форма, 1-2мкм Постоянная форма тела Особенности строения Есть корненожки, раковины, скручены в спираль Есть внутренний скелет Без скелета и кремневый скелет Есть жгутик Ядерный дуализм Движение Ризоподии Парят в воде Парят в воде Жгутики (1,2,4,8 и более) Реснички Питание Гетеротрофы Фагоцитоз , пиноцитоз Гетеротрофы Гетеротрофы Автотрофы, Гетеротрофы, Миксотрофы Гетеротрофы Дыхание Всей поверхностью тела Всей поверхностью тела Всей поверхностью тела Всей поверхностью тела Всей поверхностью тела Приспособления к неблагоприятным условиям Образуют цисты Образуют цисты Образуют цисты Образуют цисты Образуют цисты Значение в природе Извесковые пласты, объекты питания для более крупных организмов Осадочные породы, объекты питания для более крупных организмов Осадочные породы, объекты питания для более крупных организмов Основа планктона, источник кислорода, объекты питания для более крупных организмов Основа планктона, объекты питания для более крупных организмов Значение в жизни человека Дизентерия Яшма, опал, драгоценные камни Паразиты человека Паразиты человека

Слайд 22

Значение простейших ПОЛЬЗА Занимают важное место в круговороте веществ в биосфере; Используются в пищу, другими животными; Из скелетов простейших образуются мощные пласты осадочных пород; Очищают воду; Участвуют в почвообразовании; Улучшают пищеварение и обменные процессы; Паразитические простейшие регулируют численность других видов и растений; ВРЕД Вызывают опасные заболевания: амебиаз, трипаносомозы, лейшманиозы, лямблиоз , трихомониаз, малярия, таксоплозмоз , балантидиаз , кокцидоз .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни».

урок проводится в 7 классе с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чещуйчатые (змеи, ящери...

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

Конспект занятия "Многообразие птиц, их значение в природе и жизни человека"

Занятие для обучающихся в МОУ ДО ЦТ в возрасте 9-10 лет....

Урок для 7 класса «Царство Грибы. Представители, особенности строения, значение в природе и жизни человека»

Урок биологии в 7 классе по теме"Грибы" Может быть использован как учебное пособие для занятий в начальной школе на уроках окружающий мир. Открытый урок с элементами лабораторной работы...