Урок для 7 класса «Царство Грибы. Представители, особенности строения, значение в природе и жизни человека»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Ирина Семеновна Нечипорук

Урок биологии в 7 классе по теме"Грибы" Может быть использован как учебное пособие для занятий в начальной школе на уроках окружающий мир. Открытый урок с элементами лабораторной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx841.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Царство Грибы. Представители, особенности строения, значение в природе и жизни человека»

Нечипорук Ирина Семеновна

Цель: ознакомить с особенностями строения шляпочных грибов, их разнообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи :

образовательные:

  • выявить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, показать черты сходства и отличия грибов от растений и животных;
  • продолжить формирование знаний об особенностях жизнедеятельности грибов;
  • показать многообразие грибов в природе;
  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Задачи развивающие:

  • развивать практические умения работать с источниками биологической информации;
  • развивать умения анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений и доказательств.

Задачи воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к природе;
  • формирование научного мировоззрения;
  • воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

 Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Технические средства:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки.

Дидактические материалы:

  • презентация
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы,
  • муляжи шляпочных грибов,
  • гриб мукор на хлебе,
  • пеницилл на лимоне.

Методы обучения: наглядно-образные, словесные, практические, аудиовизуальные, логические, репродуктивный, творческий.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «шляпочные грибы», фото, картинки съедобные несъедобные грибы, микроскоп. Микропрепарат плесени на хлебе, лукошко с грибами, карточки, распечатанные схемы плодового тела

ПОНЯТИЯ: гриб, плодовое тело, шляпка, ножка, мицелий, сапротрофы, симбиоз, ядовиты, съедобные.

Ход урока

  1. Актуализация  познавательной  деятельности.
  1. Какие Царства живой природы вы знаете?
  2. Какие Царства мы изучили?
  3. По количеству клеток, организмы делятся на?
  4. Что такое клетка?
  1. Изучение нового.

Ученики находят конверты, в которых лежат краткие зашифрованные  описания царств живой природы, ответив на вопросы, называют эти царства. (работа в группах)

Тема урока?( формулируют ученики)

Целепологание учащимися

Мы переходим к изучению нового раздела биологии-Царству Грибы.

Давайте отправимся в путешествие по этому необычному Царству

Окунемся под полог сказочного леса, где дружат между собой три сестры-науки:

  • Одна сестра любит собирать различные травинки. Веточки. Листочки, цветочки. Что же это за наука?
  • Вторая все время с сочком, удочкой любит слушать пение птиц, стрекотание кузнечиков и из-подтяжка  наблюдать за зайчатами и медвежатами. Кто же это?
  • А третья-все все время ходит с таинственным лукошком, в которое складывает необычных обитателей леса. Ни растения и ни животных? (грибы)

Микология-наука о грибах.

Запись в тетради

Отгадайте загадку:

-С виду он похож на зонтик

Только меньше во сто крат

Он бывает очень рад

Когда дождик и тепло,

Он считает - повезло.( гриб)

Что такое гриб?( зачитывают в учебники)

                                                        Царства

                                                                                   

                                                                                     Г

                                Д              

                                                      Ж             Р

Грибы:

  • Слизивики ( нет плодового тела0
  • настоящие грибы
  • лишайники ( симбиоз грибов и водорослей)

кто нам скажет, что такое лишайники?

                                                               

                     

шляпка

                ножка              слайд 1

          Шляпка + ножка – плодовое тело.

зарисовать в тетрадях и подписать части плодового тела гриба.

Гриб-это не только наземная часть (плодовое тело), но и скрытая подземная – мицелий, грибница.

Грибница - тонкие ветвящиеся нити гриба-ГИФЫ.

 Грибы предпочитают соседство определенных деревьев - взаимодействие растений и грибов (МИКОРИЗА)

Гриб имеет, сочетает признаки растений и животных, поэтому их определили к особому царству.

Под сосною у дороги

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка

Шляпка есть- нет головы.( гриб)

 В тетрадях таблица.

«Признаки характерные для растений и животных в строении грибов»  (слайд 2)

признаки

растительные

животные

1.

хитин клеточных стенках

2.

Накапливают гликоген

3.

Не имеют хлорофилла

4.

гетеротрофы

5.

Выделяю мочевую кислоту

6.

тело состоит из тонких белых нитей-гифов, образующих мицелий

7.

Неограниченный рост

8.

Неподвижны, нет активного движения

9.

Размножение делением, частями мицелия, спорами

Какой вывод мы можем сделать?

Итак, грибы сочетают в себе как признаки растений, так и животных.

По строению шляпки, грибы разделяются на

                         Трубчатые:                                Пластинчатые:

Трубочки на нижней части шляпки               пластинки, на которых созревают споры

Слайд 3

                                           

На шляпке споры

        А что же за грибы обитают в нашем лесу?

Он ( царь) любил больше всего отдыхать среди зеленых мхов под деревьями и раскидистыми кронами. Все грибы относились к нему с почтением. Неподалеку жили братья: один – под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую погоду.

Что за грибы?.......белый –боровик          (слайд 4)

                                                             

Брат-подосиновик            

                                                                 

(слайд 5)

Грибы существуют в симбиозе с растениями. (МИКОРИЗА)

Где обитают грибы?

Обитание: почва, вода, Жилища. Пищевые продукты.

 тело человека и животных.

Почему растут под деревьями? Они не могут фотосинтезировать, воду и питательные вещества берут из корней деревьев, а из почвы всасывают органику.

Классификация Грибов

(слайд 6)

     шляпочные

сообщение

         грибы-паразиты

         плесневые

(слайд 7)

Смотрят в микроскоп микропрепарат плесени, выращенной заранее. Ученик зачитывает сообщение о пенициллине и пиницилле . Сообщение ученикадрожжи (слайд 8)

           

Шляпочные:

  1. Съедобные
  2. Ядовитые :содержат яды, смертельные для человека

                     Накапливают из почвы, воздуха радиацию, тяжелые металлы. Следовательно, причиняют вред здоровью.

«Ладошки»

«нет»-показываем тыльную сторону

«да» - ладошкой кверху

  1. Особое вещество в клетках грибов – это хитин (да)
  2. Растениям присущ фотосинтез (да)
  3. При фотосинтезе из СО2 и Н2О на свету растения создают органические вещества (да)
  4. Фотосинтез протекает в хлоропластах (да)
  5. У грибов есть хлоропласты (нет)
  6. Грибы способны к фотосинтезу (нет)
  7. Грибы питаются готовыми органическими веществами (да)
  8. Грибы имеют в клетках хлорофилл(нет)
  9. Грибы образуют симбиоз с растениями (да)
  10. Любые грибы можно собирать (нет)

Зарядка для глаз: нарисовать воображаемый гриб глазами.

Грибы по типу питания: записать

  • Сапрофиты ( питаются мертвой органикой)
  • Паразиты ( питаются за счет других живых организмов)

В царстве жили грибы-выскочки, наделенные ядовитым характером, гордые тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели, но никогда ни белки, ни ежи, ни люди их не рвали, т.к. они очень ядовиты-(это были поганки) (слайд9)

Запишем признаки ядовитости:

  1. Пленочное кольцо (кроме опенка)
  2. Цвет нижней стороны шляпки (синий)
  3. Изменение цвета мякоти
  4. Бородавки и лоскутки на шляпке
  5. Яркоокрашенная пластинка, запах.

Ученикам раздаются карточки с изображением грибов. В парах или по 4 человека. Они должны определить съедобные и ядовитые грибы, выписать их названия в тетради. Правильность проверяют с учителем.

А кто еще обитает в нашем царстве, в этом сказочном лесу?

Ученик читает сказку, после чего учащиеся называют грибы, прозвучавшие в этой сказке.

Где шишки пустышки

Ощерили лапки

Живет под сосною

В лесной тишине

Гражданка поганка

В коричневой юбке

И модном кашне.

Заходит поганка

Погодою летней

К соседям попить

Голубую росу

И всюду разносит

Поганые сплетни

Про тех, кто живет

В этом лесу:

Судачит о белке

О том, что орехи

От всех она прячет

В дупле под листком.

Что ходит лисица

В искусственном мехе

И дразнит волчицу

Пушистым хвостом.

Про дятла пускает

Недобрые слухи

О том, что мол портит

Деревья в лесу.

Болтает про зайца,

Что трус длинноухий

Взобрался на ель,

Увидав стрекозу.

Бездельем ее возмущаются .

Опенки ее попрекают враньем.

Волнушки, волнуясь

Заводят с ней споры

И лишь ядовитые

Грибы мухоморы

Поганке поддакивать любят во всем.

А если придут грибники спозаранку,

То сев на виду

Под сосновым стволом,

Ненужная людям

Гражданка-поганка

Прикинутся любит

Хорошим грибом.

Цвет шляпки меняет

Обманщица в спешке,

Чтоб стал он на шляпки другие похож

И делает вид, что она

Сыроежка, а может опенок.

 А может волнушка

А может лисичка –

Никак не поймешь.

Жизнь царства коротка. В процессе развития под шляпкой появляются споры. Они попадают в землю, из них прорастают новые грибницы, а на них образуются маленькие бугорки – плодовые тела. Они растут медленно, Но не любят, когда  разрывают подстилку, от этого они погибают.

Если мицелий не разделен перегородками – низшие грибы.

Если мицелий многоклеточный – высшие грибы.

Значение грибов (слайд 10)

Гриб на 80-95 % состоит из воды

                20-40% - белки

                17- 60% - углеводы

              2-10%- липида

             6-25%- минеральные элементы.

Смолы, эфирные масла придают особый вкус грибам, запах. Яды устойчивы к кипячению.

Вот мы потихоньку и выходим из нашего сказочного леса и заканчиваем путешествие.  

Роль в природе и жизни человека:

  1. Разложение органических остатков-почвообразование
  2. Образование микоризы- грибокорень. 80% растений связаны с грибами корневой системой.
  3. Корм для животных
  4. Пища для человека
  5. Медицина
  6. Хлебопечение, пивоварение. виноделие, спирт, сыроварение
  7. Разрушают древесину, заболевания, отравления.
  1. Закрепление  разно уровневые задания

                                         

  1. Рефлексия
  • Что изучили?
  • Что поняли?
  • Что узнали нового?
  • Понравилось или нет?
  • АнкетаC:\Users\IRA\Pictures\img150.jpg

Вот мы и закончили путешествие по этому удивительному Царству. Но

только на сегодня. НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ НАС ЖДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ И НЕ МЕНЕЕ УВЛИКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Д/З: Ş 52, мини-проект «Их разыскивает грибник»

ХРОНОМЕТРАЖ

  1. Актуализация…………………………………………5 мин.
  2. Изучение нового……………………………………20 мин
  3. Обобщение, закрепление……………………………5 мин.
  4. Рефликсия …………………………………………...7 мин.
  5. Д/З…………………………………………………….3 мин.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...

Презентация к уроку: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 7.Тема: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа плоских червей, особенностями их ст...

Конспект урока. Тема: «Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека». биология 7 класс

Представляю конспект урока по биологии (зоология 7 класс).https://yandex.ru/video/preview/7419536627969017265 - ссылка на видео для урока.при составлении плана-конспекта урока были соблюдены тре...

Урок биологии в 8 классе "Разнообразие рыб. Значение в природе и жизни человека"

Данный урок разработан ввиде игры для закрепления и обобщения материала по теме "Рыбы" Игра "Счастливый случай на уроках зоологии" состоит из разминки и 4 геймов. Можно использоват...