Мастер-класс "Наследование групп крови"
методическая разработка по биологии по теме

Юмагулова Алла Викторовна

      Мастер-класс по биологии "Наследование групп крови"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_nasledovanie_grupp_krovi.rar293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Наследование групп крови»

Юмагулова А.В.,
учитель биологии  МБОУ «СОШ № 3

г. Красноармейска Саратовской области»

 Цель: показать методы решения генетических задач на наследование групп

             крови (система АВ0) и  резус-фактора.

Задачи:

  1. Выяснить причины различия четырех групп крови по гену АВ0 и резус-фактору.
  2. С помощью решения задач показать передачу по наследству групп крови у человека по гену с множественным аллелизмом АВ0.
  3. На примере задачи доказать возможность рождения ребенка с отрицательным резус – фактором от родителей с положительными резус – факторами.

Оборудование: карточки – определители групп крови и генотип групп крови для каждого участника, ручки, листочки, карточки с решеткой Пеннета.

Ход занятия

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

 

        В молодой семье родился ребенок. Родители  счастливы, малыш здоров, растет, прибавляет в весе. Все было хорошо, пока на очередном медосмотре не определили группу крови ребенка. В семье начались скандалы, да и было из-за чего: у родителей 2 и 3 группы крови, а у малыша 1. Мужчина не является биологическим отцом ребенка? Младенца подменили в роддоме?   Или беспокоится не о чем?

      Такие ситуации не редкость в жизни. Не знания законов генетики часто разрушают семьи. Поэтому считаю, что изучение этой темы очень важно. Я работаю в 11 классе, где биологию изучаем на базовом уровне. Учащимся этот предмет «не нужен», ЕГЭ они не сдают. Поэтому моя задача, дать основные понятия общей биологии, сформировать навыки применения этих знаний в жизни. За три часа я должна познакомить учащихся со всеми законами наследования, 1 час выделяется на практическую работу по решению элементарных задач по генетике. Это очень мало. Поэтому в 11 классе считаю целесообразным вести элективный курс «Решение генетических задач». Одна из них: решение генетических задач на наследование группы крови.

  1. Теоретическая часть. Характеристика групп крови.

   Участники мастер-класса делятся на три группы. Каждая самостоятельно выполняет свои задания по инструктивным карточкам.

1 группа: прочитайте текст, объясните, как определяется группа крови

                 человека. Работают на месте.

         

Задание 1 группе

          Кровь состоит из жидкой части — плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. На эритроцитах находятся белки – антигены. Различия между людьми по группам крови — это различия по составу определенных антигенов и антител плазмы крови.

       Австрийский ученый Карл Ландштайнер, смешивая плазму крови одних людей с эритроцитами, взятыми из крови других, обнаружил, что при некоторых сочетаниях эритроцитов и плазмы происходит «склеивание» - слипание эритроцитов и образование сгустков, а при других - нет.

       Изучая строение эритроцитов, Ландштайнер обнаружил особые вещества. Он поделил их на две категории  А и В, выделив третью, куда отнес клетки, в которых их не было. Позже были обнаружены эритроциты, содержащие маркеры А- и В-типа одновременно.

       В результате исследований возникла система деления по группам крови, которая получила название АВО. Этой системой мы пользуемся до сих пор.

I ( 0 ) – группа крови характеризуется отсутствием антигенов А и В;

II ( А ) – устанавливается при наличии антигена А;

III ( В ) – антигенов В;

IV( АВ ) – антигенов А и В.

        Это открытие позволило избежать гибели людей при переливаниях, вызванных несовместимостью крови больных и доноров. Впервые удачные переливания проводились и раньше. Так, в истории медицины XIX века описано удачное переливание крови роженице. Получив четверть литра донорской крови, по ее словам, она ощутила, «будто сама жизнь проникает в ее организм».

2 группа: вам даны три символа  А,   В,  0. Составьте все возможные  

                   комбинации, используя только два символа, например АВ (ВА

                   тоже самое) и т.д. Работают у магнитной доски с магнитными

                   карточками.

3 группа: прочитайте текст. Объясните, что такое резус-фактор? Чем он

                  определяется. Работают на месте.

Задания 3 группе

     Резус-фактор представляет собой антиген (белок), который находится в эритроцитах. Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Наследование группы крови по первой классификации  и резус-фактора происходят независимо друг от друга: люди с разной группой кровью могут быть с разным резус-фактором. Положительный резус-фактор обозначается Rh+ или R,  и является доминантным (преобладающим)  признаком, а отрицательный – rh- или r -  - рецессивным (подавляемым). 

      Если резус-отрицательному человеку перелить кровь резус-положительного, у реципиента начнется иммунная реакция, и в его плазме будут накапливаться антитела, уничтожающие резус белок. Если антител выработается немного, то первое переливание пройдет удовлетворительно. При повторных переливаниях эритроциты донора будут уничтожены, и реципиенту грозит гибель.

      Тот же процесс может быть у резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребенка. Попадание в кровь матери эритроцитов плода, что случается при микротравмах, приводит к иммунной реакции организма женщины – выработке антител. Антитела, проникая в плод, разрушают его эритроциты. Если антител в плод попало немного, первая беременность может закончиться благополучно, но последующие будут проходить с осложнениями. Современная медицина способна предупредить их, но для этого необходимо вовремя обратиться к врачу.

     Затем идет обсуждение.

  1. Как определяется группа крови человека?
  2. Каждый человек при наследовании группы крови получает один ген от матери, другой от отца. Какие генотипы могут быть при определенной группе крови?
  3. Как определяется резус-фактор?

         

3.  Практическая часть.

Задача: родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?

Дано:

Р:   II группа - АА или А0

      III группа – ВВ или В0

♀ - женский организм

♂ - мужской организм

Найти: F1 - ?

Решение: возможно 4 варианта.

  1. Р:  ♀ А0   х    ♂ В0

    II группа    III группа

 G:    А      0        В       0  

F1:   АВ,    А0,     В0,    00  

       IV гр  II гр    III гр  I гр

  1. Р:  ♀ АА   х    ♂ В0

    II группа    III группа

 G:    А              В       0  

F1:   АВ,    А0    

       IV гр  II гр  

  1. Р:  ♀ А0   х    ♂ ВВ

    II группа    III группа

 G:    А      0            В      

F1:   АВ,         В0

       IV гр       III гр  

  1. Р:  ♀ АА   х    ♂ ВВ

    II группа    III группа

 G:    А              В        

F1:   АВ

       IV гр  


1 вариант.

Решаем вместе с объяснениями.                             

  ♀  

А

0

В

АВ

IV группа

В0

III группа

0

А0

II группа

00

I группа

2,3, 4 вариант  решаются по группам. Затем делаем вывод.    

Ответ: У родителей, имеющих II и III группу крови, возможно рождение детей с любой группой крови.

Задача: Определите вероятность рождения резус – отрицательных детей у резус – положительных родителей, если бабушки были резус отрицательными.

 Дано:

Р: R-?♀ - женский организм

 и R-?♂ - мужской организм

 R - доминантный признак

     r -  рецессивный признак

Найти: F1 – вероятность рождения r r ?

Решение: бабушки передали своим детям (в задаче родителям) по одной хромосоме с рецессивным геном r. Значит родители гетерозиготы  Rr.

         Р:  ♀ Rr        х    ♂ Rr

    Есть резус    Есть резус

 G:    R      r        R       r 

F1:  

                      ♀                        ♂

R

r

R

R R   

Есть резус    

R r 

  Есть резус    

r

R r   

 Есть резус    

r r

Нет резуса

 

Решаем на доске, а решетки Пеннета выданы каждому участнику.

Ответ: вероятность рождения резус – отрицательных детей у резус – положительных родителей составляет 25%, или ¼ часть.

  1. Подведение итогов.

      Несведущие люди спрашивают, как наследуются группы крови: от родителей или от родственников. Законы генетики помогут  объяснить недоразумения, откуда появились новые группы крови у детей, если таковых нет у родителей.

  1. Рефлексия.

Полезным ли было занятие?

Благодарю вас за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГРУППА КРОВИ

ГЕНОТИП

I (0)

jO jO (00)

II (A)

JA JA (АА) ,   JA jO (А0)

III (B)

JB JB  (ВВ),    JB jO (В0)

IV (AB)

JA JB  (АВ)

                 ♀              

группа

группа

группа

группа

              ♀              

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Наследование групп крови"

При изучении темы "Генетика" в 10-м классе большой интерес у учащихся вызывает вопрос о наследовании групп крови. В презентации рассматривается алгоритм,  решение и проверка таких задач; диф...

Разработка урока "Наследование групп крови человека"

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, при изучении раздела "Генетика". Урок включает традиционные этапы: актуализация опорных знаний, изучение новой темы (с проблемной ситацией и выполнением...

презентация к уроку "Наследование групп крови человека"

Презентация используется совместно с уроком " Наследование групп крови человека" , конспект которого находится на мини - сайте....

"Группа крови и характер"

беседа с родителями...

разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"

методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка  составлена к уроку по п...

Группы крови. Переливание крови.

В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...

Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".

Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...