метапредметный подход и проекты в биологии
презентация к уроку по биологии по теме

Никонорова Ирина Владимировна

презентация  и текстовый материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metapredmetnost_26.11.13g.ppt401 КБ
Microsoft Office document icon metapredmetnost_tekst_26.11.13g.doc76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

      В рамках реализации программы ФГОС  нового второго поколения мы должны решить несколько важных задач и одна из них наиболее главная это развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов.

      слайд 1       Структура ФГОС предусматривает основные требования:                

•        к результатам основной образовательной программы

•        требования к структуре ООП

•        требования к условиям реализации ООП

      слайд 2        В требованиях  к условиям реализации ООП предусматривается 3 группы результатов :личностные, метапредметные, предметные

 слайд 3  В современной  системе образовательного стандарта и ФГОС нового поколения образовательный результат имеет отличительные особенности.

Ученик

Получает готовую информацию

Учитель

Транслирует  информацию

ФГОС

Новый образовательный  результат

Ученик

Осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

Учитель

Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среды

Слайд 4 Отличительные особенности ФГОС изменения требования к результатам стандарь 2004 г предусматривал ЗУНы (знания,умения,навыки) стандарт нового 2 поколения УУД (универсальные учебные действия)-это личностные,метапредметные и предметные результаты

      Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

        Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его,  недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

    Слайд  5   Что же такое метапредметность? Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

       Слайд  6 Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?

 Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:

Метапредметы,

Метапредметные программы,

Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),

Метапредметный урок,

Предметный урок + метапредметная тема,

Метапредметные задания,

Межпредметные проблемные ситуации,

Межпредметные, надпредметные проекты.

 

Слайд 7 Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:

Развивающего мышления;

Развитие критического мышления через письмо и чтение;

ТРИЗ;

Технологический компонент личностно-развивающего урока;

Метод проектов;

Исследовательская деятельность;

Тьюторские технологии

       слайд 8    Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

          использование различных источников для получения информации

     Биология – это  научная дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса, с химией, физикой, астрономией, географией, литературой, математикой.  

Так как в школах развита профильность, то ученики  старших классов как правило уже определились с выбором ,а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету. Именно поэтому, чтобы заинтересовать ученика ,развить у него личностный интерес и предметные результаты ,необходимо включать в рабочие программы интегрированные  уроки ,где можно показать взаимосвязь с другими предметами и опираясь на знания этих наук ,учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему с разных учебных дисциплин  и таким образом достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.

 Включая метапредметные  проекты  в  урок, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметные проекты учащихся на темы:

       1.«Исследования дальтонизма среди учащихся школы № 89» (биология  -история), метапредметные проекты включают и межпредметные связи и проведение интегрированных уроков, где может проходить целый метапредметный урок,или быть включено метапредметное задание.

       2.«Путешествие Ч.Дарвина на корабле Бигль» (биология -география)

       3.Исследовательская работа «Простейшие» (зоология -история) и другие

       Практически любую тему учитель может сделать метапредметной,а значить       и использовать проектную деятельность учащихся.

Слайд 10     Интегрированные уроки, межпредметные связи ,которые использовались и используются достаточно активно в школах на мой взгляд,являются звеном одной цепочки действующей по усложняющейся схеме:межпредметный урок -интегрированный урок — метапредметный урок.

 Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить  такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.

         слайд 11     В связи с  формированием метапредметных результатов предъявляются  и новые требования к профессиональной деятельности и  успешности учителя

  • Учителю необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования  с другими предметами и зоны его прорывного развития
  • Учителю нужно осваивать  и  применять новые  современные технологии
  • Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться»

      Метапредметные подходы в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

  Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...

Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.

Ильина А.С., преподавательСПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные...

Реализация метапредметного подхода в рамках ФГОС на примере индивидуальных проектов

Данная статья пригодится учителям, занимающимся метапредметными связями в образовании...