Реализация метапредметного подхода в рамках ФГОС на примере индивидуальных проектов
методическая разработка по математике (6, 7, 8 класс)

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данная статья пригодится учителям, занимающимся метапредметными связями в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

В школе мы  наблюдаем, как растут наши дети, насколько они все разные, неповторимые. Кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует или пишет стихи.  Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать граждан, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способных решать стратегические задачи государства и обладающих важнейшими качествами личности. 

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач. Ее решение  предполагает деятельность в самых разных направлениях. Задача  образовательного  учреждения в первую очередь состоит в  создании  образовательной  среды  для  раскрытия  таланта  каждого  ребенка, обеспечить  разнообразные,  но  равные  условия  для  проявления  интересов  каждого  ученика.

Становление и развитие творческой личности является главной задачей и при обучении математике. Конкретные математические знания имеют практическую значимость, так как являются инструментом, необходимым человеку в его продуктивной деятельности: в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в изучении предметов естественно - научного и гуманитарного циклов и в продолжение изучения математики в любой из форм системы непрерывного образования. Специфика творческой математической деятельности (в которую естественным образом включаются индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, обобщение и конкретизация, классификация и систематизация, абстрагирование, интуиция и логика), математического языка, связи математики с действительностью, истории математики является тем потенциалом математического образования, который определяет духовное и интеллектуальное становление и развитие личности человека.

Включение школьника в проектную деятельность (субъективно-творческую, поскольку уровень творчества в процессе обучения будет различным у разных учащихся) и связь соответствующей интеллектуальной деятельности с эмоциональными и духовными переживаниями позволяют делать обучение математике личностно значимым для него. Обучение математике будет развивающим, если оно строится на базе методологии научного поиска, которая включает в себя путь познания в математике, методы научного познания (общенаучные, эмпирические, гипотетико-дедуктивные, теоретические и частные), законы мышления, стиль математического мышления, ведущие идеи и принципы математики.

Особое значение математики в умственном развитии отметил еще в XVIII в. М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

При работе с математическим материалом выполнение мыслительных действий приобретает специфику, связанную с выявлением количественных отношений, а мышление приобретает тенденцию к оперированию «математизированными» объектами, становится носителем собственного содержания и специфических приемов выполнения действий.

Развитие математического мышления с помощью одних стандартных задач не возможно. Не случайно известный математик-педагог Д. Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Работа над проектом ставит  перед учащимися цель отыскать оригинальные, красивые решения поставленной задачи. Такая работа развивает творческие способности учащихся.

Метапредметность сегодня выступает ведущим трендом развития современной образовательной практики.

 Ключевой компетенцией обучения становится умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоению  учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Метазнания – это знания о структурах и способах получения знаний. Характеристика метазнания – надпредметность и интегративность. Метазнания выступают как целостная картина мира, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». К метазнаниям относятся:

  • теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  •  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
  •  критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми способами);
  •  регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
  • качества мышления (гибкость,  диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)

Другими словами, в процессе обучения, у учащегося   должны быть сформированы метаспособы, метаумения и метазнания то есть универсальные учебные действия, в результате чего учащейся должен достичь определенных метапредметных результатов.

При подготовке проектов превыше всего ценится не столько применение «пройденного» учебного материала, сколько процесс спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями.

Особенностью задачи, поставленной при подготовке проектной работы является синтез знаний и умений из различных наук, разных учебных дисциплин, Такая задача часто носит метапредметный характер. Часто в процессе работы над проектом возникает  метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи недостаточно имеющихся знаний и умений по отдельным предметам, что создает необходимость их межпредметной интеграции. 

 Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить: ситуации неопределенности; ситуации неожиданности; ситуации конфликта; ситуации опровержения; ситуации предположения. Новые задания, возникающие в проектной деятельности  направлены на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Вместо формулировок заданий: решите, выполните, найдите, звучат: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, выберите решение или способ решения...

При  создании проектов  у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

- Организационный этап. На этом этапе авторы проекта выбрали тему, поставили цели и задачи проекта, обсудили возможный результат деятельности.

- Выполнение проекта. На этом обучающиеся собрали информацию, касающуюся истории возникновения, развития балетного искусства в России, систематизировали ее. Познакомились с биографией Мариуса  Петипа, вспомнили имена великих танцоров, побывали на экскурсии в Мариинском театре. На основе собранного материала были составлены, проанализированы  математические задачи, внесены некоторые изменения в формулировки и общую концепцию проекта. Авторы подготовили сборник задач, презентацию, рассказывающую об основных этапах нашей работы и тетрадь творческих заданий.

- На   этапе защиты проекта обучающиеся выступили с презентацией проекта, провели математическую игру с использованием подготовленного материала.

- Оценка проекта. Мы оценили качество деятельности и результат нашей работы в виде оценочных таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

выступление на Интернет-он-лайн конференции...

«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»

Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...