реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС
статья по русскому языку на тему

выступление на Интернет-он-лайн конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon oblozhka_sbornik_fgos.pdf2.04 МБ
Файл s_t_r_a_n_i_ts_a.docx606.6 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

С т р а н и ц а | 181

Средняя общеобразовательная школа с углублѐнным изучением иностранного языка при Посольстве России в Японии

Верешкин Роман Владимирович - учитель русского языка и литературы

«Реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС:

алгоритмы, опорные схемы на уроках русского языка»

"Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал"


К. Д. Ушинский

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы воспитать жизнеспособную личность - человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки

  1. творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях.

  1. свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы - это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы - позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

Компактные, необычные опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

Опорные схемы и алгоритмы используются в практике моей работы постоянно. С 5 класса ученики заводят отдельную тетрадь-справочник, где весь изученный в начальной школе и среднем звене материал систематизируется, сводится в опорные схемы и блоки, теоретические формулировки.


С т р а н и ц а | 182

Теоретическая база моего преподавательского опыта заимствована из научных разработок советской эпохи педагога-новатора Виктора Фѐдоровича Шаталова и его последователя Юрия Степановича Меженко. Но цель метода опорных сигналов отвечает всем современным требованиям, а именно:

  1. активизация мыслительной деятельности учащихся, а следовательно, мотивация к изучению предмета;

  1. формирование навыков восприятия информации, соотнесение еѐ с ранее усвоенной;

  1. развитие умений видеть большую тему в целостном виде;

  1. повышение интереса к изучаемому предмету;

  1. интеграция с ИКТ.

Опорные конспекты, схемы на моих уроках составляются вместе с детьми при изучении нового материала, при закреплении, при обобщении. При этом я вместе с детьми, применяя методы и принципы педагогики сотрудничества, извлекаю теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляю их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даѐтся детям в готовом виде, а "вырастает" на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. Такое составление опорных конспектов ведѐт к реальному сотрудничеству педагога с учащимися.

Прошу обратить внимание на материал, в котором представлены схемы при изучении начальных параграфов учебника. В данном случае учащиеся вместе со мной составляли опорную схему уже после знакомства с текстами всех стилей речи.


С т р а н и ц а | 183


С т р а н и ц а | 184

Постепенно работая с опорными конспектами (а они могут выглядеть по-разному: в виде таблицы, схемы, алгоритма или правила), дети на уроках постепенно "раскрепощаются" (ведь всегда приходит на помощь справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться - проверил). Даже слабые ученики начинают чувствовать себя, что называется, "на подъѐме": они уверены, что способны разобраться в сложностях и тонкостях русского языка. Они мыслят, активно работают, в классе устанавливается атмосфера взаимоподдержки и взаимопонимания. На этой основе вырабатывается и любовь к русскому языку как школьному предмету. Таким образом, работа с опорными конспектами имеет ещѐ и важное воспитательное значение.


С т р а н и ц а | 185

На слайдах 4, 5 представлены опорные схемы уже изученных пятиклассниками членов предложения и частей речи. Эти схемы тоже не даются отдельно друг от друга, чтобы предупредить затруднения учащихся в определении частей речи и членов предложения.

Последнюю опорную схему, которая используется при изучении спряжений и безударных личных окончаний глаголов, мы составляем ещѐ при повторении материала из начальной школы, для того чтобы учащиеся могли еѐ использовать и в конце учебного года при изучении темы "Глагол", и в 6, 7 классах при изучении морфологических разделов.


С т р а н и ц а | 186

  1. считаю, что использование данных элементов методики при изучении русского языка в рамках ФГОС, несомненно, даѐт определѐнные результаты. Во-первых, значительно увеличивается объѐм изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся более прочно усваивают знания по предмету. Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления. В-третьих, повышается мотивация к обучению у учащихся.

В итоге хочется отметить, что применение данной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, что вполне соответствует требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС ООО.

В докладе представлено мое видение и понимание основных требований к обучению предмету "физическая культура" в рамках ФГОС ООО и возможные способы реализации этих требований с учетом условий школы....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....

Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы...