Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС
статья на тему

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Выступление на педагогическом совете школы

На тему: «Реализация системно-деятельностного  подхода в рамках ФГОС»

                                                                                                    Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                                           Яковлева В.Ю.

   Сегодня наше общество столкнулось с проблемой – нужны ли  в современных условиях изменения в области  образования, в том числе и коррекционного? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на получение знаний?

    Анализ возможностей адаптации ребенка с ОВЗ в мире, где поток информации удваивается из года в год, показывает, что готовя наших детей к социализации, мы должны научить их отбирать из массы предложений приемлимые для них варианты. Кто же, как не школа, призван развивать адаптационные возможности школьника,  уметь реализовать себя в новых социально-экономических условиях.

         Сегодня важно не столько дать ребенку багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

        Переход в 2011г. от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

        Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.

 Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, что позволяет педагогу обеспечивать системное включение детей в этот процесс.

        А деятельность, в том числе социально ведущая, это всегда система, нацеленная на результат. Основным результатом системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, поэтому результат предполагает:

•воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

•переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

•ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

•признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

•учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

•обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;

•разнообразие организационных форм с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

•гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования,  создающая основу для самостоятельного  усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

     И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению. Это можно сделать только с помощью действия.

Понятие системно - деятельностного подхода (компетентностного) в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Воронкова В.В. и многие другие исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода?  

Основной формой организации обучения в ОУ является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода следующие:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума государственного стандарта знаний (базовый уровень, для слабо успевающих – минимально достижимый уровень).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и принятию правильных решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

           Сегодня современному учителю предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и  доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

     Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной деятельности.

 Чтобы понять какой прием или технику использовать вам на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

           Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности

        Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Для организации

деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются прочностью, действенностью.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

•связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

•планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектных методов;

•привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

•оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

      Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

•на мысленные и практические действия обучающихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

•на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций;

 •на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии обучающихся, творческом преобразовании мира.

    Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.    

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

        а) восприятие информации;

        б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

        в) запоминание (создание образа);

       г) самооценка

Т.о. алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода следующий:

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3.  Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

4. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

 Если затрагивать воспитательный аспект по данной проблеме, то для достижения воспитательных результатов при использовании системно-деятельностного подхода действия педагога должны быть направлены:

 на создание условий для воспитанника, на поддержание стремлений к новым знаниям, на создание воспитательной среды, в которой ребенок сможет осознавать свои поступки, на создание возможностей выхода в пространство, желания реализовывать свои потенциальные возможности, на формирование мотивации к изменению себя и  готовности приобретать новые личностные качества.

       Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Современная школа требует, чтобы ребёнок сегодня не только мог что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, а также самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет оставаться  деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, что  обеспечивает рост его творческого потенциала, создаёт основу для успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

выступление на Интернет-он-лайн конференции...

«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»

Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...