Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса базовый уровень (по программе В.Б.Захарова)
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Малкина Ольга Вячеславовна

Рабочая  программа по биологии для 11 класса составлена на  основе  авторской  программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта среднего (полного) общего  образования по биологии. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Принята на заседании школьного методического объединения

Руководитель:

  Т.Е. Суранова

Протокол № 1  

От «30» августа 2013 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по УМР МБОУ СОШ №14

  Т.Е. Суранова

 «13 » сентября 2013 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14

_______________(Е.Т. Савельева)

Приказ № 653 от «18» сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному курсу «Общая биология»

11  класс

                                                                                        Базовый уровень

                                                                                                                                                                                                                       Составлена учителем биологии      

                                                                                                                                                                                                                         МБОУ СОШ №14 Малкиной О.В.

                                                                                                                           высшая квалификационная

                                                                                           категория

2013 - 2014  учебный год

Нягань

Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  • Закон РФ «Об образовании»

Глава II, ст.11 «ФГОС и федеральные государственные требования образовательных стандартов»

Глава II, ст. 12, п.7: «Образовательные программы».

Глава II, ст. 13: «Общие требования к реализации образовательных программ».

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

- Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 г. «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования»;

- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений ХМАО – Югры, реализуемых программы общего образования, утверждённый приказом ДОиН ХМАО – Югры № 99 от 30 января 2007 года;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. №1067);

- Образовательная программа МБОУ СОШ № 14 на 2013 – 2014 учебный год (Глава II, ст. 12, п.7, ст. 13 закона РФ «Об образовании» от29.12.2012г. № 273);

- Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2013 – 2014 учебный год.

- Программа для средней (полной) общеобразовательной школы. Биология. В.Б.Захаров. - М.: Дрофа, 2001.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый):  базовый стандарт

Место предмета в Федеральном  базисном учебном плане:

Объём часов: 11 класс - 35 ч (в год), 1 ч (в неделю).

Количество часов федерального компонента: 1 ч

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет

Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет

Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): компилятивная

Принцип обучения: (линейный, концентрический, линейно – концентрический): концентрический

Для каких обучающихся составлена (общеобразовательные или профильные, классы развивающего обучения): общеобразовательные классы.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: 

Рабочая  программа по биологии для 11 класса составлена на  основе  авторской  программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта среднего (полного) общего  образования по биологии. В содержание авторской программы  внесены следующие изменения: в 11 классе часы резервного времени использованы на изучение темы «Вид» - увеличено количество часов с 20 до 21, темы «Экосистемы» - увеличено количество часов с 10 до 14 часов. Такое распределение часов  обеспечит формирование знаний и умений по биологии на базовом уровне.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Цель и задачи курса:

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Образовательные:  

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

Воспитательные:

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Практическая   деятельность (какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и  практические работы, конференции, деловые игры, встречи с интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки обобщения знаний, предусмотренные программой.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: традиционная  технология

Цель:

Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.

Задачи:

1.  Совершенствование форм и  методов обучения.

2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.

3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.

4. Обучить  приемам работы с техническими средствами,  дополнительной литературой, картами, таблицами.

5. Контроль влияния технологии  обучения на качество знаний.

Результат:

1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.

2. Повышение качества обучения до 60 %.

3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в  активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.

Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, использование здоровьесберегающих технологий, продуктивные и репродуктивные методы (словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый), самостоятельная работа.

Формы организации деятельности учащихся: основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка знаний учащихся

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки устного ответа:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
-  Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Критерии оценки лабораторных работ:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и

выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета;

не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

Оценка практических умений учащихся

  1. Оценка умений проводить  опыты

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»

  • не определена самостоятельно цель;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

-        допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оснащение учебного процесса

( учебно – методический комплекс (УМК)

Программа курса: Биология. Программа для средней (полной) общеобразовательной школы. В.Б.Захаров. - М.: Дрофа, 2001.
Учебник:  В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005.

Методические пособия: 

Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;
В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;
Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г,
В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;

Другие учебные пособия:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
  2. Интернет-ресурсы: http://ps.1september.ru/, http://13.pedsovet.org/, http://pedsovet.su/, http://www.zavuch.info/, http://www.mioo.ru/, http://minobr.org/, http://eorhelp.ru/
  3. Презентации к урокам.

Оборудование:

  1. Таблицы, муляжи, влажные препараты, микроскопы «Юннат», микропрепараты «Ботаника 1», «Ботаника 2» и др
  2. Гербарии «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Сорные растения», «Эволюция органического мира высших растений», «Деревья и кустарники»,
  3. Модель «Клетка растения», «Стебель растения», «Строение корня», «Строение листа», «Сердце», «Строение глаза», «Мозг человека» и др.
  4. Коллекция «Развитие насекомого с неполным превращением»;
  5. Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп,  цифровая лаборатория «Архимед».

Тематический план для 11 класса

Тема, раздел

Количество часов

Раздел  Вид.

21

Тема 1. История эволюционных идей.

13

Тема 2. Происхождение жизни на Земле.

3

Тема 3. Происхождение человека.

5

Раздел  Экосистемы.

14

Тема 1. Экологические факторы

3

Тема 2. Структура экосистем.

4

Тема 3. Биосфера – глобальная экосистема

2

Тема 4. Биосфера и человек.

5

Итого:

35

Основное содержание программы курса биологии

«Общая биология 11 класс».

ВИД (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

ЭКОСИСТЕМЫ (14 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Примерные темы экскурсий

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

   

     

   

Календарно – тематическое планирование по биологии для 11 класса

 на 2013 – 2014 учебный год

Название программы: Биология. Программа для средней (полной) общеобразовательной школы    Автор программы: В.Б.Захаров

Год издания: 2001  г.  Издательство: «Дрофа»                                  

Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005.

Количество часов за год: 35 часов, (в неделю – 1)

Выполнение программы

Перечень четвертей

Количество  часов по плану

Количество проведенных часов по факту

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

9

Итого за год:

35

Выполнение практической части программы

Перечень четвертей

Контрольные

работы

Практические

работы

Лабораторные

работы

Зачёты

Тесты

Диктанты

Развитие

речи

Другие

виды

Итого

1 четверть

по плану

1

3

4

фактически

2 четверть

по плану

1

1

1

3

фактически

3 четверть

по плану

4

1

5

фактически

4 четверть

по плану

1

3

4

фактически

Итого за год:

по плану

3

8

3

2

16

фактически

№п/п

Кол-во час.

Дата

по

плану

Тема урока

Основное содержание, понятия, термины

Формирование компетенций

Практическая часть программы

Дата

по факту

знаний

умений и навыков

21ч.

Раздел 4. Вид.

13ч.

Тема 4.1. История эволюционных идей.

1

02.09

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

знать /понимать основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых (К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде;

2

09.09

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Входная контрольная работа

3

16.09

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.

4

23.09

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

5

30.09

Вид. Критерии и структура.

ЛР №1  «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

6

07.10

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей  одного вида»

7

14.10

Факторы эволюции.

8

21.10

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

9

28.10

Адаптации организмов к условиям обитания.

ЛР №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

10

11.11

Видообразование.

11

18.11

Сохранение многообразия видов.

12

25.11

Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок.

13

02.12

Контрольно-обобщающий урок.

Тест №1 «Основные закономерности эволюции»

3ч.

Тема 4.2. Происхождение жизни на Земле.

14

09.12

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни в палеозойскую эру.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Формы сохранности ископаемых растений и животных. Эволюция растительного и животного мира.

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека

ПР №1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

15

16.12

Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

16

23.12

Контрольно-обобщающий урок.

Промежуточная контрольная работа

5ч.

Тема 4.3. Происхождение человека.

17

13.01

Место человека в живой природе. Систематическое положение.

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека.  Происхождение человеческих рас.

Доказать происхождение чел. от животных. Умение различать формы древних людей. Доказать существование вида Чел. разумный

ПР №2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

18

20.01

Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древние люди.

19

27.01

Современный человек. Свойства человека как биосоциального существа.

20

03.02

Человеческие расы.

21

10.02

Контрольно-обобщающий урок.

Тест №2 «Происхождение человека»

14ч.

Раздел 5. Экосистемы.

3ч.

Тема 5.1. Экологические факторы

22

17.02

Организм и среда. Экологические факторы.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

знать /понимать

основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде;

23

24.02

Абиотические факторы среды.

24

03.03

Биотические факторы среды.

ПР №3 «Составление цепей питания»

4ч.

Тема 5.2. Структура экосистем.

25

10.03

Структура экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Агроэкосистема.

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

 

26

17.03

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

ПР №4 «Сравнительная х-ка прир экосистем и агроэкосистем»

27

31.03

Причины устойчивости и смены экосистем.

ПР №5 «Решение экологических задач»

28

07.04

Влияние человека на экосистемы.

 ПР №6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

2ч.

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема.

29

14.04

Биосфера – глобальная экосистема.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

знать /понимать

основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;   биологическую терминологию и символику; 

Глобальные экологические проблемы.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

30

21.04

Роль живых организмов в биосфере. Обобщающий урок.

5 ч.Тема 5.4. Биосфера и человек.

31

28.04

Биосфера и человек.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

ПР №7 «Исследование изменений в экосистемах»

32

05.05

Основные экологические проблемы современности, пути их решения.

 ПР №8 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

33

12.05

Контрольно-обобщающий урок

Итоговая контрольная работа

34

19.05

Роль биологии в будущем.

35

26.05

Консультация

 Итого: 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 8 класс базовый уровень ( к учебнику М.З. Биболетовой)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, теметическое планирование, контрольные работы по четвертям...

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» 10 класс, базовый уровень

Рабочая программа  составлена на основе федерального Государственного образовательного стандарта,  Программы среднего  (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 9 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про­граммы по русскому языку к учебник...