Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Глебова Галина Михайловна

Рабочая программа по биологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.ponomareva.doc173.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и учебника «Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Изд-во «Вентана-Граф», 2008.

Согласно учебному плану – 68 часов в год, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов в год - 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Резервные часы используются для организации повторения пройденных тем.

Основными целями программы являются:

-развитие у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:

-формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

-формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

-приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

-воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

-создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема

Количество часов по программе

Уплотнение часов

Количество часов фактическое

Общие сведения о мире животных

5

0

5

Строение тела животных.

3

0

3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

0

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3

0

3

Тип Черви

Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

0

6

Тип Моллюски

4

0

4

Тип Членистоногие

7

0

7

Тип Хордовые.

6

0

6

Класс Земноводные, или Амфибии

4

0

4

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

4

0

4

Класс Птицы

7

0

7

Класс Млекопитающие, или Звери

12

0

12

Развитие животного мира на Земле

3

0

3

Резерв

2

0

2

ИТОГО

70

0

70

Содержание рабочей программы:

Тема1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов.

Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Тема6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Тема7: Тип Членистоногие (7 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Тема8: Тип Хордовые(6 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (12 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Тема13: Развитие животного мира на Земле (3 часа). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

∙        признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;

∙        сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

∙        объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

∙        изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

∙        распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

∙        выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

∙        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

∙        определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

∙        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

∙        проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

∙        рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

∙        выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План. сроки

Домашняя

прохождения

работа

Общие сведения о мире животных.(5 часов)

11

Зоология – наука о животных

1 нед.сентября

02.09 – 08.09

 

§1, р.т § 1 № 1, 2, 4, 5

22 

Среды жизни и места обитания животных Взаимосвязи животных в природе.

1 нед.сентября

02.09 – 08.09

 

§ 2, рабочая тетрадь § 2 задания 2, 4, 5

33

Классификация животных и основные систематические группы

2 нед. Сентября

09.09 – 15.09

 

§ 3, рабочая тетрадь § 3 задания 1, 2, 5

44

Влияние человека на животных

2 нед. Сентября

09.09 – 15.09

 

§ 4, рабочая тетрадь § 4 задания 2,4

55

Краткая история развития зоологии.

3 нед. Сентября

16.09 – 22.09

 

§ 5, рабочая тетрадь § 5 задание 1,3

Строение тела животных (3 часа).

66

Клетка.

3 нед. Сентября

16.09 – 22.09

 

§ 6, рабочая тетрадь § 6 задание 1,2,3,4

77

Ткани.

4 нед. Сентября

23.09 – 29.09

 

§ 7, рабочая тетрадь § 7

§ 8,

рабочая тетрадь §8 задание 1,2

Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа).

99

1.      Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1 нед.октября

30.09 – 06.10

 

§ 9, нарисовать размножение амебы

110   

Класс Жгутиконосцы.

1 нед.октября

30.09 – 06.10

 

§ 10, рабочая тетрадь § 10 задание 1,2, доклады

111   

Тип Инфузории.Лабораторная работа №1"Строение инфузории-туфельки".

2 нед.октября

07.10 – 13.10

 

§ 11, рабочая тетрадь § 11, задания 2,3

112   

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

2 нед.октября

07.10 – 13.10

 

§ 12, рабочая тетрадь § 12 задания 3,5

Подцарство Многоклеточные животные (3 часа).

113   

Тип Кишечнополостные.

3 нед.октября

14.10 – 20.10

 

§ 13, рабочая тетрадь §13 задание 3

Морские кишечно-

полостные.

115   

Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные»

4 нед.октября

21.10 -27.10

 

 

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).

116   

Тип Плоские черви.

4 нед.октября

21.10 – 27.10

 

§ 15, рабочая тетрадь §15 задание 1,2

117   

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

5 нед.октября

28.10 – 03.11

 

§ 16, рабочая тетрадь §16

119   

Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №2."Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя".

2 нед.ноября

11.11 – 17.11

 

§ 18, рабочая тетрадь § 18 задание 1, нарисовать рис.64

220   

Класс Малощетинковые черви.

2 нед.ноября

11.11 – 17.11

 

§ 19, рабочая тетрадь § 19 задание 5

221   

Обобщение и повторение по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

3 нед.ноября

18.11 – 24.11

 

 

Тип Моллюски (4 часа).

222   

Общая характеристика типа Моллюски.

Лабораторная работа №3"Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков".

3 нед.ноября

18.11 – 24.11

 

§ 20, рабочая тетрадь § 20 задание 1,2, 4

223   

Класс Брюхоногие моллюски

4 нед.ноября

25.11 – 01.12

 

§ 21, рабочая тетрадь § 21 задание 1,4

224.   

Класс Двустворчатые моллюски

4 нед.ноября

25.11 – 01.12

 

§ 22, рабочая тетрадь § 22 задание 1,2, 3

225.   

Класс Головоногие моллюски.

1 нед.декабря

02.12 – 08.12

 

§ 23, рабочая тетрадь § 23 задание 2, 3, 4

Тип Членистоногие (7 часов).

227.   

Класс Паукообразные.

2 нед.декабря

09.12 – 15.12

 

§ 25, рабочая тетрадь § 25 задание 1,2, 3, 5

228.   

Класс Насекомые.

Лабораторная работа №4.

"Изучение внешнего строения майского жука".

2 нед.декабря

09.12 – 15.12

 

§ 26, рабочая тетрадь § 26 задание 2, 4, 5

229.   

Типы развития насекомых.

3 нед.декабря

16.12 – 22.12

 

§ 27, рабочая тетрадь § 27 задание 3, 5

330.   

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

3 нед.декабря

16.12 – 22.12

 

§ 28, рабочая тетрадь § 28 задание 1, 4

331.   

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

4 нед.декабря

23.12 – 29.12

 

§ 29, рабочая тетрадь § 29 задание 3, 4

332.   

Обобщение знаний по темам 4-7.

4 нед.декабря

23.12 – 29.12

 

 

Тип Хордовые. (6 часов)

334.   

Подтип Черепные Надкласс Рыбы.Л.р.№ 5."Изучение внешнего строения рыб".

3 нед.января

13.01 – 19.01

 

§ 30 стр 151, § 31

335.   

Внутреннее строение рыбы(на примере костистой).

4 нед.января

20.01 – 26.01

 

§ 32, рабочая тетрадь § 32 задание 1,3

336.   

Особенности размножения рыб.

4 нед.января

20.01 – 26.01

 

§ 33, рабочая тетрадь § 33 задание 1,2

337.   

Основные систематические группы рыб.

5 нед.января

27.01-2.02

 

§ 34,рабочая тетрадь § 34.

338.   

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

5 нед.января

27.01-2.02

 

§ 35,рабочая тетрадь § 35.

Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).

339.   

Места обитания и строение земноводных. Л.р. №6.

"Изучение строения лягушки"

1 нед.февраля

3.02-9.02

 

§ 36, рабочая тетрадь § 36 задание 3, 5

440.   

Строение и деятельность внутренних органов.

1 нед.февраля

3.02-9.02

 

§ 37,рабочая тетрадь § 37.

441.   

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.

2 нед.февраля

10.02-16.02

 

§ 38,рабочая тетрадь § 38.

442.   

Многообразие и значение земноводных.

2 нед.февраля

10.02-16.02

 

§ 39, рабочая тетрадь § 39 задание 1,2,3

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа).

443.   

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.Л.р.№7.

"Сравнение скелета ящерицы и лягушки".

3 нед.февраля

17.02-23.02

 

§ 40, рабочая тетрадь § 40 задание 3, 4

444.   

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

3 нед.февраля

17.02-23.02

 

§ 41 рабочая тетрадь § 41 задание 1,2,3, 4

445.   

Многообразие пресмыкающихся

4 нед.февраля

24.02-2.03

 

§ 42

446.   

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

4 нед.февраля

24.02-2.03

 

§ 43

Класс Птицы ( 7 часов).

447.   

Среда обитания и внешнее строение птиц.Л.р.№8.

"Внешнее строение птиц".

1 нед.марта

3.03-9.03

 

§ 44, рабочая тетрадь § 44 задание 3, 4

448.   

Опорно-двигательная система птиц.Л.р.№9."Строение скелета птицы".

1 нед.марта

3.03-9.03

 

§ 45 рабочая тетрадь § 45 задание 1, 4

449.   

Внутреннее строение птиц.

2 нед.марта

10.03-16.03

 

§ 46, рабочая тетрадь § 46 задание 2,3

550.   

Размножение и развитие птиц.

2 нед.марта

10.03-16.03

 

§ 47

551.   

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

3 нед.марта

17.03-23.03

 

§ 48

552.   

Многообразие птиц.

3 нед.марта

17.03-23.03

 

§ 49

553.   

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

4 нед.марта

31.03-6.04

 

§ 50, рабочая тетрадь § 50 задание 1,2,3

Класс Млекопитающие, или Звери (12 часов).

554.   

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

4 нед.марта

31.03-6.04

 

§ 51

555.   

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы. Л.р.№10."Изучение

строения скелета млекопитающих".

 7.04-13.04

 

§ 52 стр. 77-81

556.   

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

2 нед.апреля

7.04-13.04

 

§ 52 стр. 81-83 рабочая тетрадь § 52 задание 1,3, 4

557.   

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

2 нед.апреля

14.04-20.04

 

§ 53

558.   

Происхождение и многообразие млекопитающих.

3 нед.апреля

14.04-20.04

 

§ 54

559.   

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные,

3нед.апреля

21.04-27.04

 

§ 55

660.   

Отряды: Хищные. Ластоногие, Китообразные,

4 нед.апреля

21.04-27.04

 

§ 55,§ 56, рабочая тетрадь § 56 задание 1,2

661.   

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные Хоботные

4 нед.апреля

28.04-4.05

 

§ 56, рабочая тетрадь § 56

662.   

Отряд Приматы.

1 нед.мая

28.04-4.05

 

§ 57

664.   

Значение млекопитающих для человека.

2 нед.мая

5.05-11.05

 

§ 59

665.   

Обобщение знаний по теме «Класс млекопитающие»

2 нед.мая

12.05-18.05

 

 

Развитие животного мира на Земле (3 часов).

666.   

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции

3нед.мая

12.05-18.05

 

§ 60

667.   

Основные этапы развития животного мира на Земле.

3 нед.мая

19.05-25.05

 

§ 61

668.   

Обобщение знаний по теме: Развитие животного мира на Земле.

4 нед.мая

19.05-25.05

 

 

669.   

Резерв.

4 нед.мая

26.05-1.06

 

 

770.   

Резерв.

5 нед.мая

26.05-1.06

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Строение инфузории-туфельки"

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование: 1) микроскопы

2) микропрепараты "Инфузория-туфелька", культура с

живыми инфузориями, предметное и покровное стекло,

пипетка

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Сделайте микропрепарат. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму и особенность

передвижения

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя"

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Оборудование: 1) коллекция "Агроценоз"

2) микроскоп

3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого червя"

Ход работы:

1. Рассмотрите в коллекции "Агроценоз" животных, совместно обитающих с дождевым червем в почве, сосредоточьте внимание на самом черве: на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела.

2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.

Оформление результатов: зарисуйте увиденное.

Сделайте вывод, указав приспособления во внешнем строении дождевого червя для жизни в почве.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков"

Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика,

беззубки

2) лупа

Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:

1.        подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и

прудовика

2) рассмотрите перламутровый слой в раковинке беззубки;

3) определите возраст беззубки.

Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Изучение внешнего строения майского жука"

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на

примере майского жука, научиться выявлять функции органов

Оборудование: коллекция "Майский жук".

Ход работы: рассмотрите насекомое:

- определите его длину и окраску;

- найдите 3 отдела тела;

- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;

- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;

- найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.

Оформление результатов:

Заполните в тетради таблицу:

Отделы тела

Расположенные на них органы

Функции органов

Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Изучение внешнего строения рыб"

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания

Оборудование: 1) емкость с рыбой

2) лупа

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу:

- определите форму ее тела;

- рассмотрите с помощью лупы чешую;

- рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;

- найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.

Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

По теме: «Изучение строения лягушки»

Цель: знакомство с основными чертами строения скелета лягушки.

Оборудование: 1) препараты скелета лягушки.

Ход работы:

1.        Внимательно рассмотрите скелет лягушки. Найдите череп, позвоночник, скелеты конечностей и поясов конечностей.

2.        Посмотрите, на какие отделы делится позвоночник. Найдите шейный отдел. Из скольких позвонков он состоит? Найдите туловищный отдел. Рассмотрите форму туловищного позвонка. Найдите тело позвонка. Посмотрите, есть ли у лягушек ребра. Найдите крестцовый отдел позвоночника и хвостовую кость.

3.        Рассмотрите череп лягушки. Опишите его форму. Как вы думаете, с чем она связана?

4.        Изучите строение передних и задних конечностей. Определите, из каких частей они состоят. Найдите пояса конечностей.

5.        Зарисуйте схему строения передних и задних конечностей лягушки.

Сделайте вывод о характерных особенностях строения лягушки.

ЛАЮОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

По теме: «Сравнение скелета ящерицы и лягушки»

Цель: сравнить скелеты ящерицы и лягушки.

Оборудование: 1)препараты скелета ящерицы, 2) препараты скелета лягушки, 3) лупа.

Ход работы:

1.        Рассмотрите скелеты ящерицы и лягушки. Найдите череп, позвоночник, скелеты конечностей, поясов конечностей, хвоста.

2.        Посмотрите, на какие отделы делится позвоночник. Найдите шейный отдел.

3.        Найдите грудной и поясничный отделы позвоночника.

4.        Рассмотрите черепа лягушки и ящерицы. Чем они отличаются?

5.        Изучите строение передних и задних конечностей.

6.        Сравните строение скелета лягушки и ящерицы и занесите результаты в таблицу:

Часть скелета

Лягушка

Ящерица

Отделы позвоночника

Число позвонков в шейном отделе позвоночника

Наличие ребер и грудной клетки

Наличие хвостового отдела позвоночника

Количество костей, образующих предплечье и голень

Сформулируйте вывод о сходстве и различиях строения скелета лягушки и ящерицы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: "Внешнее строение птиц"

Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.

Оборудование: 1) открытка с изображением птицы

2) инструкция по описанию птицы

3) набор перьев

Ход работы:

1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.

2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.

Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.

К лабораторной работе 6 "Внешнее строение птицы"

Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:

1. Величина (с воробья, меньше или больше).

2. Форма:

хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)

клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

хохол на голове

и т.д.

3. Окраска:

общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)

характерные цветовые отметины (черная голова, голубая "шапочка",

белые щеки и т.д.)

на крыльях белые полосы

хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: "Строение скелета птицы"

Цель: познакомиться со строением скелета птиц, научиться выявлять особенности, связанные с полетом.

Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету птиц.

Ход работы:

1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов.

2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?

3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета птиц, связанных с полетом.

Оформление результатов и вывода:

Заполните в тетради таблицу:

Отделы скелета

их особенности

значение для полета

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: "Изучение строения скелета млекопитающих"

Цель: изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных

Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих

Ход работы:

1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов.

2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.

Сделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

1.        Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

2.        Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

3.        Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

4.        Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

5.        Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

6.        Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

7.        Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

8.        Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

9.        Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

10.        Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.

11.        Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.

12.        Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.

13.        Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

14.        Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.

15.        Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

16.        Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

17.        Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

1.        http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

2.        http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

3.        http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****

4.        http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****

5.        http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****

6.        http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****

7.        http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

8.        http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

9.        http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****

10.        http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

11.        http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****

12.        http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****

13.        http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****

14.        http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****

15.        http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****

16.        http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****

17.        http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****

18.        http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****

19.        http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****

20.        http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.

21.        http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.

22.        http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****

23.        http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****

24.        http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***

25.        http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***

26.        http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***

27.        http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарно-культурологического цикла от 30.08.2013г.№ 1.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР________________Потапова НД

02.09.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...