Приобщение детей к исследовательской работе
статья по биологии на тему

Публикация на тему "Приобщение детей к исследовательской работе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_na_temu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                          Приобщение детей к исследовательской работе.

   Главной задачей современной школы  - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. В связи с этим задача учителей – формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут  ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Чтобы добиться высоких результатов в процессе обучения, необходимо научить детей самостоятельно конструировать свои знания, находить и решать проблемы, развивать познавательные навыки, формировать экологически грамотного человека. Важнейшей формой реализации таких технологий является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность – современная форма обучения. Это – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

    На уроках естественных наук реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написания и защиты рефератов, игр, имеющих проблемный характер и исследовательскую направленность. В процессе поиска информации для написания реферата и исследования объекта ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, ищет материалы с Интернет ресурса, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа  помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

  Для  работы  необходимо в первую очередь определить тему исследования. Как возникают темы исследований? Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения; собственные вопросы и интересы учащихся; доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки. Затем составить план будущей работы, выбрать цели исследования, определить задачи по достижению цели и методы исследования. Провести непосредственную работу с материалом: наблюдение,  эксперимент,  анкетирование, беседы с  взрослыми, видеофильмы, подшивки периодических изданий, фотографии, анализ полученного материала, систематизацию, обобщение, выводы. Необходимо проведение консультаций с  руководителем, при подготовке  и  при  создание презентации  по  выступающей теме.

  В своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и групповые, практико-ориентированные, исследовательские. А учащиеся  нашей школы под руководством учителей выполняли следующие исследовательские проекты: «Мониторинг экологического состояния классной комнаты»; «Раннецветущие растения пришкольного участка», «Бортевое пчеловодство», «Заражение деревьев грибами – паразитами»,  «Растительные красители», «Определение антропогенных  загрязнений окружающей среды» и.т.д. и успешно защитили эти проекты на научно-практической конференции МАН. Сначала участники выступают   на школьной, районной конференциях. Районная конференция рекомендует  достойные работы на  республиканские  конференции  и  учащиеся каждый год занимают призовые места.

 Я считаю что, для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность необходимо:

– общий интерес,  как со стороны учащихся, так и учителя  к проблеме;

– актуальность выбранной темы, ее значимость;

– необходимость разработки темы  в связи с местными условиями.

  Именно краеведческая работа с учащимися позволяет выработать в них чувство ответственности и гражданского долга по отношению  к малой родине и к стране, свидетельствует  о сопричастности к судьбам жителей района, заинтересованности, увлеченности, формирует экологическую культуру личности, ответственность за состояние природы.  Я думаю, что исследовательский  навык, приобретенный в школе, будут расширять знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать творческий потенциал.

1. Давыдова, Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся / Е.Р. Давыдова //Начальная школа.- 2010.-№12.-С.61-62

2.Гузеева, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеева //Школьные технологии.- 2010.-№5.-С.49-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья про участие детей в исследовательской работе

Стало традицией в Детско- юношеском центре ежегодно проводить научно- практическую конференцию "Первые шаги в науку" среди учащихся 2 - 11 классов образовательных учреждений и учреждений дополнительно...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений

Исследовательские работы учащихся как способ приобщения к духовно-нравственному опыту предыдущих поколений...

Исследовательская работа по теме "Традиционный рушник как средство приобщения молодёжи к духовной культуре народа"

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что в традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огро...