Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа по биологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.docx74.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                        «Утверждено»

Руководитель МО                            Заместитель                             Директор МБОУ СОШ п.Агроном

________________                         руководителя по УВР                ___________________________

         ФИО                                        МБОУ СОШ п.Агроном                                        ФИО

Протокол №_____ от                       ___________________             Приказ №___________ от

«__»___________20____г.             «___»__________20__г.             «___»____________20____г.

    Рабочая программа педагога 

    Малыхиной Ирины Анатольевны

по биологии

7 класс

 

 

     

                                           

                                                                                               

                                                                           

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               протокол № ___________от

                                                                                                              «_____»_____________20____г.

                                                       

2013 — 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Межпредметные связи и преемственность: Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как география, экология.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Лабораторные работы

уроки

1

 Тема1: Общие сведения о мире животных.

5

2

Тема2:  Строение тела животных

3

1

 3

Тема3:Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные

4

1

 4

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные

3

1

5

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

2

2

6

Тема6: Тип Моллюски

4

1

7

Тема7: Тип Членистоногие

7

1

2

8

Тема8: Тип Хордовые.

6

2

1

9

Тема9:  Класс Земноводные, или Амфибии

4

1

10

Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

1

11

Тема11: Класс Птицы

7

2

1

12

Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

3

13

Тема13: Развитие животного мира на Земле

5

Итого: 68 часов

68

 9

45

13

 

Содержание рабочей программы:

Тема1: Общие сведения о мире животных.(5  часов).  Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема2:  Строение тела животных (3 часа).  Клетка. Ткани. Органы и системы органов.

                Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.  Класс Саркодовые. Класс  Жгутиконосцы. Тип               Инфузории.  Многообразие простейших.  Паразитические простейшие

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа).   Тип  Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).  Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Тема6: Тип Моллюски (4 часа).  Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие       моллюски.

Тема7: Тип Членистоногие (7 часов).    Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.  Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Тема8: Тип Хордовые(6 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

        Тема9:  Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).   Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл  жизни  и происхождение земноводных. Многообразие и значение  земноводных.

        Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеяте

               льность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

                 Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и  внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и        развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

        Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненныйцикл.  Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Тема13: Развитие животного мира на Земле (5 часов).  Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития   животного мира на Земле.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под   ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008

тетради с печатной основой:

В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

а также методических пособий для учителя:

1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;
  • конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;
  • демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;
  • демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);
  • демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;
  • не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;
  • демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.
  • допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;
  • имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует;
  • допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;
  • излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

  1. Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Алексеев В.А.  300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
  4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
  5. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  6. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
  7. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
  8. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
  9. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
  10. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  11. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
  12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  16. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  17. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых
  2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
  10. http://animals.mega.net.kg/  - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****
  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***
  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***
  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***
  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***
  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***

                                       


урока п/п

Тема урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Дом.

задание

Дата

по плану

Дата                

по факту

 1 триместр ( 22часа)

  Тема: Общие сведения о мире животных.(5  часов)

 

1

Зоология – наука о животных.

Зоология, морфология, анатомия, физиология, эмбриология генетика, промысловые животные

§ 1

3.09

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

 Нектон, хищничество, паразиты, квартиранство, симбиоз, пищевые цепи, продуценты, консументы, редуценты

§ 2

9.09

3

Классификация животных и основные систематические группы.

Классификация, популяция, тип

§ 3

10.09

4

Влияние человека на животных.

Заповедник, красная книга

§ 4

16.09

5

Краткая история развития зоологии.

Позвоночные и беспозвоночные животные

§ 5

17.09

 

Тема:  Строение тела животных (3 часа).

6

Клетка.

Цитология, рибосомы, АГ, клеточный центр, лизосомы, митохондрии

§ 6

23.09

7

Ткани.

Ткань, кровь, мышечная, нервная, эпительальная, соединительная ткани.

§ 7

24.09

8

Органы и системы органов.

Орган, ферменты, рефлекс, гормоны, гермафродиты

§ 8

30.09

Тема: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа).

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.  Класс Саркодовые

Циста, глазок, клеточный рот

§ 9, нарисовать размножение амебы

1.10

10

Класс  Жгутиконосцы.

Колония, жгутиконосцы, автотрофное и гетеротрофное питание

§ 10, доклады

7.10

11

Тип Инфузории.

Реснички, трихоцисты, конъюгация

§ 11

8.10

12

Многообразие простейших.  Паразитические простейшие.

Паразит, саркодовые, жгутиконоцы

 § 12

14.10

Тема: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа).

13

Тип  Кишечнополостные.

Симметрия, стрекательные клетки, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, подошва, почкование, регенерация

§ 13

15.10

14

Морские кишечнополостные.

Раздельнополые, ганглии

§ 14

21.10

15

Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные»

 

 Тема: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).

16

Тип Плоские черви.

Плоские черви, паренхима, кожно-мускульный мешок, семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы

§ 15

22.10

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Эндопаразиты, класс сосальщики, цикл развития, паразит, промежуточный и окончательный хозяин

§ 16

28.10

18

Тип Круглые черви.

Гиподерма, кутикула, анальное отверстие, нервные стволы

§ 17

29.10

19

Тип Кольчатые черви.

Вторичная полость, сегменты, гидроскелет, параподии, выделительные трубочки

§ 18, нарисовать рис.64

11.11

20

Класс Малощетинковые черви.

Глотка, зоб, пищевод, мускульный желудок, задняя кишка, светочувствительные клетки

§ 19

12.11

21

Обобщение и повторение по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

 

18.11

Тема: Тип Моллюски (4 часа).

22

Общая характеристика типа Моллюски.

Перламутр, нога, голова, мантия, мантийная полость, терка, жабры

§ 20

19.11

2 триместр(20часов)

23

Класс Брюхоногие моллюски.

Мешковидное туловище, левая почка, нервные узлы

§ 21

25.11

24

Класс Двустворчатые моллюски.

Сифоны, биссус, сердце, фильтраторы, желудочек, предсердие, мускулы-замыкатели

§ 22

26.11

25

Класс Головоногие моллюски.

 Ядовитые слюнные железы, замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры, чернильный мешок, мозг

§ 23

3.12

 Тема: Тип Членистоногие (7 часов).

26

Класс Ракообразные.

Линька, грудь, брюшко, ногочелюсти, ходильные ноги, клешни, гемолимфа, зеленые железы, бнц

§ 24

9.12

27

Класс Паукообразные.

Головогрудь, брюшко, легкие, трахеи, хелицеры, ходильные ноги, паутинные бородавки, кокон, мальпигиевые сосуды

§ 25

10.12

28

Класс Насекомые.

Сложные глаза, простые глазки, пара усиков, крылья, желудок жевательный, трахеи, дыхальца

§ 26

16.12

29

Типы развития насекомых.

Полное и неполное превращение

§ 27

17.12

30

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Общественные насекомые, ме6доносная и рабочая пчела, матка, грена, шелк, медовый зобик, мед, воск, соты, перга, инстинкт

§ 28

23.12

31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

§ 29

24.12

32

Обобщение знаний по темам 4-7.

 

13.01

 Тема: Тип Хордовые. (6 часов)

33

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

Осевой скелет, хорда, нервная трубка, вторичноротые

§ 30 стр. 146-151

14.01

 

34

Подтип Черепные Надкласс Рыбы.

Осязательные клетки, энтодерма, эктодерма, мезодерма, плавники, боковая линия, челюсти, внутреннее ухо

§ 30 стр 151, § 31

20.01

35

Внутреннее строение рыбы(на примере костистой).

Позвоночник, ребра, головной мозг, мозжечок, спинной мозг, почки, мочеточник, мочевой пузырь

§ 32

21.01

36

Особенности размножения рыб.

Икринки, молоки, миграция, нерест, нагул, проходные рыбы

§ 33

27.01

37

Основные систематические группы рыб.

Лучеперые, лопастеперые, костные и хрящевые рыбы

§ 34

28.01

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Рыболовство,акклиматизация, рыбоводство прудовое и аквариумное

§ 35

3.02

 Тема:  Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа).

39

Места обитания и строение земноводных.

Подвижные веки, легкие, кожные железы, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы, холоднокровные животные

§ 36

4.02

40

Строение и деятельность внутренних органов.

12перстная кишка, тонкий и толстый кишечник, клоака, газообмен, смешанная кровь

§ 37

10.02

41

Годовой цикл жизни  и происхождение земноводных.

Годовой жизненный цикл, оцепенение, развитие с превращением, головастик

§ 38

11.02

42

Многообразие и значение  земноводных.

Бесхвостые, хвостатые, безногие земноводные

§ 39

17.02

3 триместр (26 часов)

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа).

43

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Сухая кожа, роговая чешуя, линька, роговые щитки, обонятельные органы, мыщелок, атлант, эпистрофей, грудная клетка

§ 40

18.02

44

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Пищеварение, слюна, желудочный сок, ядовитый зуб, термолокатор, когти, спячка

§ 41

24.02

45

Многообразие пресмыкающихся

Прозрачные роговые веки, костный панцирь

§ 42

25.02

46

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Пищевые связи, мясистые губы,  живое ископаемое

§ 43

3.03

Тема: Класс Птицы ( 7 часов).

47

Среда обитания и  внешнее строение птиц.

Миграции, клюв, надклювье, подклювье, копчиковая железа, перья

§ 44

4.03

48

Опорно-двигательная система птиц.

Крестец, воздушные полости, открытый таз, киль, грудина, цевка, пряжка

 § 45

10.03

49

Внутреннее строение птиц.

Зоб, желудки, воздушные мешки, артериальная и венозная кровь, цветное зрение, условные рефлексы

§ 46

11.03

50

Размножение и развитие птиц.

Халазы, яйцевой зуб, желток, белок, оболочки

§ 47

17.03

51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Размножение, гнездование, зимовка, колонии, оседлые, кочующие и перелетные птицы

§ 48

18.03

52

Многообразие птиц.

Экологические группы, птицы растительноядные, хищные, всеядные

§ 49

1.04

53

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Домашние птицы, охотнично-промысловые

§ 50

7.04

Тема: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов).

54

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

Шерсть, вибриссы, слезные, сальные, потовые, пахучие, млечные железы

 § 51

8.04

55

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы.

Мозг: полушария, кора, извилины, борозды, мозжечок

§ 52 стр. 77-81

14.04

56

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Диафрагма, трахеи, бронхи, рубец, сетка, книжка, сычуг, артерии, вены, капилляры

§ 52 стр. 81-83

15.04

57

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

Плацента, линька, спячка, зимовка, численность

§ 53

21.04

58

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Шерсть, рога, копыта, когти, ногти, альвеолярные зубы

§ 54

22.04

59

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Высшие звери, резцы, извилины

§ 55

28.04

60

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные Хоботные

Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, жвачка, хобот

§ 56

29.04

61

Отряд Приматы.

Складки и извилины коры мозга, лицо, мимика, жесты

§ 57

5.05

62

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопиающих для человека.

Адаптивные черты, роющие и летающие, водные млекопитающие

§ 58

§ 59

6.05

Тема: Развитие животного мира на Земле (6 часов).

63

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.

Искусственный и естественный отбор

§ 60, 61

12.05

64

Обобщение знаний по теме: Развитие животного мира на Земле.

Динозавры

13.05

65-68

Резерв.

19.05

20.05

26.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...