Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.docx | 74.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ СОШ п.Агроном
________________ руководителя по УВР ___________________________
ФИО МБОУ СОШ п.Агроном ФИО
Протокол №_____ от ___________________ Приказ №___________ от
«__»___________20____г. «___»__________20__г. «___»____________20____г.
Рабочая программа педагога
Малыхиной Ирины Анатольевны
по биологии
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________от
«_____»_____________20____г.
2013 — 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Межпредметные связи и преемственность: Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как география, экология.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | ||||
Лабораторные работы | уроки | ||||||||
1 | Тема1: Общие сведения о мире животных. | 5 | |||||||
2 | Тема2: Строение тела животных | 3 | 1 | ||||||
3 | Тема3:Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные | 4 | 1 | ||||||
4 | Тема4: Подцарство Многоклеточные животные | 3 | 1 | ||||||
5 | Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | 2 | 2 | |||||
6 | Тема6: Тип Моллюски | 4 | 1 | ||||||
7 | Тема7: Тип Членистоногие | 7 | 1 | 2 | |||||
8 | Тема8: Тип Хордовые. | 6 | 2 | 1 | |||||
9 | Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | 1 | ||||||
10 | Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | 1 | ||||||
11 | Тема11: Класс Птицы | 7 | 2 | 1 | |||||
12 | Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 1 | 3 | |||||
13 | Тема13: Развитие животного мира на Земле | 5 | |||||||
Итого: 68 часов | 68 | 9 | 45 | 13 | |||||
|
Содержание рабочей программы:
Тема1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Тема2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов.
Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие
Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.
Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Тема6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.
Тема7: Тип Членистоногие (7 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Тема8: Тип Хордовые(6 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеяте
льность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненныйцикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Тема13: Развитие животного мира на Земле (5 часов). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008
тетради с печатной основой:
В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
а также методических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
Отметка «5» ставится, если ученик:
- логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;
- конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;
- демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;
- демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);
- демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;
- не допускает биологических ошибок и неточностей.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;
- демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.
- допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;
- имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;
Отметка «2» ставится, если ученик:
- допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует;
- допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;
- излагает лишь отдельные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя:
- Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
- Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
- Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
- Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
- Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
- Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
- Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
- Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.
- для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;
Интернет-ресурсы по курсу «Животные»
- http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
- http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
- http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
- http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
- http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
- http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
- http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
- http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
- http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
- http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
- http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
- http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
- http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
- http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
- http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
- http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
- http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
- http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
- http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
- http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
- http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
- http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
- http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****
- http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***
- http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***
- http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***
- http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***
- http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
№ урока п/п | Тема урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Дом. задание | Дата по плану | Дата по факту |
1 триместр ( 22часа) | |||||
Тема: Общие сведения о мире животных.(5 часов) |
| ||||
1 | Зоология – наука о животных. | Зоология, морфология, анатомия, физиология, эмбриология генетика, промысловые животные | § 1 | 3.09 | |
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. | Нектон, хищничество, паразиты, квартиранство, симбиоз, пищевые цепи, продуценты, консументы, редуценты | § 2 | 9.09 | |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | Классификация, популяция, тип | § 3 | 10.09 | |
4 | Влияние человека на животных. | Заповедник, красная книга | § 4 | 16.09 | |
5 | Краткая история развития зоологии. | Позвоночные и беспозвоночные животные | § 5 | 17.09 |
|
Тема: Строение тела животных (3 часа). | |||||
6 | Клетка. | Цитология, рибосомы, АГ, клеточный центр, лизосомы, митохондрии | § 6 | 23.09 | |
7 | Ткани. | Ткань, кровь, мышечная, нервная, эпительальная, соединительная ткани. | § 7 | 24.09 | |
8 | Органы и системы органов. | Орган, ферменты, рефлекс, гормоны, гермафродиты | § 8 | 30.09 | |
Тема: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). | |||||
9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | Циста, глазок, клеточный рот | § 9, нарисовать размножение амебы | 1.10 | |
10 | Класс Жгутиконосцы. | Колония, жгутиконосцы, автотрофное и гетеротрофное питание | § 10, доклады | 7.10 | |
11 | Тип Инфузории. | Реснички, трихоцисты, конъюгация | § 11 | 8.10 | |
12 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | Паразит, саркодовые, жгутиконоцы | § 12 | 14.10 | |
Тема: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). | |||||
13 | Тип Кишечнополостные. | Симметрия, стрекательные клетки, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, подошва, почкование, регенерация | § 13 | 15.10 | |
14 | Морские кишечнополостные. | Раздельнополые, ганглии | § 14 | 21.10 | |
15 | Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные» |
| |||
Тема: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов). | |||||
16 | Тип Плоские черви. | Плоские черви, паренхима, кожно-мускульный мешок, семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы | § 15 | 22.10 | |
17 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Эндопаразиты, класс сосальщики, цикл развития, паразит, промежуточный и окончательный хозяин | § 16 | 28.10 | |
18 | Тип Круглые черви. | Гиподерма, кутикула, анальное отверстие, нервные стволы | § 17 | 29.10 | |
19 | Тип Кольчатые черви. | Вторичная полость, сегменты, гидроскелет, параподии, выделительные трубочки | § 18, нарисовать рис.64 | 11.11 | |
20 | Класс Малощетинковые черви. | Глотка, зоб, пищевод, мускульный желудок, задняя кишка, светочувствительные клетки | § 19 | 12.11 | |
21 | Обобщение и повторение по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». |
| 18.11 | ||
Тема: Тип Моллюски (4 часа). | |||||
22 | Общая характеристика типа Моллюски. | Перламутр, нога, голова, мантия, мантийная полость, терка, жабры | § 20 | 19.11 | |
2 триместр(20часов) | |||||
23 | Класс Брюхоногие моллюски. | Мешковидное туловище, левая почка, нервные узлы | § 21 | 25.11 | |
24 | Класс Двустворчатые моллюски. | Сифоны, биссус, сердце, фильтраторы, желудочек, предсердие, мускулы-замыкатели | § 22 | 26.11 | |
25 | Класс Головоногие моллюски. | Ядовитые слюнные железы, замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры, чернильный мешок, мозг | § 23 | 3.12 | |
Тема: Тип Членистоногие (7 часов). | |||||
26 | Класс Ракообразные. | Линька, грудь, брюшко, ногочелюсти, ходильные ноги, клешни, гемолимфа, зеленые железы, бнц | § 24 | 9.12 | |
27 | Класс Паукообразные. | Головогрудь, брюшко, легкие, трахеи, хелицеры, ходильные ноги, паутинные бородавки, кокон, мальпигиевые сосуды | § 25 | 10.12 | |
28 | Класс Насекомые. | Сложные глаза, простые глазки, пара усиков, крылья, желудок жевательный, трахеи, дыхальца | § 26 | 16.12 | |
29 | Типы развития насекомых. | Полное и неполное превращение | § 27 | 17.12 | |
30 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | Общественные насекомые, ме6доносная и рабочая пчела, матка, грена, шелк, медовый зобик, мед, воск, соты, перга, инстинкт | § 28 | 23.12 | |
31 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | § 29 | 24.12 | ||
32 | Обобщение знаний по темам 4-7. |
| 13.01 | ||
Тема: Тип Хордовые. (6 часов) | |||||
33 | Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. | Осевой скелет, хорда, нервная трубка, вторичноротые | § 30 стр. 146-151 | 14.01 |
|
34 | Подтип Черепные Надкласс Рыбы. | Осязательные клетки, энтодерма, эктодерма, мезодерма, плавники, боковая линия, челюсти, внутреннее ухо | § 30 стр 151, § 31 | 20.01 | |
35 | Внутреннее строение рыбы(на примере костистой). | Позвоночник, ребра, головной мозг, мозжечок, спинной мозг, почки, мочеточник, мочевой пузырь | § 32 | 21.01 | |
36 | Особенности размножения рыб. | Икринки, молоки, миграция, нерест, нагул, проходные рыбы | § 33 | 27.01 | |
37 | Основные систематические группы рыб. | Лучеперые, лопастеперые, костные и хрящевые рыбы | § 34 | 28.01 | |
38 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | Рыболовство,акклиматизация, рыбоводство прудовое и аквариумное | § 35 | 3.02 | |
Тема: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). | |||||
39 | Места обитания и строение земноводных. | Подвижные веки, легкие, кожные железы, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы, холоднокровные животные | § 36 | 4.02 | |
40 | Строение и деятельность внутренних органов. | 12перстная кишка, тонкий и толстый кишечник, клоака, газообмен, смешанная кровь | § 37 | 10.02 | |
41 | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. | Годовой жизненный цикл, оцепенение, развитие с превращением, головастик | § 38 | 11.02 | |
42 | Многообразие и значение земноводных. | Бесхвостые, хвостатые, безногие земноводные | § 39 | 17.02 | |
3 триместр (26 часов) | |||||
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа). | |||||
43 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся | Сухая кожа, роговая чешуя, линька, роговые щитки, обонятельные органы, мыщелок, атлант, эпистрофей, грудная клетка | § 40 | 18.02 | |
44 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | Пищеварение, слюна, желудочный сок, ядовитый зуб, термолокатор, когти, спячка | § 41 | 24.02 | |
45 | Многообразие пресмыкающихся | Прозрачные роговые веки, костный панцирь | § 42 | 25.02 | |
46 | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. | Пищевые связи, мясистые губы, живое ископаемое | § 43 | 3.03 | |
Тема: Класс Птицы ( 7 часов). | |||||
47 | Среда обитания и внешнее строение птиц. | Миграции, клюв, надклювье, подклювье, копчиковая железа, перья | § 44 | 4.03 | |
48 | Опорно-двигательная система птиц. | Крестец, воздушные полости, открытый таз, киль, грудина, цевка, пряжка | § 45 | 10.03 | |
49 | Внутреннее строение птиц. | Зоб, желудки, воздушные мешки, артериальная и венозная кровь, цветное зрение, условные рефлексы | § 46 | 11.03 | |
50 | Размножение и развитие птиц. | Халазы, яйцевой зуб, желток, белок, оболочки | § 47 | 17.03 | |
51 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Размножение, гнездование, зимовка, колонии, оседлые, кочующие и перелетные птицы | § 48 | 18.03 | |
52 | Многообразие птиц. | Экологические группы, птицы растительноядные, хищные, всеядные | § 49 | 1.04 | |
53 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Домашние птицы, охотнично-промысловые | § 50 | 7.04 | |
Тема: Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов). | |||||
54 | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | Шерсть, вибриссы, слезные, сальные, потовые, пахучие, млечные железы | § 51 | 8.04 | |
55 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы. | Мозг: полушария, кора, извилины, борозды, мозжечок | § 52 стр. 77-81 | 14.04 | |
56 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | Диафрагма, трахеи, бронхи, рубец, сетка, книжка, сычуг, артерии, вены, капилляры | § 52 стр. 81-83 | 15.04 | |
57 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | Плацента, линька, спячка, зимовка, численность | § 53 | 21.04 | |
58 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | Шерсть, рога, копыта, когти, ногти, альвеолярные зубы | § 54 | 22.04 | |
59 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | Высшие звери, резцы, извилины | § 55 | 28.04 | |
60 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные Хоботные | Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, жвачка, хобот | § 56 | 29.04 | |
61 | Отряд Приматы. | Складки и извилины коры мозга, лицо, мимика, жесты | § 57 | 5.05 | |
62 | Экологические группы млекопитающих. Значение млекопиающих для человека. | Адаптивные черты, роющие и летающие, водные млекопитающие | § 58 § 59 | 6.05 | |
Тема: Развитие животного мира на Земле (6 часов). | |||||
63 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле. | Искусственный и естественный отбор | § 60, 61 | 12.05 | |
64 | Обобщение знаний по теме: Развитие животного мира на Земле. | Динозавры | 13.05 | ||
65-68 | Резерв. | 19.05 20.05 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...