Разработка урока по зоологии 7 класс Тема: Многообразие и значение Кишечнополостных.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

 Данная разработка урока  знакомит учащихся с многообразием  кишечнополостных, с общностью их организации и образом  жизни; показывает их разнообразное значение в природных сообществах, практическое значение в жизни человека;  формирует  умения узнавать кишечнополостных на таблице, обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kishechnopolostnye.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марьевская ООШ

Разработка урока по теме:

«Многообразие кишечнополостных»

                                 

Разработка урока по зоологии

Биология 7 класс

Тема:

Многообразие и значение Кишечнополостных.

Цель:

Раскрыть многообразие кишечнополостных, общность их организации и образа жизни; показать их разнообразное значение в природных сообществах, практическое значение в жизни человека; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблице, обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.

Оборудование:

Влажные препараты «Актиния», «Медуза», таблица «Тип кишечнополостные», рисунки и фотографии кишечнополостных, известковые скелеты коралловых полипов, тестовые задания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Заполнить таблицу (1 вариант)

Название клеток

Функции клеток

Слой клеток

Строение клеток в связи с функцией

б) Тестирование (2 вариант)

Вместо точек вставить нужные термины

  1. Наружный слой клеток……………….
  2. Внутренний слой клеток………………
  3. Ответная реакция  организма на раздражение, происходящее при участии нервной системы, называется………………….
  4. Непереваренные остатки пищи выделяются у гидры через ………………
  5. Процесс восстановления  кишечнополостным поврежденных или утраченных частей тела, называется…………………….
  6. Выделение  продуктов обмена у гидры происходит через…………
  7. С наступлением теплого времени года  кишечнополостные  размножаются…..
  8. А с наступлением осени они размножаются ……………
  9. Мужские половые клетки называются ………………….
  10. Женские половые клетки называются…………………..
  11. Процесс слияния половых клеток называется ………….
  12.  Гидры зимуют в водоеме на стадии…………………….

Вступительное слово учителя.

  -А теперь мы разделимся  с вами на две команды. Но какие команды без названий. Названия ваших команд закрыты,  чтобы их узнать мы должны еще раз вспомнить  информацию о пресноводном полипе гидре. Команда правильно и полно  ответившая на все вопросы имеет право выбрать сама себе название.

в) Фронтальная беседа по вопросам  (со всем классом)

1. В каком слое и какую функцию выполняют стрекательные клетки?

2. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных животных?

3.  К телу гидры прикоснулись палочкой. Животное существо изменило форму – сжалось в  комок. Потревожен один небольшой участок, а в ответ сократился весь организм. Как называется  данная реакция?   В чем ее причины?

4. Как называется свойство характерное для кишечнополостных животных, когда из 1/200 части тела восстанавливается целый организм?

5. Почему кишечнополостные животные получили такое название?

6. В чем главное отличие гидры от губок?

1 команда «Медузы»                                     2 команда «Кораллы»

3. Сообщение темы и цели урока

4. Изучение нового материала

Учитель: Исходя из названий команд, давайте определим тему нашего урока.

- Если быть точным,  то тема нашего урока «Многообразие и значение кишечнополостных животных».

  - И медузы и кораллы, а также актинии относятся к тому же типу животных, что и пресноводный полип гидра, - к типу кишечнополостных. Их всех ученые делят на 3 класса. 1 класс, уже нам известен – это класс гидроидные, 2 класс – сцифоидные, а 3 класс – коралловые полипы.  

  Кишечнополостные  - самые древние из настоящих многоклеточных животных. За время  длительной истории развития этого типа его представители сумели приспособиться  к самым разнообразным условиям обитания.  Лишь немногие из них обитают в пресных водах, а  в основном они встречаются в морях и океанах.  Так эти существа заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях и в тропиках.

  Поселяются  кишечнополостные на самых разных грунтах, некоторые из них могут выносить значительные солености морской воды, а отдельные виды проникли в пресные воды.  И мы с вами на прошлом уроке знакомились с таким представителем кишечнополостных животных. Почти повсеместно они играют важную роль в образовании сообществ морских животных и растений. Всего их насчитывается 10 тысяч видов.

  Так в Черном море встречается очень интересные  животные – прозрачные студенистые медузы. А в теплых морях на мелководье, например у берегов Австралии, близкие родственники медуз – это коралловые полипы, тела которых спрятаны в известковые скелеты. Любители подводного плавания могут полюбоваться  на дне все того же Черного  моря актиниями, похожими на яркие цветы хрезонтем или георгин.

б) А сейчас пора поработать командам. Воспользовавшись материалом учебника и справочной информацией, которая находится у вас на партах,  нужно ответить на вопросы, записанные на доске и  продолжить  работу, которую мы начали на прошлом уроке по заполнению  таблицы.

1 команда «Медузы»

- Где живут медузы и как они передвигаются?

- Каков их внешний вид?

- Как медузы охотятся?

- Назовите представителей.

2 команда «Кораллы»

 - Какой образ жизни ведут коралловые полипы?

 - Что такое атоллы?

 - Назовите представителей  

в)- Составить классификацию типа и записать представителей в виде таблицы в рабочую тетрадь.

Класс гидроидные

Класс сцифоидные

Класс коралловые полипы

-Пресноводный полип гидра

-Морские гидроидные полипы

-Аурелия

-Корнерот

-Одиночные кораллы – актиния

-Колониальные кораллы с известковым скелетом

  Изучают самостоятельно. Делают отчет и заполняют таблицу.

в) Заслушивание сообщений, заранее подготовленных учащимися по теме: «Медузы»

(класс сцифоидные)

   В водах морей встречается много кишечнополостных. Среди них большое количество медуз, которые относятся  к классу сцифоидных.  Большинство медуз, на вид таких нежных существ – хищники. Щупальца,  свисающие вниз  от купола, имеют крапивные клетки с ядовитыми железами.  С их помощью медуза поражает проплывающих мимо рыбок и рачков, а потом отправляет в рот. От соприкосновения с этими щупальцами даже у человека могут  появиться ожоги. Не стоит опасаться ушастую медузу или аурелию. А вот встреча человека с медузой, которую называют резистома или корнерот, не так безопасна. У многих она вызывает сильное раздражение кожи.

  Самой ядовитой медузой для человека является – Австралийская оса. При укусе у человека прерывается дыхание и через 2-3 минуты наступает паралич. Запаса ее яда хватит, для того чтобы убить сразу около сотни людей, а размером она всего с баскетбольный мяч. Хотя в  природе существуют морские черепахи, которые питаются этим видом медуз.

г) Заслушивание сообщений, заранее подготовленных учащимися по теме: «Кораллы».

(класс коралловые полипы)

Учитель:

«Коралловые полипы»

Ни головы, ни ног,

Ни рук мы не имеем

Зато, какой чертог

Мы выстроить умеем.  Так говорят о кораллах

  Кораллы поселяются не глубже 50 м в теплой прозрачной соленой воде, на каменистом дне. Колонии кораллов растут с разной скоростью. Например, в Южно-Китайском море при взрывах  кораллового рифа нашли монеты чеканки 1410 года. Их замуровали кораллы после гибели корабля на этих рифах. Скелет полипов нарастал здесь со скоростью 1 м в 330 лет. В Персидском заливе кораллы росли гораздо быстрее.

  На глыбе крутой, ноздреватой-

  Коротенький, хрупок и мал-

  Цветет стерженек розоватый,

  Как легкое пламя,- коралл.

Растут малыши, и над ними

С годами - огромен и густ –

Багряные ветки раскинет

Могучий коралловый куст

  И в пальмах  заблудится ветер

  Над берегом новой земли,

  И, остров однажды заметив,

  Пристанут к нему корабли.

  Мы теперь уже знаете: если крепости, построенные кораллами, возвышаются над водой, они образуют остров. Если над крепостью шумит океан, ее название – коралловый риф. Так у берегов Австралии – замечательно красивые подводные сады кораллов образуют знаменитый Большой Барьерный риф Австралии длиной в 2200 км. Кораллы могут напоминать деревья и кусты, гигантские грибы или огромные разноцветные веера. Для них характерны самые причудливые сочетания тонов и красок: розовые, бледно-лиловые, темно-малиновые разноцветья.

  У берегов Японии можно встретить очень интересных животных. Это сифонофоры. Они не только очень красивые животные, но и сложно устроенные кишечнополостные. Это колония животных, которая в отличие от коралловой колонии, плавает. Одни существа  из этой колонии как бы играют роль солдат, имея на вооружении крапивные клетки; другие выполняют функции щупалец; третьи, как поплавки и воздушные мешки, удерживают сифонофору на плаву, а иногда даже выступают на поверхность воды; прочие дают сифонофоре возможность, хоть и ограниченную, двигаться.

  Физалии - это не  одиночные организмы, а группа сросшихся друг с другом полипов. На верхнем его конце – воздушный пузырь (в диаметре до 20 см) Это орган, который поддерживает всю колонию на плаву. Когда нужно погрузиться глубже, пузырь сжимается и выталкивает из себя воздух. Чтобы вновь подняться к поверхности, наполняется газом, который сам и выделяет. Физалия или португальский военный кораблик, одна из самых опасных кишечнополостных животных для человека. Она очень жгуча, прикосновение к ее нитям вызывает долгую, неутихающую боль и отравление, сопровождающееся повышенной температурой.   Ожоги ее стрекающих капсул очень болезненны и долго не заживают. Часто наблюдается поражение дыхательного центра.    Коралловые полипы живут колониями, а вот актинии – в одиночку, это одиночные полипы. Обитают актинии в море повсюду: от полярных широт до тропиков, в прибрежных скалах и бездонных глубинах. Актиний часто принимают за цветы. Но мирный вид актиний обманчив. Такое сходство только внешнее. Они крепко присасываются к морскому дну. И распустив похожие на лепестки щупальца, поджидают добычу. Завладев своей жертвой, актиния сжимается в комок и переваривает пищу. Черноморские актинии небольшие  (3-5 см в диаметре и столько же в высоту), они массами сидят на прибрежных скалах, на сваях, днищах кораблей.

  Яд актиний опасен. Если тронуть сразу несколько актиний, то можно получить болезненные ожоги.

д.)  Значение кишечнополостных (показ рисунков)

- Посмотрите на изображения и определите, какое значение кишечнополостных животных  отражают данные  рисунки.

1. Они ядовиты для человека и животных

2. Служат пищей другим животным.

3. Образуют  коралловые рифы и острова.

Учитель: Атолл представляет собой невысокий остров кольцевидной или подковообразной формы, внутри которого находится мелководный водоем – лагуна. Атолл возникает в том случае, если остров или кратер потухшего вулкана, окруженный барьерными рифами, постепенно уходит в глубину моря при опускании морского дна. Кораллы, окружающие остров со всех сторон, будут постоянно надстраивать барьерный риф, т.к. у поверхности моря они наиболее обеспечены пищей.

4. Используют для изготовления ювелирных изделий и амулетов.

    Учитель:  В некоторых странах до сих пор употребляют коралловые амулеты, полагая, что они могут предохранять от «дурного глаза».  Считается, что крестик,  сделанный из кораллов,  защитит человека от заразных болезней.

5. Образуют симбиозы с другими видами животных.

  Например, рак-отшельник и актиния, физалия и рыбка номеус.

6. Служат строительным материалом.

5. Закрепление изученного материала.

а) Беседа  по вопросам

1. Какие три класса входят в тип Кишечнополостные?

2. Назовите представителей для каждого класса.

3. Что такое атоллы?

4. Каково значение кишечнополостных животных в природе и жизни человека?

6. Итог урока.

7. Домашнее задание: §6, ответить на вопросы 1-4, письменно вопрос 2 стр. 31

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.

Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....

разработка урока в 7 классе ФГОС по теме Значение рыб

Разработка урока основана на защите мини-проектов  тремя группами 7 - го класса....

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

  Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...