Строение и жизнедеятельность бактерий
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Сашина Элла Леонидовна

Данный урок первый в теме «Царства Бактерии и Грибы». Урок изучения нового материала с использованием системно - деятельностного подхода.

Вид урока – открытие знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая. Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- знать разнообразие форм бактерий и распространение бактерий;

- отличать бактерии от других живых объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sovremennyy_urok.zip119.3 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общие сведения

Фамилия, имя, отчество

Сашина Элла Леонидовна

Стаж работы

20 лет

Квалификационная категория

Высшая

Предмет

Биология

УМК

Пасечник В.В.

ФИО автора учебника

Пасечник В.В.

Тема урока

Строение и жизнедеятельность бактерий

Класс

6

Краткая характеристика класса

Класс имеет средний уровень обученности и обучаемости

  1. Пояснительная записка к уроку:

Данный урок первый в теме «Царства Бактерии и Грибы». Урок изучения нового материала с использованием системно - деятельностного подхода.

Вид урока – открытие знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая. Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- знать разнообразие форм бактерий и распространение бактерий;

- отличать бактерии от других живых объектов.

3) Сценарий урока

Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий

Цель: создать условия для осмысления информации об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - способствовать формированию  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками;

- создать условия для развития у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по плану;

- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по строению и жизнедеятельности бактерий, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях;

- создавать условия для развития умений сравнивать растительную и бактериальную клетки и учить применять различные источники информации в раскрытии значения терминов «бактериальная спора», «сапрофит», «паразит».

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, маркеры, листы ватмана, дидактические карточки с заданиями, листы самооценки.


Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентировочный  блок

1.1.

Этап актуализации

1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

2.Сообщение, что урок будет посвящен организмам, которые ни на что не похожи, ни на растения, ни на животных. Но они живые и сопровождают нас повсюду, без них не возможна жизнь на земле, они приносят человеку, как пользу, так и вред. Ученые для них специально создали отдельное царство.

3. Подводит учащихся к формулированию темы урока: как называются эти организмы?

1. Приветствие учителя

2. Высказывают мнение, разгадывают слово:

Формулируют тему и цель урока.

Личностные УУД:

- Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность

Регулятивные УУД:

- Определять цели и задачи урока

Коммуникативные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме

1.2.

Этап проблематизации

1.Учитель задает вопросы:

- почему долгое время ученые не только не знали строение бактерий, но даже не ведали об их существовании?

- что вы знаете о бактериях?

2.Предлагает заполнить таблицу:

Знаю

До урока

После урока

1.Учащиеся вспоминают, что им известно по этой теме и поочередно высказываются.

2. Заполняют левую колонку «Знаю»

Познавательные УУД:

-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей)

Коммуникативные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме

1.3.

Этап целеполагания

1. Обращается к классу с вопросом: Что бы вы хотели узнать о бактериях?

Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии.

1. Определяют критерии изучения бактерий:

- строение

- распространение

- многообразие форм

- процессы жизнедеятельности

Личностные УУД:

- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

- Определять критерии изучения бактерий

2. Организационно-деятельностный блок

2.1.

Этап моделирования

1. Организует работу в группах

2. Дает задания для групп

(приложение 1).

 

1. Распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта

Регулятивные УУД:

- Составлять план деятельности

-  Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

2.2.

Этап конструирования

1. Во время работы учащихся, по мере  необходимости, помогает в выполнении заданий

1. Работают с текстом, рисунками.

2. Устанавливают соответствие между текстом и рисунками.

3. Изучают документ, анализируют информацию,  делают записи в тетради.

4.Отображают информацию графически на ватмане или ПК

Познавательные УУД:

- Осуществлять поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД:

- Слушать товарища и обосновывать свое мнение и принимать совместное решение

Регулятивные УУД:

-Умение выполнять задание в соответствии с целью и планом

2.3.

Этап презентации

1. Организует выступление групп

2. Дает задание классу во время выступления групп представленную информацию зафиксировать  в тетради (схемы, понятия)

1. Представляют отчет работы группы.

Коммуникативные УУД:

- Использовать речевые средства для представления результата

Личностные УУД:

- Творческий подход к выполнению задания

3. Рефлексивно-оценочный блок

3.1.

Этап рефлексии

1. Предлагает заполнить вторую часть таблицы «Знаю»

2. Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп

3. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность (приложение 2).

4. Предлагает к следующему уроку составить синквейн на тему «Бактерии» и ответить на вопрос: Предложите области применения светящихся бактерий.

1. Делают выводы, что нового узнали о бактериях

2. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы

3. Оценивают свою деятельность

Личностные УУД:

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- Оценивать свой собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

- Вырабатывать критерии оценивания работы в группах


4) Приложение к уроку

Литература для учителя:

1. Учебник «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения», автор В.В. Пасечник

2. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.

3. Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.

4. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.

Дидактическое сопровождение:

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и жизнедеятельность бактерий

В разделе "Царства Бактерии и Грибы" - это первый урок. Его тема "Строение и жизнедеятельность бактерий". На данном уроке учитель знакомит учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от р...

Презентация "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Содержит сведения о строении, значении и жизнедеятельности бактерий....

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Урок "Строение и жизнедеятельность бактерий" 6 класс

Презентация к уроку в 6 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Конспект урока по биологии 5 класс по теме :"Строение и жизнедеятельность бактерий"...