Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Основные понятия генетики"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Мартынова Анна Николаевна

Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx43.33 КБ
Файл proverka_1.docx362.69 КБ
Файл proverka_2.docx365.73 КБ
Файл terminologicheskaya_karta.docx43.32 КБ
Файл tekhkarta_ponyatiya_genetiki.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для самостоятельной работы

по теме «Основные понятия генетики»

А. Запишите пропущенные в тексте слова, обозначенные цифрами 1-17.

Генетика – наука о законах    1    и    2   . Основателем генетики является чешский ученый    3   . Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью    4     метода.  

Материальной основой наследственности являются   5   , которые являются участками молекулы   6   и определяют развитие всех     7     и     8      организма.

   7    - это особенность строения организма, а    8    -  любая особенность жизнедеятельности.

Гены, расположенные в одних и тех же  9   гомологичных    10       , называются   11   . У   12   они одинаковые: оба   13   или  оба   14   . А у   15   -  разные.

Совокупность всех генов организма называется   16   . Под влиянием   16    и условий среды формируется    17   , который представляет собой совокупность всех   7    и    8    организма.

Б. Опишите фенотипы морских свинок, обозначенных на рисунке цифрами 1-4, указав цвет шерсти (черный или белый) и характер шерсти (гладкая или мохнатая):

        1                        2                                3                         4

В. Предложите альтернативную пару данным признакам:

1) рогатость - … , 2) короткая шерсть - …,  3) шестипалость - …, 4) глухота - …, 5) толстые губы - …, 6) резус- положительная кровь - … , 7) раннеспелость - …, 8) прямые волосы - …, 9) высокий стебель -…, 10) отсутствие крыльев - ….

Г. Из данного списка выберите ответы

      а) А      б) а       в) bb      г) Bb      д) АА       е) Bа       ж) Аа

Под какими номерами записаны

  1. аллельные гены
  2. гомозигота
  3. гетерозигота
  4. доминантный ген
  5. рецессивный ген
  6. гомозигота по рецессивному гену
  7. гомозигота по доминантному гену
  8. гамета



Предварительный просмотр:

Олимпиада  по теме «Генетика как наука»

Вариант – 1

ФИ________________________________________   Класс___________

Задание № 1. «Конькобежный спорт»

Дайте определения понятиям:

генетика - _________________________________

__________________________________________

наследственность -  _________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

ген - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

признак  - _____________________________________________________

______________________________________________________________

генотип -  _____________________________________________________

______________________________________________________________

Задание № 2. «Хоккей»

Впишите в ячейки ворот  номера особенностей, характеризующих гибридологический метод изучения наследственности:

  1. использование для экспериментов чистых линий;
  2. одновременное изучение большого количества признаков;
  3. скрещивание организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков;
  4. математический анализ результатов каждого скрещивания;
  5. индивидуальная оценка потомства от каждого родителя в ряду поколений.

Задание № 3. «Фигурное катание»

Соедините стрелками следующие понятия в направлении от более простого к сложному:

Задание № 4. «Биатлон»

Впишите в гнезда мишени символы, которыми обозначаются



Предварительный просмотр:

Олимпиада  по теме «Генетика как наука»

Вариант – 2

ФИ________________________________________   Класс___________

Задание № 1. «Конькобежный спорт»

Дайте определения понятиям:

генетика - _________________________________

__________________________________________

изменчивость -  ____________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

ген - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

свойство  - ____________________________________________________

______________________________________________________________

фенотип -  _____________________________________________________

______________________________________________________________

Задание № 2. «Хоккей»

Впишите в ячейки ворот  номера особенностей, характеризующих гибридологический метод изучения наследственности:

  1. математический анализ результатов каждого скрещивания;
  2. использование для экспериментов чистых линий;
  3. одновременное изучение большого количества признаков;
  4. скрещивание организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков;
  5. индивидуальная оценка потомства от каждого    

          родителя в ряду поколений.

Задание № 3. «Фигурное катание»

Соедините стрелками следующие понятия в направлении от более простого к сложному:

Задание № 4. «Биатлон»

Впишите в гнезда мишени символы, которыми обозначаются



Предварительный просмотр:

Терминологическая карта

по теме «Основные понятия генетики»

Термин

Определение

Примеры

генетика

наука о закономерностях наследственности и изменчивости

молекулярная, популяционная генетика

наследствен-ность

способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению

из семян березы вырастают растения березы, форма нижней губы у Габсбургов

изменчивость

способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития

мутации,

увеличение мышц при занятиях спортом

ген

участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий возможность развития одного признака (свойства) организма или синтез одной белковой молекулы

гены волосатости, гемофилии, рогатости, опушенности, полидактилии

признак

особенность строения организма

цвет волос, наличие крыльев

свойство

особенность жизнедеятельности организма

свертываемость крови

локус

место расположения гена на хромосоме

гомологичные хромосомы

хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие гены, определяющие развитие одних и тех же признаков

аллельные гены

гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака

доминантный ген

подавляющий  ген

ген кареглазости

(А)

рецессивный ген

подавляемый ген

ген голубоглазости (а)

гамета

гаплоидная половая клетка, несущая один ген из аллельной пары

яйцеклетка

сперматозоид

зигота

оплодотворенная яйцеклетка

Аа

гомозигота (гомозиготный организм)

зигота (организм), в генотипе которого аллельные гены одинаковые

АА, ВВ, СС

аа, вв, сс

гетерозигота (гетерозиготный организм)

зигота (организм), в генотипе которого аллельные гены разные

Аа, Вв, Сс

генотип

совокупность всех генов одного организма

ААввСс

фенотип

это совокупность всех признаков и свойств организма

семена желтые, морщинистые, стебель высокий

гибридизация

скрещивание двух организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам

P

гибрид

потомок от скрещивания двух организмов

доминирование

преобладание у гибрида признака одного из родителей

расщепление

распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определенном числовом соотношении

P



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Мартыновой А.Н.

Класс, дата

9

Тема

Основные понятия генетики.

Цель

Изучить основные понятия генетики.

Задачи

Образовательная: изучить основные понятия генетики.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выделять главное, использовать генетическую терминологию и символы для объяснения закономерностей наследования признаков

Воспитательная: создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, профессиональной ориентации, мотивации здорового образа жизни.

Тип урока

комбинированный

Применяемая технология

технология поэтапного формирования умственных действий

Образовательный продукт урока

самостоятельная работа по использованию генетических понятий

Оборудование

терминологические карты, проверочные работы по вариантам, карточки с заданиями для самостоятельной работы

Источники

информации

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  2. А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2013.
  3. А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. Биология в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012.
  4. Г.Н. Панина, Е.В. Левашко. Биология: ГИА: учебно-справочные материалы для 9 класса. – М.:Просвещение, 2011.
  5. А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2012
  6. Г.И. Лернер. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2014: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
  7. Т.А. Ловкова. Биология. Общие закономерности. 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2002.
  8. М.М. Гуменюк. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. О.Г. Петрова. Биология.  9 класс: методические рекомендации по использованию коллекции цифровых образовательных ресурсов по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2013.

Ход занятия

Этап

Задачи

этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

Организационный момент.

Подготовка кадет к работе на уроке.

Принимает рапорт,  приветствует кадет, фиксирует отсутствующих; проверяет внешнее состояние классного помещения; проверяет подготовленность кадет к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку.

Сдают рапорт. Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей).

1 мин.

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала в ходе выполнения письменной проверочной работы по теме «Генетика как наука».

Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины; организует ликвидацию обнаруженных недочётов

Письменно по вариантам выполняют задания по теме «Генетика как наука»:

- дать определения терминам,

- выявить особенности гибридологического метода изучения наследственности,

- выстроить логическую цепочку понятий от простого к сложному,

- использовать  генетические символы

Познавательные (умение работать с информацией, анализировать  ее и синтезировать новые знания, обобщать).

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи).

Регулятивные (формирова-ние целеустремленности, настойчивости в достиже-нии цели, самоконтроля).

10 мин

Мотивация.

Побуждение к действию

Показывает значимость изучения основных понятий генетики:

Наука генетика пользуется специально созданным языком.

Не зная терминов генетики нельзя описать генетические процессы или решить генетическую задачу.

Осознают значимость изучения основных понятий генетики для дальнейшего успешного обучения биологии

Личностные (смыслообразование).

Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей).

1 мин

Создание ориентировочной основы действия

Формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления действия

С чего начинается изучение нового языка? (англ, нем.)

Сообщает тему «Основные понятия генетики», цель и план проведения урока (изучение терминологической карты, взаимоопрос, выполнение заданий на применение полученных знаний на практике).

Участвуют в формулировке цели  урока, знакомятся с планом проведения занятия.

Регулятивные (целеполагание, планирование)

1 мин.

Этап выполнения действий во внешней форме

Изучение основных понятий генетики с помощью терминологической карты

Организует работу с терминологической картой, новыми терминами и примерами. Обращает внимание на ключевые моменты, необходимые для запоминания.

Работают с терминологической картой, анализируют содержание предлагаемых определений основных понятий генетики, запоминают их.

Приводят собственные примеры.

Познавательные (умение работать с информацией, анализировать ее и синтезировать новые знания, пользоваться рисунками).

Регулятивные (формиро-вание целеустремленности, настойчивости в достиже-нии цели, самомоконтроль).

10 мин.

Внешнеречевой этап

Обобщение и автоматизация действий

Организует работу в парах: взаимоопрос по основным понятиям генетики

Работают в парах: один называет термины и проверяет правильность формулировок другого, потом меняются местами.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи).

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружение отклонений от него).

6 мин

Внутреннеречевой этап

Перевод действия во внутренний (умственный) план, развитие умений применять знания на практике

Вырабатывает умения оперировать ранее полученными знаниями. Организует выполнение разнообразных заданий, с практической направленностью по применению новых знаний.

Учатся соотносить между собой факты и понятия, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.

Письменно выполняют самостоятельную работу.

Познавательные (смысловое чтение, умение применять знания в новой ситуации).

Регулятивные (самоконтроль).

12 мин

Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Дает домашнее задание:

прочитать п. 35 учебника, повторить основные понятия генетики с помощью терминологической карты

Записывают домашнее задание.  

Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей,  целеустремленности, настойчивости в достижении цели)

2 мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

Оценивает работу класса и отдельных кадет. Аргументирует выставление отметок.

Определяют уровень  достижений своих результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Участвуют в оценивании ответов товарищей, планируют дальнейшую работу по изучению темы.

Регулятивные (адекватное восприятие отметок и оценок)

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...