Программа углубленного изучения биологии 6-7 кл. Алексеева Е.В., Курьякова Е.Ю.
учебно-методический материал по биологии по теме

Курьякова Евгения Юрьевна

Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе и «Животные» в 7 классе основной общей школы. Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и изучении живой природы в 5 классе.

Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся 6-7 классов и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции.

Углубленное изучение предмета предусматривает объем учебной нагрузке не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю) по биологии и параллельно 34 часов в учебный год (1 час в неделю) по экологии.

Авторы программы убеждены, что углубленное изучение биологии в 6-7 классах должно идти не столько за счет расширения  знаниевой основы, сколько за счет увеличения часов, отводимых на лабораторные и практические работы, что способствует формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, а также получению учащимися опыта этой деятельности. Это полностью соответствует основным направлениям  модернизации общего образования, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведен перечень лабораторных и практических работ, демонстраций. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от  конкретных условий.

При обучении биологии по данной программе, учащиеся получают не только обязательную общеобразовательную подготовку, но и теоретические знания, а также практические умения и навыки на более высоком уровне.

По данной программе можно использовать две линии учебников следующих авторов: И.Н. Пономаревой,   В.В. Пасечника.Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе и «Животные» в 7 классе основной общей школы. Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и изучении живой природы в 5 классе.

Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся 6-7 классов и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции.

Углубленное изучение предмета предусматривает объем учебной нагрузке не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю) по биологии и параллельно 34 часов в учебный год (1 час в неделю) по экологии.

Авторы программы убеждены, что углубленное изучение биологии в 6-7 классах должно идти не столько за счет расширения  знаниевой основы, сколько за счет увеличения часов, отводимых на лабораторные и практические работы, что способствует формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, а также получению учащимися опыта этой деятельности. Это полностью соответствует основным направлениям  модернизации общего образования, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведен перечень лабораторных и практических работ, демонстраций. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от  конкретных условий.

При обучении биологии по данной программе, учащиеся получают не только обязательную общеобразовательную подготовку, но и теоретические знания, а также практические умения и навыки на более высоком уровне.

По данной программе можно использовать две линии учебников следующих авторов: И.Н. Пономаревой,   В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uglublenka_6-7_alekseeva_kuryakova.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по биологии 6-7

(углубленное изучение)

Авторы: Алексеева Е.В.,  Курьякова Е.Ю.

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе и «Животные» в 7 классе основной общей школы. Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и изучении живой природы в 5 классе.

Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся 6-7 классов и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции.

Углубленное изучение предмета предусматривает объем учебной нагрузке не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю) по биологии и параллельно 34 часов в учебный год (1 час в неделю) по экологии.

Авторы программы убеждены, что углубленное изучение биологии в 6-7 классах должно идти не столько за счет расширения  знаниевой основы, сколько за счет увеличения часов, отводимых на лабораторные и практические работы, что способствует формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, а также получению учащимися опыта этой деятельности. Это полностью соответствует основным направлениям  модернизации общего образования, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведен перечень лабораторных и практических работ, демонстраций. Последовательность изучения содержания в пределах тем может изменяться учителем в зависимости от  конкретных условий.

При обучении биологии по данной программе, учащиеся получают не только обязательную общеобразовательную подготовку, но и теоретические знания, а также практические умения и навыки на более высоком уровне.

По данной программе можно использовать две линии учебников следующих авторов: И.Н. Пономаревой,   В.В. Пасечника.

6 класс

               РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ.

                                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение. Общее знакомство с растениями

8

Тема 1. Клеточное строение растений

9

Тема 2. Органы цветковых растений

29

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений

15

Тема 4. Основные отделы царства растений

13

Тема 5. Историческое развитие растительного мира на Земле

5

Тема 6. Царство Бактерии

4

Тема 7. Царство Грибы. Лишайники

5

Тема 8. Природные сообщества

7

Заключение и обобщение по курсу биологии 6 класса

1

ИТОГО:

96 ч + 6ч резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102 часа; 3 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ (8 часов)

Царство растений в системе органического мира Земли. Наука о растениях – ботаника. Многообразие растений на Земле: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений.

Строение и общие признаки растений. Растение как биосистема.

Основные экологические факторы и их влияние на жизнь растений. Среды жизни и условия жизни в них. Многообразие растений в связи с условиями жизни в разных средах.

Осенние изменения в природных сообществах. Изменение жизнедеятельности растений. Осенние работы по уходу за растениями.

Экскурсии. 1. Многообразие растений.

2. Осенние явления в жизни растений.

Лабораторные работы.

1. Знакомство с внешним строением цветкового растения.

2. Знакомство с внешним строением спорового растения. Споры папоротника.

Практические работы.

  1. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ (9 часов)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы работы и техника безопасности при работе с этими приборами. Приготовление микропрепарата растительной клетки.

Клетка как основная структурно- функциональная единица растительного организма. Строение и процессы жизнедеятельности растительных клеток. Разнообразие растительных клеток. Клеточное строение органов растения.

Понятие о тканях. Растительные ткани. Зависимость процессов жизнедеятельности растительной клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы.

1.Знакомство с увеличительными приборами (лупа и микроскоп). Приемы работы и правила техники безопасности при работе с ними.

2. Приготовление микропрепарата растительной клетки.

3. Знакомство со строением растительных клеток на примере клеток кожицы лука.

  1. Ткани тела растения.

ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (29 часов)

Семя.  Типы семян. Внешнее и внутреннее строение семян двудольных и однодольных цветковых растений. Разнообразие семян, их значение для растения: размножение, распространение. Условия прорастания семян. Значение семян в природе и в жизни человека.

Демонстрации

Коллекции семян.

Лабораторные работы.

1. Изучение строения семени двудольных растений на примере строения семени фасоли.

2. Разнообразие семян овощных культур.

Практические работы.

1. Изучение влияния воды на прорастание семян.

2. Изучение влияние типа почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков.

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня. Рост корня. Значение корней для растения. Разнообразие и видоизменения корней.

Лабораторные работы.

1. Изучение  видов корней и типов корневых систем на гербарном материале.

2. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса).

3. Зоны корня: зона роста (растяжения) и зона всасывания (зона корневых волосков).

Практические работы.

1. Изучение влияния температуры на рост корня.

Побег. Строение и значение побегов для растения. Почка – зачаточный побег. Развитие побега из почки. Почки вегетативные и генеративные.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев, их значение для растения. Функции листа – фотосинтез, транспирация, газообмен. Видоизменения листьев в связи с условиями обитания.

Стебель как осевая часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Многообразие и видоизменения надземных и подземных побегов.

Демонстрации

Поперечные спилы древесных пород. Годичные кольца.

Лабораторные работы

1. Строение вегетативных и генеративных почек.

2. Внешнее и внутреннее строение листа.

3. Изучение под микроскопом строения теневых и световых листьев.

4. Изучение усиков гороха.

5. Внешнее и внутреннее строение стебля.

6. Строение корневища, клубня и луковицы как видоизмененных побегов.

Экскурсии

1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

        Цветок, его значение и строение. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия, типы соцветий. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления растений к разным видам опыления.

Лабораторные работы

  1. Строение цветка.
  2. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
  3. Типы соцветий.

Плод и его значение. Разнообразие плодов. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как биосистема.

Демонстрации

Коллекции плодов. Муляжи плодов.

Лабораторные работы

  1. Способы распространения плодов и семян.

Экскурсии

  1. Мир растений на подоконнике: многообразие домашних растений.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (15 часов)

Корневое (минеральное) питание растений. Роль корневых волосков. Органические и минеральные удобрения.

Воздушное питание растений. Фотосинтез. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Космическая роль зеленых растений.

Дыхание растений. Газообмен. Обмен веществ как основной процесс, обеспечивающий связь растения с окружающей средой.

Роль воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Оплодотворение — процесс слияния гамет. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Вегетативное размножение, его виды и роль в природе и деятельности человека.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития от условий окружающей среды.

Лабораторные работы

  1. Черенкование комнатных растений.
  2. Приемы искусственного опыления растений.

Практические работы

1. Обеспечение растений водой.

2. Изучение особенностей водного и наземного растения.

  1. Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде.
  1. Влияние света на рост и развитие растений.
  2. Определение степени запыленности воздуха.

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (13 часов)

Систематика растений. Царство Растений, его подцарства, отделы, классы, порядки,  семейства, роды и виды. Вид как единица систематики. Бинарные названия видов.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика  одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие и значение водорослей.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и разнообразие. Размножение, развитие и значение мхов в природе и жизни человека.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротниковидных как высших споровых растений. Размножение, развитие и значение папоротниковидных растений. Каменный уголь как продукт жизнедеятельности древних папоротниковидных. Охрана современных папоротниковидных.

Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных как типичных представителей голосеменных ( на примере сосны). Значение голосеменных в природе и жизни человека.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни человека. Деление цветковых на классы двудольных и однодольных растений.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки, Луковые. Ядовитые растения разных семейств.

Демонстрации

Модели цветков разных семейств

Лабораторные работы

1. Определение одноклеточных водорослей в аквариуме.

2. Изучение внешнего вида мохообразных (на гербарном материале).

3. Изучение внешнего вида папоротников (на примере папоротника нефролеписа).

4. Изучение внешнего вида хвойных растений на примере сосны и ели.

5. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

  1. Характерные особенности семейств  двудольных растений (два любых семейства на выбор учителя). Работа с определителем.
  2. Характерные особенности семейств однодольных растений (Лилейные и Злаки). Работа с определителем.

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (5 часов).

Основные этапы развития растительного мира. Понятие об эволюции. Результаты эволюции: Усложнение строения растений, многообразие растительных групп, приспособленность растений к условиям обитания.

Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Работы Н.И.Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы.

Практические работы

1. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.

ТЕМА 6. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (4 часа).

Прокариоты. Общая характеристика бактерий как представителей прокариот. Разнообразие, распространение и значение бактерий в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

1. Строение клубеньков корней бобовых растений (на гербарном материале).

ТЕМА 7. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (5 часов).

Общая характеристика царства Грибов. Питание, дыхание, размножение грибов. Многообразие грибов: плесневые грибы, дрожжи, шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Микориза. Значение грибов в природе и жизни человека.

Лишайники. Особенности строения, питания, размножения. Многообразие лишайников и их значение в природе и жизни человека.

Демонстрации

Муляжи разных шляпочных грибов.

Лабораторные работы

  1. Изучение строения плесневых грибов.
  2. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.
  3. Строение слоевища лишайника.

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (7 часов).

Природные сообщества как биогеоценозы. Жизнь растений в сообществах. Ярусность. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни сообществ. Место и роль растительного сообщества (фитоценоза) в экосистеме.

Смена природных сообществ. Формирование и развитие природного сообщества. Причины смены сообществ. Многообразие природных сообществ. Культурные природные сообщества, отличия их от естественных сообществ и зависимость от человека.

Роль человека в природе. Рациональное природопользование, охрана растений. Растительные ресурсы родного края. Красная книга Нижегородской области, том «Растения». Роль каждого человека в охране богатства родного края.

Экскурсии

  1. Жизнь растений весной.
  2. Лес как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
  • Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • Строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  • Основные ткани растений и их функции?
  • Особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
  • Особенности питания и дыхания растений;
  • Признаки роста и развития растений, бактерий и грибов;
  • Индивидуальное развитие растительных организмов;
  • Отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов;
  • Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид);
  • Нормы поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
  • Готовить временные микропрепараты;
  • Работать с гербарным материалом;
  • Работать с определительными карточками;
  • Определять жизненные формы растений по характерным признакам;
  • Определять возраст дерева по поперечному спилу ствола;
  • Наблюдать сезонные явления в жизни растений;
  • Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
  • Ухаживать за комнатными растениями;
  • Применять знания по биологии при посадке и выращивании комнатных растений;
  • Давать сравнительную характеристику классов растений;
  • Распознавать ядовитые растения и грибы в природе;
  • Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации в природе.

Название темы

Количество часов

Введение. Общее знакомство с растениями

8

Тема 1. Клеточное строение растений

9

Тема 2. Органы цветковых растений

29

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений

15

Тема 4. Основные отделы царства растений

13

Тема 5. Историческое развитие растительного мира на Земле

5

Тема 6. Царство Бактерии

4

Тема 7. Царство Грибы. Лишайники

5

Тема 8. Природные сообщества

7

Заключение и обобщение по курсу биологии 6 класса

1

ИТОГО:

96 ч + 6ч резерв

 

ПРИМЕРНОЕ   ПОУРОЧНО  -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  по  учебнику  И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко «Биология 6: Растения. Бактерии.  Грибы. Лишайники»

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ УРОКА

ДАТА

ЛАБОРАТОР. РАБОТЫ

ДОМ.

ЗАДАН.

уроки

экскурсии

практич. Работы

всего

1.Введение.

Общее знакомство с растениями.

5

2

7

1.Введение. Наука о растениях – ботаника.

2.Мир растений. Экскурсия № 1.

3. Строение растений. (Л,р. 1. «Знакомство с цветковым растением»)

4.Семенные и споровые растения (Л,р. №2  «Споры у папоротника»)

 5.Растение – живой организм.

6.Условия жизни растений. Экскурсия № 2.

7.Среды жизни растений.

Л.р. №1

 

Л.р. № 2

2.Клеточное строение растений

5

5

1(8).Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата (Л,р. № 3  «Приготовление микропрепарата»).

2(9).Строение растительной клетки (Л.р. №4

«Рассмотрение клеток кожицы лука»).

3(10).Процессы жизнедеятельности клетки.

4(11).Ткани растений и их виды.

5(12).Обобщение и повторение. Подведение итогов.

Л.р. №3

Л.р. № 4

3. Органы цветковых растений

17

1

18

1(13).Семя и его строение (Л.р. № 5  «Рассмотрение строения семени фасоли»).

2(14).Условия прорастания семян.

3(15). Значение семян.

4(16).Корень и его внешнее строение (Л.р.№6  «Строение корня у проростка тыквы»),

5(17).Внутреннее строение корня.

6(18).Значение корней и их разнообразие.

        Экскурсия № 3.

7(19).Побег. Строение и значение для растения.

8(20).Почка – зачаточный побег растения

(Л,р. № 7  «Строение вегетативных и генеративных почек»).

9(21).Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение (Л.р. № 8  «Внешнее строение листа»),

10(22).Значение листа в жизни растения.

11(23).Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение (Л,р. № 9  «Внешнее и внутреннее строение стебля»).

12(24).Многообразие стеблей.

13(25).Видоизменения подземных побегов

(Л,р. № 10  «Внешнее строение корневища и клубня»).

14(26).Цветок, его стороение и значение

(Л.р. № 11  «Рассмотрение соцветий»).

15(27).Цветение и опыление растений

(Л.р. № 12  «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»).

16(28).Плод. Его значение и многообразие форм.

17(29).Растительный организм как живая система (биосистема).

18(30).Обобщение, повторение. Подведение итогов.

Л.Р.№ 5

Л.р. № 6

Л.р. № 7

Л.р. № 8

Л.р. № 9

Л.р. № 10

Л.р. № 11

Л.Р. № 12

4. Основные процессы жизнедеятельности растений.

11

11

1(31).Корневое питание растений.

2(32).Воздушное питание растений и фотосинтез.

3(33).Космическая роль зеленых растений.

4(34).Дыхание растений и обмен веществ.

5(35).Значение воды в жизни растений.

6(36).Размножение растений. Оплодотворение.

7(37).Вегетативное размножение растений.

8(38).Использование вегетативного размножения человеком (Л.р. № 14  «Черенкование комнатных растений»).

9(39).Рост и развитие растительного организма.

10(40).Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

11(41).Обобщение и повторение. Подведение итогов.

Л.Р. № 13 (перенесена в курс экологии).

Л.р. № 14

 Основные отделы царства растений.

10

10

1(42).Классификация растений.

2(43).Водоросли. Общая характеристика.

3(44).Многообразие водорослей, их значение (Л.р. № 15  «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме»).

4(45).Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение (Л.р. № 16  «Изучение внешнего вида мохообразных растений»).

5(46).Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение (Л.р. № 17  «Изучение внешнего вида папоротникообразных растений»).

6(47).Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение (Л.р. № 18  «Изучение внешнего вида хвойных растений»).

7(48).Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение (Л.р. № 19  «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»).

8(49).Семейства класса Двудольные растения

(два сем.).

9(50).Семейства класса Однодольные растения (два сем.).

10(51).Обобщение, повторение. Подведение итогов.

Л.Р. № 15

Л.р. № 16

Л.Р. № 17

Л.р. № 18

Л.р. № 19

6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

 4

4

1(52).Понятие об эволюции растительного мира.

2(53).Эволюция высших растений.

3(54).Многообразие и происхождение культурных растений.

4(55).Дары Старого и Нового Света.

7. Царство Бактерий

3

3

1(56).Бактерии. Общая характеристика, строение.

2(57).Многообразие бактерий (Л.р. № 20  «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка»).

3(58).Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Л.р. № 20

8. Царство Грибы.  Лишайники.

3

3

1(59).Царство Грибы. Общая характеристика

(Л.р. № 21  «Изучение строения плесневых грибов»).

2(60).Многообразие и значение грибов.

3(61).Лишайники. Общая характеристика и значение.

Л.р. № 21

9. Природные сообщества.

4

1

5

1(62).Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

2(63).Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

         Экскурсия № 4.

3(64).Смена природных сообществ.

4(65).Многообразие природных сообществ.

5(66).Жизнь организмов в природе.

10. Заключение по курсу биологии 6 класса.

1

1

2

1(67).Экскурсия № 5 «Весна в жизни природного сообщества».

2(68).Подведение итогов. Задание на лето.

Всего 68 ч

63ч

5 ч

68 ч

21

 7 класс

                                           Ж И В О Т Н Ы Е

                                   ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

чачасов

Тема 1. Общие сведения о мире животных

5

Тема 2. Строение тела животных

3

Тема 3.Подцарство Простейшие (одноклеточные) животные

6

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Ки-

шечнополостные

3

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые

черви

8

Тема 6. Тип Моллюски

6

Тема 7. Тип Членистоногие

11

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

2

Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Черепные. Надкласс

Рыбы.

9

Тема 10. Класс Земноводные (Амфибии)

7

Тема 11. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

7

Тема 12. Класс Птицы

           12

Тема 13. Класс Млекопитающие (Звери)

           13

Тема 14. Развитие животного мира на Земле

           4

ИТОГО

96 ч +  6  ч резерв

                        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102 часа; 3 часа в неделю)

ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ  (5 часов)

Зоология – наука о царстве Животных. Отличия животных от растений. Многообразие животных. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных друг с другом, растениями и др. живыми организмами. Место и роль животных в природных ценозах. Трофические связи в природных сообществах. Животные растительноядные, хищные, падальщики, всеядные, паразиты животных, человека и растений. Экологические ниши.

Значение животных в жизни человека. Охрана животного мира.

Классификация животных. Систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Краткая история развития зоологии. Ученые-зоологи. Достижения современной зоологии.

Экскурсии.

1. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ (3 часа)

Клетка как структурно-функциональная единица организма животного. Особенности животных клеток, типы животных тканей. Регуляция деятельности органов, систем органов и всего животного организма.

Лабораторные работы

1. Изучение разных типов животных клеток и тканей под микроскопом.

ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ) (6 часов)

Общая характеристика одноклеточных животных, их разнообразие.

Саркожгутиконосцы. Общая характеристика типа.

Корненожки. Амеба протей как типичный представитель саркодовых простейших. Внешнее и внутреннее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Значение в природе.

Жгутиконосцы. Общая характеристика. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные жгутиковые, вольвокс.

Инфузории. Общая характеристика типа.

Инфузория-туфелька как наиболее сложное простейшее. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Половой процесс – конъюгация. Разнообразие инфузорий, значение их в природе.

Значение простейших в жизни человека. Симбиотические простейшие. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий. Меры профилактики заражения дизентерией. Борьба с малярией. Учение о природно-очаговых заболеваниях.

Лабораторные работы.

1. Изучение инфузории-туфельки под микроскопом.

2.Изучение простейших в сенном настое.

3.Изучение эвглены зеленой и вольвокса.

ТЕМА 4. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)

Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Принципиальные отличия многоклеточных животных от одноклеточных.

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра как типичный представитель кишечнополостных. Внешний вид и особенности образа жизни. Радиальная симметрия тела. Внутреннее строение. Два слоя тела: эктодерма и энтодерма, характерные клетки и их функционально-структурные особенности. Особенности процессов жизнедеятельности гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Многообразие: коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Ядовитые кишечнополостные.

Лабораторные работы

1. Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры.

ТЕМА 5. ТИПЫ ЧЕРВЕЙ (8 часов)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.

Тип Плоские черви. Белая планария – свободноживущий плоский червь. Внешнее строение и образ жизни. Особенности внутреннего строения. Двусторонняя симметрия.

Паразитические плоские черви. Класс Ленточные черви. Бычий и свиной цепни. Эхинококк. Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Циклы развития и смена хозяев. Меры профилактики заражения паразитическими плоскими червями.

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как паразитические представители вида. Особенности внешнего и внутреннего строения. Жизненные циклы. Меры профилактики заражения паразитическими круглыми червями.

Биологический смысл паразитизма. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение гельминтов в природе и жизни человека. Гельминтология. Работы академика Скрябина.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, многообразие и значение. Класс Малощетинковые. Дождевой червь, среда обитания и образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Значение в природных биогеоценозах.

Значение червей и их место в эволюции животного мира.

Лабораторные работы.

1. Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение.

2. Изучение внешнего строения дождевого червя.

3. Изучение внутреннего строения дождевого червя на готовых влажных препаратах.

ТЕМА 6. ТИП МОЛЛЮСКИ (6 часов)

Общая характеристика типа Моллюсков. Их многообразие. Роль раковины как наружного скелета.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка, голый слизень) как представитель брюхоногих. Среда обитания, образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Значение в природе и жизни человека.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия (устрица). Места обитания, образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Размножение. Значение в природе и жизни человека.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы. Образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения и размножения. Значение в природе и жизни человека.

Место моллюсков в эволюции животного мира.

Лабораторные работы.

1. Изучение и сравнение внешнего вида моллюсков по натуральным объектам.

2. Наблюдение за поведением моллюсков в аквариуме (катушка и др.), их передвижением и ответом на раздражение.

3. Изучение строения раковины различных пресноводных и морских моллюсков.

ТЕМА 7. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (11 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различия членистоногих с кольчецами. Место в эволюции животного мира.

Класс Ракообразные. Общая характеристика и многообразие класса. Речной рак как типичный представитель класса ракообразных. Места обитания и образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие класса. Паук-крестовик. Места обитания и образ жизни. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Строение и роль паутины. Значение пауков в природных биогеоценозах.

Клещи. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с паразитическим образом жизни. Многообразие паразитических клещей. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности внешнего строения насекомых на примере любого представителя класса. Его образ жизни и процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Типы развития насекомых. Важнейшие отряды насекомых с полным (бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые) и неполным (прямокрылые, равнокрылые, стрекозы) превращением. Насекомые – вредители лесов, полей, садов и огородов.

Домашние насекомые: пчела и тутовый шелкопряд. Особенности поведения и значение в жизни человека.

Насекомые-переносчики заболеваний. Общественные насекомые – муравьи и пчелы. Особенности жизни и организации семей. Поведение, инстинкты. Значение в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падальщики, паразиты и сверхпаразиты среди насекомых. Значение их в природе и жизни человека. Биологические способы борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Охраняемые насекомые Нижегородской области.

Демонстрации фрагментов учебных видеофильмов о насекомых.

Экскурсии

1. Многообразие членистоногих.

Лабораторные работы.

1. Изучение внешнего строения насекомых (работа с коллекцией).

2.Покровы и внешнее строение речного рака.

3. Изучение насекомых-вредителей (работа с коллекцией) , мер борьбы с ними.

ТЕМА 8. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (2 часа) 

Общая характеристика типа Хордовые.

Подтип Бесчерепные. Общая характеристика. Ланцетник как представитель бесчерепных. Среда обитания и образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и практическое значение.

ТЕМА 9. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ (9 часов)

Подтип Черепные. Общая характеристика подтипа.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб. Многообразие рыб, особенности внешнего строения в связи с водной средой жизни.

Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела рыбы. Роль плавников в передвижении рыбы.

Внутреннее строение, системы органов.  Размножение и развитие рыб. Нерест. Миграции рыб.

Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Особенности строения и многообразие.

Костистые рыбы. Многообразие. Осетровые рыбы, практическое значение, современное состояние промысла осетровых, необходимость охраны и восстановления запасов осетровых.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в эволюции животного мира.

Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, тресковые, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Охраняемые рыбы Нижегородской области.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство.

Экскурсии

1. Организация прудового хозяйства.

Лабораторные работы

1. Наблюдение за живыми рыбами в аквариуме.

2. Изучение внешнего строения, формы и окраски тела рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе.

3. Изучение скелета рыбы.

4. Изучение внутреннего строения рыбы на готовом влажном препарате.

ТЕМА 10. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ (7 часов)

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения лягушки в связи с земноводным образом жизни. Внутреннее строение лягушки. Процессы жизнедеятельности. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Зимовки. Метаморфозы развития. Сходство головастика с рыбой.

Многообразие земноводных. Классы Хвостатых, Бесхвостых и Безногих амфибий. Представители и их значение в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Охраняемые амфибии Нижегородской области.

Вымершие амфибии. Происхождение земноводных и роль в эволюции мира животных.

Лабораторные работы

1. Наблюдение за живыми лягушками (в аквариуме или акватеррариуме), их ответом на раздражение.

2. Изучение внешнего строения лягушки.

3. Изучение скелета лягушки.

4. Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах.

ТЕМА 11. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ (7 часов)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Многообразие рептилий.

Ящерица живородящая (или прыткая) как типичный представитель класса рептилий. Особенности внешнего и внутреннего строения, поведения, размножения и развития. Годовой цикл жизни.

Отряд Чешуйчатые. Змеи, ящерицы, сходство и различия. Ядовитые змеи. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение чешуйчатых в природе и жизни человека.

Отряды Крокодилы и Черепахи. Многообразие, особенности внешнего строения и поведения.

Роль рептилий в природе и жизни человека. Охрана рептилий. Охраняемые рептилии Нижегородской области.

Вымершие пресмыкающиеся. Группы динозавров. Причины их вымирания. Происхождение рептилий от древних земноводных. Роль в эволюции животного мира.

Демонстрации учебных видеофрагментов.

Экскурсии

1. Разнообразие животных родного края.

Лабораторные работы

1.Наблюдение за живыми черепахами, их ответом на раздражение.

2. Изучение внешнего строения ящерицы.

3. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки.

ТЕМА 12. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ПТИЦЫ (12 часов)

 Класс Птицы. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом. Процессы жизнедеятельности. Теплокровность как следствие высокого уровня обмена веществ. Усложнение строения птиц по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Многообразие птиц. Отряды птиц, их распространение и характерные черты приспособления к условиям жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. Промысловые птицы, их использование и охрана. Охраняемые птицы Нижегородской области.

Домашние птицы. Происхождение,  важнейшие породы и их использование. Понятие селекции и искусственного отбора.

Происхождение птиц. Археоптерикс. Птицы как высшее звено эволюционного развития рептилий. Роль птиц в эволюции животного мира.

Демонстрации учебных видеофильмов

Экскурсии

1. Знакомство с птицами леса (или парка). Наблюдение за зимующими птицами.

Лабораторные работы

1. Изучение внешнего строения птицы, его особенностей в связи с полетом (на примере чучел).

2. Изучение перьевого покрова птиц и различных типов перьев.

3. Изучение скелета птицы.

4. Изучение внутреннего строения птицы по готовым влажным препаратам.

5. Изучение строения куриного яйца.

ТЕМА 13. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ (13 часов)

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика класса. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Системы органов. Процессы жизнедеятельности. Усложнение строения и организации зверей по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Многообразие млекопитающих. Первозвери (однопроходные), низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Особенности строения в связи с местами обитания и образом жизни. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии.

Происхождение млекопитающих. Древние рептилии как предки млекопитающих. Зверозубые ящеры. Роль млекопитающих в эволюции мира животных.

Основные экологические группы млекопитающих. Значение зверей в природных ценозах и жизни человека. Домашние звери, их дикие предки, современные породы и их использование человеком.

Регулирование численности зверей в природе и антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Охраняемые звери Нижегородской области.

Демонстрации учебных видеофрагментов.

Экскурсии

1. Домашние и дикие звери

Лабораторные работы

1. Наблюдение за поведением млекопитающих, их реакцией на раздражители.

2. Изучение внешнего строения млекопитающего.

3. Изучение строения скелета млекопитающего.

4. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.

ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (4 часа)

 Историческое развитие животного мира. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Основные этапы эволюции царства животных. Разнообразие мира животных как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир. Охрана животных в процессе рационального использования. Роль каждого человека и общества в целом в сохранении многообразия живого мира на планете Земля.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

-Значение видового многообразия животного мира;

-Роль животных в природе и жизни человека;

-Связи животных со средой обитания;

-Особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп;

-Отличительные черты строения и жизнедеятельности беспозвоночных и позвоночных животных;

-Основные систематические категории изучаемых животных;

-Экологические факторы, влияющие на животных;

-Роль животных в пищевых цепях в биоценозах;

-Влияние деятельности человека на животный мир;

-Редкие и исчезающие виды животных Нижегородской области, правила их охраны;

-Правила и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

-Проводить наблюдения за животными;

-Ухаживать за животными уголка живой природы;

-Пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;

-Определять виды наиболее распространенных животных Нижегородской области;

-Составлять цепи и сети питания в природных биогеоценозах;

-Владеть приемами работы с учебником и другими учебными пособиями;

-Проводить просветительскую работу по охране природы родного края.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимушкин И.; Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие. М.; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002
  3. Брем. З. Биология. Справочник школьника и студента. М., Дрофа, 1999
  4. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  5. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: животные. М.: Вентана-Граф, 2006.
  6. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  7. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2004.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Вентана- Граф, 2005.
  9. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
  10. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
  11. Шпинар 3. В. История жизни на Земле; Прага: Атрия, 1977.
  12. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  13. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  14. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы с учащимися в рамках углубленного изучения биологии

В работе представлен многолетний опыт работы с учащимися по организации углубленного изучения биологии и экологии, а также опыт организации эколого-краеведческих экспедиций по изучению биоценозов Прик...

тематические тесты по разделу "Генетика" для профильного класса с углубленным изучением биологии

Тестовые задания по всем разделам генетики для профильного класса с углубленным изучением биологии....

Программа углубленного изучения биологии 6-7 кл. Алексеева Е.В., Курьякова Е.Ю.

Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе и «Животные» в 7 классе основной общей школы. Программа составлен...

Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»

Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают  активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»

Углубленное  изучение   курса  по биологии «Биология в вопросах  и ответах»  предназначено  для обучающихся  9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...