Рабочая программа по биологии в 6 классе
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по биологии в 6 классе для общеобразовательных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии в 6 классе

Пояснительная записка

            Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт

Объём часов: 1 час в неделю, в год 35 часов

Количество часов федерального компонента: нет

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет

Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет

Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.

Характеристика особенностей программы: 

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цель и задачи курса: 

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.

Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

            - способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

   - охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

-работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Практическая   деятельность (какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности). Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

      Планирование составлено на основе:

     Программа для общеобразовательных школ.5-11 классы.

     М. Дрофа. 2008г. Автор Пасечник В.В.

     УМК: 1.Учебник. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Водоросли. 6 класс. Москва. Дрофа. 2007г.

           2.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Водоросли. Рабочая тетрадь. 6 класс. Москва. Дрофа. 2006г.

Дополнительная литература

  1. Ишкина И.Ф. Биология. 6 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель – АСТ. 2004г.
  2. Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. М. Просвещение. 1997г.
  3. Журнал «Биология в школе» за 2005-2011 г.г.

               

Основное содержание программы образовательного минимума курса биологии  «Бактерии. Грибы. Растения»

6-й класс

1. Введение. Клеточное строение организмов (6 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями природы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царство бактерии и грибы (3 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

3. Царство растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (9 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

5. Жизнь растений (7 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

6. Природные сообщества (5 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторные работы

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Тематическое планирование по биологии в 6 классе, 35 часов, 1 час в неделю

 №

 

 Дата

                                   

                                    Тема

 Кол-во

  часов

по теме

          Наглядность

    Повторение изученного

     Примечание

Введение.

      2

  11    1

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. ТБ на уроке биологии.

      1

   2

Экскурсия «Многообразие живых организ-мов. Осенние явления в жизни растений». Л.р.№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

      1

Тема 1. Клеточное строение организмов.

4

   3

Устройство увеличительных приборов. Л.р.№2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы. Рассматривание клеток»

      1

Табл. «Увеличительные приборы»

Части микроскопа, многообразие организмов

 4-5

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание ее под микроскопом»

      2

Табл. «Строение клетки»

Правила пользования микроскопом

   6

Жизнедеятельность клетки. Ткань.

      1

Работа с микроскопом

   

Тема 2. Царство Бактерии и Грибы.

      3

   7

Бактерии.

      1

Табл. «Бактерии»

Царства природы, строение растительной клетки

8

Грибы.

      1

Табл. «Грибы»

Строение бактерий

9

Роль грибов в природе и жизни человека

      1

Табл. «Шляпочные грибы»

Строение гриба и их роль

Тема 3. Царство Растения.

6

 10

Растения. Ботаника – наука о растениях. Роль в биосфере и их охрана.

1

Табл. «Жизненные формы растений»

Многообразие организмов и их роль

 11

Водоросли

      1

Табл. «Водоросли»

Строение клетки, разнообразие растений

 12

Лишайники

      1

Табл. «Водоросли», «Лишайники»

Строение и значение водорослей

 13

Мхи, папоротники, хвощи и плауны

      1

Табл. «Мхи», гербарий, ОК

Водоросли и их значение

 14

Голосеменные

      1

Табл. «Голосеменные», гербарий

Папоротники, усложнение по сравнению с мхами

 15

Цветковые

      1

Табл. «Покрытосеменные гербарий

Голосеменные

Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

9

 16

Строение семян однодольных и двудольных растений

      1

Табл. «Строение семян», коллекция «Семена и плоды»

Значение семян, их преимущество перед спорами

 17

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней

      1

Табл. «Строение корня и типы корневых систем»

Строение семян однодольных и двудольных растений

 18

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

      1

Табл. «Побег и почки»,ОК

Строение корня

 19

Строение листа. Видоизменение листьев.

      1

Табл. «Внешнее строение листа», гербарий

Строение почек, рост и развитие почек

 20

Многообразие стеблей. Видоизмененные побеги

      1

Табл. «Видоизмененные побеги»

Внешнее  строение стебля

 21

Цветок и его строение. Л.р.№4 «Изучение строения цветка»

      1

Табл. «Строение цветка», гербарий

Части цветка, видоизмененные побеги

 22

Соцветия. Л.р.№5 «Ознакомление с различными видами соцветий»

      1

Табл. «Соцветия, ОК

Особенности строения цветка

 23

Плоды и их классификация.

      1

Табл. «Сочные плоды», «Сухие плоды

Типы соцветий, их роль и распознавание соцветий

 24

Распространение плодов и семян. Л.р.№6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

      1

Табл. «Распространение плодов и семян»

Значение и классификация плодов

Тема 5. Жизнь растений.

      7

 25

Минеральное питание растений

      1

Химический состав растений

 26

Фотосинтез

      1

Табл., ОК

Минеральное питание растений.

 27

Дыхание растений

      1

ОК

Фотосинтез

 28

Испарение воды

      1

Табл. «Строение листа»

Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза

 29

Рост растений.

      1

Таблица

Дыхание, фотосинтез, испарение воды

30-31

Размножение растений

      2

Табл. «Мхи. Папоротники»

Способы размножения растений

Тема 7. Природные сообщества.

5

 32

Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. Л.р.№7 « Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

      1

ОК

Признаки класса однодольных

 33

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние природной среды на человека.

      1  

ОК

Основные экологические группы растений

34-35

Административная контрольная работа и ее анализ.

2

Гербарий

Знания по всему курсу за 6 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....