Внутреннее строение корня
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

 

Тема: Внутреннее строение корня

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: формирование понятия о клеточном строении корня, взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией

Задачи: изучить клеточное строение зон корня, развивать умение распознавать зоны корня на натуральном объекте, таблице; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение.

Оборудование:  натуральные объекты (проростки гороха),гербарий однодольных и двудольных растений,  лупы, микроскопы, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка, скальпель,  таблица «Внутреннее строение корня», интерактивная доска, компьютер, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennee_stroenie_kornya.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Внутреннее строение корня

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: формирование понятия о клеточном строении корня, взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией

Задачи: изучить клеточное строение зон корня, развивать умение распознавать зоны корня на натуральном объекте, таблице; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение.

Оборудование:  натуральные объекты (проростки гороха),гербарий однодольных и двудольных растений,  лупы, микроскопы, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка, скальпель,  таблица «Внутреннее строение корня», интерактивная доска, компьютер,

Содержание урока:

           

                                                         

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации). Фронтальная работа с классом по вопросам и заданиям:

Что такое корневая система?

Какие типы корневых систем вам известны?

Какие виды корней составляют стержневые и мочковатые корневые системы?

Какие корневые системы развиваются у двудольных и однодольных растений?

Найдите двудольные и однодольные растения на предложенных гербарных образцах.

Объясните, почему при пересадке растение следует аккуратно выкапывать, а не выдёргивать из почвы?

Объясните, почему после окучивания возрастает урожай картофеля?

Назовите основную функцию корня.

Предположите, как можно увеличить массу боковых корней у растений?

Почему корень растёт верхушкой и может поглощать воду с минеральными веществами?

С чем связаны такие возможности корня?

Учитель предлагает определить тему и цели  данного урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы и выполняют задания, предложенные учителем.

Выдвигают разные версии

Формулируют тему урока «Внутреннее строение корня» и учебные задачи: изучить внутреннее строение корня и объяснить, как осуществляется минеральное питание и верхушечный рост корня.

 Делают записи в тетради.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Предлагает сформулировать возникшую на уроке проблему и высказать предположения. От чего зависят функции, выполняемые корнем?

Что является наименьшей единицей строения и жизнедеятельности организма?

Какие клетки входят в состав корня?

Как проверить наши предположения?

Предлагает провести лабораторную работу «Изучение строения корня проростка пшеницы» по инструкции

Предлагает проверить результаты проделанной работы, ответив на вопросы:

Одинаково ли строение корня на всём его протяжении?

Сколько зон в корне можно выделить?

По каким признакам они отличаются?

Одинаковы ли клетки, их образующие?

Как можно проверить эти предположения?

Выдвижение гипотезы «Корень имеет клеточное строение, состоит из разных клеток, выполняющих разные функции»

Предлагают провести исследование

Записывают тему лабораторной работы в тетрадь

Выполняют лабораторную работу по предложенной инструкции, отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Зарисовывают в тетрадь зоны корня и подписывают на рисунке названия зон.

Предлагают использовать микроскоп для изучения клеточного строения корня

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Постановка проблемы и её решение

Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Предлагает приготовить и  рассмотреть  микропрепарат «Клетки корня. Корневой чехлик»

Организует самостоятельную работу с текстом учебника. Учащиеся делятся на четыре группы и, используя текст параграфа  учебника, заполняют соответствующую строку в таблице:

Зона корня

Строение клеток

Функции клеток

Зона деления

Зона роста

Зона поглощения

Зона проведения

1 группа – зона деления

2 группа – зона роста

3 группа – зона поглощения

4 группа – зона проведения

Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице, корректирует ответы учащихся.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о клеточном строении корня

Формулируют вывод «Клетки разных зон корня отличаются по строению» и фиксируют его в тетради.

Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и кратко заполняют таблицу в тетради.

Зачитывают свои записи в таблице и корректируют их. Заполняют оставшиеся колонки в таблице, прослушав выступление своих одноклассников.

Формулируют выводы по проблеме урока: «Минеральное питание обеспечивают клетки зоны поглощения с корневыми волосками, а верхушечный рост происходит благодаря постоянному делению клеток в зоне деления и растяжению их в зоне роста»

Познавательные (выведение следствий)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, моделирование, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Организует краткий тестовый контроль знаний.

Предлагает готовые коды для проверки ответов.

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание

Перечисляют новую для себя информацию

Выполняют тестовое задание с выбором одного верного ответа

Осуществляют самоконтроль и самопроверку или обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

Инструкция к лабораторной работе «Изучение строения корня проростка пшеницы»

  1. Возьмите проросток пшеницы. Рассмотрите корни невооружённым глазом или при помощи лупы.
  2. Определите, сколько зон можно выделить на корне. Какова их протяжённость и внешние отличия? Обратите внимание на среднюю часть корня, покрытую лёгким пушком, это корневые волоски.
  3. Сравните свои данные с рисунком №35 учебника (с.55) и определите названия зон корня.
  4. Зарисуйте корень и обозначьте его зоны.
  5. Проверьте  результаты проделанной работы, ответив на вопросы:

Одинаково ли строение корня на всём его протяжении?

Сколько зон в корне можно выделить?

По каким признакам они отличаются?

Одинаковы ли клетки, их образующие?

  1. Отделите скальпелем часть корня с корневыми волосками (не менее 1 см) и приготовьте микропрепарат. Возьмите предметное стекло, капните каплю воды, положите кусочек корня, и накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 120 раз. Найдите верхушку корня (его чехлик), обратите внимание,  из каких клеток он состоит. Постепенно двигая препарат, рассмотрите покровную всасывающую ткань с корневыми волосками. Обратите внимание, что корневой волосок – это вырост клетки кожицы (всасывающей ткани корня).
  3. Ответьте на вопрос: каковы особенности строения клеток разных зон корня? Какие функции они выполняют?
  4. Заполните в тетради таблицу, используя текст учебного параграфа №14:

Зоны корня

Строение клеток

Функции клеток

Зона деления

Зона роста

Зона поглощения

Зона проведения

Приложение 2

Тестовый контроль знаний:

  1. Корневой чехлик можно увидеть: а) только с помощью микроскопа; б) с помощью лупы; в) невооружённым глазом
  2. Клетки корневого чехлика: а) живые; б) мёртвые с толстыми оболочками; в) наряду с живыми имеются мёртвые
  3. Клетки зоны деления: а) мелкие, расположенные рыхло; б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу; в) крупные, округлые
  4. Корневой волосок представляет собой: а) клетку наружного слоя корня с длинным выростом; б) длинный вырост наружной клетки корня; в) нитевидный боковой корешок
  5. Корневые волоски живут: а) около месяца; б) несколько дней; в) около суток
  6. Корневые волоски обычно не бывают длиннее: а) 10 мм; б) 20 мм; в) 30 мм
  7. Зона всасывания, как и другие зоны корня: а) постоянно увеличивается в длину; б) постоянно перемещается вслед за кончиком растущего корня и не увеличивается в длину; в) не перемещается вслед за кончиком корня и не увеличивается в длину
  8. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань: а) покровная; б) проводящая; в) механическая

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Презентация «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня»

Данная презентация может быть использована как сопроводительный материал к уроку "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."...

внешнее и внутреннее строение корня

Презентация к уроку  корень. Может использоваться для объяснения нового материала или изучения учащимся темы самостоятельно. (Расчитана на програму по биологии 1 час в неделю)...

«Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполненными функциями»

В ходе урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верху...

Урок в 5 классе по биологии "Внутреннее строение корня" (ФГОС)

Урок разработан  согласно  требованиям ФГОС. После проведенного урока обучающиеся  должны уметь:а) называть функции корня; ткани, образующие корень;б) распознавать виды корней и типы ко...

урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"

презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.

Данная презентация составлена по учебнику И.Н.Пономарёвой. Можно узнать о внешнем и внутреннем строении корня, о корневых системах....