Рабочая программа по биологии 8 класс (Пасечник В.В.)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Соченова Наталья Васильевна

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass_2012-13.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Ичалковская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского муниципального района РМ

 

 

  Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

Руководитель ШМО

__________Соченова Н.В.

Протокол № __ от

«_____»_______2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ «Ичалковская СОШ»

__________ Зубова Т.А.

«_____»_______2013 г.

«Утверждаю»

         Директор МОУ       «Ичалковская СОШ»

_________ Зубанов А.Н.

 «__» ___2013г

  

Рабочая программа

по курсу «БИОЛОГИЯ»

для 8 класса

  Составитель:   учитель  биологии

МОБУ «Ичалковская  СОШ»

                                                             Соченова Н.В.

2013-2014 уч.г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

УМК: 

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.
  • Программы основного общего образования по биологии для 5-9класса, авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой.  (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)
  • Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: 5-11 классы/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
  • Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) .
  • Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
  • Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.- 416 с. – ( В помощь школьному учителю).
  • Экология человека: практикум для вузов/ Л.И, Губарева, О.М. Мизирева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 112с. (Практикум).Биология.
  • Практикум по анатомии и физиологии человека. 10- 11 классы/ авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.- 175 с.

Тематическое планирование по дисциплине «Биология. 8 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, шт.

Экскурсии

1.

Введение.

2

2

-

-

2.

Происхождение человека.

3

3

-

-

3.

Организм человека и его строение.

4

4

1

-

 4.

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций.

10

10

2

5.

Система опоры и движения.

7

7

4

-

6.

Внутренняя среда организма.

8

8

3

-

7.

Дыхание.

5

5

1

-

8.

Пищеварение.

5

5

1

-

9.

Обмен веществ и энергии.

3

3

2

-

10.

Выделение.

2

2

-

-

11.

Кожа.

3

3

-

-

12.

Сенсорные системы организма.

5

5

1

-

13.

Основы учения о ВНД.

6

6

2

-

14.

 Индивидуальное развитие человека.

3

3

-

-

15.

Резерв.

2

 

Итого

68

68

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные единицы

Кол-во        количество

уроков

Введение.

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

2

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека.

 Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

3

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма

56

  • Общий обзор организма

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

1

  • Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация  разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа 

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

3

  • Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

   Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

   Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

10

  • Система опоры и движения.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

   Микроскопическое строение кости.

   Мышцы человеческого тела ( выполняется либо в классе, либо дома).

   Утомление при статической и динамической  работе.

   Выявление нарушения осанки и плоскостопия.

  Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

7

  • Внутренняя среда организма.

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

  Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

3

  • Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

  Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

  Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

  Опыты, выясняющие природу пульса.

Функциональная проба: реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку.

 

5

  • Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: ЖЕЛ. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; Приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

   Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

5

  • Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

5

  • Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Лабораторные работы

   Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

   Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

3

  • Выделение.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

2

  • Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. 

3

  • Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

5

  • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

  Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

  Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.  

  Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций.

   Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

   Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тетов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

   Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.

   Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

6

  • Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

3

Тематическое планирование курса «Биология» 8 класс (68 ч)

п/п

              Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Планируемые  результаты

Обучения

Кол - во

   часов          

         Виды

самостоятель-ной   работы

Лабораторные работы;

Практические работы;

Экскурсии и

 демонстрации

Дата проведения

Общеучебные умения

и навыки

Специальные  знания

(знать/понимать)

Специальные  умения (уметь)

По плану

ФФакт

Введени (2 часа)

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

Д.З.§1 с. 6-8

!Инд. сообщения

-анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

-Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;

- объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

1

Вопросы к §1

Текущий контроль

07.09.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2

Становление наук о человеке.

Д.З.§2 с. 9-12

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

- вклад великих ученых  в развитие наук о человеке;

-объяснять этапы становления наук о человеке

1

Работа стетрадью.

09.09.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема 1.  Происхождение человека   (3 часа)

11.1.

Систематическое положение человека.

Д.З.§3 с. 14-17

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

-классифицировать по нескольким признакам;

- место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

1

Работа с учебником – вопросы к .§3

111.09.

Комбинированный урок

1.2.

Историческое прошлое людей.

Д.З.§ 4 с. 18-21

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);

 – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас;

1

Работа с тетрадью -  заполнение таблицы.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека

13.09.

1.3.

Расы человека.

Д.З.§5 с. 21-23

(!составить кроссворд)

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

– характерные расовые признаки.

–доказывать происхождение и единство рас человека;
–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.

1

Работа с карточками

18.09.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема 2 . Организм человека и его строение.   (4 часа)

2.1.

Общий обзор организма человека.

Д.З.§ 6 с. 26-28

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

–клеточное строение организма;
–строение животной клетки;
-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

1

Распознавание на таблицах органов и систем органов

220.09.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2.2.

Строение и химический состав клетки. Физиология клетки.

Д.З.§ 7 с.28-30

— ставить цели самообразовательной деятельности;

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

– клеточное строение организма;
– строение животной клетки;
– называть части и органоиды клеток организма человека,

-распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;

1

Вопрос №5 к .§7

25.09.

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

2.3.

Физиология клетки.

Д.З.§7 с. 30-33

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме

– раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей

– доказывать взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма.

1

Работа с тестами

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой

27.09.

2.4.

Ткани. Типы тканей и их свойства.

Д.З.§ 8 с. 33-39

§ 1-7 (повт.)

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-называть типы тканей,

-распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

-уметь работать с микроскопом.

1

Лабораторная работа №1

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей под микроскопом».

02.10.

Комбинированный урок.

Тема 3.  Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. (10часов)

3.1.

Регуляция функций в организме.

 Д.З.§ 58 с. 299 – 300,

записи в тетради.

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

1

Промежуточный контроль знаний: тестирование.

04.10.

Урок ознакомления с новым материалом

3.2.

Общий план строения нервной системы и ее функции.

Д.З.§ 43 с. 220 – 221

-сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,

-выделять главное, существенное;

– разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой

– сравнивать строение нервной системы человека и животных.

1

УЭИ – виртуальные задания

9.10.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3.3.

Рефлекторный принцип работы нервной системы

Д.З.§ 9 с. 40 -43.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам

– строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга.

–разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции

-проводить самонаблюдения

1

Работа с карточками

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др

11.10.

Комбинированный урок

3.4.

Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции.

Д.З.§ 44  с. 222-227

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой,

-составлять схемы

– строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях

- работать с биологическими таблицами, схемами

1

УЭИ – виртуальные задания

16.10.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3.5.

Головной мозг. Строение и функции.

Д.З.§ 45 с. 227 – 231

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой, -проводить наблюдения.

– разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций.

-– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-проводить самонаблюдения.

1

Лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2

«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

18.10.

Урок ознакомления с новым материалом.

3.6.

Головной мозг. Функции переднего мозга.

Д.З.§46 с. 231 – 235.

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой

– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;

-работать с муляжами, раздаточным материалом.

1

Индивидуальная работа по карточкам

23.10.

Комбинированный урок

3.7.

Соматический и автономный отделы нервной системы..

Д.З.§ 47 с. 235 – 239.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

-сравнивать, анализировать, обобщать;

-работать с книгой

-понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической;

-проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним.

1

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №3«Рефлексы продолговатого и среднего мозга;  »

25.10.

3.8.

Железы внутренней секреции и гормоны.

Д.З.§ 58 с. 298 -301.

! Инд сообщения.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

-понятие гуморальной регуляции;  железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции

-раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека;

-показывать отличие желез внешней и внутренней секреции

1

Беседа по вопросам к §58

30.10.

Комбинированный урок

3.9.

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

Д.З.§ 59.

 Комбинированный урок.

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

- роль гормонов в жизнедеятельности организма.

 - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

--доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции;

-объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний, человека

1

Работа по карточкам

01.11.

1 четв.

18 ч.

3.10.

Контрольно-обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция».

Урок обобщения и систематизации знаний.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

- биологическую терминологию и символику

применять ранее полученные знания;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

1

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах.

 13.11.

Тема 4.  Система опоры и движения.  (7 часов)

4.1.

Строение, состав и свойства костей, типы их соединения.

Д.З.§10 с. 46-50

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное;

– знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы,

– разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы;

– характеризовать типы  соединений костей,

-находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей                   -работать с микроскопом и микропрепаратами;

1

Лабораторная работа №4

Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости»

15.11.

.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4.2.

Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением.

Д.З.§ 11 -12 с. 50-55

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

– называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); 

– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека
;

1

Распознавание на модели «Скелета человека» - основных костей.

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков

20.11.

Комбинированный урок.

4.3.

Первая помощь при повреждении скелета.

Д.З.§ 16 с. 76-79.

Комбинированный урок.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

-придерживаться определенного стиля при выступлении

- знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;

1

Выполнение приемов первой помощи – работа в парах.

Демонстрации приёмов первой помощи при травмах

22.11.

4.4.

Мышцы, их строение и функции.

Д.З.§13 с. 62 – 67

-Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

- знать  основные типы мышц, их строение и функции.

– характеризовать типы мышц;

- называть и находить на  рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела;

-проводить самонаблюдения;
-работать с микроскопом и микропрепаратами;

1

Лабораторная работа №5

Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела»

27.11.

Комбинированный урок

4.5.

Работа мышц. Управление движением. Утомление.

Д.З.§14 с. 69 – 72.

-выделять главное, существенное;

-проводить

самонаблюдения

-влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

– характеризовать работу мышц;
– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

1

Лабораторная работа №6

Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе

29.11.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4.6.

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.

Д.З.§ 15  с. 73-75.

 §10-14 ( повт).

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями

– знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

– научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

1

Лабораторная работа №7

Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»

04.12.

Комбинированный урок

4.7.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» .

 

Урок контроля и оценки знаний.

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-регуляция деятельности опорно-двигательной системы;

– устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций;

1

Тестовая контрольная  работа

06.12.

Тема 5.  Внутренняя среда организма. (8 часов)

5.1.

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови.

Д.З.§ 17 с. 82 - 84

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее

форменных элементов;
– раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями,

-работать с микроскопом и микропрепаратами;

1

Работа по вопросам к §17

11.12.

.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

5.2.

Строение и функции эритроцитов.

Д.З.§ 17 с. 84 – 88.

— владеть навыком аналитического чтения;

— владеть различными видами изложения текста;

– называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови;

- о группах крови, их отличительных признаках; совместимости крови по группам;

- обосновывать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей;

– распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты;

1

Лабораторная работ а № 8

Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

13.12.

Комбинированный урок

5.3.

Лейкоциты. Иммунитет.

Д.З.§18 - 19 с. 89 -93.

! подг. Сообщения.

Комбинированный урок

-Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

– иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных

свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

1

Индивидуальная работа с карточками

5.4.

Органы кровообращения. Круги кровообращения.

Д.З.§20 – 21.

-выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца

– распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;

1

УЭИ – виртуальные задания

Демонстрации моделей сердца и торса человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

5.5.

Строение и работа сердца.

Д.З.§22 с. 110-114

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

– называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

Распознавание на модели «Сердце человека» - особенностей строения

Демонстрации модели сердца человека

Комбинированный урок

5.6.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения.

Д.З.§23 с. 115-120.

— планировать и проводить наблюдения за объектом;

– раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

1

Лабораторная работа № 9

Итоги лабораторной работы

Лабораторная работа №9. «Положение венозных клапанов».

2 четв.

14 ч.

Комбинированный урок

5.7.

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Д.З.§ 24 с.121-125

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
·сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

– раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

– уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление

1

Опыты, выясняющие природу пульса.

Лабораторная работа №10 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

Урок – конференция

5.8.

Первая помощь при кровотечениях.

Д.З.§25 с. 125 – 129.

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
-сравнивать объекты, факты, явления;
-обобщать, делать резюме;

- знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них
–  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

1

Работа в парах . Приемы остановки кровотечения.

Демонстрации моделей торса человека, приёмов остановки кровотечений

Комбинированный урок

Тема 6.  Дыхание.  ( 5 часов)

6.1.

Строение и функции органов дыхания.

Д.З.§ 26 с 132- 139.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

- сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи;

характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи.

 -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок.

1

Работа по карточками

Демонстрации модели гортани; роли резонаторов, усиливающих звук

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6.2.

Дыхательные движения , их регуляция.

Д.З.§ 28 с. 142-146.

— планировать и проводить наблюдения за объектом; 

- знать механизм дыхательных движений, 

- дыхательные рефлексы;

- способы регуляции дыхания;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

1

Работа по вопросам к  параграфу 28.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6.3.

Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

Д.З.§ 27 с. 140-141.

 — владеть различными видами изложения текста;

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,

– раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях;
– обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания

1

Работа по карточкам

Комбинированный урок

6.4.

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Д.З.§29 с. 147-153.

§17-28 (повт.)

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

- показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

предупреждения заболеваний органов дыхания;

-уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболевания.

1

Лабораторная работа № 11

Лабораторная работа №11

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Комбинированный урок

6.5.

Контрольно-обобщающий урок по теме.  «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем».

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках.

-знания о взаимосвязи дыхания и кровообращения;

-распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье;

1

Тестовая контрольная работа

Урок контроля и оценки знаний.

Тема 7. Пищеварение.  (5 часов)

7.1.

Питание и пищеварение.

Д.З.§30 с. 156 – 161.

Комбинированный урок

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

1

1

Работа в тетрадях

7.2.

Пищеварение в полости рта. Глотание.

Д.З.§31 с. 161 – 165.

-сравнивать объекты, факты, явления;
·-обобщать, делать резюме;
 

—планировать и проводить наблюдения за объектом;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

1

Лабораторная работа №12

Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании

Лабораторная работа №12 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Комбинированный урок

7.3.

Пищеварение в желудке.

Д.З.§32 с. 166- 170

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

1

Работа по карточкам

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

7.4.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Д.З.§33 с. 171-174.

- выделять главное, существенное;
- синтезировать материал;
-устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

-сущность биологических процессов: питание и пищеварение,

-характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения.

1

Самостоятельная работа с текстом учебника

Комбинированный урок

7.5.

Гигиена питания.

Д.З.§34-35.

Комбинированный урок

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

- знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

1

Работа в группах

Тема 8. Обмен веществ и энергии. (3 часа)

8.1.

Общая характеристика обмена веществ.

Д.З.§36

 

-понятия об обмене веществ и энергии

-две стороны обмена веществ:

пластический и энергетический обмен.

-доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей.

1

1

Промежуточный контроль знаний.

Тестирование

Лабораторная работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена .»

Урок ознакомления с новым материалом

8.2.

Витамины.

Д.З.§37

-представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;

-объяснять роль витаминов в организме

- уметь применять полученные знания

1

УЭИ – виртуальные задания

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

8.3.

Нормы питания.

Д.З.§38.

-объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи

- Обосновывать нормы и режим питания.

-составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты.

1

Работа в тетрадях – составление пищевого рациона

 

Комбинированный урок

Тема 9. Выделение. (2 часа)

9.1.

Строение и функции

 почек.

Д.З.§42 с. 213- 215.

– раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения;
– рассказывать о
 микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи.

11

Распознавание на

модели «Почки человека»особенно-стей строения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9.2.

Образование мочи. Регуляция мочеобразования.

Д.З.§42 до конца.

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках.

– характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи;

– раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча;
– объяснять, почему заболевания почек серьезно сказываются на здоровье человека;

- доказывать необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.

-соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы;

1

Работа с текстом учебника

Работа в тетрадях.

Комбинированный урок

Тема 10.  Кожа.  (3 часа)

10.1.

Строение и значение кожи.

Д.З.§39 с. 200 – 204.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-знать функции и строение кожи,

 – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи;

-работать с лупой.

1

УЭИ – виртуальгные задания

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10.2.

Терморегуляция организма. Закаливание.

Д.З.§41 с. 209-212

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

-относительное постоянство температуры тела человека–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания

1

Работа  по вопросам к параграфу

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10.3.

Гигиена кожи, одежды и обуви.

Д.З.§40 с. 204-208.

Комбинированный урок

 — владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы;

-значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;

- применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции

1

Промежуточный контроль знаний

Тема 11. Сенсорные системы организма. (5 часов)

11.1.

Значение органов чувств. Анализаторы.

Д.З.§48 с. 242- 144.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-органы чувств человека,

– находить  на рисунках, таблицах, моделях части анализатора 

-объяснять значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.

1

Работа в тетради

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11.2.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Д.З.§ 49 с. 144-248.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-части зрительного анализатора,  его строение и функции глаза –положение и строение глаз.

 -строение и функции сетчатки.

 -корковая часть зрительного анализатора

1

УЭИ – виртуальные задания

Комбинированный урок

11.3.

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Д.З.§50 с. 249-253.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

проводить

самонаблюдения

- ход лучей через прозрачную среду глаза.

- причины нарушения зрения

– гигиену органа зрения

- механизм восприятия зрительных раздражений;

-соблюдать гигиену зрения.

- применять меры первой помощи при травмах глаз

1

Лабораторная работа №15

Лабораторная работа№15

«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11.4.

Строение и функции органа слуха.

Д.З.§51 с. 253 – 257.

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- соотносить различные компоненты объекта;

-классифицировать по нескольким признакам;

-части слухового анализатора и органа равновесия;

-нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия.
– гигиену органов слуха и равновесия

– находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия;

- объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ

-соблюдать гигиену слуха и равновесия.

1

Работа  по карточкам

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11.5.

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Д.З.§52 с. 258 – 263.

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

-придерживаться определенного стиля при выступлении.

– части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

- роль органов обоняния, вкуса в жизни человека;

–  соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи);

1

Работа с тексом учебника

Работа в тетрадях

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема 12.  Основы учения о высшей нервной деятельности.  (6 часов)

12.1.

Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.

Д.З.§53 с. 266-273.

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней;
- Характеризовать рефлекторную теорию поведения

1

Лабораторная работа №16

Лабораторная работа

№16 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

Комбинированный урок

12.2.

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Д.З.§ 54 с. 273-278.

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках

-роль торможения условных рефлексов;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику

– характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность;.

1

Работа по вопросам к параграфу

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12.3.

Речь и мышление. Познавательные процессы.

Д.З.§56

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

1

Решение познавательных задач по теме урока

Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр.

Комбинированный урок

12.4.

Воля, эмоции, внимание.

Д.З.§57

находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении.

-психическую деятельность человека как функцию мозга;

- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

1

Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа №17

Лабораторная работа№17

 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

12.5.

Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Д.З.§55 ! Инд задания.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;

-знать сущность и значение снов и сновидений;

- доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

- выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение

1

Подготовка индивидуальных сообщений

Комбинированный урок

12.6.

Личность. Характер. Темперамент.

Д.З.§64 с. 324- 326.

-диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
· сравнивать объекты, факты, явления;
· обобщать, делать резюме;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; понятия: характер, личность, темперамент

- характеризовать и определять различные типы темперамента.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

1

УЭИ – определение типов темперамента.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема 13. Индивидуальное развитие человека.  (3 часа)

13.1.

Размножение в органическом мире. Д.З.§60

— ставить цели самообразовательной деятельности;

-знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым;

– использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека;

1

Работа с инструктивными картами

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

13.2.

Оплодотворение. Беременность. Развитие зародыша и плода.

Д.З.§61

— готовить доклады, рефераты;

-выступать перед аудиторией;

- придерживаться определенного стиля при выступлении

– находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.

- доказывать  вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство;

1

Работа по карточкам

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

13.3.

Развитие человека после рождения.

Д.З.§63.

— владеть навыком аналитического чтения;

— составлять сложный и тезисный планы

-знать основные этапы развития человека после рождения;

-гигиенические требования к режиму жизни будущей матери

1

УЭИ – виртуальные задания

Комбинированный урок

13.4.

Итоговая контрольная работа.

Уметь обобщать, анализировать, делать выводы.

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.

1

Итоговое тестирование

13.5.

Заключительный урок по курсу.

ИТОГО

68 часов

Лабораторных работ: 17

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

РАЗДЕЛ 3: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Комплект 1. Влажные препараты 

Глаз крупного млекопитающего

15 шт.

На вскрытом глазе быка показаны основные части глаза. Препарат используют как раздаточный материал в комплексе с моделью глаза.

Комплект 2.  Микропрепараты

Набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих. Микропрепараты используют как раздаточный материал для проведения лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами.

Набор микропрепаратов по анатомии, физиологии, гигиене человека

2 наб.

Для базового курса включены: Раздаточные микропрепараты: митоз живой клетки, однослойный эпителий, многослойный эпителий, рыхлая соединительная ткань, плотная соединительная ткань, гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань, нервные клетки, нерв (поперечный срез), нерв (продольный срез), кровь человека (окрашенный препарат), кровь лягушки (окрашенный препарат), артерии, вены, капилляры. Для углубленного изучения: демонстрационные микропрепараты: эпителий железистый, эпителий мерцательный, костная ткань, щитовидная железа, яйцеклетки кролика, сперматозоиды морской свинки, печень человека, кишечник с ворсинками.

Комплект 3. Модели

Крупногабаритные объемные и рельефные модели используют как демонстрационные, раздаточные - для проведения лабораторных работ.

Скелет человека

1 шт.

Модель представляет собой разборное изображение скелета человека в натуральную величину. Суставы подвижные, межпозвоночные хрящи сформованы вместе с телами позвонков. Нижняя челюсть укреплена на пружине. Отдельные части разборной модели соединяются при помощи шипов и петель.

Глаз человека

15 шт.

Модель используется при изучении темы "Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность". Пособие представляет собой глазное яблоко, разрезанное на две половины в горизонтальном направлении. Корпус модели изображает белочную оболочку глаза, снаружи белочной оболочки показаны мышцы глаза. В передней части глаза показана прозрачная роговая оболочка, стекловидное тело и хрусталик.

Головной мозг человека

7 ком.

Пособие представляет собой разборную модель головного мозга в натуральную величину. На продольном разрезе мозга видны: продолговатый мозг, варолиев мост, четверохолмие, гипофиз, мозжечок, мозолистое тело, кора больших полушарий, промежуточный мозг. Отделы мозга выделены контрастными цветами.

Набор "Имитаторы травм"

15 ком.

Используется для лабораторных работ по теме "Оказание первой помощи". Представляет собой пластиковые накладки с изображением ожога, обморожения, пореза, перелома.

Позвонки

15 ком.

Модель может быть использована при изучении темы "Опорно-двигательная система". Набор позвонков человека в натуральную величину изготовлен из пластмассы и состоит из пяти позвонков (первый, второй, седьмой шейные, грудной и поясничный).

Почка

15 шт.

Используется при изучении обмена веществ. Видны корковый, мозговой, лоханки, сосуды, часть мочеточника, показана поверхность почки с наружной стороны и продольный разрез.

Сердце

15 шт.

Модель предназначена для использования при изучении темы "Кровь и кровообращение". Пособие представляет собой разборную модель сердца в натуральную величину. На модели хорошо видны аорта, легочная артерия, нижняя и верхняя полые вены. Две съемные стенки модели сердца позволяют дать представление о внутреннем макроскопическом строении.

Рельефные модели
Демонстрационные

Рельефные таблицы представляют собой полуобъемные, цветные изображения систем органов. Главная информация выделяется в рельефных таблицах не только цветом, но и рельефом. Глубина рельефа может быть от 1 до 7 см.

1 шт.

Пособие используется при изучении темы "Кожа". На таблице видны: надкожница, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы, гладкая мышца, поднимающая волос, скопление жировых клеток, нервные волокна и рецепторы.

1 шт.

Рельефная таблица используется при изучении темы "Пищеварение". Пособие представляет собой изображение пищеварительной системы в натуральную величину, данное в топографических взаимоотношениях с окружающими ее организмами.

1 шт.

Пособие предназначено для использования при изучении темы "Обмен веществ и энергии. Выделение". На таблице изображено внешнее и внутреннее строение почки. Выделены следующие элементы: почечная фасция, корковое и мозговое вещество.

1 шт.

Пособие используют для самостоятельной работы учащихся. На таблице показан поперечный разрез спинного мозга: белое, серое вещество, передние и задние корешки. Кроме того, на таблице должно быть схематическое изображение рефлекторной дуги с обозначением центростремительных, центробежных и вставочных нейронов.

1 ком.

Рельефная таблица предназначена для самостоятельных работ в теме "Органы чувств". На таблице должны быть изображены наружное, среднее и внутреннее ухо. Более подробно изображают строение внутреннего уха: полукружных каналов улитки.

15 шт.

На фоне контуров тела человека обозначены эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, вилочковая, поджелудочная железы, надпочечники, половые железы. Каждый элемент имеет цифровое кодирование.

15 шт.

Показаны: надкожица, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, сосуды, потовые и сальные железы, рецепторы.

15 шт.

Видны сердце, органы дыхания, пищеварения, диафрагма, органы выделения.

15 шт.

Показаны все органы пищеварения.

15 шт.

Пособие предназначено для самостоятельных работ учащихся. На таблице должно быть показано внешнее строение правого легкого и внутреннее строение левого легкого. На таблице представлены гортань, трахея, бронхи. На отдельном фрагменте схематично показано строение легочных пузырьков.

15 шт.

На модели представлено внешнее и внутреннее строение почки (мозговой, корковый слой, лоханка, сосуды, мочеточник).

15 шт.

Показано белое и серое вещество; передние и задние корешки.

15 шт.

Представлено среднее и внутреннее ухо, строение улитки, кортиева органа.

Оказание доврачебной помощи при несчастных случаях

1 сер.

Таблицы предназначены при изучении раздела "Человек и его здоровье", интегрированного курса естествознания, а также во внеклассной работе при подготовке к экскурсиям, походам и т.п. В таблицах должны быть показаны приемы первой доврачебной помощи, в разных случаях травматизма, в домашних и полевых условиях: ожоги, обморожение, ушибы, раны, переломы, вывихи. Кроме того, должны быть показаны приемы искусственного дыхания.

Рабочая тетрадь по разделу "Человек"

1 ком.

 

Таблицы по анатомии, физиологии человека

1 сер.

Серия предназначена для иллюстрации изучаемого материала раздела "Человек и его здоровье". Таблицы должны иллюстрировать все темы раздела.

Таблицы по гигиене

1 сер.

В серию входят следующие таблицы: 1. Влияние физических упражнений на организм. 2. Предупреждение искривления позвоночника. 3. Предупреждение плоскостопия. 4. Значение тренировки сердца. 5. Гигиена дыхания. 6. Профилактика воздушно-капельных инфекций. 7. Гигиена питания. 8. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. 9. Суточные нормы витаминов. 10. Закаливание организма. 11. Профилактика близорукости. 12. Шум и борьба с ним. 137 Режим дня школьника. 14, 15. Вред курения. 16. Вред алкоголя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...