Универсальные учебные действия на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Бутылкина Наталия Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «УУД в биологии»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его                    способным развиваться дальше без помощи учителя»

                                                                                           Элберт Хаббарт

В современном мире в системе воспитания и обучения детей недостаточно  обычной передачи знаний, умений и навыков от учителя ученикам. Такой путь не даёт возможности обеспечить основную компетенцию образования «Научиться учиться». А что означает данная компетенция?

Данная компетенция означает, что ученик XXI века должен знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться. Решить эту задачу поможет формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) является инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

 

УУД подразделяются на:

1.Личностные

2.Регулятивные

3.Познавательные.

4.Коммуникативные 

  • Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
  • Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения
  • Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
  • Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учебный предмет «Биология» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Личностные действия:

  • формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
  • воспитание ценностного отношения к живой природе,

     собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры

           поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической                                      

           и экологической грамотности;

  • реализация установок здорового образа жизни;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Познавательные действия:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
  • приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; 
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Формирование регулятивных действий - действий контроля:

  • Приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, логические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные действия: 

  • обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В  процессе  достижения  предметных  результатов у  учащегося  формируются личностные  и  метапредметные универсальные  учебные  действия как  основа  умения  учиться.

Для формирования и диагностики отдельных блоков УУД могут быть использованы разные типы заданий :

Для личностных универсальных учебных действий могут быть использованы следующие виды заданий:

– участие в проектах;

– подведение итогов урока;

– творческие задания;

– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

– самооценка события, происшествия;

– дневники достижений.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);

– «На что похоже?»

– Поиск лишнего

– «Лабиринты»

– Упорядочивание

– «Цепочки»

– Составление схем-опор

– Работа с разного вида таблицами

– Составление и распознавание диаграмм и графиков

– Работа со словарями

– «Пластилин»

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»

– Поиск информации в предложенных источниках

– Взаимоконтроль

– Диспут

– Заучивание материала наизусть в классе

– «Ищу ошибки»

– контрольный опрос на определенную проблему

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда;

– магнитофонный опрос;

– «отгадай, о ком говорим»;

– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Учитель биологии ГБОУ гимназии №1591 г Москвы.

Бутылкина Наталия Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...