Примеры КоЗ по биолгии
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Сафонов Сергей Валентинович

Примерные компетентностно- ориентированные задания по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Учитель биологии ГУ «Дмитриевская ООШ» Успенского района

Сафонов С.В.

2013г.

Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, её относительность.

Уровень II

Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.

Введение в проблему: 

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Стимул:  если изучить основу социально-психологических качеств человека, можно определять состояние и поведение человека  его мысли  и чувства.

Задачная формулировка:  Изучите основные составляющие психики человека, их формулировки и иерархию.

Бланк задания:

1.Изучите текст учебника и  предложи свою пирамиду потребностей человека

 

2. Изучите текст учебника и предложи свое определение поведения и его сущность, от чего оно зависит.

Слова подсказки: навыки, физиология, рефлекс.

3. Изучите текст учебника и опишите характеристику психики человека и ее составляющие.

Схема:  Психика = X+X…………

Дескриптор оценивания:

За каждое правильно выполненное задание 1 балл.

3балла – оценка «5»

2балла – оценка «4»

Модельный ответ:

  1. Высшая потребность – духовная (личностная)
  2. Поведение – это сумма действий и рефлексов.
  3. Психика формируется в результате полученных знаний и опыта.

Тема: Врождённые (безусловные рефлексы, инстинкты) и приобретенные формы поведения (условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность).

Уровень II

Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.

Введение в проблему: 

При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Стимул:  изучив материальную основу рефлекторной деятельности, ты сможешь различать типы рефлексов, тем самым научишься объяснять большинство поступков человека.

Задачная формулировка:  Изучите материал о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.

Бланк задания:

1.Изучите текст учебника и  предложи своё определение рефлекса

2. Изучите текст учебника и заполните таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую характеристику безусловных и условных рефлексов.

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

3.Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?

4. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.

5. Объясните, почему возникает зависимость от наркотических средств, чем это обусловлено.

Дескриптор оценивания:

За каждое правильно выполненное задание и полный ответ - 1 балл.

5 баллов – оценка «5»

4-3 балла – оценка «4»

Модельный ответ:

  1. Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение. Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств.

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врожденные
  • Видовые
  • Неизменные
  • Сохраняются в течение всей жизни
  • Приобретенные
  • Индивидуальные
  • Изменяются в зависимости от условий среды
  • Могут затухать
  • Вырабатываются на основе безусловных
  1. Психическая  зависимость от наркотиков, связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием, формируется условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни.

Тема: Внимание: непроизвольное и произвольное.  Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания.

Уровень II

Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.

Введение в проблему: 

Часто мы попадаем в неловкие ситуации на уроках и в бытовом общении, когда недослушав, что то или кого то, потом не можем вспомнить элементарные вещи. С чем это связано

Стимул:  изучив материал, ты сможешь давать характеристику видам внимания и психофизиологические механизмы процесса внимания, познакомишься с условиями организации внимания.

 Задачная формулировка:  Изучите материал о видах внимания и определи в чем заключается основа внимания, и в чем оно выражается.

Бланк задания:

1.Изучите текст учебника и  предложи своё определение внимания

2. Изучите материал и опиши, по каким критериям осуществляется классификация видов внимания.

3.Предложи условия организации памяти учащегося школы.

4. Что по твоему мнению является главным в воспитании внимания.

Дескриптор оценивания:

За каждое правильно выполненное задание и полный ответ - 1 балл.

4 балла – оценка «5»

3 балла – оценка «4»

Модельный ответ:

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других объектов или явлений.

Классификация видов внимания осуществляется по следующим критериям.

По времени возникновения: Природное внимание; Социально - обусловленное внимание 

По наличию средств управления: Непосредственное внимание; Опосредованное внимание 

По направленности: Чувственное внимание; Интеллектуальное внимание 

От объекта внимания: Внешнее внимание; Внутреннее внимание 

По наличию волевых усилий при организации внимания выделяют: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Условия организации внимания:

  • Наличие состояния активного бодрствования.
  • Хорошее состояние здоровья.
  • Отсутствие утомления.
  • Благоприятный эмоциональный фон.
  • Постановка целей и определение задач деятельности.
  • Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
  • Смена видов деятельности (умственная и практическая).
  • Наличие интереса у человека, побуждающего его к занятию данным видом деятельности.
  • Наличие сильных раздражителей, вызывающих ориентировочный рефлекс “что такое?”
  • Отсутствие раздражителей, вызывающих отвлечение.

Тема: Личность и её способности: становление личности, темперамент, характер, интересы, склонности.

Уровень II

Аспект: Извлечение и первичная обработка информации.

Введение в проблему: 

Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из вас. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности каждого.

Стимул:  изучив материал, ты сможешь раскрыть понятия интересы, склонности, способности и определить роль этих понятий в жизни каждого человека.

Задачная формулировка:  Изучите материал о типах темперамента и характера, выясни, как они влияют на развитие личности.

Бланк задания:

1.Изучите материал  и  предложи свои определения понятиям: способности, интересы, склонности.

2. Изучите материал и опишите, по каким критериям осуществляется классификация типов темперамента, данные оформите в таблице.

3. Докажите что понятия «темперамент», «характер» и «личность» не обозначают одно и тоже.

4. Используя дополнительный материал объясни понятия: экстравертированности/интровертированности и покажи как это влияет на становление личности.

5. Дай краткую характеристику склонностей и способностей своего товарища на основе сегодняшней темы, поясни свои размышления.

Дескриптор оценивания:

За каждое правильно выполненное задание и полный ответ - 1 балл.

5 балла – оценка «5»

4-3 балла – оценка «4»

Модельный ответ:

Способности – индивидуальные особенности личности

Интересы – предмет заинтересованности

Склонности – это потребность  в определенных видах деятельности

Меланхолик

Холерик

Флегматик

Сангвиник

раздражительный

обидчивый

надежный

живой

пессимистичный

поддающийся
настроению

пассивный

открытый

необщительный

спокойный

доступный

неподатливый

оптимистичный

вдумчивый

беззаботный

тревожный

беспокойный

размеренный

разговорчивый

сдержанный

возбудимый

целенаправленный

любящий
удобства

спокойный

агрессивный

миролюбивый

рассудительный

порывистый

старательный

инициативный

интроверт

активный

общительный

неустойчивый

экстраверт

устойчивый

Экстраверт (от латинского «экстра» — наружу, вне и «верто» — поворачиваю, обращаю)

Интроверт (от латинского «интро» — внутрь)

Корень и коревые системы Биология 6 класс

Аспект:  обработка информации:

- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры.

Стимул. Если ты успешно выполнишь это задание, ты научишься извлекать из текста нужную информацию и систематизировать ее.

Задача.  Знакомясь с текстом, определяем и выделяем характеристику корня и корневых систем 

I 1. Корень выполняет функции:

  • Проводят воду и растворенные в ней вещества
  • Закрепляют и удерживают растение
  • Служат хранилищем питательных веществ
  • Участвуют в вегетативном размножении

2. По типу происхождения существуют корни

  • Главные
  • Боковые
  • Придаточные

3. Корневая система  - совокупность всех корней одного растения, бывают двух видов:

  • Мочковатая
  • Стержневая

4. По выполняемым функциям корень состоит из:

  • Корневого чехлика
  • Зоны деления клеток
  • Зоны роста (растяжения клеток)
  • Проводящей зоны
  • Зоны всасывания

5. Корень питается минеральными веществами, содержащимися в удобрениях, по происхождению органические удобрения бывают:

  • Растительного происхождения
  • Животного происхождения

6. Приспособленности растений к различным природным условиям называется видоизменением. Существуют видоизменения корня:

  • Корнеплоды (столовые и технические)
  • Корни – опоры
  • Воздушные корни
  • Клубневые корни

II. 1. Задача:

Лена с братом Колей решили пересадить куст смородины в другое место сада. Для этого они выкопали молодой отросток от куста, при этом подземная часть стебля с корешками практически отсутствовала, а сам кустик был большим и пышным. Ребята обильно поливали новое растение, и все же он не прижился и погиб.

Поясните почему погибло новое растение. Обоснуйте роль корня в жизни растений.

2. На рисунке цифрами обозначены типы корней. Подпишите их название.

3. Заполните схему функций корня:

                                            Функции корня

        

4. На приведенном рисунками под цифрами укажите зоны корня:

3. Заполните схему видоизменений корня, указывая примеры растений:

                                           

                                             Видоизменения корня

        

III. Аргументированно объясните, какова роль корня для нормального функционирования листа растения

Биология 8 класс раздел: «Сердечно – сосудистая система»

Тема:  «Строение сердца. Регуляция сердечной деятельности».

Компетентностно – ориентированное задание для формирования информационной компетенции

Аспект:  первичная обработка информации:

Стимул. Если ты успешно выполнишь это задание, ты научишься извлекать из текста нужную информацию и систематизировать ее.

Задача.  Знакомясь с текстом, определяем строение и характеристики работы сердца

       Движение крови в организме называют кровообращением. К органам кровообращения относятся сердце и кровеносные сосуды.

Строение сердца. Сердце – полый мышечный орган, расположенный в левой части грудной полости. Его оболочка состоит из трех слоев: наружного, среднего, внутреннего.

Наружный слой, образованный соединительной тканью – эпикард;

Средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышечной тканью –миокард. Миокард обладает такими свойствами, как возбудимость, проводимость, автономия;

  • Внутренний слой, выстланный эпителием – эндокард.

 Снаружи сердце покрыто околосердечной сумкой, состоящей из плотной соединительной ткани. Ткань сумки выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает трение во время его сокращений.

Сердце взрослого человека весит примерно 300 г. Оно делится сплошной вертикальной перегородкой на правую и левую части, которые не сообщаются между собой. Каждая из частей делится поперечной перегородкой на два отдела: предсердие (верхний отдел) и желудочек (нижний отдел). Таким образом, сердце у человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков. Верхние отделы сердца – правое и левое предсердия, нижние отделы – правый и левый желудочки. 

                                         

Рис. 1 Строение сердца:

1 – дуга аорты; 2 – легочная артерия; 3 – левое предсердие; 4 – венечные сосуды; 5 – коронарные капилляры; 7 – нижняя полая вена; 9– верхняя полая вена; 8 – правое предсердие; 6 – правый желудочек.

Работа сердца  состоит из ритмично чередующихся сердечных циклов. Каждый цикл состоит из 3 фаз: сокращение предсердий (0,1 с), сокращение желудочков (0,33 с); расслабление желудочков – 0,47 с; одновременное расслабление предсердий и желудочков происходит в течение 0,37 с. То есть, один цикл сокращения длится меньше секунды. В норме сердце сокращается 70–75 раз в минуту. При нагрузке сердечные сокращения учащаются, максимально до 200 уд/мин.

 Еще одной особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце способно ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматией сердца. Автоматия сердца обусловлена специфическими (особыми) мышечными клетками, в которых возникают импульсы. Частота сердечных сокращений зависит от возраста. Сердце годовалого ребенка сокращается 120–150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз, у взрослого человека – 60–80 раз.

Регуляция работы сердца осуществляется нервным и гуморальным путем (через кровь и лимфу). Нервная регуляция работы сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом и спинном мозге. Импульсы, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу – по симпатическим нервам. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов. Гормон надпочечников адреналин вызывает учащение сокращений сердца. Подобно адреналину действует и гормон щитовидной железы. Тормозит работу сердца вещество ацетилхолин.

Задания:

1.На данном рисунке укажи внутреннее строение сердца:

2. Ответь на вопросы:

 - Какие ткани составляют сердце______________________________________________

_______________________________________________________________________

 - Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течении всей жизни? _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

 - Какой отдел сердца имеет самую толстую стенку миокард? С чем это связано?____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Выбери один правильный ответ:

  Из скольких оболочек состоит сердце?

а) 1;    б) 2;   в) 3;    г) 4;     д) 5;       е) 6

Сколько камер в сердце человека?

а) одна;  б) две;   в) три;    г) четыре;      д) пять;   е) шесть.

4. Продолжи цепочку движения крови:

Предсердие - ___________________________________________________

5. Каким образом осуществляется регуляция работы сердца?__________________

_______________________________________________________________________

6. Докажи зависимость работы сердца от функционирования других органов человека

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

7. Опиши ситуацию, приведшую к учащенному сердцебиению. 

Биология 9 класс раздел: «Эволюционное учение»  

         Тема:  «Макроэволюция, её направления».

Компетентностно – ориентированное задание для формирования информационной компетенции

Аспект:  первичная обработка информации:

Стимул. Если ты успешно выполнишь это задание, ты научишься извлекать из текста нужную информацию и систематизировать ее.

Задача.  Знакомясь с текстом, определяем структуру макроэволюционных процессов

  1. Прочти §31 стр.143
  2. Дай определение понятиям:

- макроэволюция

 - ароморфоз

 - идиоадаптация

 - дегенерация

 -  Ответь на вопросы:

а) Кто из ученых развил теорию макроэволюции

б) Каковы особенности каждого направления эволюции

в) Какое из направлений проявляется чаще

  1. Допиши предложение:

 - Биологический прогресс – это________________________

 - Биологический регресс  - это ____________________________

 - Идиоадаптация  - это ______________________________________

  1. Приведи примеры:

а) биологического прогресса

б) биологического регресса

  1. Признаки ароморфоза в эволюции земноводных:

а) _________________________

б) __________________________

в) ______________________________

г) ______________________________

  1. Признаки ароморфоза в эволюции млекопитающих:

а) ________________________________

б) ______________________________

в) ________________________________

г) _________________________________

  1. Признаки ароморфоза в эволюции растений:

а) _____________________________

б) ____________________________

в) __________________________________

  1. Признаки идиоадаптации:

а) ______________________________

б) _______________________________

в) ________________________________

  1. Заполни схему:

                                                   Основные пути биологического прогресса

        

        

10.Общая дегенерация – это ____________________________

11. Признаки дегенерации у животных:

а) _______________________

б) ___________________

в) _________________________

г) _______________________

12. Признаки дегенерации у растений:

а) __________________________________

б) _________________________

в) _____________________________

Биолгия 6 класс   Тема: «Образование плодов. Разнообразие плодов»

Цель урока: Познакомиться с понятием о плоде как генеративном органе; научиться классифицировать  виды плодов по количеству семян и строению околоплодника.

Результат обучения:

  • Научиться ю давать определение плода
  • Уметь  различать сухие и сочные семена?
  •  Научиться  различать одно и многосемянные плоды?

                              Изучение нового материала

  1. Найдите определение плода в учебнике . Запишите определение в тетрадь.
  2. Запишите основной признак плодов в тетрадь.
  3. Есть ли семена в клубне картофеля и кочане капусты?
  4.  Можно ли их назвать плодами. Чем плод отличается от корнеплода и кочана?
  5.  Как называется плод капусты?
    5. Закончите схему «Виды плодов»                

По количеству семян        По типу околоплодника

  1. Организация понимания и применения нового знания.

Заполните таблицу, проставь знак «+» в надлежащие колонки:

Названия растения

Сочные плоды

Сухие плоды

односемянные

многосемянные

односемянные

многосемянные

1.

Яблоня

2.

Вишня

3.

Крыжовник

4.

Арбуз

5.

Горох

6.

Капуста

7.

Хлопчатник

8.

Пшеница

9.

Подсолнечник

10.

Дуб

 2.        Перечислены названия плодов. Одно из них ошибочное. Найдите ошибку:

Боб, ягода, орех, клубень, стручок.  

3. Закончите предложения, используя ответы:

  1. Главными частями цветка являются ...
  2. Тычинка состоит из ... и ...        
  3. Пестик состоит из ... и ...
  4. Плод развивается из ...
  5. Вокруг тычинок и пестика расположен ...

Ответы: околоцветник, пестик, тычинки, рыльце, тычиночная нить,

пыльник, завязь, столбик.

4.        Отгадайте загадки:

A)        В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета.

Б) Плод у травки - сложный потому и ложный. А что в нем ложное, вкуснее, чем пирожное.

B)        Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок и остался
стебелек.        

Г) Одну ягоду мы ели.... Вчетвером за столик сели, еле - еле одолели.

 Ели чуть не полчаса, растянули пояса.

Да еще в отброс осталось - вот так ягода досталась!

Задания уровня анализа и синтеза:

1.   Рассмотрите рисунок, на котором расположены разные плоды. Заполните таблицу:

Названия растения

Название плода

У каких растений ты еще

встречал такой тип плодов?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                         

  1. Рассмотрите рисунки плодов земляники и малины.

Можно ли эти сочные плоды отнести к ягодам?

Почему вы так считаете?

  1. Объясните, чем плод отличается от соплодия. Приведите примеры растений,

у которых развиваются соплодия.

Задания уровня оценки:

1.   Докажите, что плод развивается из цветка.
2-   Докажите, что плод - генеративный орган.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биолгии 6 класс

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены ...

разработки мероприятий по биолгии

Очень интересные и полезные сценарии праздников и мероприятий по биологии. Можете воспользоватся....

Рабочая программа по биолгии 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с авторской программой В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программаосновного общего образования. Биологии. 5-9 классы.  Сборник прогр...

Урок биолгии 7 класс

Конспект урока...

Рабочие программы по биолгии для 8класса.

Рабочие прогаммы по биологии для 8 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...

Рабочие программы по биолгии для 9класса.

Рабочие прогаммы по биологии для 9 класса имеют пояснительную записку, в которй отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета: предметные, метапредметные, личностные. Содерж...

ОГЭ 2024 Биолгия

Демоверсия...