Урок биолгии 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Пермякова Татьяна Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon permyakova_t.n._razrabotka-_uroka._doc.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока биологии.

 Ф.И.О. учителя: Пермякова Татьяна Николаевна

Класс:5

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема урока: Беспозвоночные животные.

Место урока в системе уроков: второй урок в разделе «Животные»

Цели урока:

1) Обучающая: Ознакомить учащихся с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных,  основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих.

2) Развивающая: .Формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

3)Воспитательная: . Поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу

 Формируемые УУД.

Предметные:

-научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных;

-выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

-слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

-ставить цель, находить пути решения проблемного вопроса.

Познавательные:

-уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и  развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

 

Оборудование: карточки с заданиями для групп, карточки с тестами, листы самооценки, мультимедийный комплекс, компьютерная презентация «Беспозвоночные животные».

Время реализации занятия:45 минут.

Ход занятия.

I. Организационный момент.  Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, проверить готовность учащихся к уроку.

1.Мотивация  к деятельности.

-Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими словами

Рано утром я встаю

(Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь

(Улыбнулись друг другу!)

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

- Давайте улыбнемся, друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

2. Проверка готовности учащихся к уроку. Дежурный проговаривает о готовности учащихся  к уроку - учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Дети поднимают руку-сигнал о готовности к уроку.

- Класс готов к уроку. Будем работать дружно и быстро достигнем цели, которую мы поставим совместно с вами. В ходе урока поработаем самостоятельно, в парах и группе.

II. Актуализация знаний. Цель: актуализация опорных знаний и способов действий, создание и решение проблемной задачи.

-Ребята, какое царство живой природы мы начали изучать? (Ответы учащихся)

-Какую группу животных мы изучили на прошлом уроке? (Ответы учащихся)

-Я предлагаю вам выполнить тест по теме «Простейшие».

-Какова цель нашей работы? (Ответы учащихся)

-У каждого учащегося есть тестовое задание и лист самооценки. (Приложение 1.2).  После того как тест выполнен, ученик на компьютере открывает верный ответ. ( Приложение 3 слайд 1-7)  (Учащиеся оценивают свою работу).

-Какие знания и умения мы закрепили  в результате проделанной работы. Обратитесь к алгоритму критериев, которые мы с вами выработали на прошлом уроке. (Критерии есть в листе самооценки).

-На столах есть карточки с заданием.(Приложение 4) Прочитайте  задание и определите цель. (Ответы учащихся).

-Из предложенных понятий создать  правильную классификацию животных.

-Работаете в парах. Одна из пар работает у доски (на листах напечатаны понятия- животные,    одноклеточные, многоклеточные, позвоночные, простейшие, беспозвоночные). (Учащиеся выходят к доске и составляют схему).

-Слабым учащимся помощь учебника (с.94) [1].

Проверка выполненного задания.

-Посмотрите внимательно на нашу схему. Многоклеточные  животные: беспозвоночные и позвоночные.  Какой вопрос у вас возникает? ( Ответы учащихся).

-По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных?  (По наличию или отсутствию позвоночника).

-Проверим наше предположение, поработав с  учебником на стр. 94, абзац 3. [1]. (Учащиеся работают с текстом учебника)

-   Как вы думаете, каких животных мы сегодня будем изучать? (Ответы учащихся).

- Верно, беспозвоночных.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Тема урока «Беспозвоночные животные»).

III. Постановка цели, и задач. Цель: направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

-Давайте, определим цель урока. Обсудите цель урока в паре. (Обсуждение  в парах. Если пара готова, подает сигнал).

-А теперь поделитесь со всем классом.

-Поднимите руку, у кого получилась похожая цель.

Цель: познакомиться  с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных,  основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих.

-Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова – познакомиться, изучить, узнать.

-Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить на этом уроке?

Задачи: (Слайд 8)

  • Познакомиться с классификацией беспозвоночных.
  • Изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения.
  • Узнать, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека.

-Кроме этого, вы будите  самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. Я думаю что, изучив беспозвоночных животных, у вас еще больше возникнет интерес к изучению биологии.

IV. Изучение нового материала. Цель: включение учащихся в целенаправленную деятельность. 

-Беспозвоночных животных  много. Какие группы животных относятся к беспозвоночным.

-Давайте рассмотрим рисунок в учебнике  стр.95 и найдем группы этих животных, число видов различных групп беспозвоночных. [1].  (Рассматривают рисунки в учебнике).

- Выполните задание в рабочей  тетради с.60 № 141. [2].

 Какова цель  работы? (Ответы учащихся : вписать в схему группы беспозвоночных животных, привести примеры представителей каждой группы).  

-Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, а затем в парах сравните выполненное задание. Если ответы совпадают, то пара подает сигнал.

-Вывод: к беспозвоночным животным относятся: кишечнополостные, черви, членистоногие, моллюски, иглокожие.

- Какую учебно-познавательную задачу решили (Ответы учащихся).

-Ребята. Рассмотрев иллюстрацию беспозвоночных животных, может быть, кто-то  уже знает об этих животных. (Учащиеся приводят примеры).

-Внешне животные отличаются друг от друга. А что же объединяет представителей каждой группы?  (Каждая группа имеет свои отличительные признаки).

-Что нам нужно сделать, чтобы разрешить данную проблему? (Поработать с текстом учебника и дополнительным материалом).

-Как мы будем работать? ( В группах).

-Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных  как можно больше.

Организация работы в группах. (Группы создаю на основе дифференцированного подхода: в каждой группе есть учащиеся с разными учебными возможностями, задания распределяется  между членами группы с учетом их индивидуальных особенностей).

-Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.
  5. Выберите выступающего.

- У каждой группы на столе есть карточка с заданием. Найдите её, в карточке записан план, по которому вы будете работать

Задание для 1 группы. Кишечнополостные.

 Изучите текст учебника на с. 94 и дополнительную информацию на раздаточном материале. ( Приложение 5)

 Дополните предложения. Доложите о своей группе животных по следующему плану:

1.Кишечнополостные – исключительно водные животные. Они обитают  ……………..          

2.К кишечнополостным относятся (записать представителей) ……..

3. Характерные особенности кишечнополостных……………….

4.Интересные факты: ……………………

Вывод: изучив материал, мы выделили главный отличительный признак кишечнополостных – это наличие у них  ………        

Задание для 2 группы. Черви. 

 Изучите текст учебника на с. 94 и дополнительную информацию на раздаточном материале. (Приложение %)

Дополните предложения. Доложите о своей группе животных по следующему плану:

1.Черви обитают……………….                                                    

2. Представители червей:…………….

3.Характерные особенности: …………..

4.Интересные факты:………………

Вывод: изучив материал, мы выделили главный отличительный признак червей – это ………..                    

Задание для 3 группы. Членистоногие

 Изучите текст учебника  с. 94-96. Дополните предложения. Доложите о своей группе животных по следующему плану:

1. Членистоногие – это животные, тело которых покрыто …………….

Отсюда и произошло название –………….

2. Наиболее известные группы членистоногих…………..

 3.Характерные особенности ракообразных:…………              

4. Характерные особенности паукообразных:………………

 5.Характерные особенности насекомых:…………………………..

Вывод: изучив материал, мы выделили главный отличительный признак членистоногих –     это наличие у них …………………..

-Обращаю внимание на осанку. Молодцы те ребята, которые следят за правильной осанкой.

-Группа готова - подает сигнал рукой.

Физминутка. Цель: снижение утомления глаз и улучшение притока крови к шее. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно

Проверка (группа зачитывает результат работы, показывают животных на слайдах, выделяют отличительные признаки животных). (Приложение 3 слайд 9-13)

Дополнение учителя. К  беспозвоночным относятся Моллюски и Иглокожие. (Приложение 5, 3 слайды 14-15). (Учащиеся слушают и выделяют отличительные признаки).

-Каковы же отличительные признаки беспозвоночных животных. (Слайд 16)

Кишечнополостные: имеют кишечную полость.

Черви: имеют удлиненное вытянутое тело.

Членистоногие: конечности состоят из отдельных члеников.

Моллюски: имеют мягкое тело, у большинства есть раковина.

Иглокожие:  имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов.

-Дополнение о значении беспозвоночных животных в природе и жизни человека. (Учащиеся слушают учителя, приводят свои примеры).

V. Закрепление. Цель: закрепление пройденного материала

 

-Ребята, в курсе биологии мы многое с вами еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний обзорный материал.

-Вопросы после параграфа на с. 96 (группы обсуждают по одному вопросу, затем отвечают, 1 группа 1 вопрос, 2 группа-6, 3 группа-2).

-Хорошо ли вы запомнили беспозвоночных животных

Слайд 17. Отгадай, что это за животное и к какой группе оно относится. По одному учащемуся от группы вызываем, он называет и открывает название, кликнув по картинке.

VI. Итог урока. Рефлексия. Цель: подвести итог урока, инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Достигнуты ли задачи урока  (открываем слайд18 с задачами, Приложение 3) Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока.

  • Познакомились с классификацией беспозвоночных.
  • Изучили основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения.
  • Узнали, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека.

-Оцените свою работу на уроке, обсудите в группе участие каждого ученика и оцените его деятельность  (работают с листами самооценки).

-Оцените работу других групп.

-Я хочу похвалить группу…… . Как вам удалось так поработать?

-Позвольте мне оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. Вы проявили творчество, хорошее знание терминологии, показали умение работать с книгой и дополнительным материалом, мы увидели слаженную работу в команде.  Мне очень понравился сегодняшний урок.

VII. Домашнее задание. (Приложение 3 слайд 19). Цель: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.  Выберите то, которое вам больше понравилось и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

1.§20, вопросы после параграфа.

2. Выполнить задание в рабочей тетради №145

3. Подготовить сообщение  об одной из групп беспозвоночных животных.

 Спасибо всем за сотрудничество!

Используемые источники.

1.Учебник. Н.И.Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию».  Дрофа,  2013.2. Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». М.: Дрофа,  2013. 3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5 –материалы из Википедии. 4.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-37437

Приложение 1

Тест по теме «Простейшие животные». [4].

1.Основные отличия животных от других царств.

А.Питаются неорганическими веществами.  Б.Питаются органическими веществами, движение. В. Рост и развитие.. Г.Поглощают кислород при дыхании

4. Простейшие обитают

А. В почве, в воде, в живых организмах Б. Только в водоемах

В. В воде, воздухе и живых организмах Г. В воде и воздухе

2.Одноклеточных животных называют

А. Бактериями. Б. Амебами. В. Простейшими Г. Инфузориями

5.Роль простейших в природе

А.Создают органические вещества  Б.Являются пищей для птиц и зверей.

В. Очищают воздух Г. Очищают водоемы и являются пищей для мальков

3. Отличие простейших от бактерий

А. Более крупных размеров Б. Наличие ядра

В. Способность заглатывать пищу, а не всасывать поверхностью тела. Г. Все перечисленное верно

6. Обыкновенная амеба имеет

А. Ложноножки Б. Реснички В.Жгутики Г. Известковый скелет.

Приложение 2

Лист  самооценки.

Фамилия, имя ученика:___________________________________________

Алгоритм критериев

Баллы

Шкала оценивания

1. Я знаю основные отличия животных от других царств.

Баллы за тест:

«6 баллов»- Я отлично подготовился к уроку.

2. Я знаю условия обитания простейших животных.

«5баллов» - Я хорошо подготовился к уроку.

3. Я знаю многообразие простейших животных

«3-4 балла» -Я удовлетворительно подготовился к уроку.

4.Я умею выделять отличительные особенности представителей простейших животных.

«2 балла» - Мне необходимо повторить материал.

5. Я умею объяснять роль простейших животных.

Работа в группе

Да (1 балл)

Нет (о баллов)

1. Я участвовал(а) в работе группы

2. Я отстаивала свою точку зрения.

3. Я выступала с результатами своей работы

Максимальное количество баллов за работу в группе: 3

Утверждения.

Наша группа работала как единая команда так как:

Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

Максимальное количество баллов за урок: 9

Оценка за работу на уроке

Моя оценка:

9 баллов – оценка 5.

8 – 7 баллов – оценка 4.          

6– 5 баллов – оценка 3

Меньше 5 баллов – оценка 2.

Рефлексия.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Приложение 3

Из предложенных слов составить классификацию животных.

Животные,    одноклеточные, многоклеточные, позвоночные, простейшие, беспозвоночные

Приложение 4.

Дополнительный материал. [3].

Черви обитают в водоемах, в почве, в живых организмах живут паразитические черви. У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт.  

Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.

Среди червей много опасных паразитов. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты  можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.

Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие  (кораллы и гидры).

Тело кишечнополостных  чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость. В кишечной полости переваривается пища,  непереваренные остатки выбрасываются через рот. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.

 Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.

Дополнение учителя.

К  беспозвоночным относятся Моллюски и Иглокожие.

Моллюски

Это мягкотелые животные,  многие из них имеют раковину для защиты от врагов. Раковина у одних моллюсков имеет вид спирали, у других состоит из двух створок.

К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги. 

Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна,  достигающая длины 138 см и веса 250 кг.

Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии.

Жемчужница  способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг.  Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.

Иглокожие  – это морские звезды, морские ежи и голотурии. Обитают эти животные на дне морей.  Двигаются очень  медленно, когда

находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым  наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение.  Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине.

Иглокожие  имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать.

Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда

Приложение 5.

Презентация к уроку «Беспозвоночные животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...