Рабочая программа по биологии 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Крылова Ольга Викторовна

Данная программа может быть использована учителями биологии, работающими по линии Пасечника. (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_6_kl.doc51 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.6_klass.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании:

  • Федерального закона  от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196;
  • Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по Биологии 6 класс, Министерства образования и науки  Российской Федерации 2007  
  • Авторской программы под ред. В.В. Пасечника, М. «Биология» 6 класс , издательство «Дрофа» Москва,  2011 г,
  • обязательного минимума содержания биологического образования для средней (полной) общеобразовательной школы (Сборник нормативных документов для ОУ РФ, под ред. Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева, издательство «Дрофа», Москва, 2007г);
  •  БУП – 2004 (35часов,  1 час в неделю).
  • Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год (70 часов, 2 часа в неделю). Дополнительно  1 час на учебный предмет «Биология» дан для расширения учебного предмета федерального компонента.
  • Запланировано 70 часов, фактически будет проведено 67 часов, в связи с календарным праздничным днём (8 марта) и выпадением каникулярных дней, приходящихся на понедельник. Программа будет выполнена за счёт блоковой подачи материала: уроков № 27-28(16.12.2014), № 47-48 (10.03. 2014 г),  № 53-54 (07.04.2014),  

В 6 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения».

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

1. Дать общие представления о строении и жизнедеятельности растительного мира, их индивидуальном и историческом развитии, принципах классификации

  1. Освоение знаний о растительном мире и присущих ему закономерностях.
  2. овладение умениями наблюдать за явлениями, происходящими в растительном мире, работать с готовыми растительными препаратами и уметь изготавливать  влажные микропрепараты

ЗАДАЧИ курса:

  1. научить учащихся проводить наблюдения за растительными  объектами, простейшие биологические опыты и эксперименты.
  2.  способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями.
  3. Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе, природоохранной деятельности.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- Явления природы, строение и свойства растений,  грибов, бактерий.

- основные биологические термины и определения понятий

- строение увеличительных приборов

- лекарственные растения и правила их сбора

-  ядовитые грибы и правила оказания первой доврачебной помощи

- сравнительную характеристику двудольных и однодольных растений, покрытосеменных и    голосеменных растений.

- правила поведения в природе, охрану растительного мира.

- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- давать сравнительную характеристику культурным и дикорастущим растениям

- Вести фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

- отличать ядовитые грибы от съедобных. Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.

- Рассматривать растительные клетки под микроскопом, проводить самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

- определять всхожесть семян и их посев

- использовать  приобретённые знания, умения и навыки  в повседневной жизни

Рабочая программа составлялась с учётом характеристики класса по предмету.

УМК, реализующий программу:

1. Учебник: «Биология» 6 класс, авт. В. В. Пасечник,  «Дрофа», Москва  2008 год;

2. Программа к учебнику «Биология» 6 класс, авт. В.В. Пасечник,  издательство «Дрофа», Москва  2007г,

3.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику,  авт.В. В. Пасечник, издательство «Дрофа», Москва,  2008год.

4 Электронные средства

Дополнительной литературы:

1. «Занимательные материалы и факты по  биологии», авт.М. М. Бондарук, издательство «Учитель», Волгоград, 2007год;

2. Алексеев В. Н. Многообразие живой природы.Растения.М.: Дрофа, 2008

Дронова О. Н. Хрестоматия по биологии Бактерии. Грибы. Растения. Саратов: Лицей.2002

3. Иванова Т. Тесты по биологии.6-11 класс. М.: Олимп.1999

4.Периодические издания:

- «Учительская газета»,

-«Первое сентября»,

-«Практика административной работы в школе»,

- «Практические советы учителю»,

- «Планета знаний»

- «Биология в школе»

ХАРАКТЕРИСТИКА  КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ

В  6  классе в 2013-2014 уч. году будут обучаться 7 человек: 4 девочки и 3  мальчика. Национальный состав – 4 русских и 3 чеченца.

 За прошлый учебный год успеваемость по Природоведению  составила-100 %. Качество знаний – 71%

Окончили 2012-2013 уч. год: на «5» -3 ученика

                                На «4»- 2 ученика

                                На «3»- 2 ученика

71 %  учащихся полностью овладели программным материалом 5 класса. Они могут самостоятельно наблюдать за погодными условиями, сравнивать тела живой и неживой природы, называть отличительные признаки растений и животных.

29 %  учащихся не всегда чётко формулируют биологические понятия, дают характеристику биологическим процессам.

Таким образом, для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, в 6 классе на уроках Биологии целесообразно мотивировать  учащихся к продолжению наблюдений за природными явлениями, за сезонными изменениями в жизни растений,  использовать достаточное количество наглядного материала, который бы вызвал интерес к предмету. Для более быстрого усвоения новой темы использовать опорные конспекты (схемы, таблицы).   Со слабыми учениками необходимы индивидуальные дополнительные занятия.        

Класс можно охарактеризовать как «сильный».    

Предмет «Биология» изучается впервые.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Клеточное строение организмов

5

3

Царство Бактерии

3

4

Царство Грибы

4

5

Царство Растения

8

6

Строение и многообразие покрытосеменных растений

16

7

Жизнь растений

15

8

Классификация растений

7

9

Природные сообщества

6

10

Развитие растительного мира

2

11

Резерв

2

ИТОГО:

70 ч.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ – 6 класс

№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки уч-ся

Формы контроля

Дом. задание

Дата проведения урока

план

факт

ВВЕДЕНИЕ 2 часа

1

Биология – наука о живой природе.

Знакомство с учебником

Фронтальный опрос

Введение

02.09

02.09

2

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Лаб. Раб№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Отчёт об экскурсии

07.09

07.09

Клеточное строение организмов. 5 часов.

3

Устройство увеличительных приборов.

Лупа, микроскоп: штатив, тубус, окуляр, предметный столик

Лаб/раб.2 «Устройство лупы и  микроскопа. Правила  работы с ним.

§ 1

09.09

09.09

4

 Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль).

Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль

Лаб/раб 3 «Приготовление препарата кожицы лука»

§ 2

14.09

14.09

5

Строение клетки (пластиды).

Органойды клетки

.«Пластиды в клетках»

§ 2

16.09

16.09

6

Жизнедеятельность клетки.

Процессы жизнедеятельности

Фронтальный опрос

§ 3

21.09

21.09

7

Ткани.

Виды тканей

Фронтальный опрос

§ 4

23.09

23.09

Царства Бактерии. 3 часа.

8

Бактерии. Их роль в природе и в жизни человека.

Роль бактерий в природе

Фронтальный опрос

§ 5

28.09

28.09

9

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий

4 царства орган. мира

Индивидуальный опрос

§ 5

30.09

30.09

9

Разнообразие их распространение в природе.

Использование бактерий в промышленности

Фронтальный опрос

§ 6

05.10

05.10

Царство Грибы. 4 часа

10

Общая характеристика грибов.

Отличительные признаки грибов, строение, питание

Индивидуальный опрос

§ 7

07.10

07.10

11

Шляпочные грибы.

Строение, классификация, симбиоз

Лаб/раб 4 «Строение тел шляпочных грибов»

§ 8

12.10

12.10

12

Плесневые грибы и дрожжи.

Мукор, пеницилл, дрожжи

Лаб/раб 5 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

§ 9

14.10

14.10

13

Роль грибов в природе и жизни человека.

Роль грибов в круговороте веществ

Фронтальный опрос

§ 10

19.10

19.10

Царство Растения. 8 часов.

14

Разнообразие, распространение и значение растений.

Влияние географического положения на растения

Индивидуальный опрос

§ 11

21.10

21.10

15

Одноклеточные водоросли.

Многообразие водорослей, строение хроматофор

Лаб/раб 6 «Знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и многоклеточных  водорослей»

§ 12

26.10

26.10

16

Многоклеточные водоросли.

Многообразие водорослей, строение хроматофор

Фронтальный опрос

§ 12

09.11

09.11

17

Лишайники.

Грибница, симбиоз, паразитизм

Фронтальный опрос

§ 13

11.11

11.11

18

Мхи.

Споры, гаметы, высшее споровое растение

Лаб/раб 7 «Изучение строения  мха»

§ 14

16.11

16.11

19

Папоротники. Хвощи и плауны.

Образование каменного угля

 Лаб/раб 8 «Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща)»

§ 15

18.11

18.11

20

Голосеменные.

Семя, хвойные, женская шишка

Демонстрация  «Строение хвои и шишек хвойных»

§ 16

23.11

23.11

21

Покрытосеменные или цветковые.

Покрытосеменные

Фронтальный опрос

§ 17

25.11

15.11

Строение и многообразие покрытосеменных растений. 16 часов.

22

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Зерновка, околоплодник, эндосперм, семядоли

Индивидуальный опрос

§ 18

30.11

30.11

23

Урок-практикум «Строение семени»

Сравнение строения семян однодольных и двудольных растений

Лаб/раб 9 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»

§ 18, конспект

02.12

02.12

24

Виды корней и типы корневых систем.

Стержневые, мочковатые

Лаб/раб 10 «Виды корней и типы корневых систем»

§ 19

07.12

07.12

25

Строение корня .Зоны корня.

Зона роста, всасывания, деления

Демонстрация  «Изучение внешнего и внутреннего строения корня»

§ 20

09.12

09.12

26

Видоизменение корней.

Воздушные, клубни, корнеплод

Фронтальный опрос

§ 21

14.12

14.12

27

Побег и почки.

Вегетативные, генеративные, узел, междоузлие

Демонстрация  «Строение почек. Расположение на стебле»

§ 22

16.12

16.12

28

Листорасположение

Супротивное, поочередное, мутовчатое

Фронтальный опрос

§ 22

16.12

16.12

29

Внешнее строение листа.

Газообмен, фотосинтез, испарение

Демонстрация  «Изучение строения листа»

§ 23

21.12

21.12

30

Клеточное строение листа.

Клеточное строение листа

Фронтальный опрос

§ 24

23.12

23.12

31

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

Влажные и засушливые места обитания

Фронтальный опрос

§ 25

28.12

28.12

32

Строение стебля.

Разнообразие стеблей, строение

Демонстрация  «Изучение макро- и микростроения стебля»

§ 26

13.01

13.01

33

Видоизмененные побеги.

Надземные побеги

Лаб/раб 11 «Изучение видоизмененных побегов»(корневище, клубень, луковица).

§ 27

18.01

18.01

34

Строение цветка.

Чашелистик, венчик, пестик, тычинка

Лаб/раб 12 «Изучение строения цветка»

§ 28

20.01

20.01

35

Соцветия.

Типы соцветий

Демонстрация  «Ознакомление с различными видами соцветий»

§ 29

25.01

25.01

36

Плоды их классификация.

Сочные, сухие, костянка, многокостянка и др.

Демонстрация  «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

§ 30

27.01

27.01

37

Распространение плодов и семян.

С помощью ветра, животных, саморазбрасывание

Фронтальный опрос

§ 31

01.02

01.02

Жизнь растений. 15 часов.

38

Химический состав растений.

Мин. И орг. Вещества

Самостоятельная работа

§ 32

03.02

03.02

39

Минеральное питание растений.

Управление мин. Питанием растений

Фронтальный опрос

§ 33

08.02

08.02

40

Фотосинтез.

Значение фотосинтеза, охрана атмосферы

Фронтальный опрос

§ 34

10.02

10.02

41

Дыхание растений.

Дыхание и фотосинтез

Фронтальный опрос

§ 35

15.02

15.02

42

 Испарение воды.

Транспирация

Фронтальный опрос

§ 36

17.02

17.02

43

Передвижение минеральных веществ.

Ксилема, флоэма

Лаб/раб 13 «Передвижение воды и минеральных веществ»

§ 37

22.02

22.02

44

Передвижение по стеблю органических веществ.

Ксилема, флоэма

Фронтальный опрос

§ 37

24.02

24.02

45

Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений»

Взаимосвязь всех органов и процессов

Экскурсия 2 «Зимние явления в жизни растений»

Отчёт об экскурсии

01.03

01.03

46

Прорастание семян.

Сроки и глубина  посева

Практ / раб №1 «Прорастание семян»

§ 38

03.03

03.03

47

Способы размножения растений.

Бесполое, половое, вегетативное, зигота

Фронтальный опрос

§ 40

08.03

10.03

48

Размножение споровых растений.

Спора

Фронтальный опрос

§ 41

10.03

10.03

49

Размножение голосеменных растений.

Пыльцевой мешочек, эндосперм, пыльца

Фронтальный опрос

§ 42

15.03

15.03

50

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Усиками, черенками, отводками, листом, глазками и т.д

Практ/раб №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

§ 43

17.03

17.03

51

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян.

Семя, плод

Фронтальный опрос

§ 44

22.03

22.03

52

Способы опыления у покрытосеменных растений.

Ветром, насекомыми, самоопылениие

Фронтальный опрос

§ 44

31.03

31.03

Классификация растений. 7 часов.

52

Основы систематики  растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

К. Линней, его теория, вид, сорт

Самостоятельная работа

§ 45-46

05.04

05.04

53

Семейство Крестоцветные (Капустные).

Многообразие дикорастущих растений

Лаб/раб 14 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

§ 47

07.04

07.04

54

Семейства Розоцветные и Пасленовые.

Морфологическое описание растений

Фронтальный опрос

§ 48-49

07.04

07.04

55

Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые).

Морфологическое описание растений

Фронтальный опрос

§ 50-51

12.04

12.04

56

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

Морфологическое описание растений

Фронтальный опрос

§ 52-53

14.04

14.04

57

Обобщающий урок по теме «Классификация растений»

Знать представителей всех семейств растений, записывать формулу цветка

Индивидуальный опрос

конспект

19.04

19.04

58

Экскурсия №3 «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте».

Растениеводство Ростовской области

Экскурсия 3

Результаты лаборат. опыта

21.04

21.04

Природные сообщества. 6 часов.

59

Основные экологические факторы.

Биотические, абиотические, антропогенные

Индивидуальный опрос

§ 54

26.04

26.04

60

Характеристика основных экологических групп растений.

Особенности строения различных экогрупп

Лаб/раб 15 «Изучение особенностей строения растений разных экологических групп»

§ 55

28.04

28.04

61

Растительные сообщества и их типы.

Биоценозы

Фронтальный опрос

§ 56

03.05

03.05

62

Взаимосвязи в растительном сообществе.

Пространственная и морфологическая структура БГЦ

Фронтальный опрос

§ 57

05.05

05.05

63

Развитие и смена растительных сообществ

Сукцессии, первичные, вторичные

Фронтальный опрос

§ 57

10.05

10.05

64

Экскурсия №4 «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека».

Антропогенный фактор

Экскурсия 4

Отчёт об экскурсии

10.05

10.05

Развитие растительного мира. 2 часа.

65

Многообразие растений и их происхождение. Этапы развития растительного мира.

Культурные, дикорастущие, светолюбивые, теневыносливые

Индивидуальный опрос

§ 58

12.05

12.05

66

Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние человека на растительный мир.

Положительное и отрицательное влияние человека на раст. мир

Фронтальный опрос

§ 59

17.05

17.05

67

Охрана растений.

Красная книга России

Фронтальный опрос

§ 59

19.05

19.05

68

Красная книга Ростовской области

Красная книга Ростовской области

Биологический диктант

Повт § 3-13

24.05

24.05

69

Повторение пройденного за курс 6 класса

Определения и биологические термины

Фронтальный опрос

Повт § 14-24

26.05

26.05

70

Повторение пройденного за курс 6 класса

Определения и биологические термины

Фронтальный опрос

Не задано

31.05

31.05

Запланировано –70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...