Урок. Надкласс наземные позвоночные. Класс Земноводные. Местобитание и внешнее строение
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Маслова Елена Васильевна

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.zemnovodnye.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Надкласс наземные позвоночные.

Класс земноводные. Местообитание и внешнее строение

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.

Основные этапы урока:

1.Мотивационная беседа . Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке. Конечно же я волнуюсь, так как этот урок важен для меня. Я очень хочу, чтобы данный урок запомнился вам.   Мне очень хотелось сегодня поделиться с вами хорошим настроением, интересным уроком и чем-то сокровенным. Я   принесла с собой книгу, которую давно мне подарила бабушка, когда я была совсем маленькой. Эта книга мне дорога, ее читали уже и мои дети. Скажите, а у вас есть такая книга, которую вы будете также хранить и показывать своим детям? Какая книга самая любимая? Читала ли мама вам сказки? Какие сказки запомнились?

Интрига:  Тем временем Иван-Царевич улучил минутку, побежал домой, нашел лягушачью кожу и спалил ее на большом огне. Скажите, достоверные ли  факты описываются в сказке, может ли лягушки сбрасывать кожу? Какие есть предположения?

 

2. Воспоминание: Вернемся к рыбам

 Фронтальный опрос:

1.У вас на столах карточки (боковая линия, почки, печень, артериальная кровь,  венозная кровь, вены, артерии, жабры, легкие, трахеи, нерест, плавники)  На вопросы, вы даете ответы, поднимая правильную карточку:

  1. Орган чувств, состоящий из каналов, лежащих в коже под чешуей, называется   (боковая линия)
  2. Органы выделения у рыб (почки)
  3. В сердце рыб кровь (венозная)
  4. Кровеносные сосуды, по которым кровь  течет к сердцу (вены)
  5. Органы дыхания рыб  (жабры)
  6. Сложное инстинктивное поведение рыб во время размножения (нерест)

7.        Органы передвижения рыб  (плавники)

2.Выбрать правильные ответы (если вы согласны с утверждением, вам необходимо встать, если не согласны с утверждением, то остаетесь на своих местах)

1. Тело рыбы имеет обтекаемую форму тела.

2. Кровеносная система рыб замкнутая.

3 Сердце рыб трехкамерное

4. Все  рыбы без исключения откладывают икру

5. У рыб один круг кровообращения

6. У всех рыб имеется плавательный пузырь

7.  Количество вымётываемых рыбами икринок зависит от заботы о потомстве.

8.  Жабры состоят: из жаберных  дуг, тычинок и лепестков

9. Глаза рыб не имеют век.

10. Температура тела низкая, но постоянная

11. Рыбы не имеют органов слуха

12. Плавательный пузырь наполнен смесью газов: кислорода и диоксида углерода

  1. Индивидуальные задания:

1.Соберите  пословицы:

  • Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
  • Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
  • Рыба в реке – ещё …(не в руке).
  • Закидываешь удочку вперёд, …(оглянись назад).
  • Чем больше зависти, тем… (меньше рыбы)

2. Продолжите высказывание ученого эволюциониста Рутте:

Ихтиостега — ископаемая форма, которая позволяет сязать рыб с наземными позвоночными. У них можно различить 40% признаков рыб и 60% признаков амфибий (земноводных)

3. Творческий опрос: Продолжите  монолог - обращение рыбака:  

        Я хочу обратиться от имени тех людей, для кого  рыбалка стало основным увлечением. Мы устали наблюдать, как в результате безнаказанных действий браконьеров по реке плывет мертвая рыба, как она гибнет в брошенных сетях.  Мы считаем, что нельзя ограничиваться штрафными санкциями для крупных предприятий за сброс в реку ядовитых или неочищенных отходов, при таком отношении их нужно просто закрывать до устранения неполадок, а лучше до полной реконструкции очистных сооружений._______________________________________________________________________________________________________________

(возврат к интриге)

  1. Изучение нового материала (мотивационная схема)

Сегодня на уроке речь пойдет о земноводных. (прослушивание звуков).

«Гадкая лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками…» Альфред  Брем говорил: «Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, как семейство лягушек и жаб… И всё же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти, с какой её преследуют и убивают, вполне сходятся так называемые образованные люди… Но никто из тех, кто дурно отзывался о жабах и лягушках, не наблюдал их жизни, не прочёл ни одной их естественной истории…»

Русское название «земноводные» содержит в себе названия сред, где обитают животное. Земноводных называют амфибиями

Что, по-вашему, означают слово  амфибии, является ли оно синонимом слову земноводные? (Заслушивание предположений учащихся)

Слово «амфибия» имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие».

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили кистепёрые рыбы, однако земноводные были первыми  во всём, что касается жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Судите сами.  (презентация: Схема, на которой представлены сравнительные характеристики двух сред обитания)

Таблица 1: «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОЙ И ВОЗДУШНОЙ СРЕД»

Характеристика среды обитания

ВОДА

СУША

Плотность среды ( сопротивление движению)

Высокая

Невысокая

Доступность кислорода

Количество кислорода, растворённого в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от внешних условий

Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна.

Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

Испарение с поверхности

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой температуре.

Температурный режим

Колебания температуры в ограниченных режимах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года

Прозрачность среды ( видимость )

Небольшая

Большая

При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для рыб.

Предстояло кроме водной среды занять еще и наземную. Как земноводным это удалось, ведь предстояло решить ряд проблем:

  • дыхание в воде и на суше
  • проблема высыхания
  • Возросшее действие силы тяжести
  • Изменение характера передвижения
  • Размножение на суще или в воде? Как оплодотворяться? Необходимые способы защиты яиц от высыхания?
  • Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  • Перенесение неблагоприятных условий окружающей среды.

Как сочетать невозможное? Наземные или водные обитатели? К какой среде они приспособились в большей степени. Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности строения земноводных. ( многообразие земноводных) Как такие разные представители договорились о приспособлениях к средам обитания.

Рассмотрим внешнее строение земноводных (выписываете признаки земноводных, характерные для водной и наземной сред обитания).

На голове заметны два больших выпученных глаза, защищены веками: кожистыми – верхними, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развита у лягушки в связи с ее наземным образом жизни. Рыбы, глаза которых постоянно находятся в воде, век не имеют. Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушки дышат атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха – барабанная перепонка. Внутреннее ухо лягушки, также как и у рыб, помещается в костях черепной коробки. У лягушки хорошо развиты парные конечности – передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо, предплечье, кисть. Кисть у лягушки заканчивается четырьмя пальцами (пятый недоразвит). В задней конечности эти отделы называются бедром, голенью, стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно соединены между собой при помощи суставов. Задние ноги длиннее и сильнее передних они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро выпрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимая к телу.

Кожа у всех земноводных голая. У лягушки она всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. У всех лягушек слизь выполняет защитную функцию, так как содержит бактерицидные вещества, убивающие болезнетворные микроорганизмы. У некоторых видов она может быть еще и условно-токсичной (неприятной на вкус для хищников), но смертельно ядовитыми настоящие лягушки не бывают (это свойственно другим амфибиям — древолазам). Кстати, современные исследования тропических видов лягушек показали, что их слизь можно использовать для производства антибиотиков.

Вода из окружающей среды попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет.

И если бы животным выдавались медали, то земноводные получили бы их за такие достижения:

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью лёгких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты ( в дыхании участвует также кожа ).
  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трёхкамерным. Четырёхкамерное сердце земноводным и не нужно – ведь кровь, поступающая из подкожных сосудов, также богат кислородом. Но при этом кровообращение лягушки устроено так, что самый важный орган тела-головной мозг- снабжается почти чистой артериальной кровью.
  3. Амфибии первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

  1. Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

  1. амфибии первыми научились мигать- чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания. У них появляются подвижные веки. ( предположения можно спросить у учащихся ).

  1. Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.

  1. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появляется новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабжённое специальной косточкой для усиления и передачи возникающих колебаний.

Учащимся предлагается выявить черты приспособленности к наземной и водной среде:

Наземная среда

Водная среда

1.влажная кожа

2.легочное дыхание

3. наличие век

4. свободные конечности для передвижения

  1. наличие плавательной перепонки, между пальцами
  2. размножение осуществляется только в воде
  3. кожное дыхание.
  4. Глаза и ноздри располагаются на бугорках

 Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию в воде и суше .

(вывод делают учащиеся) У амфибий  можно обнаружить черты приспособленности к каждой из сред. Это удивительные создания. Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой.  Непочтение закона, как известно чревато последствиями. Какое наказание они получили? И как они справились с этим испытанием?  Они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа, словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь,  вода уносит за собой тепло. Всегда мокрые амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают.  Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. (возврат к интриге)

Действенное закрепление:

  1. Вам предстоит ответит на 3 важных вопроса:

- Почему лягушки устраивают в тёплые весенние вечера квакающие «концерты»?

- Почему земноводные распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды, причём обитают в непосредственной близости к водоёмам.

- Почему земноводные могут открывать и закрывать глаза, с какой целью они это делают?

  1. Найдите в тексте биологические ошибки, исправьте их:

Земноводные — это первые животные, жизнь которых связана как с водой , так и с сушей.  . На голове её заметны 2 выпученных глаза, защищённых перепонкой. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в её организм через легкие.  .Кожа у всех земноводных всегда слизистая, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез.  Земноводные имеют  постоянную температуру тела. Органами дыхания служит кожа на суше  и легкие в воде. В воде лягушки хорошо плавают. Лягушачий стиль плавания называют брассом. Одним из приспособлений для плавания является перепонки между пальцами стопы. Лягушки питаются неподвижными беспозвоночными, чтобы глотать пищу у лягушек есть слюна, содержащая пищеварительные ферменты.

3. В таинственном сундуке   находится предмет, который изобрел человек  Луи де Корле в 1929 г., наблюдая за особенностями строения земноводных.  Угадайте, что сундуке. (ласты)

Раскрытие интриги:

Оказывается, русская сказка «Царевна лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый.  Кожа - единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают под камни. И как ни берегут они своё платье, оно снашивается и становится старым. Поэтому в реальной жизни лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз в год. Так что амфибии – интересные и во многом полезные животные. Недаром гласит норвежская примета: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».

Закончить наш урок мне хочется стихотворением:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

  • Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе! Домашнее задание: Интересные сообщения о лягушках (Лягушкины рекорды)

Рефлексия: оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Земноводные или Амфибии. Особенности строения и организации.

Презентация "Класс Земноводные" разработана для проведения уроков биологии  в 7 классе. В презентации содержатся иллюстрации о строении органов и систем органов  класса Амфибии....

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Семя. Внешнее и внутреннее строение"

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: "СЕМЯ. Внешнее и внутреннее строение"...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Урок биологии в 6 классе "Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа"

Целью урока является: изучения внешнего и внутреннего строения листа; раскрываются понятия  сложных и простых листьев, жилкования и листорасположения....

Открытый урок по теме "Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее строение и среда обитания"

Урок открывает тему "Класс Земноводные", поэтому главная его цель - сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме. Открытие нового знаний происходит в форме марафона &qu...

Урок на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"

урок и презентация на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"...

Урок по естествознанию 8 класс «Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение».

laquo;Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение»....