Урок по биологии 6 класс Строение побега и его функции
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

1. Сформировать представление о побеге как системе органов высших   растений, познакомить уч-ся со строением побега, раскрыт  функции частей  побега; дать представление о типах расположения листьев и   почек на побеге; сформировать понятие о почке, о строении вегетативных и     генеративных почек.

       2. Развивать способность работать самостоятельно.

       3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Строение побега и его функции54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Каменносанарская ООШ»

Шестакова Наталья Николаевна

Биология 6 класс. Урок по учебному плану.

Тема урока: Строение побега и его основные функции.

  Цели: 1.Сформировать представление о побеге как системе органов высших

               растений, познакомить уч-ся со строением побега, раскрыть        функции частей  побега; дать представление о типах расположения листьев и   почек на побеге; сформировать понятие о почке, о строении вегетативных и     генеративных почек.

       2. Развивать способность работать самостоятельно.

       3. Воспитывать бережное отношение к природе.

   Оборудование: ЦОР «Строение побега», «Строение почки», «Типы листорасположения», «Тип побега», побеги деревьев и кустарников с различным листорасположением, лупы (каждому уч-ся).

   Ключевые слова и понятия: побег, вегетативный и генеративный побег, стебель, лист, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение очередное, супротивное, мутовчатое; почка, почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточный лист, зачаточная почка.

Ход урока.

 I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

    а) ТЕСТ. по теме: Корень его строение и жизнедеятельность.

    б) Фронтальный опрос:

  • В чём заключается основная функция корня?
  • Что появляется первым при прорастании семени?
  • Для каких растений характерно образование корнеплодов?
  • Какова функция клубеньков  на корнях бобовых растений?
  • Какой тканью представлена зона деления?
  • Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
  • Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних ратсений?

III.Изучение нового материала

      1. Рассказ учителя с элементами беседы.

учитель

ученик

- Давайте, вспомним, что такое побег?

- А из каких частей состоит побег?

/демонстрирую таблицы, показ соответст. органов на примере комн. раст., побегах деревьев и кустарников/

- Стебель осевая часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Участок стебля, на котором развивается лист, называют узлом, а расстояние м/у двумя узлами – междоузлиями. Угол находящийся между  листом и расположенным выше междоузлием, называют пазухой листа.

 - Листья на побегах могут располагаться по разному. Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением. Существует три основных типа листорасположения.

 Слайд «Типы листорасположения», побеги растений/.

очередное

Если от узла отходит только один лист и расположены они поочерёдно на разных сторонах побега

супротивное

Когда из одного узла растёт два листа, расположенных напротив друг друга

Мутовчатое

Если из одного узла растёт три и более листьев.

 

- Это основной наземный орган высшего растения.

- Побег состоит из стебля с расположенными на нём листьями и почками.

2.Самостоятельная работа учащихся.

/Пользуясь текстом учебника п. 22, а также на основании личного опыта, приведите примеры растений с различным листорасположением./

Тип листорасположения

Рисунок

Примеры

 

3. Рассказ учителя с элементами беседы

-На побеге могут располагаться почки. Что такое почка?

- Возьмите в руки побеги деревьев, лежащие на ваших столах и рассмотрите их. Найдите на них почки. Где они располагаются?

Почки могут располагаться на верхушке побега

верхушечные

А могут располагаться в пазухах листа

боковые или пазушные

Если листья уже опали, как на побегах, лежащих на ваших столах, то почки располагаются над -

листовым рубцом – местом, где раньше находился лист растения

 - Можно ли на примере срезанных побегов без листьев, лежащих на ваших столах, опред. листорасположение?

 - Благодаря чему вам это удалось?

 - Определите листорасположение всех побегов, лежащих на ваших столах, данными дополните таблицу.

  - На стебле могут располаг. не только листья и почки.

  - Какие ещё органы могут располагаться на стебле?

Слайд: - На стебле также могут располагаться цветки и впоследствии плоды, т.е. генеративные органы. В этом случае побег так и называют – генеративный, или цветочный.

 Слайд:  - Побег на котором нет репродуктивных органов называют вегетативным.

 - Как вы считаете, какова основная функция вегетативного побега?

 -  Как называется этот процесс?

 - Почки могут нести в себе зачаток как вегетативного, так и генеративного побега. В соответствии с этим их называют вегетативными или генеративными.

   - Возьмите веточки лежащие на ваших столах, и давайте рассмотрим внешнее строение почки растения.

   - Снаружи почка покрыта почечными чешуями.

1.Как вы думаете, какова их функция?

- А теперь аккуратно раздвиньте почечные чешуи.

2. Что вы под ними видите?

 -На некоторых растениях можно даже различить зачаточные почки. Они настолько малы, что их можно увидеть  только с помощью лупы.

 - В генеративных почках на зачаточном стебле кроме зачаточных листьев, расположены зачатки цветов.

- Почка это зачаток нового побега.

- По всему стеблю.

- Да

 - Благодаря листовым рубцам.

 - Цветы, плоды.

 - Основной ролью вегетативного побега  является создание органических веществ из неорганических при помощи солнечной энергии.

 - Фотосинтез.

 - Они защищают почку от неблагоприятных воздействий  внешней среды

- Под ними расположен зачаточный стебель с зачаточными листьями.

 /дети рассматривают почки дерева через лупу/  Л.Р.

4. Самостоятельная работа уч-ся.

 - Прочтите статью «Рост и развитие побега» и ответьте на вопросы:

Слайд:  - С чего начинается развитие побега?

           - Какой процесс лежит в основе роста и развития побега?

           - Как можно управлять ростом и развитием побега?

  VI.Закрепление знаний.

1. Закончите  заполнение схемы.

. 

2.Ответьте на вопросы:

Слайд:  «Строение побега»

  1. Что такое побег, из каких частей он состоит?
  2. Что такое узел?
  3. Что такое междоузлие?
  4.  Какие почки называют боковыми, а какие верхушечными?

       Слайд:  «Строение вегетативной и генеративной почки»

                   - Какие побеги называют вегетативными ?

                   - Какие побеги называют генеративными?

                   - Какие типы листорасположения вы знаете?

       Слайд:  «Типы листорасположения»  

НРК / Сообщение уч-ся/

  Вопросы к НРК

 Назовите лиственные деревья растущие на территории Челябинской области. Какие из них встречаются в нашей местности?

  1. Почему лиственные деревья значительно шире распространены  на территории области чем хвойные?

V. Домашнее задание.

    п. 22, Зарисуйте вегетативный побег и укажите его основные части.

            Дополните таблицу рисунками различных типов листорасположения.

VI. Итог урока:

      - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

      - Какие типы листорасположения вы знаете?

      - (Оценивание ответов учащихся и их комментарий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

электронный тест по биологии для 6 класса строение побега

электронный тест, созданный в рамках компьютерной программы,для контроля знаний по теме "побег", позволяет выставлять оценку сразу после его проведения...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"

Цель урока:  изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...

Разработка урока по биологии . Внутреннее строение рыбы.

На данном уроке учащиеся знакомятся с опорно-двигательной системой, системами дыхания, кровообращения,пищеварения и нервной систем рыб. Развивать умение учащихся сравнивать сравнивать представителей р...