Главные вкладки

    Урок по биологии 6 класс Строение побега и его функции
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    1. Сформировать представление о побеге как системе органов высших   растений, познакомить уч-ся со строением побега, раскрыт  функции частей  побега; дать представление о типах расположения листьев и   почек на побеге; сформировать понятие о почке, о строении вегетативных и     генеративных почек.

           2. Развивать способность работать самостоятельно.

           3. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Строение побега и его функции54 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Каменносанарская ООШ»

    Шестакова Наталья Николаевна

    Биология 6 класс. Урок по учебному плану.

    Тема урока: Строение побега и его основные функции.

      Цели: 1.Сформировать представление о побеге как системе органов высших

                   растений, познакомить уч-ся со строением побега, раскрыть        функции частей  побега; дать представление о типах расположения листьев и   почек на побеге; сформировать понятие о почке, о строении вегетативных и     генеративных почек.

           2. Развивать способность работать самостоятельно.

           3. Воспитывать бережное отношение к природе.

       Оборудование: ЦОР «Строение побега», «Строение почки», «Типы листорасположения», «Тип побега», побеги деревьев и кустарников с различным листорасположением, лупы (каждому уч-ся).

       Ключевые слова и понятия: побег, вегетативный и генеративный побег, стебель, лист, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение очередное, супротивное, мутовчатое; почка, почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточный лист, зачаточная почка.

    Ход урока.

     I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

        а) ТЕСТ. по теме: Корень его строение и жизнедеятельность.

        б) Фронтальный опрос:

    • В чём заключается основная функция корня?
    • Что появляется первым при прорастании семени?
    • Для каких растений характерно образование корнеплодов?
    • Какова функция клубеньков  на корнях бобовых растений?
    • Какой тканью представлена зона деления?
    • Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
    • Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних ратсений?

    III.Изучение нового материала

          1. Рассказ учителя с элементами беседы.

    учитель

    ученик

    - Давайте, вспомним, что такое побег?

    - А из каких частей состоит побег?

    /демонстрирую таблицы, показ соответст. органов на примере комн. раст., побегах деревьев и кустарников/

    - Стебель осевая часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Участок стебля, на котором развивается лист, называют узлом, а расстояние м/у двумя узлами – междоузлиями. Угол находящийся между  листом и расположенным выше междоузлием, называют пазухой листа.

     - Листья на побегах могут располагаться по разному. Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением. Существует три основных типа листорасположения.

     Слайд «Типы листорасположения», побеги растений/.

    очередное

    Если от узла отходит только один лист и расположены они поочерёдно на разных сторонах побега

    супротивное

    Когда из одного узла растёт два листа, расположенных напротив друг друга

    Мутовчатое

    Если из одного узла растёт три и более листьев.

     

    - Это основной наземный орган высшего растения.

    - Побег состоит из стебля с расположенными на нём листьями и почками.

    2.Самостоятельная работа учащихся.

    /Пользуясь текстом учебника п. 22, а также на основании личного опыта, приведите примеры растений с различным листорасположением./

    Тип листорасположения

    Рисунок

    Примеры

     

    3. Рассказ учителя с элементами беседы

    -На побеге могут располагаться почки. Что такое почка?

    - Возьмите в руки побеги деревьев, лежащие на ваших столах и рассмотрите их. Найдите на них почки. Где они располагаются?

    Почки могут располагаться на верхушке побега

    верхушечные

    А могут располагаться в пазухах листа

    боковые или пазушные

    Если листья уже опали, как на побегах, лежащих на ваших столах, то почки располагаются над -

    листовым рубцом – местом, где раньше находился лист растения

     - Можно ли на примере срезанных побегов без листьев, лежащих на ваших столах, опред. листорасположение?

     - Благодаря чему вам это удалось?

     - Определите листорасположение всех побегов, лежащих на ваших столах, данными дополните таблицу.

      - На стебле могут располаг. не только листья и почки.

      - Какие ещё органы могут располагаться на стебле?

    Слайд: - На стебле также могут располагаться цветки и впоследствии плоды, т.е. генеративные органы. В этом случае побег так и называют – генеративный, или цветочный.

     Слайд:  - Побег на котором нет репродуктивных органов называют вегетативным.

     - Как вы считаете, какова основная функция вегетативного побега?

     -  Как называется этот процесс?

     - Почки могут нести в себе зачаток как вегетативного, так и генеративного побега. В соответствии с этим их называют вегетативными или генеративными.

       - Возьмите веточки лежащие на ваших столах, и давайте рассмотрим внешнее строение почки растения.

       - Снаружи почка покрыта почечными чешуями.

    1.Как вы думаете, какова их функция?

    - А теперь аккуратно раздвиньте почечные чешуи.

    2. Что вы под ними видите?

     -На некоторых растениях можно даже различить зачаточные почки. Они настолько малы, что их можно увидеть  только с помощью лупы.

     - В генеративных почках на зачаточном стебле кроме зачаточных листьев, расположены зачатки цветов.

    - Почка это зачаток нового побега.

    - По всему стеблю.

    - Да

     - Благодаря листовым рубцам.

     - Цветы, плоды.

     - Основной ролью вегетативного побега  является создание органических веществ из неорганических при помощи солнечной энергии.

     - Фотосинтез.

     - Они защищают почку от неблагоприятных воздействий  внешней среды

    - Под ними расположен зачаточный стебель с зачаточными листьями.

     /дети рассматривают почки дерева через лупу/  Л.Р.

    4. Самостоятельная работа уч-ся.

     - Прочтите статью «Рост и развитие побега» и ответьте на вопросы:

    Слайд:  - С чего начинается развитие побега?

               - Какой процесс лежит в основе роста и развития побега?

               - Как можно управлять ростом и развитием побега?

      VI.Закрепление знаний.

    1. Закончите  заполнение схемы.

    . 

    2.Ответьте на вопросы:

    Слайд:  «Строение побега»

    1. Что такое побег, из каких частей он состоит?
    2. Что такое узел?
    3. Что такое междоузлие?
    4.  Какие почки называют боковыми, а какие верхушечными?

           Слайд:  «Строение вегетативной и генеративной почки»

                       - Какие побеги называют вегетативными ?

                       - Какие побеги называют генеративными?

                       - Какие типы листорасположения вы знаете?

           Слайд:  «Типы листорасположения»  

    НРК / Сообщение уч-ся/

      Вопросы к НРК

     Назовите лиственные деревья растущие на территории Челябинской области. Какие из них встречаются в нашей местности?

    1. Почему лиственные деревья значительно шире распространены  на территории области чем хвойные?

    V. Домашнее задание.

        п. 22, Зарисуйте вегетативный побег и укажите его основные части.

                Дополните таблицу рисунками различных типов листорасположения.

    VI. Итог урока:

          - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

          - Какие типы листорасположения вы знаете?

          - (Оценивание ответов учащихся и их комментарий)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

    Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

    электронный тест по биологии для 6 класса строение побега

    электронный тест, созданный в рамках компьютерной программы,для контроля знаний по теме "побег", позволяет выставлять оценку сразу после его проведения...

    Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

    Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

    План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"

    Цель урока:  изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...

    Разработка урока по биологии . Внутреннее строение рыбы.

    На данном уроке учащиеся знакомятся с опорно-двигательной системой, системами дыхания, кровообращения,пищеварения и нервной систем рыб. Развивать умение учащихся сравнивать сравнивать представителей р...

    Открытый урок по биологии. Особенности строения цветковых растений.

    Технологическая карта урока в 6 классе по  ФГОС. С самоанализом урока....