Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Ильина Ольга Александровна

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эвристическая(поисковая) беседа, исследовательский метод. В ходе урока использовалась неоднократно поисковая беседа, сущность которой заключается в следующем : для поиска решения проблемы учениками учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Ответы на вопросы поисковой беседы ученики не видели готовыми в учебники и не слышали в рассказе учителя. Ответы формулировались в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученикам фактов и обобщений с помощью собственных усилий.

Поисковая беседа была уместна в данном случае, так как изучаемый материал был частично знаком, максимально использовалась опора на жизненный опыт, присутствовала логика в рассуждениях.

Определенную часть на уроке занял исследовательский метод в ходе проведения лабораторных работ. Первую лабораторную работу учащиеся выполняли совместно с учителем, а вторую - самостоятельно, была осуществлена ее проверка.

На протяжении всего урока шло развитие интеллектуальных умений:

-  логического мышления;

-  обогащение активного словаря;

-  способности рассуждать, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Одним из важных показателей современного проблемного урока является развитие произвольного внимания, приемами которого являются: смена видов деятельности (на уроке имели место такие виды деятельности как: составление рассказа по плану, поисковая беседа, работа с учебником: с текстом и иллюстративным материалом, коллективное обсуждение проблемы, усвоение информации со слов учителя, исследование биологических объектов в ходе выполнения лабораторных работ, выполнение записей и рисунков в тетради (итого 7 видов), что соответствует рациональной здоровьесберегающей организации урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_biologii_v_6_klasse.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема «Видоизменения побегов»

(с использованием методов проблемного обучения)

                                                                        Подготовила и провела: учитель биологии

                                                                        1 категории МОУ «СОШ №6» г.Вязники

                                                                        Ильина О.А.

                                                       2010 год

Задачи:- образовательные: познакомить учащихся с видоизмененными побегами, их строением, биологическим и хозяйственным значением;

            - развивающие: продолжать формировать у учащихся умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в ходе выполнения лабораторных исследований;

             - воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умения выслушивать окружающих, высказывать свое мнение в ходе коллективного обсуждения проблемы.

     

 Оборудование: таблица «Видоизменения побегов», гербарии корневищных растений (ландыша, пырея, хвоща, папоротника); луковицы репчатого лука, клубни картофеля, лупы, взвесь крахмала, раствор йода, препаровальные иглы.

     1этап. Актуализация знаний и мотивация к изучению нового материала:

Слово « видоизменение» органов растения уже знакомо для вас.

- Видоизменение каких органов мы уже изучили? ( корней, листьев )

Частью домашнего задания было – повторить видоизменения корней и листьев .

Работа по вариантам: составить небольшой рассказ по плану:

1 вариант – видоизменения корней

2 вариант – видоизменение листьев

План.

1. Пример видоизмененного органа.

2. Выполняемая функция.

3. Чем обусловлены видоизменения?

( выступают 2-3 уч-ся, остальные анализируют, дополняют)

Сделайте вывод: чем обусловлены видоизменения органов растения? (с выполнением дополнительных функций вследствии приспособления к определенным условиям жизни)

Д/з п. 27 вопросы 1-6 после параграфа устно; вопрос 7 письменно.

Мотивация.

      2этап. Усвоение новых понятий, способов действий:

Сегодня мы приступаем к изучению видоизменений побегов.

Сформулируем цели урока ( помочь детям, отослав их к плану, что на доске – работа по аналогии).

Я обобщаю и формулирую цели  (образовательные, развивающие, воспитательные) урока.

Актуализация знаний по теме «Хвощи».

Форма работы – поисковая беседа.

- Что такое побег?

- Какие видоизмененные подземные побеги вам уже известны? (показать гербарий хвоща)

- Для каких растений – одно или многолетних характерны корневища? (многолетних)

- В виде чего зимуют хвощи? (в виде корневища)

- Какие побеги можно увидеть ранней весной?

- В чем особенность весеннего побега, если сравнить его с летним побегом?

- За счет чего же может питаться весенний побег? (органические вещества, синтезированные летним побегом, откладываются в корневище. За счет этих  органических веществ и развивается побег весенний).

- Каково же значение корневища в жизни хвоща? (запасает органические вещества, зимует, способствует размножению).

- У каких еще растений есть корневище? (работа с гербариями).

Когда первый раз вы увидели гербарий ландыша ( при изучении темы «Типы корневых систем») вы сказали, что у ландыша стержневая корневая система, приняв ошибочно корневище за главный корень.

- Почему же корневище, внешне похожее на корень, называют видоизмененным побегом? (стр. 122 учебника – прочитайте, докажите).

- Что такое корневище? (формулируют определение).

     Следующим объектом изучения является клубень.

- У каких растений есть клубни? (картофель, топинамбур)

     Создание проблемной ситуации.

- Какой орган у картофеля человек употребляет в пищу? (клубень, другие – ядовиты, так как содержат ядовитое вещество салонин).

- Клубень какой это орган? (дети выдвигают гипотезы, я записываю их на доске).

- Может клубень быть одновременно плодом, корнем, побегом? ( нет ).

Докажем единственно верную гипотезу.

- Как лучше всего размножать картофель?

- Из чего развиваются побеги? (из почек, что на клубне).

Мой рассказ: из почек, что в глазках, развивается надземный побег, от которого отрастают подземные побеги – они называются столоны, верхушечные утолщения столонов – это и есть клубни.

Выполняем Л/р стр. 123 учебника.

П. 1. Читаем вслух. Проверяю – где верхушка, где основание – как определили?

П. 2. Расположение поочередное, или спиральное (подсказка – рис. 95)

П.3. Сравнение биологических объектов: поперечного среза клубня и спила ветки, помогает рисунок 95.

- Сравнивая, что наблюдаете? О чем это говорит?

П. 4. Задание № 90 стр. 39 рабочей тетради (выполняете самостоятельно, проверяем вывод пока не пишем).

П. 5. Взвесь (вода и крахмал) капнуть раствор йода.

- Что наблюдаете?

На срез клубня капнуть раствор йода.

- Что наблюдаете?

На основании сравнения сделайте вывод (в клетках клубня много крахмала).

- Для чего человек опрыскивает картофель ядохимикатами от колорадского жука, поедающего листья, ведь едим мы клубни?

- На основании проведенной Л/р сделайте вывод-какая же гипотеза верна?

- Каково же значение клубней в жизни растений?

      Следующий объект исследований – луковица.

- У каких растений есть луковицы?

      Форма работы : исследовательский метод.

Задание на доске:- Луковица репчатого лука-какой это орган растения? Доказать.

               План работы (на доске).

1. Самостоятельно изучите строение луковицы (текст и рисунок на стр. 124 учебника).

2. Выполните Л/р на стр. 123.

3. Выполните задание № 91 на стр. 39 рабочей тетради.

Проверка: зачитайте вывод, докажите.

Выполните задание № 1       на стр. 124

-Каково же значение луковицы в жизни многолетних растений ?

А сейчас заслушайте сообщение уч-ся, из которого вы узнаете каково значение лука в жизни человека.

    3этап. Закрепление .

Фронтально: - Итак, какие видоизмененные побеги вы изучили?

    -Каково их значение в жизни растений?

Учащиеся выполняют задание письменно.

Задание: У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменение органов? Назовите эти видоизменения. (один правильный ответ). Первый  тест рассмотреть как пример.

1. а) пшеница;

    б) морковь;

    в) подсолнечник.

2. а) томат;

    б) горох;

    в) укроп.

3. а) ландыш;

    б) тыква;

    в) рожь.

4. а) овес;

    б) картофель;

    в) перец.

5. а) лук;

    б) овес;

    в) томат.

Выполненное тестовое задание вложить в рабочую тетрадь, сдать на проверку