Главные вкладки

    Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"
    план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

    Ильина Ольга Александровна

    Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эвристическая(поисковая) беседа, исследовательский метод. В ходе урока использовалась неоднократно поисковая беседа, сущность которой заключается в следующем : для поиска решения проблемы учениками учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Ответы на вопросы поисковой беседы ученики не видели готовыми в учебники и не слышали в рассказе учителя. Ответы формулировались в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученикам фактов и обобщений с помощью собственных усилий.

    Поисковая беседа была уместна в данном случае, так как изучаемый материал был частично знаком, максимально использовалась опора на жизненный опыт, присутствовала логика в рассуждениях.

    Определенную часть на уроке занял исследовательский метод в ходе проведения лабораторных работ. Первую лабораторную работу учащиеся выполняли совместно с учителем, а вторую - самостоятельно, была осуществлена ее проверка.

    На протяжении всего урока шло развитие интеллектуальных умений:

    -  логического мышления;

    -  обогащение активного словаря;

    -  способности рассуждать, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

    Одним из важных показателей современного проблемного урока является развитие произвольного внимания, приемами которого являются: смена видов деятельности (на уроке имели место такие виды деятельности как: составление рассказа по плану, поисковая беседа, работа с учебником: с текстом и иллюстративным материалом, коллективное обсуждение проблемы, усвоение информации со слов учителя, исследование биологических объектов в ходе выполнения лабораторных работ, выполнение записей и рисунков в тетради (итого 7 видов), что соответствует рациональной здоровьесберегающей организации урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_biologii_v_6_klasse.docx17.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по биологии в 6 классе

    Тема «Видоизменения побегов»

    (с использованием методов проблемного обучения)

                                                                            Подготовила и провела: учитель биологии

                                                                            1 категории МОУ «СОШ №6» г.Вязники

                                                                            Ильина О.А.

                                                           2010 год

    Задачи:- образовательные: познакомить учащихся с видоизмененными побегами, их строением, биологическим и хозяйственным значением;

                - развивающие: продолжать формировать у учащихся умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в ходе выполнения лабораторных исследований;

                 - воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умения выслушивать окружающих, высказывать свое мнение в ходе коллективного обсуждения проблемы.

         

     Оборудование: таблица «Видоизменения побегов», гербарии корневищных растений (ландыша, пырея, хвоща, папоротника); луковицы репчатого лука, клубни картофеля, лупы, взвесь крахмала, раствор йода, препаровальные иглы.

         1этап. Актуализация знаний и мотивация к изучению нового материала:

    Слово « видоизменение» органов растения уже знакомо для вас.

    - Видоизменение каких органов мы уже изучили? ( корней, листьев )

    Частью домашнего задания было – повторить видоизменения корней и листьев .

    Работа по вариантам: составить небольшой рассказ по плану:

    1 вариант – видоизменения корней

    2 вариант – видоизменение листьев

    План.

    1. Пример видоизмененного органа.

    2. Выполняемая функция.

    3. Чем обусловлены видоизменения?

    ( выступают 2-3 уч-ся, остальные анализируют, дополняют)

    Сделайте вывод: чем обусловлены видоизменения органов растения? (с выполнением дополнительных функций вследствии приспособления к определенным условиям жизни)

    Д/з п. 27 вопросы 1-6 после параграфа устно; вопрос 7 письменно.

    Мотивация.

          2этап. Усвоение новых понятий, способов действий:

    Сегодня мы приступаем к изучению видоизменений побегов.

    Сформулируем цели урока ( помочь детям, отослав их к плану, что на доске – работа по аналогии).

    Я обобщаю и формулирую цели  (образовательные, развивающие, воспитательные) урока.

    Актуализация знаний по теме «Хвощи».

    Форма работы – поисковая беседа.

    - Что такое побег?

    - Какие видоизмененные подземные побеги вам уже известны? (показать гербарий хвоща)

    - Для каких растений – одно или многолетних характерны корневища? (многолетних)

    - В виде чего зимуют хвощи? (в виде корневища)

    - Какие побеги можно увидеть ранней весной?

    - В чем особенность весеннего побега, если сравнить его с летним побегом?

    - За счет чего же может питаться весенний побег? (органические вещества, синтезированные летним побегом, откладываются в корневище. За счет этих  органических веществ и развивается побег весенний).

    - Каково же значение корневища в жизни хвоща? (запасает органические вещества, зимует, способствует размножению).

    - У каких еще растений есть корневище? (работа с гербариями).

    Когда первый раз вы увидели гербарий ландыша ( при изучении темы «Типы корневых систем») вы сказали, что у ландыша стержневая корневая система, приняв ошибочно корневище за главный корень.

    - Почему же корневище, внешне похожее на корень, называют видоизмененным побегом? (стр. 122 учебника – прочитайте, докажите).

    - Что такое корневище? (формулируют определение).

         Следующим объектом изучения является клубень.

    - У каких растений есть клубни? (картофель, топинамбур)

         Создание проблемной ситуации.

    - Какой орган у картофеля человек употребляет в пищу? (клубень, другие – ядовиты, так как содержат ядовитое вещество салонин).

    - Клубень какой это орган? (дети выдвигают гипотезы, я записываю их на доске).

    - Может клубень быть одновременно плодом, корнем, побегом? ( нет ).

    Докажем единственно верную гипотезу.

    - Как лучше всего размножать картофель?

    - Из чего развиваются побеги? (из почек, что на клубне).

    Мой рассказ: из почек, что в глазках, развивается надземный побег, от которого отрастают подземные побеги – они называются столоны, верхушечные утолщения столонов – это и есть клубни.

    Выполняем Л/р стр. 123 учебника.

    П. 1. Читаем вслух. Проверяю – где верхушка, где основание – как определили?

    П. 2. Расположение поочередное, или спиральное (подсказка – рис. 95)

    П.3. Сравнение биологических объектов: поперечного среза клубня и спила ветки, помогает рисунок 95.

    - Сравнивая, что наблюдаете? О чем это говорит?

    П. 4. Задание № 90 стр. 39 рабочей тетради (выполняете самостоятельно, проверяем вывод пока не пишем).

    П. 5. Взвесь (вода и крахмал) капнуть раствор йода.

    - Что наблюдаете?

    На срез клубня капнуть раствор йода.

    - Что наблюдаете?

    На основании сравнения сделайте вывод (в клетках клубня много крахмала).

    - Для чего человек опрыскивает картофель ядохимикатами от колорадского жука, поедающего листья, ведь едим мы клубни?

    - На основании проведенной Л/р сделайте вывод-какая же гипотеза верна?

    - Каково же значение клубней в жизни растений?

          Следующий объект исследований – луковица.

    - У каких растений есть луковицы?

          Форма работы : исследовательский метод.

    Задание на доске:- Луковица репчатого лука-какой это орган растения? Доказать.

                   План работы (на доске).

    1. Самостоятельно изучите строение луковицы (текст и рисунок на стр. 124 учебника).

    2. Выполните Л/р на стр. 123.

    3. Выполните задание № 91 на стр. 39 рабочей тетради.

    Проверка: зачитайте вывод, докажите.

    Выполните задание № 1       на стр. 124

    -Каково же значение луковицы в жизни многолетних растений ?

    А сейчас заслушайте сообщение уч-ся, из которого вы узнаете каково значение лука в жизни человека.

        3этап. Закрепление .

    Фронтально: - Итак, какие видоизмененные побеги вы изучили?

        -Каково их значение в жизни растений?

    Учащиеся выполняют задание письменно.

    Задание: У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменение органов? Назовите эти видоизменения. (один правильный ответ). Первый  тест рассмотреть как пример.

    1. а) пшеница;

        б) морковь;

        в) подсолнечник.

    2. а) томат;

        б) горох;

        в) укроп.

    3. а) ландыш;

        б) тыква;

        в) рожь.

    4. а) овес;

        б) картофель;

        в) перец.

    5. а) лук;

        б) овес;

        в) томат.

    Выполненное тестовое задание вложить в рабочую тетрадь, сдать на проверку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок исследование "Видоизмененные побеги"

    в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....

    План-конспект обобщающего урока по теме "Побег", 6 класс

    Материал представляет собой разработку урока по теме "Побег". Тип урока - обобщающий, вид урока - игра. Урок завершает большую тему в курсе ботаники. На данном уроке в игровой форме повторялись о...

    конспект урока по теме "Побег и почки"

    Урок построен с учётом основных стратегий интерактивного обучения, направлен на формирование коммуникативных УУД....

    Открытый урок. 6 класс Побег:стебель,листья, почки.

    Урок биологии в 6 классе.Линия учебников в рамках авторской программы Н.И. Сонина.А.А.Плешакова. Урок сопровождается презентацией....

    урок на тему "Побег и почка. Строение и значение для растения." биология – 6 класс

    формируем понятие о побеге: генеративном и вегетативном, о расположении листьев на побеге;изучаем строение вегетативных и генеративных почек, развитие побега из почки, ветвление растений....

    Технологическая карта урока по теме "Побег"

    Урок по изучению и первочному закреплению новых знаний  и способов деятельности...