Главные вкладки

    Технологическая карта урока по теме "Побег"
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Урок по изучению и первочному закреплению новых знаний  и способов деятельности

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pobeg.docx470.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    [Введите текст]

    Технологическая карта урока

    Побег:  строение, функции, видоизменения

    Цель урока. Сформировать  у учащихся понятие о побеге и его строении в связи выполняемыми им функциями.

    Задачи урока

    Образовательные. Создать условия для формирования знаний о строении побега и его функциях, формирования понимания зависимости строения органа растения побега от его функций, формирования понятия о видоизменениях побега (клубне, луковице, корневище) и почке как зачаточном побеге.

    Развивающие. Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

    Воспитательные. Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную  деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.

    Планируемые результаты урока

    Предметные: знать строение побега и стебля; уметь определять части побега на рисунке и натуральных объектах; объяснять, почему клубень, корневище и луковица являются побегами; понимать, что почка – зачаточный побег; уметь указывать характерные черты побега на его видоизменениях.

    Метапредметные: уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально, в паре и в группе;  уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

    Личностные: формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.

    Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор), компьютерная презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки для деления класса на группы, раздаточный материал для самооценки,  учебник (Сонин Н.И.,  Биология. Живой организм. 6 класс. М.: Дрофа, 2016).

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Примечания

    Этап 1. Мотивация учебной деятельности

    Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

    «Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать строение растений. Надеюсь, что сегодня в вашей копилке биологических заданий прибавится несколько интересных и полезных фактов.

    В течение урока вы будете выполнять различные задания. По окончании выполнения каждого задания, вы должны оценить свою работу.

    Ученики приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

    Учащиеся получают и подписывают карточки самооценивания.

    Р.

    Волевая саморегуляция, самоопределения в учебной деятельности

    Слайд 1.

       Карточка самооценивания

       ФИ ___________________

    № задания

    Оценка

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    5 баллов – справился без затруднений, 4 – возникли затруднения, 3 – самостоятельно с заданием не справился.

    Этап 2. Формулирование темы и цели урока

    1. Формулирует задание.

    Задание 1. Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово.

    «Возьмите карточку 1.  На ней изображена таблица кроссворда. На экране вы увидите вопросы. Ответьте на них. Разгадайте кроссворд и назовите ключевое слово».

    2.Предлагает сформулировать цели урока.

    «Объектом изучения сегодня будет побег. 

    Что мы можем узнать о побеге? Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня?»

    3. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока, учитывая поставленные цели.

    Учащиеся разгадывают кроссворд. Называют ключевое слово (побег).

    Оценивают себя.

    Учащиеся формулируют возможные цели урока. (Изучить строение побега. Определить, какие функции выполняет побег. Выяснить, есть ли у побега видоизменения.)

    Учащиеся предлагают темы урока (Побег: строение, функции,   видоизменения); записывают тему урока в тетрадь.

    Р.

    Определение  и формулирование цели деятельности.

    К

    Построение устных высказываний

    Карточка 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    Вопросы (учащиеся видят на экране, слайды 2 - 6)

    1. Зона корня.

    2. Тип корневой системы

    3. Вид корней

    4. Часть корня

    5. Вид корня

    В случае, если учащиеся затруднится в формулировании целей урока, учитель задаёт наводящие вопросы.

    Слайд 8.

    Этап 3. Открытие новых знаний и способов действия

    3.1. Строение побега и его функции

    1. Формулирует и комментирует задания.

    Задание 2. Строение побега

    «Возьмите карточку № 2.  На ней изображена схема строения побега. Каждая часть побега обозначена цифрами от 1 до 6. Рядом расположена таблица с названиями частей побега. Вам необходимо вписать в свободную графу таблицы номера частей побега. Выполнить задание вам поможет видеофрагмент».

    Задание 3. Функции побега.

    «Посмотрев видеофрагмент, перечислите функции побега. Запишите их в тетрадь».

    2. Проверка выполнения заданий 2 и 3.

    «На экране вы увидите схему строения побега с названиями его частей. Проверьте правильность выполнения задания 2».

    3. Задаёт дополнительные вопросы.

    «Чем отличаются изображённые на рисунке почки? Какова их роль в развитии побега?»

    «Перечислите функции побега». Помогает учащимся скорректировать формулировки.  

    Смотрят видеофрагмент и выполняют задания 2 и 3.

    Работа в парах.

    Сравнивают надписи на экране со своими записями на карточке. Корректируют записи. Оценивают себя.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Почки отличают расположением. С помощью пазушных почек растения ветвится. С помощью верхушечных почек растёт в длину.

    Перечисляют функции побега делают записи в тетради. Оценивают себя.

    1) Образует надземную часть растения.

    2) Участвует в транспорте и образовании питательных веществ.  

    3) На побеге размещаются репродуктивные органы (цветы и плоды с семенами).

    П.

    Получение информации из разных источников, преобразование информации из одной формы в другую.

    Р.

    Соотнесение результата деятельности с образцом.

    К.

    Построение письменного  и устного высказывания

    Карточка 2

           

              4              

                       1  2

                        3

            4          5

            6

           

    Стебель

    Лист

    Почка

    Пазуха листа

    Узел

    Междоузлие

    Фильм смотреть 2 минуты 15 секунд (слайд 9).

    Слайд 10.

    Слайд 11

    3.2. Строение стебля

    1. Формулирует и комментирует задания.

    Задание 4. Строение стебля.

    Заполните таблицу «Строение стебля», используя текс учебника (с. 40)

    2. Проверка выполнения задания 4.

    Перечислите части стебля и их функции.

    3.  Задаёт дополнительные вопросы.

    Что такое «годичные кольца»? Какая часть стебля отвечает за их образование?

    Читают текст учебника на с. 40. Заполняют таблицу. Индивидуальная работа.

    Учащиеся перечисляют части стебля и описывают их функции. Одна часть стебля – один отвечающий. Учащиеся могут дополнять и  исправлять ответы друг друга. Оценивают себя.

    За образование годичных колец отвечает камбий.  

    П. Получение информации из разных источников, преобразование информации из одной формы в другую, представление информации в форме таблицы.

    Р. Соотнесение результата деятельности с образцом.

    К  Построение письменного  и устного высказывания

    Слайд 12.

    Образец таблицы на экране

    Часть стебля

    Функция

    1

    Пробка

    2

    Кора  (луб)

    3

    Камбий

    4

    Древесина

    5

    Сердцевина

    После ответа ученика на экране в соответствующей графе появляется текст.

    Слайд 13.

    Этап 4. Применение знаний в новой ситуации

    4.1. Видоизменения побега

    1. Делит учащихся на группы.

    2. Задаёт учащимся вопросы.

    Какие органы растений изображены на рисунках?  

    Что объединяет клубни, луковицы,  почки и корневище?»

    2. Формулирует и  комментирует задание.

    Рассмотрите предложенные вам рисунки. Изучите, строение клубня, корневища, луковицы и почек. Сделайте вывод, чем они являются.

    3. Организует обсуждение результатов работы.

    Распределяются на группы

    Отвечают на вопросы учителя

    Учащиеся могут ответить, что на рисунках изображены корни. или видоизменённые побеги.

    Работа в группах. Рассмотрев строение клубня, корневища, луковицы и почек, учащиеся должны отметить у них наличие частей строения обязательных для побега (почек, листьев, междоузлий и др.). На основании этого в каждой группе делается вывод, что предложенный для рассмотрения объект – это видоизменённый побег. Вывод учащиеся записывают в тетрадь.

    Представители каждой группы рассказывают о строении предложенного группе объекта. Указывают на части строения, характерные для побега.  Сообщают классу вывод.

    Класс записывает выводы, сделанные каждой группой.

    Ответы сопровождаются презентацией (слайды 16 – 20)

    Оценивают свою работу.

    К

    Сотрудничество в поисках информации,  построение устных и письменных высказываний, доведение своего мнения до других

    П.

    Поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательство

    Р.

    Соотнесение результата деятельности с целью.

    Для деления на группы учитель раздаёт учащимся карточки с названиями органов растения  (корень, семя, плод, цветок). При распределении на группы учащиеся встают со своих мест и переходят к месту расположения своей группы (динамическая пауза).

    Слайд 14 - 15

    Группа 1

    http://mypresentation.ru/documents/67a75066cbf2870dbb8441d2076ec7c4/img2.jpg

    Группа 2

    Группа 3

    Группа 4

    http://www.studfiles.ru/html/2706/228/html_SZoiQWACj6.U_ee/htmlconvd-JwFQeG_html_m29563dc9.jpg

    Этап 5. Рефлексия

    Организует подведение итогов урока.

    Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Проверьте свои знания и ответьте на вопросы. (Задание 6).

    Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

    Оцените своё  эмоциональное состояние на уроке и удовлетворение от своей работы на уроке..Возьмите лист и разместите его на стебле. Чем выше вы поместите вал листок, тем больше вы удовлетворены своей работой.

    Учащиеся отвечают на вопросы теста.

    Проверяют ответы на вопросы теста.

    Заполняют лист самооценки и сдают его.

     

    Р

    Оценка результатов своей работы, соотнесение результата деятельности с целью.

    Слайды 22 - 26.

    На экране вопросы теста

    1. В состав побега входят

    1) корень и стебель

    2) стебель и цветок

    3) стебель и листья

    4) листья и плоды

    2. Видоизменением побега не является

    1) луковица

    2) корневище

    3) клубень

    4) корнеплод

    3. Участок  между двумя соседними листьями  - это

    1) пазуха

    2) стебель

    3) междоузлие

    4) ствол

    4.Рост стебля в толщину происходит за счёт

    1) древесины

    2) луба

    3) камбия

    4) сердцевины

    5. Основная функция стебля 

    1) фотосинтез

    2) передвижение веществ

    3) закрепления растения в почве

    4) поглощение воды и минеральных веществ

    Слайд 27. Ответы

    Вопрос

    Ответ

    1

    3

    2

    4

    3

    3

    4

    3

    5

    2

    Этап 6. Домашнее задание

    Озвучивает домашнее задание

    1. Читать текст §6 с. 40  

    2. Ответить  устно на в. 2 с. 48

    3. Выучить строение стебля

    4. Используя текст учебника и дополнительную литературу, перечислите виды стеблей по характеру роста. Сделайте рисунки. Приведите примеры растений с разными видами стеблей.

    Записывают домашнее задание

    П

    Самостоятельно находить информацию

    Слайд 28.

    Текст домашнего задания отправляется сообщением в электронном дневнике каждому ученику.

    Список информационных источников

    1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 12»

        на 2015 – 2020 гг.  (электронная версия)

        http://school12-nmsk.ucoz.ru/Borisov/pologenija/12_obr_programma_ooo_2015-2020.pdf

    2. Авторская программа. Н И Сонин.  Биология. 6 9 классы ФГОС http://9xt.ru

    3. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 класс.: учебник. М.:  Дрофа, 2016. – 174 с.

    4. http://school-collection.edu.ru

    5. http://www.youtube.com

    6. http://pobedpix.com

    7. http://5biologiya.net

    8. http://testedu.ru/test/biologiya/6-klass/pobeg.html

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

    Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

    Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

    Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

    Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты.

    Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты....

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...