Обобщение педагогического опыта "Организация лабораторных работ и экскурсий по биологии"
статья по биологии на тему

Фролова Светлана Николаевна

Данная работа представляет собой обобщение педагогического опыта по методике организации лабораторных работ  и экскурсий в школьном курсе биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Мурзицкой средней общеобразовательной школы –

Кочетовская основная общеобразовательная школа

 Доклад

«Организация лабораторных работ и  экскурсий на уроках биологии»

        Подготовила:

Учитель биологии

I квалификационной категории

С. Н. Мокеева

   Любую науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили  метод самостоятельного их получения. Одним из таких методов являются лабораторные работы.  

 Весь курс биологии содержит  различные лабораторные. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.

   На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными  биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

                 В качестве примера приведу инструкцию по выполнению лабораторной работы в 6  «Определение состава семян пшеницы».

Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.

Ход работы:

1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?

Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки


Заполните таблицу:



Неорганические вещества в клетках пшеницы


Экспериментальные доказательства присутствия в клетках семени


1


Вода



2


Минеральные соли



2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?

Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле


Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).

Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге


Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.



4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.

Сделайте вывод о составе семян.

Таблица. Определение состава семян



Что брали


Что делали


 Что получили


1


Пшеница в пробирке


 


 


2


Тесто в марле


 


 


3


Стакан с мутной водой


 


 


4


Семянка подсолнечника


 


 


5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:
– какие три группы веществ входят в состав семян?
– какие органические вещества находятся в семенах?

– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к масличным культурам?

 На примере  данной работы мы видим, что получение новых знаний идет через  развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.

         Правильная организация и проведение лабораторных работ по биологии позволяет добиться эффективного усвоения учащимися материала непосредственно на уроке, ознакомить школьников с методами познания природных объектов и явлений.

         Создание на уроках проблемных ситуаций, вызывающих умственное напряжение и стимулирующих познавательный интерес учащихся, важное средство развития мотивов интеллектуальной деятельности. Так, например, активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установления  сходства и различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить. 

Убедимся в этом на примере  лабораторной работы по биологии 6 класса

«Прямое и непрямое развитие насекомых»

Цель: Выявить особенности различных типов развития насекомых.

Оборудование: коллекция «Развитие насекомых. Колорадский жук» и развитие насекомых. Саранча».

Ход работы:


  1. Рассмотрите коллекции насекомых и рисунки в учебнике.

  2. Обратите внимание на сходство или различие промежуточных стадий и взрослых особей по внешнему виду.

  3. Подумайте, будут ли различаться среда обитания и питание взрослых насекомых и их личинок.

  4. Данные наблюдений занесите в таблицу.


Название насекомых


Тип развития


Отличаются ли по внешнему виду взрослые особи от личинок?








Вывод: Прямое развитие насекомых отличается от непрямого _______________________________________________________________________________________________________________________________________. Преимущества прямого типа развития в том, что __________________________________________________________________.

Здесь видно, что путем получения новых знаний являются методы сравнения объектов между собой.

Важным для учителя является право определения места лабораторно-практических занятий в структуре урока, но, как показывает практика, в настоящее время учителя биологии иногда отдают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это связано с нехваткой учебного оборудования, сокращением учебных часов курса и т.д.

Работы исследовательского уровня при изучении биологических процессов могут быть проведены при выполнении некоторых типов домашних заданий, поскольку продолжительность большей части биологических процессов во времени значительно дольше продолжительности урока.

Правильная организация во многом определяет успешность выполнения лабораторно-практических работ. Например, при фронтальной работе, когда учащиеся выполняют одну и ту же работу (опыт, наблюдение), необходимо ее синхронное выполнение, для этого учитель перед уроком должен следить в первую очередь за отстающими учениками, дабы их исследования не превратились в мучительное ожидание перемены.

Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него.

  Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся. Сейчас очень много интерактивных лабораторных работ, позволяющих не только проводить любые по сложности и доступности лабораторные работы, но и расширить их спектр.  Но  никакая компьютерная техника не сможет передать детям ощущение живого, его структуры, запаха, осязания. Поэтому при всем многообразии виртуальных благ обязательно включите в лабораторную работу живые наглядные объекты, разнообразьте учебный процесс школьников.

    Не мало важное место в курсе изучения биологии занимают  экскурсии , вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса. Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения. Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, наглядностью и т.п. Во время экскурсии ученики знакомятся с экологическими объектами,  учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве. Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.

Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.).

 Классификация экскурсий проводится за разными признаками:

Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят учеников с практическим применением явлений, которые изучаются в теме, или проявлениями этих явлений в природе.(«Состав крови», биология 8 класс, экскурсия в лабораторию участковой ольницы)

Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Например, химии, физики, биологии. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. («Природные сообщества», биология 6класс)

Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала. («Многообразие живых организмов», биология 6 класс)

Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.

Важен правильный, выбор объекта экскурсии обусловленный не только содержанием темы, но и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией.

Экскурсии должны быть четко спланированы и подготовлены.

Планируются такие составные элементы экскурсий:

  • тема экскурсии;
  • объект экскурсии;
  • время проведения;
  • оформление результатов.

Выбор темы экскурсии и объекта экскурсии осуществляется комплексно, взаимоувязано. В условиях ограниченности времени, которое отводится программой на проведение экскурсий, учитель должен выбрать такую тему, которая имеет практическое значение и воплощение в данных условиях. И это воплощение должно быть как можно более яркое и полное, удобное для наблюдения.

Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

Выбранная тема обусловливает время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков.

Оформление результатов планируется с учетом потребностей кабинета, школы, всего учебного процесса.

Подготовка экскурсии происходит на примере экскурсии

«Природное сообщество- березовая роща»

В определенное время ученики собираются в школе и под моим руководством отправляемся  к объекту экскурсии.

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.

«Природное сообщество- березовая роща» идет так:

Цель:

Познакомить учащихся со структурой и видом природного сообщества

Задание

  1. Опишите сообщество близлежащей рощи, ответив на вопросы  по плану:
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?

  1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

  1. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии

  1. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Обратить внимание учащихся на сезонные  изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами.
  2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
  3. Изучение сообществ происходит по плану:
  • Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  • Перечислить названия кустарников.
  • Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  • Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  • Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».

  1. Беседа предложенными учителем вопросами:
  • Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
  • Определить, плодородна ли почва данного участка?
  • Какие деревья произрастают в сообществе?
  • Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
  • Что растет у самой земли?
  • В чем причина именно такого расположения растений в сообществе?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Мы сегодня наблюдали жизнь растений в роще. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека?

Во время экскурсии ученики:

  • наблюдают объекты и слушают объяснение экскурсовода;
  • ведут записи по ходу рассказа и наблюдения;
  • ведут сбор иллюстративных материалов для оформления отчетности.

После экскурсии обязательно проводится обобщающее итоговое занятие. Ученики делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об экскурсии.