Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы
статья

Солдатова Галина Михайловна

Обобщение педагогического опыта

«Словарная работа на уроках русского языка»

учителя русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

«Словарная работа на уроках русского языка»

учителя русского языка и литературы

Солдатовой Галины Михайловны.

      В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства  как в   устной, так и в письменной форме.

       Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.

     Однако опыт работы в школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство.

       Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко      

носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся

формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

       Но, не смотря на важность вопроса, словарная работа до сих пор является одной из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

      Нужно помнить о том, что грамотность не является «природной», она формируется у человека на протяжение всей его жизни и зависит от того, насколько хорошо и много он читает. Процесс чтения вырабатывает у ученика не только смысловую ориентировку, но и орфографическую, в результате которой ученик фиксирует в уме и зрительно наиболее сложные для прочтения куски текста и запоминает их. 

     Качество владения устной и письменной речью заключается в количестве словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач. 

К ним относятся:
1. Расширение словарного запаса ученика;
2. Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.

    Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее) или игры «Выбери слово» (учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово и проставляют ударение. Например дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).

     Словарной работе в 5-7 классе я отвожу  немного времени на каждом уроке.

     1. Нередко мы с детьми работаем со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.

     2. Кроме работы со словарями мы работаем со значениями многозначных слов, учимся различать их оттенки, составляем с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяет выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.  

     3. Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяет показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.

       4. Нередко работа со словарными словами плавно перетекает в тему урока, где среди текстов упражнений встречаются уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогает ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.

    5. Все эти приемы позволяют осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.

Значения новых для ребенка слов могут быть раскрыты несколькими путями:  

  1. Показ картинки на слайде (5-6 класс);

2. «Расчленение» понятия, указание его признаков и их перечисление (7-8 классы);

3. Введение слова в контекст с целью раскрытия его значения, а также прием «дописывания предложения» (7-8 класс);

4. Замена словарного слова синонимом (5-7 классы);

5. Выполнение морфемного разбора слова (т.е. по составу) (5-8 классы);

6. Выяснение значения в толковом словаре (5-8 классы);

7. Прямой вопрос, например, «Кто такой кутюрье?» (6-8 классы).

     Личный опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз на уроке, не должно превышать трех-пяти. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что объясненные учителем слова ученики обязательно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Разовое изучение словарных слов не даст результата.

     В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника. Все они распределены тематически, и их можно отработать сразу при изучении темы параграфа. Кроме этого все словарные слова разделены по тематико-стилистическим признакам: бытовые, нейтральные, исторические, научные и т.д.

    Приемы запоминания словарных слов:

1. Запись слова на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв;

2. Проговаривание слова по слогам;

3. Определение значения слова путем перечисления его признаков;

4. Составление предложения или словосочетания с новым словарным словом;

5. Проведение словарных диктантов с введением конкретизирующих слов, поясняющих словарное (например, слово «кутюрье», в диктанте дать «модный кутюрье»);

6. Проведение творческих работ со словарными словами (составление мини-рассказов, изложений, сочинений);

7. Ведение Словариков (5-7 класс).

     Итак, мы выяснили, что словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:.

1.Способствует обогащению словарного запаса учащихся,

2.Вырабатывает орфографическую зоркость

3. Развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Обучение русскому языку средствами субъективизации»

•В работе по традиционной системе обучение в основном ведется репродуктивными методами, поэтому существует проблема: как пробудить у ученика желание учиться, как формировать повышенный познавательный ...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Обучение русскому языку средствами субъективизации»

Актуальность опыта заключается в следующем:-развитие  ученика  как   субъекта  собственной  деятельности   иповедения;-комплексное интеллектуальное развитие уча...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...