Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы
статья
Обобщение педагогического опыта
«Словарная работа на уроках русского языка»
учителя русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Словарная работа на уроках русского языка»
учителя русского языка и литературы
Солдатовой Галины Михайловны.
В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме.
Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.
Однако опыт работы в школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство.
Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко
носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся
формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Но, не смотря на важность вопроса, словарная работа до сих пор является одной из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Нужно помнить о том, что грамотность не является «природной», она формируется у человека на протяжение всей его жизни и зависит от того, насколько хорошо и много он читает. Процесс чтения вырабатывает у ученика не только смысловую ориентировку, но и орфографическую, в результате которой ученик фиксирует в уме и зрительно наиболее сложные для прочтения куски текста и запоминает их.
Качество владения устной и письменной речью заключается в количестве словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач.
К ним относятся:
1. Расширение словарного запаса ученика;
2. Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.
Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее) или игры «Выбери слово» (учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово и проставляют ударение. Например дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).
Словарной работе в 5-7 классе я отвожу немного времени на каждом уроке.
1. Нередко мы с детьми работаем со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.
2. Кроме работы со словарями мы работаем со значениями многозначных слов, учимся различать их оттенки, составляем с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяет выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.
3. Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяет показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.
4. Нередко работа со словарными словами плавно перетекает в тему урока, где среди текстов упражнений встречаются уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогает ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.
5. Все эти приемы позволяют осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.
Значения новых для ребенка слов могут быть раскрыты несколькими путями:
1. Показ картинки на слайде (5-6 класс);
2. «Расчленение» понятия, указание его признаков и их перечисление (7-8 классы);
3. Введение слова в контекст с целью раскрытия его значения, а также прием «дописывания предложения» (7-8 класс);
4. Замена словарного слова синонимом (5-7 классы);
5. Выполнение морфемного разбора слова (т.е. по составу) (5-8 классы);
6. Выяснение значения в толковом словаре (5-8 классы);
7. Прямой вопрос, например, «Кто такой кутюрье?» (6-8 классы).
Личный опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз на уроке, не должно превышать трех-пяти. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что объясненные учителем слова ученики обязательно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Разовое изучение словарных слов не даст результата.
В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника. Все они распределены тематически, и их можно отработать сразу при изучении темы параграфа. Кроме этого все словарные слова разделены по тематико-стилистическим признакам: бытовые, нейтральные, исторические, научные и т.д.
Приемы запоминания словарных слов:
1. Запись слова на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв;
2. Проговаривание слова по слогам;
3. Определение значения слова путем перечисления его признаков;
4. Составление предложения или словосочетания с новым словарным словом;
5. Проведение словарных диктантов с введением конкретизирующих слов, поясняющих словарное (например, слово «кутюрье», в диктанте дать «модный кутюрье»);
6. Проведение творческих работ со словарными словами (составление мини-рассказов, изложений, сочинений);
7. Ведение Словариков (5-7 класс).
Итак, мы выяснили, что словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:.
1.Способствует обогащению словарного запаса учащихся,
2.Вырабатывает орфографическую зоркость
3. Развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Обучение русскому языку средствами субъективизации»
•В работе по традиционной системе обучение в основном ведется репродуктивными методами, поэтому существует проблема: как пробудить у ученика желание учиться, как формировать повышенный познавательный ...
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Обучение русскому языку средствами субъективизации»
Актуальность опыта заключается в следующем:-развитие ученика как субъекта собственной деятельности иповедения;-комплексное интеллектуальное развитие уча...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»
Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...
Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)
laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...