Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."
методическая разработка по географии на тему

Наталья Александровна Акимова

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить интерес к изучению географии.

 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии

Слайд 2

Актуальность темы для системы УВП формирование географического мышления повышение познавательного интереса к географии развитие творческой активности развитие организаторских способностей повышение уровня знаний при использовании различных источников информации, Интернет ресурсов приобретение опыта коллективной работы

Слайд 3

Игра от глагола «играть», то есть проводить время, в каком либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем». « Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» ( П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров)

Слайд 4

Типы игр в школьной географии настольные игры игры-состязания подвижные игры на местности ролевые игры компьютерные игры

Слайд 5

Настольные игры кроссворды ребусы чайнворды лото воображаемое путешествие путешествие по карте

Слайд 6

Игры-состязания Географический конкурс «КВН» Конкурс «Защита проектов» «Лучшая команда» Конкурс знатоков географии Викторины Олимпиады Конкурс «Что? Где? Почему?»

Слайд 7

Подвижные игры на местности 1. игры на внимание. 2. игры на определение расстояния, высоты, времени. 3. игры на определение азимута и знание топографической карты.

Слайд 8

Ролевые игры Разработка проекта Пресс-конференция Путешествие Круглый стол Воображаемая экспедиция

Слайд 9

Этапы организации игры 1 Этап. Подготовка к игре 2 Этап. Проведение игры 3 Этап. Финал 4 Этап. Рефлексия 5 Этап. Анализ игры

Слайд 10

Уровни развития самостоятельности 1. уровень: учитель сам разрабатывает тему и ход, а учащиеся под руководством учителя осваивают новый для них вид деятельности - учебную игру. В первых играх обращается внимание на организационную сторону игры. 2 уровень: учитель предлагает тему, план, литературу, знакомит с правилами игры. Учащиеся полусамостоятельно готовятся к игре, учитель консультирует и направляет школьников. 3 уровень: учащиеся самостоятельно выбирают тему, сюжет, создают сценарий и проводят игру. Учитель выполняет роль консультанта. При организации игры учитель проходит все уровни. Однако не всегда игра проводится на третьем уровне самостоятельно, это связано с особенностью класса, умением самостоятельно и творчески работать.

Слайд 11

Условия проведения игры - четко продумывать цель игры; - осуществлять мотивацию игровой деятельности ; - четко организовывать подготовку, проведение и подведение итогов; - сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу во время игры ; - осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, организовывать дискуссии; - обеспечивать игры необходимыми средствами обучения; - вовлекать в игру всех учащихся класса; - формулировать выводы и оценивать полученные результаты; - управлять ходом игры.

Слайд 12

Требования к проведению игры игра, в зависимости от целей содержания и места в учебном процессе, занимает время от 5-10 до 45минут. Проведение игры свыше 45 минут отрицательно сказывается на интересе к игровой деятельности: снижается интерес, появляется утомление. игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся; игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным; обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа; в играх обязателен момент соревнования между командами или участниками игры. Это всегда приводит к повышенному самоконтролю учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

Слайд 13

Применение игр на стадии закрепления материала Цель: Закрепление полученных знаний Тема: «Гидросфера»- водная оболочка Земли Тема урока: Мировой океан Тип урока: комбинированный Цель урока: Познакомить учащихся с Мировым океаном и его частями Задачи урока: 1. Сформировать представления о Мировом океане, его частях и рельефе дна. 2. Развить навыки работы с картами атласа и контурными картами.. 3. Формирование навыков работы в команде. Ход урока: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление. Игра- состязание «На подводной лодке капитана Немо». Класс разбивается на 5 команд. Все конкурсы проводятся на время, по их результатам участники получают жетоны. Выигрывает команда получившая больше жетонов. Конкурс «Обгонялки». Участники конкурса получают карточка с названием частей мирового океана. На время они должны участки суши прикрепить к плакату с материком, а водные объекты к плакату с океаном. Конкурс «Всезнайка». Учитель зачитывает определение, а ученики поднимают карточки с понятием. Конкурс «Узнавалки». Учитель раздает вырезанные фрагменты контурных карт с объектами Мирового океана. Учащиеся должны найти и показать эти объекты на карте. Конкурс «Погружение». В скольких названиях рельефа дна Мирового океана встречаются стороны горизонта. 5. Домашнее задание.

Слайд 14

Результативность применения игровых технологий 1 - культура общения 2 - интерес к предмету 3 - занимательность 4 - самореализация 5 - качество знаний 6 - коммуникабельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса на уроках географии

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.Игра являет...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»

Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие и формирование познавательной деятельности".

Материал содержит цели и задачи развития познавательной деятельности, средства и направления данной деятельности....

Педагогические условия активизации познавательной деятельности на уроках географии

Приемлемыми технологиями активизации познавательной деятельности являются такие как:интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;проблемное обучение;метод проектов;Т...