Главные вкладки

    Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»
    проект

    Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нижегородский институт развития образования

    Управление образования и молодежной политики

    Администрации Лысковского муниципального района

       

    Творческая работа

    «Игровые формы обучения как средство активизации

    познавательной деятельности на уроках истории»

                                               Работу выполнила:

    учитель МОУ СОШ №1 г. Лысково

                                                                     Козырева  Екатерина Игоревна

    Нижний Новгород,

    2009 г.

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………….3

    1. Основы технологии игровых форм обучения……………………………...8

    1. Цели и задачи применения игровых форм обучения на уроках истории………………………………………………………….……………8

    1. Классификация игр……………………………………………………….….8

    1. Способы организации игрового урока истории………………………...…10

    1. Ход и анализ игровых действий…………………………………………….12

    1. Разработка системы уроков……………………………………………...….14

    1. Урок-аукцион «История России в датах» (7 класс)…………………..…...15

    1. Урок-игра «Мозговой штурм»………………………………………..…….18

    1. Театрализованная игра-викторина «Месть княгини Ольги. По каретам, послы и разбойники!» (5 – 6 класс)………………………………………...19

    1. Результативность опыта……………………………………………………..23

    Заключение………………..……………………………………………………...25

    Список литературы……………………………...………………………………………..27

    Приложение………………………………….…………………………………..28

    Введение

           В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля мышления учителей,  ориентирующихся  на эффективное решение образовательно-воспитательных  задач  в  условиях  более чем  скромного  количества  предметных  часов  и  усиление   самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. 

        Перед современным учителем истории вот  уже  целое  десятилетие  стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы  к оценке событий прошлого, прогнозирование событий  и  явлений,  неоднозначные этические  оценки  исторических  личностей  и  хода  событий.   Само   собой разумеется,  что  обсуждение  этих  вопросов   на   уроке   невозможно   без приобретения учащимися опыта  ведения  диалога  и  дискуссии,  приобщения  к творческой   деятельности,   коммуникативных   умений   и   способности    к моделированию ситуаций. Отсюда следует,  что:  «…арсенал  форм  современного учителя истории должен не  только  обновляться  под  влиянием  усиливающейся роли личности учащегося  в  обучении,  но  и  трансформироваться  в  сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала»[1].

       Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена  на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

           Маленький, «дошкольный» ребёнок обладает целостным  миропредставлением и своеобразным  мироощущением  (мировоззрением  всё  это  станет  несколько позже). Для него мир  един  и  целостен:  «…цветок  на  клумбе,  бабочка  на цветке, мама, склонившаяся вместе с ним над цветком  и  бабочкой,  и  дождь, вдруг спугнувший их всех — и  его,  и  бабочку,  и  маму  —  всё  это  один, огромный, звенящий, цветной и пахнущий мир. В своей многогранности этот  мир не просто целостен, но и ценностен для ребёнка. Этот мир может  быть  добрым и злым, полным тайн и открытым, познаваемым, цветным и чёрно-белым…

           Но вот ребёнок попадает в школу. Целостный мир в его сознании  тут  же распадается  на  множество  фактов,  понятий,  теорий,  законов,  предметов, кружков, факультативов. Оказывается дождь - это физика, цветок  -  ботаника, а мама вообще неизвестно где, она вообще не  из  школьной  жизни».[2]  Чтобы понять учеников, найти  к  ним  подход,  не  следует  рассматривать  их  как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают  о  нём  в игре.

           Она имеет большое значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

        Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

           Остановимся на наиболее  важных  методологических  возможностях  игры, которые могут быть использованы на уроках истории:

          во-первых, игра — это мощный  стимул  обучения,  это  разнообразная  и сильная мотивация  учения.  Посредством  игры  гораздо  активнее  и  быстрее происходит возбуждение  познавательного  интереса,  отчасти   потому,   что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является  то,  что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной  деятельности.  Л.  П. Борзова, исследуя мотивы участия  школьников  в  играх  на  уроках  истории, отмечает:  «Некоторые подростки участвуют в играх,  чтобы  реализовать  свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других  видах учебной деятельности. Другие —  чтобы  получить  высокую  оценку,  третьи - чтобы   показать   себя   перед   коллективом,   четвёртые    решают    свои коммуникативные проблемы и т.п.»;[3]

          во-вторых,  в  игре  активизируются  психические  процессы  участников игровой  деятельности:  внимание,   запоминание,   интерес,   восприятие   и мышление. Уникальная особенность игры, состоит  в  том,  что  она  позволяет расширить границы собственной жизни  ребёнка,  вообразить  то,  чего  он  не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в  его  непосредственном опыте не было.

          в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому  способна  даже самую сухую информацию оживить,  сделать  яркой  и  запоминающейся.  В  игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока  противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе  игры  интеллектуально  пассивный ребёнок  способен  выполнить  такой  объём  работы,  какой  ему   совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;

          в-  четвёртых,  А.  Я.  Гуревич  справедливо  заметил,   что:   «Умело организованная  учебная  игра  позволяет  задействовать  в   учебных   целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную»  игровую  деятельность. Последняя, ведётся на уроках всех (без исключения!) преподавателей…Способы «конспирации» оттачивались сотнями  поколений  школьников,  а  обмен опытом подпольных проделок налажен  с  завидной  оперативностью.  При  этом, если педагог войной пошёл на такие игры своих учеников, он сам же ставит  их в  роль  «подпольщиков»,   —   и   тогда   найдите   для   подростка   более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую  энергию  учеников  в

    мирных целях? Умело направив этот интерес и эту активность в  нужное  русло, учитель может извлечь из них немалую педагогическую пользу».[4]

          Кроме этого, игра создаёт  особые  условия,  при  которых  развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных,  где исчезает  робость,  возникает  ощущение  —  «я  тоже  могу»,  т.е.  в   игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то,  что  игра является классическим способом обучения действием. В ней органично  заложена познавательная  задача  и  осуществляется  самостоятельный   поиск   знаний. «Овладение  знаниями  в  игре  —  новое,  уникальное   условие   сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а  по  ходу - и  обретение  себя»[5],  таким  образом,  помимо  всего  прочего,  в  игре происходит и огромная воспитательная работа.

           Изучением роли игры в образовательном процессе занимались многие психологи и педагоги. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет ее изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

           Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что «игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых».[6] Называя игру «арифметикой социальных отношений», он трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

           Отечественные психологи и педагоги А.С. Выготский[7], А.Н. Леонтьев выделяли три основные вида человеческой деятельности: учебную, трудовую и, в том числе, игровую. Все они тесно взаимосвязаны. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно не доступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Также дидактическое значение игры доказал К.Д. Ушинский, педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

          Характеристика использованной литературы:

          Работа Вяземского Е. Е. и  Стреловой О. Ю. « Как  сегодня  преподавать историю  в  школе»[8]   посвящена   поиску   новой   содержательной   формы исторического образования и анализу вариативных форм обучения.  В  принципе, она  претендует  на  решение  одной  из  серьёзных  педагогических  проблем: рационального  соединения  в   общеобразовательной   школе   обобщённого   и конкретно-прикладного знания.       В  работе  говорится  о  переосмыслении  традиционных  форм учебно-воспитательной  работы  в  школе.  Комбинированный   урок,   школьная лекция, лабораторные и практические  занятия  —  предстают  в  новом  свете. Среди  оригинальных  форм  учебных   занятий,   отдельно   отмечены   уроки-презентации, уроки-брифинги, уроки пресс-конференции. Особое место  выделено описанию игровых уроков истории.

          Невозможно не отметить, что в данной  книге  анализируется  не  только процесс обучения, но и его  результат.  Получила  новое  освещение  проблема разработки оценочного  инструментария  для  проверки  результатов  школьного обучения истории и предложен новый, оригинальный тестовый  контроль  знаний, а  также  задания  с  открытыми  ответами  и  различные  варианты   итоговой аттестации.  Тем  самым,  впервые  создаётся  возможность  проверки   знаний содержательного  материала  и  познавательных  умений.  Достаточно  подробно описывается методика применения опорных конспектов на  уроках  истории,  при этом, практические  рекомендации  данного  пособия  легко  воспринимаются  и эффективны в практики обучения.

          Работа  Борзовой  Л.  П.  «Игры  на  уроках  истории»[9]  рассказывает  о теоретических подходах к игровой деятельности  в  обучении.  В  ней  обобщён опыт методики организации игр в обучении истории, сделана  попытка  отразить разнообразные  возможности  дидактических  игр,  при  этом  особое  внимание уделяется тем из них, которые можно с успехом применять  непосредственно  на уроке. Кроме этого, в данной работе нашли отражение и  игры,  которые  можно использовать и за пределами урока — в кружковой или  факультативной  работе, во внеклассных мероприятиях. Одним из достоинств  данного  пособия  является то,  что  его  отдельная,  достаточно  большая  глава,  посвящена   методике организации  дидактических  игр  на  уроках  истории  при  изучении   нового материала. Это наиболее ценный раздел данной  книги,  так  как  этот  вопрос практически не освещён в другой методической литературе.

            Для  освещения  психологического  аспекта  данной   работы используются исследования В.А Крутецкого «Психология обучения  и  воспитания школьников»[10] и Р.С Немова «Психология  образования».[11]  Эти  авторы  говорят  о возрастных  особенностях  учащихся,  дают  практическую   помощь   учителям. Большую  помощь  в  написании  работы  оказали  статьи,   опубликованные   в журналах: «Преподавание  истории  в  школе»,  «История  и  обществознание  в школе»,  «История  и  обществознание  для   школьников».   Их   практическая значимость в том, что они предлагают множество вариантов проведения  игровых уроков истории.

           

           Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы моей работы «Игровые  формы обучения как средство активизации познавательной деятельности   на уроках истории».

           В связи с этим цель моего исследования:  выявить,  как  активизировать мысли  детей  на  уроке  истории,  как  добиться  интереса  к   предмету   и эмоционального   восприятия   материала,    как    формировать    социальную идентичность  подрастающих  поколений  в   условиях   развития   российского общества.

                    Задачи моего исследования следующие:

           Во-первых, раскрыть понятие «игровые ситуации на уроках истории», выявить их  психологическую  и  педагогическую основу.

           Во-вторых,  доказать,   что   среди   множества   путей воспитания у школьников интереса  к  учению  одним из наиболее  эффективных  является игровая деятельность.

           В-третьих,   показать   методические   приемы   игровой деятельности.

         

          В ходе работы  над  темой  мной  были  использованы  следующие  методы исследования:  метод  изучения  научной  литературы,  беседы,   практическая апробация теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати.

         

          Структура  работы  соответствует  логике   исследования   и включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

          

           

    1. Основы технологии игровых форм обучения

    1.  Цели и задачи применения игровых форм обучения на уроках истории

           Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учащихся, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все школьники незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т.к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать  в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

           Таким образом, целью применения игровых форм обучения является развитие познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

           Задачи применения игровых технологий следующие:

    • образовательные (способствуют прочному усвоению учебного материала, развивают кругозор учащихся через использование дополнительных исторических источников);
    • развивающие (развивают творческое мышление, способствуют практическому применению умений и навыков, полученных на уроках);
    • воспитательные (воспитывают нравственные взгляды и убеждения, вырабатывают историческое самосознание – сопричастность к прошлым событиям).

    1. Классификация игр

           Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

           I группа – предметные игры. Через манипуляции с игрушками и предметами дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

           II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые. В них сюжет – это форма интеллектуальной деятельности. Я использую игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», которые являются не просто развлекательным приемом, но и способом организации познавательного материала.

           Сюда же можно отнести игры-путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих  и следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. На моих уроках учащиеся пишут дневники, письма «с мест», сочинения от имени современника какого-либо исторического события, собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо. Происходит сосущестовование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

           В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом. Основой творчества  является воображение. Оно может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отражено в этих книгах. Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, что предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

           III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, разгадать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

           Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

           Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, а во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности  необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, обобщать предметы по определенным признакам, уметь отличать реальное от нереального, воспитывающие умения владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. С.А. Шмалов сказал: «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[12]

           IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В них учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает творческую активность.

           V группа игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

           Учитель, использующий в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т.к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу школьников выделять главное, составлять некую опору для себя.

    1.  Способы организации игрового урока истории

           Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры также зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игр может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и т.д.), продуктов художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна, дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным.

           В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов.

           Главная задача в предложении игры детям заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть письменного и устного характера. Интерес вызывают предметы для игры, игровые афиши и т.п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, о правилах, о значении игровых аксессуаров.

           Место игры должно соответствовать ее сюжету,  содержанию, подходить по размеру для количества играющих, быть безопасным. Мир игры требует смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует основе игры, имеет эстетический план, отвечающий требованиям возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, сказочному.

           Существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения на микроколлективы играющих. Я часто использую жеребьевку.

           Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Оно не должно зависеть от возраста и физических особенностей ребенка. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, учитель может сам назначать роли, соблюдая очередность, добровольно по желанию детей, по итогам конкурсов (лучший костюм, сценарий). При распределении ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, необщительным ребятам – проявить себя, сдружиться.

           В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может ее разрушить. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

           Под развитием игровой ситуации понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки. Участники игры активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

           Основные принципы организации игры:

    • Отсутствие принуждения при вовлечении детей в игру;
    • Развитие игровой динамики;
    • Поддержание игровой атмосферы;
    • Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
    • Постепенный переход от простейших игр к более сложным (это связано с углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания – к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным»;
    • Предварительная подготовка (необходимо обсудить круг вопросов и форму проведения, распределить роли);
    • Атрибуты игры (оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности, будет способствовать повышению эмоционального хода урока);
    • Компетентное жюри;
    • Игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д., для переключения внимания и снятия напряжения);
    • Уважение к личности ученика (надо не убить интереса к работе, а, наоборот, стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах);

       

    1.4. Ход и анализ игровых действий

           Итак, игра  началась!  Этот  этап  является  наиболее  интересным  для участников  и  наиболее  сложным  для  мастера  игры.  Какой  бы  полной   и всеобъемлющей ни была картина моделируемого мира,  как  бы  ни  были  хороши правила и подготовка игроков — все равно  проведение  игры  требует  от   её организатора большого физического и интеллектуального напряжения. В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции. Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.  

           Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе школьников, я умело веду обучающихся в игру. Это не значит, что я навязываю игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием ребят, я постепенно отхожу как бы на второй план. Но в группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре стараюсь продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, продумаю игровые ситуации. В противном же случае, если игровой материал труден, подается без учета известного и неизвестного, если не ясна цель, то невозможно рассчитывать на живой интерес учащихся к подобный играм. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

           Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

    В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основных структурных компонентов урока: постановка учебной задачи и ее решение, контроль, проверка знаний.

          Меняю только форму. Важный материал представляю на уроке-игре наглядно. Ученик должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

          Лучше всего проводить  полный  анализ  спустя  некоторое  время  после окончания игры, когда утихнут  эмоции. Организаторы игры  должны  рассказать игрокам о своем первоначальном замысле,  объяснить  те  или  иные  действия,

    дать свою оценку прошедшей игры.

          Игроки в свою очередь должны проанализировать ход игры в целом и  свои действия в ней, а также организацию игры.

          После этого можно детально проработать ключевые  моменты  игры,  найти ответы на вопрос:  "Почему  возникла  та  или  иная  ситуация,  к  чему  она привела?". Вот тут как раз важно получить информацию  от  возможно  большего количества игроков, чтобы воссоздать как можно более  полную  картину.  Если ведущие обладают достаточным опытом, они  должны  аргументировано  объяснить объективные причины возникновения той или иной ситуации.

          Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению  уровня  и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась,  нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к  разбору  взаимных  обид  или  просто  к критике  действий  ведущих.   Необходим   спокойный   и   детальный   разбор организации и проведения игры с учетом всех факторов.

          Кроме устного анализа желательно  провести  анкетирование  игроков  по следующим вопросам:

          1. Насколько полно и понятно была разработана картина мира?

          2. Насколько универсальны и действенны были правила игры?

          3. Насколько полно Вы прочувствовали свою роль?

          4. Что выбивало Вас из игрового образа?

          5. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы и, если нет, то что этому

    помешало?

          6. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?

          7. Какие неудачи и ошибки были допущены ведущими, при проведении игры?

          8. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл свою роль?

          9. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?

          10. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?

          При острой нехватке времени для опроса участников игры, можно  воспользоваться методикой А. Н. Лутошкина,  которая  называется  «Цветопись» (приложение). Её цель — оценка учащимися своего  эмоционального  состояния в ходе проведения какого-либо мероприятия (в данном случае — ролевой  игры).

    1. Разработка  уроков

           Как уже было сказано, игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Это ролевые, деловые игры, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков.

           Игровые формы могут применяться  и в старшей школе, и в основной. На уроках истории в 5 – 7 классах я использую сюжетные (ролевые игры). Так, при изучении истории Древнего мира в 5 классе на уроке по теме  «Афинский полис»,  учащиеся отвечали на вопросы «купцов», прибывших в Афинский порт Пирей из  стран Востока. Учащиеся с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху  Древней Греции. В 5 классе на уроках так же использую игры – соревнования. Педагогическая ценность и преимущество этой игровой формы перед другими видами дидактических игр очевидно, т.к. для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество; игра – соревнование позволяет учителю вводить в игру не просто занимательный материал, но и сложные вопросы учебной программы.

           Обобщающий урок «Древняя Греция» провожу в форме урока – олимпиады. К уроку была проведена предварительная подготовка: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям,  учитываются психологические особенности учащихся, их совместимость, команды выбирают капитанов, готовят эмблемы и приветствия соперникам. В подготовке заданий принимают участие консультанты,   выбираются члены жюри (желающие). После окончания игры подводятся итоги.

           При обобщении темы «Культура» провожу урок – аукцион. «Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образцу и подобию настоящего, взрослого аукциона.

           Сохраняются необходимые атрибуты аукциона: ведущий – спикер, «банкир» и деньги – «знайчики», участники аукциона:  «бизнесмены» - учащиеся, разделенные на команды. Обязательны – гонг и молоток, ударом которого подтверждается продажа товара. В качества  «товара» выступают вопросы, которые введены в лоты. Все вопросы разделены на три лота: открытый лот (спикер выставляет на продажу вопрос: «Назовите имя архитектора, автора Казанского собора»), полуоткрытый лот (указывается только тема), закрытый лот (продается вопрос без указания темы). Во время игры команды могут воспользоваться услугами банкира (взять деньги в кредит). После закрытия аукциона спикер подводит итоги. Сводная таблица результатов позволяет учителю провести анализ усвоения темы.

           Урок - аукцион способствует освоению учащимися некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно – денежных отношений, поддерживает и развивает интерес к процессу обучения и учебному предмету, формируются имения и навыки работы в группе, развивают коммуникативные способности, процесс обучения максимально приближен к практической деятельности, во время игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

    2.1. Урок-аукцион

    «История России в датах» (7 класс)

          Цели урока:

            1.  Закрепить  у  учащихся  знание   исторических   фактов   в   их хронологической последовательности и взаимосвязи;

            2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;

            3.  Продолжить  формирование  умения   работать   с   историческими источниками и исторической картой.

          Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры,  плакаты с играми по хронологии.

          Ход урока:

          Класс делится на три команды: «московские  купцы»,  «тверские  купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого  старшину».  Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.

          Аукцион  состоит  из   четырёх   этапов,   на   каждом   разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать  как  можно  больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами.  Выигрывает дату та команда, которая сможет  назвать  больше  всех  исторических  фактов связанных с ней.

                                    Первый этап.

          1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.

          1613  –  провозглашение  царём  Михаила  Романова,   воцарение   новой династии.

          1700 – переход России на новое летоисчисление.

          Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:

          «Поелику в России считают новый год по-разному, с сего  дня  перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря,  а  в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым  годом, желая в делах благополучия и в семье  благоденствия.  В  честь  Нового  года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а  взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

          1711 – создание Сената.

          Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:

          «Повелеваю! Думным боярам!

          Отныне по бумаге не читать,

          Дабы дурость каждого узнать.

          Думные чины боярам не давать.

          Вместо Думы создать сенат».

          1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.

          Стоят школьники-«гренадёры». К  ним  подходит  школьница,  исполняющая роль цесаревны Елизаветы:

          - Ребята! Вы знаете, чья я дочь. Ступайте за мной!

          - Матушка! – кричат солдаты, Мы готовы!

          - Хотите ли вы служить мне, как служили  отцу  моему  и  вашему  Петру Великому?

          На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал»,  где  они  могут  пополнить  свою  хронологическую  копилку,  если  по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь,  и  назовут  его точную  дату.  Для  этого  разыгрывается  несколько   мини-сценок,   заранее подготовленных учащимися.

                                     Второй этап

          1565 – Учреждение опричнины.

          1649 – Принятие Соборного Уложения.

          После розыгрыша этих дат «торговых  гостей»  приглашают  на  выставку картин  русских   художников,   где   они   также   могут   пополнить   свои хронологические копилки, определив  точные  даты  изображенных  на  картинах исторических событий.

          Предложенные картины:

          Иванов М. В. «Земской собор» (1549)

          Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)

          Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)

          Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)

                                     Третий этап

          1564 – Начало книгопечатания в России.

          1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.

          1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.

          1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

          После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал,  где  они  должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были  построены памятники культуры.

          На экран проецируются следующие иллюстрации:

          Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого).

          Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).

          Казанский собор в  Москве  (1612,  в  память  освобождения  Москвы  от поляков).

          Здание  Московского  государственного  университета  (1755,   открытие первого российского университета).

          Подведение итогов игры.

    1. Полнота содержания ответа  (разносторонняя  характеристика  исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.

    2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.

    3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.

    4. Использование средств наглядности – 10 баллов.

    5. Степень участия каждого участника группы – 15  баллов  каждому  активному

       участнику.

          Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре),  выполнение  проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и  участие  в  разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.

    2.2. Деловая игра «Мозговой штурм»

                 Правила «мозговой атаки»

          1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

          2.  Свобода  воображения.  Авансированно-доброжелательный  настрой  на партнеров.

          3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка  партнеров. Это не относится к экспертам.

          4. Неприемлемость  критических  замечаний  и  промежуточных  оценок  в процессе  «штурма» (например: «согласен,  но можно и по-другому»).  Возможны дополнения и комбинирование идей.

          5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие  по принципу: чем больше идей,  решительнее атака,  тем  ближе  достижение  цели штурма.

          6. Свобода от  некоторых  (предварительно  обозначить)  педагогических стереотипов   и   традиций.   Доброжелательный   настрой   и   раскованность участников.

          7. Активность всех участников команд  оценивается  баллами.  Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.

          8. Оптимизм и уверенность.

                 Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».

          I. Формулировка  учебной  проблемы,  обоснование  задачи  ее  решения. Определение условий  и  правил  коллективной  работы.  Указывается,  что  за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с  группы.  Образование  рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая  должна  будет  оценить  и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более  5). Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают,  либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть  хорошо  подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные  аргументировать  свою позицию.)

          II. Экпресс-разминка. Быстрый   поиск  ответов  на  вопросы  и  задачи тренировочного  характера,  подготовленные  ведущим  (либо  учителем).   Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах  пробуют  и проверяют свой интеллектуальный потенциал.

          III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются.  Еще  раз ведущим быстро уточняется  задача.  Напоминается  о  соблюдении  объявленных заранее правил. Генерирование  идей  в  группах  под  наблюдением  экспертов начинается  по  сигналу   учителя  одновременно  во  всех  группах   (звонок будильника начинает и заканчивает  работу  групп,  поэтому   необходимо  его завести  на определенное время). В группе участники поочередно   высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах  фиксируют идеи,  работу  каждого, соблюдение ими правил.  "Штурм"  проблемы в группах длится 10-15 минут.

          IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.

          V. Отбор и оценка наилучших идей.

          VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

          VII. Публичная защита наилучших идей.

                 Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма».

          1. Сравните культуру европейского  и  русского  крестьянства.  Найдите отличия между ними.

           2. Л.Гумилев высказывал мысль, что  монголо-татарского  ига  Руси  не существовало. Приведите аргументы "за"  и  "против"  данной  точкой  зрения. Аргументируйте свою позицию.

            3.  Определите  преимущества  и   недостатки   политического   курса московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке.

          5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейца.

          6. Сравните  католическое,  православное  и  лютеранское  учения.  Что общего между ними и в чем  отличия?

          7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России  в  XIX веке.

    2.3. Театрализованная игра-викторина

    «Месть княгини Ольги. По каретам послы и разбойники!» (5 – 6 классы)

    Вместо карет используется нарисованная верстовая лента, по которой двигаются разноцветные бумажные "каретки", показывающие путь, пройденный командами. У представителей команд - разноцветные банты соответствующего кареткам цвета. За ответы присуждаются 100, 200, 300, 400 или 500 верст в зависимости от их полноты и правильности. Эпизоды готовят заранее участники школьной театральной студии. Эпиграфы к эпизодам - это подсказки.

    Богиня истории Клио:

     - О, бессмертные боги! Повелели вы мне все людские дела и событья заносить в один свиток заветный. И с тех пор этот свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории - Клио. С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде и людьми, и богами: война ль между странами, несущая смерть, разрушенья, иль строительство храма великого. Ведаю все! О великомудрые! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих!

    Эпизод 1. Ликин

    Богиня истории Клио:

     - Они не строили себе пирамид и надгробий,

        Не оставили после себя наследников, детей,

        Сохранивших их имена,

        Но они оставили свое наследство в писаниях,

        В поучениях, сделанных ими...

           Небольшое помещение со шкафами, похожими на соты. Мальчик, старик, 2-3 работника за маленькими столиками. Все - в туниках, мальчик - в набедренной повязке. Мальчик и старик ходят по сцене, а работники за столами лишь на минуту отрываются от своих занятий: один что-то пишет гусиным пером и слизывает время от времени с узкого длинного листа, другой водит по листу колесиком, третий точит ножиком палочки. Мальчик кланяется статуе, стоящей недалеко от шкафов.

     Старик: Пойдем, Ликин, я объясню тебе твою службу. Тебе не приходилось лазить по деревьям?

    Мальчик удивленно смотрит на него.

    Старик: Ах да, я забыл, что живу в Египте, откуда бы здесь взяться деревьям? В общем, нетрудно тебе залезть на этот шкаф?

    Ликин: Нетрудно.

    Окидывает взглядом странные шкафы.

    Старик: Вот и прекрасно. Начнешь снизу, со шкафа АЛЬФЫ, затем перейдешь к шкафу БЕТА, затем - к третьему, его зовут ГАММА, далее - ДЕЛЬТА, ИПСИЛОН, ДЗЕТА И ЭТА. Вот тебе вода и тряпка, принимайся за дело.

    Старик уходит.

    Ликин: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Ипсилон... Слово "дельта" мне знакомо, так мы называем низовья Нила, имеющие форму треугольника. Но почему ДЕЛЬТОЙ называется квадратный шкаф?

    Ликин мочит тряпку и начинает протирать шкафы.

    Занавес закрывается.

    Ведущий: Пройдет совсем немного времени, и Ликин поймет, что это за буквы. А вы догадались?

    Ответ: Это библиотека в Египте, в городе Александрия, шкафы с папирусами помечены буквами греческого алфавита.

    Эпизод 2. Пираты.

    Богиня истории Клио:

     - Ты помнишь час ужасной битвы,

        Когда я, трепетный квирит,

        Бежал, нечестно бросив щит,

        Творя обеты и молитвы?

        Как я боялся, как бежал!

        Но сам Гермес внезапной тучей

        Меня накрыл и вдаль умчал...

    На сцене - декорация корабля, разбойники, пленные, среди них - юноша в белой тоге, напуганный меньше всех. Главарь шайки подходит к юноше, трогает его за плечо.

    Юноша: Прочь, собака! Я накажу тебя за твою дерзость. Ты будешь распят на  кресте.

    Пират отступает, как бы ища защиты, оборачивается к столпившимся вокруг пиратам и незаметно подмигивает им. У разбойников вдруг подкашиваются ноги. Они падают на палубу, изображая раскаяние. Сам главарь простирается на палубе и униженно протягивает юноше руки.

    Главарь разбойников: Прости, патриций, с кем не случается, если бы знал заранее, что будешь на этом корабле, разве я бы посмел? Поди, догадайся, кто плебей, а кто патриций! И одежда у тебя, как у всех...

    Юноша: Ты посмел забрать мою одежду!

    Главарь разбойников: Ах негодяи, ах воры! Немедленно возвратите патрицию его одеяние!

    Напуганные до смерти пираты бросаются к мешкам. Выбрасывают одежду. Пленники замирают у мачты.

    Главарь разбойников (кричит): Остановитесь! Разве вы не видите, что это одеяние нашего патриция? Как ты смеешь марать его своими грязными лапами? (Выхватывает у одноглазого пирата тогу и бережно поднимает ее двумя пальцами). Эй вы, взгляните на свое рванье, сравните его с этой белизной! Теперь вы поняли, что не достойны подметок его сандалий? (Хлопает себя по лбу). Сандалии... Разве вы не видите, что патриций стоит на палубе босиком? Он может испачкать свои божественные ноги.

    Кто-то из пиратов ползком добирается до юноши, неся его сандалии. Тот как ни в чем не бывало, протягивает сначала одну ногу, потом другую ногу.

    Главарь разбойников: Истинный патриций. Потомок Ромула.

    И тут пираты начинают хохотать.

    Пираты: Ай да Минуций, ай да насмешил!

    Занавес закрывается.

    Ведущий: Этот эпизод действительно произошел с человеком, имя которого известно каждому из вас. Впоследствии он станет знаменитым консулом, военачальником. До сих пор мы произносим крылатые выражения, которые приписываем ему. Назовите его имя.

    Ответ: Юлий Цезарь. "Жребий брошен", "Рубикон перейден", "И ты, Брут!", месяц июль назван его именем.

    Эпизод 3. Княгиня.

    Богиня истории Клио:

     - Ино зло племя человеческо

        Прямое смирение отринули,

        Стали жить в суете и неправде,

        В распре великой,

        И за то на них господь Бог  разгневался,

        Попустил на них напасти великие,

        Скорби немерные, находы супостатные...

    На троне - женщина с ребенком на руках. Входят послы.

    Послы: Здравствуй, княгиня!

    Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?

    Послы: Послали нас с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!" Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?

    Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.

    Послы уходят.

    Спустя время входят другие послы, более нарядно одетые.

    Послы: Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего, Мала!

    Княгиня зовет слуг: Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям): Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими.

    Послы уходят.

    Княгиня: Заприте баню и подожгите ее!

    Из бани доносятся крики послов.

    Княгиня подходит к бане: Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!

    Занавес закрывается.

    Ведущий: Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян.

    Ответ: Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю. Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень - древлянскую столицу.

    2.3. Результативность опыта

           Диагностика результатов обучения показала, что  в классах, где регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.

           Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже.

           Благодаря игровым урокам школьники овладевают следующими умениями:

    • составлять кроссворды, которые мы их разгадываем на уроках, либо проводим конкурсы любителей кроссвордов;  
    • писать интересные сочинения, в которых используются приобретенные  знания, делать рисунки к своим ответам;
    • создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы;
    • слушать и слышать, отстаивать свои взгляды и убеждения;
    • расширяют кругозора, интеллектуальное взаимообогащение;
    • развивают эстетического вкуса;
    • творчески подходить к решению той или иной проблемы;
    • четко формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления;
    • объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее;
    • вести диалог;
    • слушать оппонента;
    • давать рецензию на ответ;
    • фантазировать, слышать других, контактировать с ними;
    • подключать весь свой жизненный опыт;
    • синтезировать умения и навыки в едином акте действия;
    •  постигать особенности данного периода (отечественной) истории;

           Таким образом, технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития.

    Заключение

       Таким образом, рассмотрев в двух главах комплекс проблем  и  вопросов, поставленные во введении цель и  задачи,  можно  подвести  итоги  и  сделать выводы в рамках темы настоящей работы «Игровые моменты   на уроках истории».

          Практика  показала,  что  уроки  истории  с   использованием   игровых ситуаций, театрализованных форм и опорных  конспектов,  делая  увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного  познавательного  интереса школьников. «На таких  занятиях  складывается  особая  атмосфера,  где  есть элементы творчества и  свободного  выбора.  Развивается  умение  работать  в группе: её победа зависит от личных усилий  каждого.  Достаточно  часто  это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и  нерешительности, неверия в свои  силы»[13].  Таким  образом,  реализуется  принцип  развития, который выражается не только  в  развитии  интеллекта,  но  и  в  обогащении эмоциональной сферы и становлении  волевых  качеств  личности,  формировании адекватной самооценки.

          Игра на уроке истории  –  активная  форма  учебного  занятия,  в  ходе которой  моделируется  определённая  ситуация   прошлого   или   настоящего, «оживают»  и  «действуют»  люди  –  участники  исторической  драмы.  Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока  –  специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.  Ученики  заполняют «безлюдную»  историю  персонажами,  которые  они  сами  же  и  изображают  в исторических играх разного типа.

          Историческая игра побуждает ученика перевоплотится в другого  человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя»,  ибо  он изображает взрослого, «примеривая  на  себя»  далёкий  от  его  повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков  героев,  которых учащиеся изображают в игре, школьники  моделируют  историческую  реальность. При этом знания,  приобретаемые  в  игре,  становятся  для  каждого  ученика личностно значимыми,  эмоционально  окрашенными,  что  помогает  ему  глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.

          Естественно, такая трудная задача требует от ученика мобилизации  всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные  знания,  расширять кругозор, а самое главное, заставляет овладевать  целым  комплексом  важных, «взрослых» умений, в первую очередь – коммуникативных. Так  же  исторические игры развивают способности школьников к критическому  восприятию  окружающей действительности и сопереживанию.

          «Исторические игры полнофункциональны. Они очень гармонично объединяют фактический  и  теоретический  материал,  обычное  восприятие  информации  и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия  –  словом, заставляют   активно   функционировать    разные    уровни    познавательной деятельности учащихся»[14].

          Игра на уроке истории создаёт условия для того, чтобы  учащиеся  могли вообразить то, чего в их  непосредственном  жизненном  опыте  не  было;  она вооружает ученика доступными для  него  способами  воссоздания  исторической действительности.  Проигрывание  какой  либо  роли  внутренне   раскрепощает ребёнка, что создаёт условия для развития творческой личности.

          Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает  самую сухую информацию яркой и запоминающейся.

          «Игра вовлекает в активную работу на уроке  каждого  ученика.  Игра  – форма  работы,  противостоящая  пассивному   слушанию.   В   процессе   игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной  работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации»[15].

          Практика  показывает,  что  успешное   изучение   истории   в   школе практически невозможно без развития  познавательного  интереса  учащихся,  а это,  в  свою  очередь,  требует  привлечения  ярких  фактов   и,   главное, привлечения   активных   форм   проведения    уроков,   история  –  это неповторимый и достаточно своеобразный предмет.

           

    Список литературы

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989

    Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 1998

    Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе,1997, № 3

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня  преподавать историю. М., 1999

    Гуревич А.Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999

    Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе, 1989, №4

    Коротков М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001

    Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 2000

    Левитес В.Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех, кто учит. Воронеж, 2001

    Немов Р.С. Психология образования. М., 1999

    Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. М., 1989

    Шмалов С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

    Приложение

    Цветопись

          (оценка эмоционального состояния учащихся после проведения урока)

    Тип урока ………………………………………..     Тема урока ………………………………………………………………………………

    Дата проведения урока ……………………..      Класс …………………

    п/п

    Фамилия, имя

    Настроение

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    Данные  о  своём  эмоциональном  состоянии  каждый  ученик  заносит  цветным

    карандашом, в клеточку, напротив своей фамилии.

    Каждый цвет обозначает разное настроение:

    Красный  -  восторженное,  радостное,  активное  настроение;   оранжевый   -

    радостное;

    Зелёный - спокойное, ровное;

    Синий - грустное, печальное; Фиолетовый - тревожное, тоскливое;

    Чёрный - состояние крайней неудовлетворённости.


    [1] Коротков М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.М., 2001, с.3

    [2] Левитес В.Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех, кто учит. Воронеж, 2001, с.26

    [3] Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 1998, с. 17

    [4] Гуревич А.Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999, с. 15

    [5] Букатов М.В. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе, 1997, №3, с. 38

    [6] ЭльконинД.Б. Психология игры. М., 1999, с. 43

    [7] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991

    [8] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999

    [9] Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М., 1998

    [10] Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания  школьников. М., 2000

    [11] Немов.Р.С. Психология образования. М., 1999

    [12] С.А. Шмалов. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994, с. 117

    [13] Игры на уроках  истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе, 1989, №4, с. 36

    [14] Там же

    [15] Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. М., 1989, с. 8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО.

    Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести пос...

    Интерактивные формы обучения как средство творческого развития на уроках ИЗО и технологии

    Интерактивные формы обучениякак средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.    Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании ...

    Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

    Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...

    Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

    В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

    Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...

    Игра как средство активизациипознавательной деятельности учащихся на уроках географии м внеклассной работе

    Игра как средство активизации познавательной деятельностиучащихся на уроках географии и во внеклассной работе. Игра — особое организационное занятие, требующее напряженияэмоциональных и умственны...