Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему

Хабарова Ирина Петровна

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы России начался этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной   и информационной  компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания        

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы России начался этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл образования.

ФГОС акцентирует внимание на обеспечение  условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым  инновационные аспекты деятельности учителя.

Современная модель образования требует:

- постоянного обновления технологий;

-ускоренного освоения инноваций;

- быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира;

- возможность получения качественного образования.

Важнейшим условием  эффективности системы  образования является  гибкость реагирования на запросы личности, потребности экономики и нового общественного устройства. Акцент переносится на  воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения  и четко планировать действия, эффективно взаимодействовать в различных группах.

Компетентностная модель выпускника – ответ на вызовы современного общества и социальные требования. Выработка на основе существующих в данном обществе социальных ожиданий и требований к комплексу качеств и умений, нужных каждому члену общества для достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни

В связи с этим меняются цели и результаты образования.

Важными целями образования становятся:

  •  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
  •  развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации,
  •  формирование высокого уровня правовой культуры,
  •  готовность к сотрудничеству, умение вести диалог,
  •  толерантность к чужому мнению.

В этой связи основным результатом деятельности школы должен стать набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах жизни общества. А так же достижение современного национального воспитательного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации.

Существующая в школе модель исторического образования  не учитывает  характера современного социума, коммуникативно- информационных особенностей социальной среды, глобального и национального информационного контекста.

Доступность и глобальность информации, связь  образовательных и коммерческих технологий зачастую искажают  научные представления.

Коммуникации, являющиеся самым динамичным элементом современности, оказывают определяющее влияние на молодёжную среду.

Пассивное впитывание информационного «фаст-фуда», не умение пользоваться источниками и т.д. негативно влияет на формирование мировоззрения учащихся.

В итоге у учащихся формируется:

  •  потеря  любознательности;
  •  не достаточная способность самостоятельно мыслить;
  •  отсутствие навыков работы с информацией;
  •  отсутствие навыков коллективной работы.

В новой образовательной системе учащийся становится  субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Как гласит китайская поговорка: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам». Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельности обучающегося, далекая от простой репродукции.

 Одна из технологий, позволяющих способствовать развитию активности школьников сформировать и развить коммуникативную и информационную компетенции является метод проектов.

Компетентный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

 В ключевые компетенции  включаются: работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком.

ИКТ-компетентность в настоящее время относится к числу ключевых,     обеспечивая школьникам возможность:

- успешно продолжать образование в течение всей жизни;

- подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.

ИКТ - компетентность учащегося - это способность решать возникающие информационные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии.

Модель ИКТ - компетентности включает:

  1. определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  2. доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию;
  3. управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  4. интегрирование информации -  умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  5. оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  6. создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  7. сообщение информации — способность должным образом передавать

  Коммуникативные компетенции:
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми,  поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно,  индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт»  работ, самоконтроль.  Другими  
словами - способность вступать в общение, с целью быть понятым.

            Метод проектов – педагогическая технология, цель которые ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

     Формирование коммуникативных и ИКТ компетенции

                  на различных  стадиях работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учителя и основные решаемые им задачи

Деятельность учащихся

Подготовка

Определение темы проекта

1.Побуждает учащихся к самостоятельному выбору и обоснованию темы;

2.Планирует педагогические ситуации участия каждого участника, выявляет желания, интересы, подводит к самостоятельному волеизъявлению. Побуждает учащихся к составлению собственных планов;

 3.Знакомит с проблемными вопросами, обсуждает источники и методы получения информации.

1.Предлагают свои варианты разработки проекта;

2.Принимают участие в дискуссии, предлагая свои вопросы для обсуждения, актуализируя собственные знания из разных предметных областей;

3.Формулируют цели и возможный продукт, обосновывая преимущества.

Планирование

1.Распределение по группам;

2.Определение  способов сбора и анализа информации;

3.Определение способа представления результата каждого;

4.Распределение обязанностей между членами группы

1.Нацеливает на самостоятельное распределение обязанностей по сбору информации;

2.Знакомится с результатами коллективного обсуждения, распределения ролей;

3.В случае необходимости предлагает идеи, отслеживает участие каждого.

1.Распределяют роли, определяют свою тематику, определяют этапы разработки проекта, даты получения первых результатов;

2Учатся анализировать собранный материал и проделанную работу.

Исследование

Сбор информации, обсуждение промежуточных результатов.

Основные инструменты исследования: анализ полученной информации, наблюдение, опросы.

1.Помогает планировать  работу;

2.Выполняет в классе с учащимися подготовительные упражнения к выполнению проекта.

Подбирают материал, проводят опросы, составляют анализ. Расширяют свои знания в различных предметных областях, знакомятся с различными сферами жизнедеятельности.

Обсуждение

результатов

1.Анализ информации;

2.Формулировка выводов;

3.Обсуждение презентации полученного материала.

1.Наблюдает, советует;

2.Обсуждает с членами группы представление полученных результатов;

3.Обсуждает с каждым его роль в работе над проектом и участие в заключительном этапе работы, поощряя каждого;

4.Знакомится с анализами, докладами, постерами;

5.Планирует презентацию.

1.Анализируют информацию и роль каждого на этапе исполнения проекта;

2.Определяют участи каждого в презентации, давая возможность проявить себя в том, что лучше получается.

Представление

1.Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника, создавая возможность формирования коммуникативных компетенций;

2.Записывает наиболее типичные ошибки для дальнейшего их обсуждения после подведения итогов работы над проектом.

1.Отчитываются о полученных результатах;

2.Обсуждают как свои, так и проекты других участников;

3.Задают вопросы, высказывают своё мнение, учатся делать умозаключения.

Оценка результатов

проекта и общего хода работы над ним

1.Оценивает усилия каждого ученика и группы в целом;

2.Проводит личные беседы с каждым участником и анализирует взаимоотношения в группе;

 Вносит корректировку в свои планы работы с учениками.

1.Участвуют в оценке работы над проектом, обсуждая коллективно, учась самоанализу.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности  исследовательской деятельности.

 Учащийся научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,

-формулировать вытекающие из исследования выводы;

- применять такие методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей. Теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

- использовать некоторые методы получения  знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

Критерии оценки учебных проектов:

  •  Объем выполненной работы,
  •  Сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы,
  •  Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом,
  •  Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект,
  •  Оригинальность идеи, способы решения  проблемы, дизайн.
  •  Корректность разработки с т очки зрения представления материала,

  Критерии оценки уровня сформированности информационных и коммуникативных образовательных компетенции .

Ключевые образовательные компетенции

Критерии оценки

Уровень сформированности компетенций 

низкий

средний

высокий

Информационные

Обеспечивают навыки деятельности ученика

по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире

Умение работать с информацией используя возможности новых инф. технологий

Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов

Хорошо развиты навыки работы с различными

источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников

Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию

Коммуникативные

Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата

Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах

Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств

Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств

Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе

Условия проведения мониторинга:

1) для каждого обучающегося ведется единая карта мониторинга сформированности информационных и коммуникативных компетенций;
2) на основании карт мониторинга учитель заносит результаты в сводную таблицу, на основании которой делает анализ результативности проделанной работы.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, и метапредметных результатов. Если цели достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественного нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

3. Ресурсы работы

1. Материальные:

  •  Компьютеры
  •  Интерактивная доска
  •  Проектор
  •  Принтер

2. Методические:

-   Ресурсные центры СИПКРО; ЦРО

 - Программы и материалы элективных курсов

 - Школьные дисциплины: основы проектной деятельности и проектная деятельность

 - Курсы повышения квалификации

  1. Информационные:

- Средства Internet

  1. Нормативно-правовые:
  •  Закон об образовании Российской Федерации, 2012 г.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  •  Фундаментальное ядро содержания общего обраования
  •  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  •  Стратегия модернизации общего образования.

Нормативные документы:     

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р
  5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

 Информационные  источники:    1.ВяземскийЕ.Е.СтреловаО.ЮУрокиистории:думаем,спорим,размышляемМосква «Просвещение»,2012 

2.Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций/ 

http: //festival.1september.ru/articles/596218

3.МедведеваС.А,ПустоваловаР.Ф.Эффективность использования метода проектов на уроках истории и обществознания/ nicifobr.68edu.ru/b1.doc

4.Обществознание.10 класс: проблемные вопросы,задания,задачи/авт.-сост.Н.Г.Кривцова.-Волгоград:Учитель,2012.

5. Обществознание .6-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. О.А. Северина .- Волгоград: Учитель,2011.

6.СальниковаА.В. Программа мониторинга уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций./ estival.1september.ru

 7.Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М., Русское слово, 2008 год.

8.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М., Русское слово, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

презентация, способная  помочь воплотить проект...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности

Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках истории и обществознания в процессе исследовательской деятельности...