Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие и формирование познавательной деятельности".
статья

Темперанская Галина Георгиевна

Материал содержит цели и задачи развития познавательной деятельности, средства и направления данной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

по теме

"Развитие и формирование познавательной деятельности "

Развитие познавательной деятельности – является одной из самых
актуальных проблем в детской психологии, поэтому взаимосвязь людей с окружающим миром происходит благодаря его деятельности и активности, так как активность  это непременная предпосылка развития интеллектуальных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.

 Современные программы в настоящее время учитывают развитие у дошкольников не отдельных фрагментарных познаний об
окружающем мире, а вполне достоверных простых концепций, взглядов о разных
свойствах и взаимоотношениях объектов и явлений.

Один из основных экспертов в сфере интеллектуального обучения и воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков объективно подчёркивает, то, что в настоящее время необходимо предоставлять детям источник к познанию действительности, а никак не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной концепции интеллектуального обучения и воспитания.

 Познавательная активность занимает важное место в любом познавательном процессе, она всегда является главным обстоятельством эффективной деятельности детей и их развития в целом. Известно, что познание  основная деятельность воспитанников, это процесс раскрытия детьми скрытых взаимосвязей и взаимоотношений, это «новый процесс вторжения ума в объективную действительность».
Познавательная активность не является врождённой. Она развивается на
протяжении всей сознательной жизни человека. Ребёнок стремительно меняется в старшем дошкольном возрасте: улучшаются
психофизические функции, появляются непростые индивидуальные личностные
новообразования, прослеживается активное формирование познавательных мотивов, связанных напрямую с учебной деятельностью, появляется потребность в интеллектуальной активности и овладении навыками, знаниями и умениями. Основой для развития мотивов учебной деятельности является заинтересованность и любознательность, которые связаны с рвением к узнаванию нового. Данное качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, в потребность к познанию.
Невозможно оценивать активность детей только лишь за уровень усвоения ими
социально заданных нормативов. Особое значение приобретает умение ребёнка без помощи других организовывать себя, осуществлять собственный замысел,
аргументировать и защищать собственную идею, демонстрировать находчивость,
воображение, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления  с жизни и книжки. Активность ребёнка выражается в его желании без помощи других что -то переделать, изменить, открыть, узнать.
В работе по формированию познавательной активности детей , воспитатель может применять следующие направления: формирование творческой инициативы детей в повседневной жизни, развитие экспериментальной активности детей.
Главная цель первого направления – применение экспериментальных методов
обучения. Это не увеличение количества знаний, а путь их расширения, концентрации вокруг более важных аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка.
Экспериментальная деятельность создаёт у детей заинтересованность к окружающему, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность.

Цель второго направления заключается в формировании заинтересованности к
предметам и явлениям, которые находятся за пределами конкретной ситуации.
Результативным средством повышения познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста считается применение ситуативного познавательного интереса, т.е., заинтересованность к определённой деятельности, к определённому познавательному материалу, принимая во внимание привычное состояние ребёнка.
Следует понимать, что нельзя негативно оценивать самого воспитанника и
результаты его деятельности. Ребёнок может ошибаться, т.к. он только учится, и учится не на чужих ошибках, а на своих. Задача педагога – выяснить и узнать причины ошибок, чтобы найти возможности их коррекции. Познавательная активность при верной педагогической организации деятельности воспитанников, целенаправленной и регулярной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности ребенка и мощно воздействовать на его развитие.
Познавательная активность детей характеризуется оптимальностью взаимоотношений к исполняемой работе,
насыщенностью усвоения разных методов положительного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в собственной повседневной жизни. Основой познавательной активности является преодоление противоречия между усвоенным навыком и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что даёт возможность детям показать творческое отношение при выполнении задания.
Управление процессом формирования нестандартного мышления детей со стороны педагога реализуется с помощью применения им различных приёмов и методов активизации умственного развития ребенка.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать выводы, что познавательная
активность с ростом и развитием ребенка все больше начинает тяготеть к
познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется
определенной структурой. К её элементам можно отнести: побудительно
мотивационную часть (цели, потребность, мотивы), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (операции и действия). Из этого можно сделать вывод, что деятельность  является главным условием развития познавательного интереса у детей, которая несёт познавательную функцию.
С.В. Кожакарь и С.А. Козлова выделили ряд педагогических требований,
которые обеспечивают устойчивые интересы  детей:
формирование обогащенной предметно-пространственной среды; организация познавательного поиска детей; привлечение к выполнению творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; развитие психологической установки предстоящей деятельности у детей; формирование проблемнопоисковых ситуаций; включение занимательности в содержание;
стимулирование благоприятного психологического взаимоотношения
ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждой стадии формирования интереса.
Исследованию детских вопросов как особой формы проявления познавательного
взаимоотношения к окружающему миру, познавательной активности посвящен ряд  изучений Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б.
Шумаковой. Учёные определяют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, умственной активности.

Необходимо при развитии познавательных сфер ребёнка,
стремиться создавать такие условия для его существования, развития, воспитания и  обучения, чтобы богатейшее чувственно-эмоциональное восприятие мира разрешило ребенку стать Человеком. Поэтому необходимо применять разнообразные средства.

Средства развития познавательной активности и познавательного интереса
можно разделить на две группы: деятельность детей и произведения духовной и
материальной культуры. На ранних этапах развития ребёнка личный опыт – главнейший  путь познания окружающего мира. Однако вскоре его становится недостаточно. Главным средством развития познавательной активности детей
является занятие. Занимательный материал обязательно должен находиться на занятиях, потому что занимательность – одно из средств развития познавательной активности. Игры, элементы занимательности, все неожиданное и необычное, стимулируют у детей чувство удивления, заинтересованность к процессу познания, помогают им овладеть любым учебным материалом.
На занятиях, в процессе игр, дети незаметно для себя выполняют разнообразные
задания, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и различное в строение, объектов, свойствах, делать логические заключения и выводы. Игра ставит ребенка  в условия поиска.
Подводя итог, можно сделать заключение, что главными задачами и
направлениями развития познавательной активности детей   является:
1. Обогащение сознания детей новейшим содержанием, что содействует
накоплению взглядов детей об окружающем мире, готовит его к элементарному
осмыслению некоторых понятий.
2. Систематизация собранной и приобретённой информации с помощью
логических операций (сравнение, анализ, классификация, обобщение). Желание к
дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и стремление упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, систематизировать  ее.
Таким образом, развитие познавательной активности личности ребенка во время
занятий, выражается наиболее полно, и рассматривается во всей воспитательной
деятельности в целом. Значимость педагога в данном случае очень важна, т.к. он
ориентирует личность на правильное, гармоничное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта: Экскурсии по биологии как активная форма познавательной деятельности школьников.

Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процесс...

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....