Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.
методическая разработка по биологии по теме
Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.
Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 101.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение выстраивать стратегию поиска решения задач Найти правило Работа с метафорами Составление слов из элементов по правилу Отсутствующая буква Эмпирическое исследование Любимые передачи Выбор транспорта Жильцы твоего дома Сказочные герои Формирование смыслового чтения Типовые задачи на формирование и проверку сформированности познавательных УУД в рамках ФГОС второго поколения
Цели смыслового чтения текста Формирование умения воспринимать текст, как единое смысловое целое на основе овладения приема « диалог с текстом». Умение выделять основную идею, смысловое ядро текста. Развитие умения структурировать научный ( познавательный) текст и составлять краткий конспект или план, овладение и развитие приема постановки вопросов к тексту.
Задачи на формирование смыслового чтения Придумать заголовок и подобрать эпиграф к тексту. Диалог с текстом Учимся задавать вопросы, постановка вопросов Пословицы Сочиняем сказку Понимание научного текста Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении Приемы логического запоминания информации Составление плана - конспекта
Типовые задачи по формированию смыслового чтения текста: Работа индивидуальная и в группах. Предлагается текс познавательного характера и общая схема его структурирования. Учащиеся внимательно читают текс находят в нем ответы на вопросы, данные в схеме, заполняют графы конспекта.
До работы с текстом, который рассматривает реальные события и происходящие процессы можно составить схему «Дерево предсказаний» 1.Ствол дерева – тема 2. Ветви – предположения ( причем правые –вероятно, а левые – возможно) 3. Листья в кроне дерева – всевозможные обоснования и аргументы
Карточка с вопросами и заданиями: « Понимание научного текса» Что составляет предмет обсуждения в тексте? Дайте определение предмета. Какова структура ( строение) обсуждаемого предмета? Из каких компонентов он состоит? С какими другими понятиями связан предмет? Как возникает и эволюционирует( развивается) предмет? Назовите основные функции предмета и области его применения? Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функций? Как осуществляется производство предмета? Укажите типологию предметов.
В технологии развития критического мышления так же есть приемы и стратегии по работе с различными видами текстов: Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке, в виде «грозди». Инсерт – маркировка текста значками ( пометками) на полях по мере его чтения. После этого заполняется таблица. В которой значки будут заголовками ее граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. ( на пример: «+» - новое, «-» – думал иначе. «?» – не понял, есть вопросы и т.д.) Бортовой журнал - различные приемы, согласно которым учащиеся во время изучения текста записывают свои мысли ( Что мне известно по этой теме? Что нового я узнал из текста?) Двухчастный и трехчастный дневник – дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом ( цитата- комментарии, или цитата- комментарии- вопросы к учителю) Таблицы вопросов - учащиеся должны сформулировать собственные вопросы по прочитанному тексту. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень мышления
Прием « Инсерт ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения . Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице . « v » – это я знаю; «+» – новая информация; «-» – информация, противоречащая моим знаниям; «?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Прием «Кластер» Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники».
Пример «Кластера» Физиология Значение Строение Тип простейшие Среды обитания
Форма таблицы « тонких» и « толстых» вопросов: « Тонкие « вопросы « Толстые вопросы» Кто…? Объясните, почему…? Что…? Почему вы думаете…? Когда…? Почему вы считаете…? Может…? В чем различие…? Будет…? Предположите, ч то будет, е сли…? Мог ли…? Что, если…?
Надо учесть! «Тонкие» вопросы – ответ на них находится непосредственно в рассматриваемом материале. «Толстые» вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации (важно, чтобы учитель не стремился отвечать на вопросы сам, а стимулировал учеников к поиску ответов). «Горячий стул» - на стул садится ученик, а остальные задают ему «тонкие» вопросы по изучаемому материалу. Чтение с остановками (комментарии к прочитанному тексту, впечатления).
Критерии оценивания: Адекватное использование приемов осмысления текста. Выделение основной идеи текста в виде заголовка и эпиграфа. Корректное составление плана – конспекта, таблицы, кластера и т.д. Полнота и адекватность составленного плана Правильность воспроизведения учащимися текста с опорой на план. Адекватность выделяемых объектов и субъектов. Адекватность отражения в аннотации основных положений текста Адекватность отражения в графических схемах логических смысловых связей фрагментов текста.
Данное высказывание четко отражает принцип работы в процессе реализации стадии осмысления текста Американский педагог Дж. Стил и его коллеги отмечают: « Хорошие учащиеся – читатели отслеживают свое понимание встречаясь с новой информацией, перечитывают кусок текста в случае, если они перестают его понимать, воспринимая информацию, обычно задают вопросы или записывают, что они не поняли, чтобы прояснить это позже . Пассивные учащиеся обычно игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчета в возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации »