Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Пирогова  Наталья Владимировна

Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx72.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона об образовании, Примерной программы по биологии ( Н.И.Сонин,  В.Б. Захаров, А.А.Плешаков), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа актуальна для учащихся 6 класса.

Данная программа актуальна, потому что при изучении биологии в настоящее время наибольшее значение приобретает формирование у учащихся навыков ответственного поведения. Задачи биологического образования – научить детей жить в гармонии с природой, отказаться от потребительской философии и сформировать эксцентрическое мировоззрение. Повышение качества биологического образования предполагает переход от простой передачи сведений, содержащихся в учебнике, к формированию активной жизненной позиции  и приобретение навыков и умений, необходимых для жизни в условиях устойчивого развития цивилизации.

Профессиональная компетентность учителя биологии предполагает умение отобрать тот объём фактологического материала учебника, которого достаточно для формирования общебиологических понятий, понимания закономерностей, существующих в живой природе. Современный подход к организации учебно-образовательного процесса предполагает единство его содержательных и деятельностных   компонентов. Главные акценты в преподавании биологии должны быть перенесены с воспроизведения учащихся отдельных фактов, определений, признаков живых объектов на приобретение ими применения биологических законов и теорий для объяснения наблюдающихся в природе явлений. С этой целью учитель должен не увеличивать объем изучаемого материала, а повышать уровень его условия – от простой репродукции к осознанному применению полученных знаний в знакомых и не знакомых ситуациях.  Поэтому в преподавании биологии должна возрастать роль практических работ, занятий по применению знаний, решению биологических  задач.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Программа по биологии адресована учащимся 6 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 6-го класса (авторы В.Б.Захаров,  Н.И.Сонин).

Цели обучения биологии в 6 классе:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,  медицины, здравоохранения.

Изучение биологии в 6 классе предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования
  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии.
  • продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки; особое внимание уделить развитию у семиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради)

Развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у семиклассников
  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
  • эстетических эмоций,
  • положительного отношения к учёбе,
  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

воспитания:

  • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
  • адаптировать личность к жизни в обществе.
  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В программе по биологии в 6 классе раскрываются следующие темы: Мир живых организмов. Многообразие организмов и их классификация. Царства живой природы. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. Общая характеристика грибов. Общая характеристика растений. Низшие и высшие растения. Отделы Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика животных. Подцарство Одноклеточные и Многоклеточные. Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы: 

  • принцип научности обучения
  • принцип воспитывающего обучения
  • принцип наглядности обучения
  • принцип систематичности обучения
  • принцип связи теории с практикой
  • принцип сознательности и активности, учащихся в обучении
  • принцип доступности обучения
  • принцип развивающего обучения
  • единство и оптимальное сочетание коллективных и   индивидуальных    форм обучения.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Ведущей деятельностью в возрасте 11-12 лет является общение со сверстниками. Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. С 11- 12 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывать себя с конкретной ситуацией, может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. При утомлении и переутомлении внимание снижается или вовсе исчезает из состава познавательных процессов. С 11 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает логический характер. Становиться более доступным запоминание абстрактного материала. Подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают. Для подростков характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание. В то же время подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор.

Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет биологии, температурный и световой  режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.  

Для реализации программы используются разные типы уроков, формы  и виды работ, разнообразные средства обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

                1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

        2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)

                3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.

4. Традиционная технология.  

                В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения.

Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (телеурок, киноурок).

При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей).

        Программа  составлена на 2013-2014  учебный год для учащихся 6 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов за учебный год).

СВЯЗЬ ПРОГРАММЫ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
  • Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.
  • Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.
  • Экономическая география. Население мира. География населения мира.
  • Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.
  • Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.

Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 1 – Строение и свойства живых организмов (11 ч.)

Учащиеся должны знать, уметь: основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ; особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток; строение ядерной клетки, основные функции её органоидов; типы деления клеток, их роль в организме; особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов; распознавать органоиды клетки;

Основные свойства живых организмов.

Краткое описание раздела: Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Основные термины: клетка, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Строение растительной и животной клеток.

Краткое описание раздела: Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Основные термины: вирус, плазматическая мембрана, оболочка, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, хлорофилл, вакуоль, клеточный центр, ядро, хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз.

Химический состав клетки.

Краткое описание раздела: Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества клетки.

Основные термины: Вода, минеральные соли, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, углеводы.

Ткани растений и животных.

Краткое описание раздела: Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Основные термины: ткань, покровная ткань, образовательная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, основная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань.

Органы и системы органов.

Краткое описание раздела: Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Основные термины: орган, корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, корневой чехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, камбий, сердцевина, лист, цветок, лепестки, чашелистики, пестик, тычинки, пыльца, цветоложе, цветоножка, плод, околоплодник, семязачатки, семенная кожура, семя, двудольные растения, однодольные растения, вегетативные органы, репродуктивные органы.

Контрольная работа №1

РАЗДЕЛ 2 – Жизнедеятельность организма (21 ч.)

Учащиеся должны знать, уметь: основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);узнавать органы и системы органов изученных организмов

Питание и пищеварение.

Краткое описание раздела: Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Основные термины: питание, почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез, хищники.

Дыхание.

Краткое описание раздела: Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Основные термины: дыхание, газообмен, жабры, трахеи, легкие, кожное дыхание.

Передвижение веществ в организме.

Краткое описание раздела: Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Основные термины: сосуды, ситовидные трубки, кровь, плазма, гемоглобин, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желодлчек,

Выделение.

Краткое описание раздела: Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Основные термины: нефридии, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Опорные системы.

Краткое описание раздела: Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Основные термины: скелет, мышцы, наружный скелет, внутренний скелет.

Движение.

Краткое описание раздела: Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Основные термины: движение, реснички, жгутики, хвостовой плавник, плавательные перепонки, реактивное движение.

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Краткое описание раздела: Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Основные термины: нервная система, раздражимость, чувствительность, эндокринная система, головной мозг, спинной мозг, передний мозг, средний мозг, задний мозг, зрительные доли, инстинкт, большое полушарие, щитовидная железа, гипофиз, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Размножение.

Краткое описание раздела: Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Основные термины: бесполое размножение, деление, почкование, спорообразование, спора, вегетативное размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, гермафродиты, оплодотворение, семенники, яичники, спермии, завязи, двойное оплодотворение, самоопыление.

Рост и развитие.

Краткое описание раздела: Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Основные термины: индивидуальное развитие, проросток, непрямое развитие, прямое развитие.

Контрольная работа №1

РАЗДЕЛ 3– Организм и среда (2 ч.)

Учащиеся должны знать, уметь: характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания, составлять простейшие цепи питания;

Среда обитания. Факторы среды.

Краткое описание раздела: Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

Основные термины: экологические факторы, сообщество, экосистема.

Природные сообщества.

Краткое описание раздела: Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Основные термины: потребители, производитель, разрушители.

РАЗДЕЛ 4– Обобщение ( 1ч.)

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля:   контрольная работа, зачет, проверочная работа включает задания с выбором ответа (содержат один верный ответ из 4 предложенных), задания со свободным ответом (требуют краткого ответа по существу вопроса), задания для проверки практических умений (предусматривают выявление умения школьников применять полученные на уроках теоретические знания).

Формы итогового контроля: тест, контрольная работа, творческая работа, защита реферата, собеседования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; ухода за растениями.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Виды  и формы контроля

Примечание

Раздел 1 Строение и свойства живых организмов 11

Тема: Основные свойства живых организмов (1 ч)

1/1

 Многообразие живых организмов

1

02.09

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Строение растительной и животной клеток (2 ч)

2/2

Клетка – элементарная частица живого.

1

09.09

Таблица

3/3

Сравнение растительной и животной клеток

1

16.09

Фронтальный опрос

Тема: Химический состав клетки (1ч)

4/4

Химический состав клеток

1

23.09

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Ткани растений и животных (2ч)

5/5

Ткани растений

1

30.09

Вопросы со свободным ответом.

6/6

Ткани животных

1

07.10

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Органы и системы органов (4 ч)

7/7

Строение корня

1

14.10

Вопросы со свободным ответом.

8/8

Строение и значение побега

1

21.10

тест

9/9

Цветок. Соцветие. Плоды. Строение семян

1

28.10

Биологический диктант

10/10

Системы органов животных

1

11.11

Вопросы 3-10,12 на с.55

11/11

Контрольная работа №1

1

18.11

Тест

Раздел 2. Жизнедеятельность организма 21

Тема: Питание и пищеварение (3ч)

12/1

Питание. Почвенное питание растений

1

25.11

Вопросы со свободным ответом.

13/2

Фотосинтез

1

02.12

Фронтальный опрос.

14/3

Питание животных

1

09.12

тест

Тема: Дыхание  (1ч)

15/4

Дыхание растений и животных

1

16.12

Тема: Передвижение веществ в организме  (2ч)

16/5

Передвижение воды, минеральных веществ и органических веществ в растении

1

23.12

Вопросы со свободным ответом.

17/6

Перенос веществ в организме животных

1

13.01

Тема: Выделение  (2ч)

18/7

Выделение у растений и  позвоночных животных

1

20.01

тест

19/8

Обмен веществ и энергии

1

27.01

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Опорные системы  (2ч)

20/9

Опорные системы и их значение в жизни организмов

1

03.02

21/10

Опорные системы растений и позвоночных животных

1

10.02

Фронтальный опрос

Тема: Движение(2ч)

22/11

Движение. Передвижение  животных в водной и воздушной средах.

1

17.02

23/12

Передвижение  животных в наземной среде и движения растений

1

24.02

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов (3ч)

24/13

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой.

1

03.03

25/14

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязь с окружающей средой.

1

10.03

тест

26/15

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Ростовые вещества растений.

1

17.03

Таблица

кроссворд

Тема: Размножение (3ч)

27/16

Размножение, его виды.  Бесполое размножение.

1

31.03

Фронтальный опрос

28/17

Половое размножение животных

1

07.04

Вопросы со свободным ответом.

29/18

Половое размножение растений.

1

14.04

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Рост и развитие  (2ч)

30/19

Рост и развитие растений

1

21.04

Вопросы со свободным ответом.

31/20

Рост и развитие животных

1

28.04

Сообщения учащихся

32/21

Контрольная работа №2

1

05.05

Раздел 3. Организм и среда 2

Тема: Среда обитания. Факторы среды (1ч)

33/1

Среда обитания. Факторы среды

1

12.05

Вопросы со свободным ответом.

Тема: Природные сообщества (1ч)

34/2

Природные сообщества

1

19.05

тест

Раздел 4. Обобщение 1

35

Что мы узнали о строение и жизнедеятельности живых организмов

1

26.05

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;
  •  сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  •  особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  •  изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  •  распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  •  выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  •  сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  •  определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
  •  анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  •  проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  •  оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  •  рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  •  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО БИОЛОГИИ

1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:

«5»   - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  

          логично, последовательно, литературным языком;

«4»  -  ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в

           определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3

           несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;

«3»  - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ

          неполный, не имеет логической последовательности;

«2»  - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

          учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся

          не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 2.ОЦЕНКА  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

«5»  - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и

          выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и

          правил работы  с веществами и оборудованием, проявлены организационно-

          трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе,

          экономно используются реактивы);

«4»  - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при

          этом эксперимент проведен не полностью или допущены  несущественные

          ошибки в работе с веществом и оборудованием;

«3»  - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная    

ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении    правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая   исправляется по требованию учителя;

«2»  - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении

          и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при

          работе с веществами и оборудованием, которые  учащийся не может исправить

          по требованию учителя.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Основная литература

1. Сонин Н. И., Биология. Живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература

  1. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  2. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
  3. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
  4. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  2. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  3. Яковлева П., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРС:

http://biouroki.ru/test/

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx

http://xn--d1alj.xn--p1ai/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-8/

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Сонин Н. И., Биология. Живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Сонин Н. И., Рабочая тетрадь Биология. Живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5–11 классы / авт.-сост. И. Б. Морзунова – М. : Дрофа, 2009. 254с. Биология.
  4. ЕГЭ по биология. Практическая подготовка. Д.А. Соловков, - Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2013

Контрольная работа по теме «Строение живых организмов»

I. Выпишите номер, против него запишите букву правильного ответа.

1. Клеточное строение имеют:        

а) растения;               б) все живые организмы;              в) животные.

2. Раздражимость характерна:

а) только для растений;            б) только для животных;               в) для всех живых организмов.

3. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а) кислород, углерод, азот, водород;

б) азот, водород, кислород, сера;

в) углерод, фосфор, водород, кислород.

4. Образование белков происходит в:

а) митохондриях;         б) рибосомах;           в) лизосомах;        г) клеточном центре.

5. Хлоропласты находятся:

а) во всех клетках живых организмов;                   б) во всех клетках растений;

в) только в клетках зеленых растений;                   г) только в клетках грибов.

6. Эпителиальная ткань состоит из:

а) свободно расположенных клеток;  б) из клеток, плотно   прилегающих друг к другу;

в) из клеток, соединенных между собой плотным межклеточным веществом.

7. В организме человека больше всего:

а) жиров;            б) углеводов;           в) белков;           г) воды.

8. Черешок — это  часть:

а) стебля;    б) листа;        в) побега;          г) почки.

9. Зачаточный побег называют:

а) черешком;      б) стеблем;      в) цветком;   г) почкой.

10. Семена расположены в:

а) плодах;            б) цветках;            в) тычинках;         г) пестике.

II. Закончите предложения.

1. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым  функциям называются…………..     .

2. В состав живых организмов входят органические вещества: белки, жиры, углеводы и ……………    .

III. Что обозначено на рисунке цифрами  1, 2, 3, 4, 7, 11?

IV. Ответьте на вопросы.

1. Способны ли растения к движению? Приведите               примеры.

2. Какие ткани животных организмов вы знаете?

Контрольная работа по теме «Жизнедеятельность организмов»

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

1. Растения питаются

     1- готовыми органическими веществами

     2- сами синтезируют органические вещества из неорганических

     3- как гетеротрофы

2. Пигмент зелёного цвета, обеспечивающий процесс фотосинтеза

     1- фермент

     2- гормон

     3- хлорофилл

3.  Дыхание стебля растения осуществляется через

   1- устьица

   2- межклетники

   3- чечевички

4. Тип дыхания насекомых

   1- трахейный

   2- лёгочный

   3- клеточный

5. В растении вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются по

   1- сосудам древесины

   2- ситовидным клеткам луба

   3- волокнам

6. Транспорт кислорода у животных осуществляется

   1- белыми клетками крови

   2- плазмой крови

   3- красными клетками крови

7. В теле дождевого червя выделение осуществляется через

   1- нефридии

   2- почки

   3- выделительные канальцы

8. В процессе пищеварения в результате химической обработки пищи:

   1- сложные вещества распадаются на более простые

   2- сложные вещества распадаются до воды и углекислого газа

   3- пища превращается в кашеобразную массу

Часть 2.

  1. Выбрать несколько правильных ответов.

1. Легкие имеют только наземные позвоночные.

2. Рыбы – теплокровные животные.

3. Органы выделения червя – почки.

4.  Растения способны к активным движениям, они могут передвигаться.

5. Органические вещества у растений передвигаются по ситовидным трубкам.

6. Обмен веществ происходит у всех организмов.

7. У рыб двухкамерное сердце.

2. Установите соответствие между животными и типом обмена веществ

ЖИВОТНЫЕ                                                                 ТИП ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) морж                                                             1) теплокровные        

Б) акула

В) болотная черепаха                                       2) холоднокровные

Г) страус

Д) окунь

А

Б

В

Г

Д

Часть 3. Дать свободный ответ.

  1. Дайте определения понятиям: нефридии, паразиты, дыхание, гидатоды, анаэробы.
  2. Известно, что с повышением температуры окружающей среды возрастает активность лягушек и змей. Объясните, с чем это связано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)

Планирование содержит перечень уроков  по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И.(концентрический курс), 5 - 7 класс

Рабочая программа  по биологии для основной школы составлена  на основе:  Фундаментального ядра содержания общего образования,  требований к результатам освоения основной образоват...