Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И.(концентрический курс), 5 - 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Столярова Светлана Валерьевна

Рабочая программа  по биологии для основной школы составлена  на основе:  Фундаментального ядра содержания общего образования,  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а так же научные методы и пути познания человеком природы.

  В программе прописаны требования к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897); примерных программ по учебным предметам «Биология 5-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2012; авторской учебной программы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования.  Биология.  5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012;   (ФГОС);  основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №2» г. Усолье - Сибирское

Данная рабочая программа ориентирована  на использование  учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни» (концентрический курс), созданных  коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos5-7_klass.rar275.16 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс.»

Дата /фактичекская

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Предметные умения

Личностные и метапредметные умения

Вид контроля

Домашнее задание

метапредметные

личностные

1

1-я неделя сентября

Многообразие живых организмов. Уровни организации живого

Вводный урок

Царства   живых   организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника.

Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции.

Называть уровни живой природы.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательные УУД:

слух

Познавательный интерес к естественным наукам

Понимание значимости научного исследования природы

Фронтальный

Стр. 5-7

2

1-я неделя сентября

Ч.Дарвин и происхождение видов.

Комбинированный урок.

Биография Ч.Дарвина. основные положения учения Дарвина: наследственная изменчивость, борьба за существование, отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов.

Знать биографию Дарвина. называть движущие силы эволюции, перечислять результаты эволюции.

Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Познавательные УУД.

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Фронтальный

Стр.6-9

3

1-я неделя сентября

Многообразие живых организмов и их классифик

Комбинированный урок.

Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы.

Давать определение вида, называть основные систематические категории, отличать естественную систему от искусственной

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД:

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Понимание научного значения классификации живых организмов

Фронтальный

Стр.9-10

ация

4

2-я неделя сентября

Общая характеристика бактерий.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать   и   описывать

строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

  Представление о    

   положительной и  

  отрицательной

  роли бактерий в    

  природе и жизни

  человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Фронтальный

Учебник, стр. 11-16 до

слов «В природе бактерии распространены...»

5

2-я неделя сентября

Многообразие и значение бактерий.

Комбинированный урок.

Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

 Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Индивидуальный

Учебник, стр. 16-17.

6

2-я неделя сентября

Подцарство оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение

Комбинированный урок.

Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения.

Называть признаки подцарства Оксифотобактерии. Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

.

по¬требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Тематический, тестовый

Учебник стр. 18-20

7

3-я неделя сентября

Общая характеристика грибов.

Л\р №1 « Строение

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Признаки царства грибов. Строение   грибов:    грибница, плодовое тело.

Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Распознавать   и   описывать

внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы Сравнивать грибы с растениями и животными

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Индивидуальный

Учебник, стр. 22-25.

плесневого гриба мукора».

8

3-я неделя сентября

Многообразие грибов

Л\р№2 «Строение шляпочных грибов»

Комбинированный урок.

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые),    наиболее    часто встречающиеся в Липецкой области..

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать   и   описывать

строение плесневых грибов Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. Приводить примеры шляпочных грибов, Распознавать   и   описывать

съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Фронтальный

Учебник, стр. 26-30.

9

4-я неделя сентября

Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы»

Урок контроля, оценки и   коррекции   знаний учащихся

Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Самостоятельно Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Тестовый, репродуктивный частично-поисковый

10

4-я неделя сентября

Лишайники.

Комбинированный урок.

Лишайники - симбиоз гриба и

водорослей.

Условия жизни.

Значение.

Питание, размножение.

Распознавать   и   описывать

строение лишайника Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само-анализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Познавательные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Регулятивные УУД Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

Понимание роли пред-ставителей царства Гри-бы в природе и жизни че-ловека. Осознание необходимо-сти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. 

Фронтальный

Учебник, стр. 32-36., сделать коллекцию лишайников

11

1-я неделя октября

Общая характеристика царства Растения.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.

Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели.

Индивидуальный

Учебник, стр. 38-39.

12

1-я неделя октября

Строение   и   жизнедеятельность   водорослей.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.

Давать определение термину.

низшие растения. Распознавать   и   описывать

строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей.

Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, ра-ботать с различными источ-никами информации, пре-образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. по-требность в справедли¬вом оценивании своей работы и работы одно¬классников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами

Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека

Тестовый,

Учебник, стр. 40-42.

13

2-я неделя октября

Значение и многообразие водорослей.

Комбинированный урок.

Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания.

Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели..Составлять план решения проблемы

П. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Познавательные УУД: 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству

Тестовый,

Учебник, стр. 43-49.

14

2-я неделя октября

Отдел Моховидные.Особенности строения и жизнедеятельности  Л./Р. «Особенности строения и жизнедеятельности» № 3-4

Комбинированный урок.

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа3 «Строение мхов»

Давать определение термину.

высшие споровые растения. Распознавать   и   описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cvшу

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

: 

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес-печивающем продолжение рода

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

Фронтальный

Учебник, стр. 50-56.

15

3-я неделя октября

Отдел    Плауновид-ные и отдел Хвощевидные.

Л.Р. №5 « Особенности строения и жизнедеятельности»

Комбинированный урок.

Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.

Значение в природе и в жизни

человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни

человека.

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные Объяснять роль в природе и в жизни человека Сравнивать хвощи и плауны.

Познавательные УУД умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, ра-ботать с различными источ-никами информации, пре-образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. по-требность в справедли¬вом оценивании своей работы и работы одно¬классников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокл.

Осознание важности растений в природе и жизни человека

Познавательный интерес к естественным наукам

Тестовый,

учебник, стр. 57-60.

16

3-я неделя октября

Отдел   Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности

Л./р.№6 «Строение папоротника»

Комбинированный урок.

Места обитания и условия жизни.

Основные признаки папоротников.

Строение папоротников. Размножение.

Значение в природе и жизни человека.

Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные Распознавать   и   описывать

строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Тестовый,

Учебник, стр. 61-65

17

4-я неделя октября

Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №7«Строение хвои и шишек сосны

Комбинированный урок.

Места обитания и условия жизни.

Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение.»

Давать определение термину «голосеменные растения Распознавать растения отдела Голосеменные растения Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Индивидуальный

Учебник, стр. 67-68.

18

4-я неделя октября

Многообразие   голосеменных.

Комбинированный урок.

Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области.

Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры голосеменных растений Распознавать   и   описывать

наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Фронтальный

Учебник, стр. 69-71

19

2-я неделя ноября

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные   формы:   деревья, кустарники, травы.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Распознавать   и   описывать

жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить биологическое исследование

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Индивидуальный

Учебник, стр. 73-77.

20

2-я неделя ноября

Размножение  покрытосеменных.

Комбинированный урок.

Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное).

Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить биологическое исследование

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Фронтальный

Учебник, стр.77-79.

21

3-я неделя ноября

Класс Двудольные растения.  Семейство Розоцветных.

Комбинированный урок.

Признаки класса Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейства розоцветные. Определять принадлежность растений к этому семейству.

Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетичес¬кое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами

Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека

Познавательный интерес к естественным наукам

Индивидуальный,  фронтальный

Учебник, стр. 81.

22

3-я неделя ноября

Класс Двудольные растения.  Семейства Крестоцветные и Пасленовые

Комбинированный урок.

Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека.  Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейств Крестоцветные и пасленовые.  Определять принадлежность растений к этим семействам.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Индивидуальный,  фронтальный

Учебник, стр. 81.

23

4-я неделя ноября

Семейства класса Однодольные растения.

Комбинированный урок.

Признаки однодольных растений.  Признаки семейства Злаки.. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные.

Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Познавательный интерес к естественным наукам

Индивидуальный,  фронтальный

Учебник, стр. 80.

24

4-я неделя ноября

Многообразие растений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственные    растения:      овощные,      плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль  растений в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

Тематический, тестовый

Учебник, стр. 82

25

1-я неделя декабря

Общая характеристика Царства Животные.

Вводный урок

Признаки царства Животные. Типы  симметрии:  лучевая  и двусторонняя. Классификация животных.

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

 Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Фронтальный

Учебник, стр. 88.

26

2-я неделя декабря

Общая характеристика простейших.

Комбинированный урок.

Общая   характеристика   простейших как одноклеточных организмов.

Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.

Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность

простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Понимание научного значения классификации живых организмов

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 89 -91

27

2-я неделя декабря

Многообразие и значение простейших

Комбинированный урок.

Строение и жизнедеятельность. Типы питания

Выделять особенности одноклеточных животных

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

  Представление о    

   положительной и  

  отрицательной

  роли бактерий в    

  природе и жизни

  человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 92 -98

28

3-я неделя декабря

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

Комбинированный урок.

Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки.  Особенности строения и жизнедеятельности губок.

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 99-103.

29

3-я неделя декабря

Особенности строения кишечнополостных

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

Распознавать   и   описывать

строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

 Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Фронтальный

Учебник, стр. 104-106.

30-31

4-я неделя декабря

Особенности жизнедеятельности кишечнополостных

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры.

Описывать процессы жизнедеятельности.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

по¬требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Фронтальный, тестовый

Учебник, стр. 106-108.

32

4-я неделя декабря

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

Комбинированный урок.

Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Фронтальный, тестовый

Учебник, стр.108- 111

33

2 неделя января

Общая характеристика типа Круглые черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).

Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Фронтальный

Учебник, стр. 112-113.

34

3 неделя нваря

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

Комбинированный урок.

Образ    жизни.    Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать   и   описывать

строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само-анализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Познавательные УУД 

средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

Понимание роли пред-ставителей царства Гри-бы в природе и жизни че-ловека. Осознание необходимо-сти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели. 

Фронтальный

Учебник, стр. 125-126,

35

4неделя января

Многообразие кольчатых червей.

Комбинированный урок.

Образ  жизни  и  особенности строения.

Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели.

Фронтальный

Учебник, стр. 127-131.

36

4неделя января

Проверочная работа по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» или письменная работа

Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки

Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, ра-ботать с различными источ-никами информации, пре-образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. по-требность в справедли¬вом оценивании своей работы и работы одно¬классников. Эстетичес¬кое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами

Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Тематический, тестовый.

37

1-я неделя февраля

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать   и   описывать

животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие

Познавательные УУД:

Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес-печивающем продолжение рода

Фронтальный

Учебник, стр. 132-134.

38

1 неделя февраля

Многообразие и значение моллюсков.

Комбинированный урок.

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков.

Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

Осознание важности растений в природе и жизни человека

Индивидуальный,  тестовый

Учебник, стр. 135-142.

39

2я неделя февраля

Происхождение  членистоногих и особенности организации.

Комбинированный урок.

Тип   членистоногие.   Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать   и   описывать

внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Фронтальный

Учебник, стр. 143.

40

2 неделя февраля

Класс Ракообразные.

Комбинированный урок.

Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы  внутренних органов: пищеварительная,    дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Многообразие и значение.

Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

тестовый

Учебник, стр. 144-150.

41

3я неделя февраля

Класс Паукообразные.

Комбинированный урок.

Образ  жизни  и  особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы    тела,    (головогрудь, брюшко).

Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи.  Значение паукообразных.

Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать   и   описывать

строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить биологическое исследование

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Фронтальный

Учебник, стр. 151-157.

42

3я неделя февраля

Общая характеристика насекомых.

Л/Р №8« Внешнее строение насекомого

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ  жизни   и  особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий,          колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Распознавать   и   описывать

строение насекомых Называть системы органов, органы и их функции.. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить биологическое исследование

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Фронтальный

Учебник, стр. 158-164.

43

4я неделя февраля

Размножение и развитие насекомых.

Комбинированный урок.

Развитие насекомых: с неполным и полным превращением.

Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать   и   описывать

стадии развития с неполным превращением.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить биологическое исследование

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Фронтальный

Учебник стр. 164-165.

44

4я неделя февраля

Значение и многообразие насекомых.

Комбинированный

урок.

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Липецкой области. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека.

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.Выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы

П. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Умение проводить биологическое исследование

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 165-168

45

1-я неделя марта

Проверочная работа по теме «Тип членистоногие»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки

Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетичес¬кое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с однокласс-никами

Осознание важности растений в природе и жизни че-ловека

Тематический, тестовый

-

46

1-я неделя марта

«Общая    характеристика иглокожих.

Урок изучения и первичного   закрепления новых знаний.

Особенности строения и жизнедеятельности.

Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Фронтальный

Учебник, стр. 170-175.

47

2-я неделя марта

Общая характеристика   типа  Хордовые. Подтип Бесчерепные

Л/р №9 «Особенности внешнего строения рыб»..

Урок изучения и первичного   закрепления новых знаний.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.

Местообитание    и    внешнее строение. Системы внутренних органов.

Роль в природе и жизни человека.

Называть подтипы типа хордовых  и  приводить  примеры

представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 176

48

2-я неделя марта

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

Комбинированный урок.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания.

Роль в природе и значение для человека.

Распознавать   и   описывать

представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Фронтальный

Учебник, стр. 177,-183.

49

3-я неделя марта

Костные рыбы.

Комбинированный урок.

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль  плавников  в движении рыб.

Расположение и значение органов чувств.

Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Тематический, тестовый

Учебник, стр. 185-188.

50

3-я неделя марта

Общая характеристика земноводных.

Урок изучения и первичного   закрепления новых знаний.

Места обитания и образ жизни. Признаки    класса.    Внешнее строение.   Приспособления   к образу  жизни.   Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.

Распознавать   и   описывать

строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

Фронтальный

Учебник, стр. 189-195.

51

4-я неделя марта

Размножение и развитие  земноводных.Многообразие и роль в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

Тематический, тестовый

Учебник, стр. 195-198.

52

1-я неделя апреля

Общая характеристика пресмыкающихся.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Происхождение      пресмыкающихся.

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

 Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Фронтальный

Учебник, стр. 196-200.

53

2-я неделя апреля

Многообразие  пресмыкающихся. Их роль      в природе и жизни человека.

Комбинированный

урок.

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение  пресмыкающихся   в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Распознавать   по   рисункам

представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Тематический, тестовый

Учебник, стр. 201-206

54

2-я неделя апреля

Общая характеристика птиц.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету

Распознавать   и   описывать

органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

 Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Фронтальный

Учебник, стр. 204-210.

55

Внутреннее строение птиц. Размножение птиц.

Комбинированный урок

Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие.

Распознавать   и   описывать

органы и системы органов птиц. Особенности, связанные с полетом.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 210-217.

56

3-я неделя апреля

Экологические   группы птиц.

Комбинированный урок

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу  питания:  растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

Распознавать   по   рисункам

птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

  Представление о    

   положительной и  

  отрицательной

  роли бактерий в    

  природе и жизни

  человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 217-224.

57

3-я неделя апреля

Роль птиц в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы.  Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 225, презентации

58

4-я неделя апреля

Проверочная работа по теме «Класс Птицы»

Урок контроля, оценки и   коррекции   знаний учащихся.

Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

 Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Тематический, тестовый

59

1-я неделя мая

Общая характеристика. млекопитающих«Строение скелета млекопитающих»

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Признаки класса Млекопитающие.

Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения.

Строение кожи. Шерстяной покров.

Железы млекопитающих.

Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие Объяснять происхождение млекопитающих..

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Фронтальный

Учебник, стр. 227-

60

1-я неделя мая

Внутреннее строение млекопитающих.

Комбинированный урок.

Системы   внутренних  органов млекопитающих.  Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ.

Распознавать   и   описывать

органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

по¬требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Фронтальный

Учебник, стр. 228-237.

61

2-я неделя мая

Размножение и развитие    млекопитающих.

Комбинированный урок.

Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком.

Особенности   развития.   Внутреннее развитие.

Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 238-239

62

2-я неделя мая

Многообразие млекопитающих.

Комбинированный урок.

Признаки отряда.

Значение в природе и в жизни

человека.

Меры по охране млекопитающих.

Определять  принадлежность млекопитающих к отрядам Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Индивидуальный,  

Учебник, стр. 240-246.

63

3-я неделя мая

Проверочная работа по теме «Класс  Млекопитающие »

Урок контроля, оценки и   коррекции   знаний учащихся.

Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Тематический, тестовый

64

3-я неделя мая

Общая характеристика вирусов.

Комбинированный урок.

Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

Распознавать   и   описывать

строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

тестовый

Учебник, стр. 250-253.

65

4-я неделя мая

Многообразие живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий.

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

тестовый

Презентации

66

Многообразие живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий.

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

тестовый

Презентации

67

Многообразие живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий.

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

тестовый

Презентации

68

Многообразие живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий.

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

тестовый

Презентации

69-70

Многообразие живых организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий.

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

тестовый

Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа

Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....

Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.

Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...

7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)

Планирование содержит перечень уроков  по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...