Главные вкладки

    Прием смыслового чтения текста в технологии РКМ.
    методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

    Данный материал будет полезен на уроке биологии в 10-11 классе, при изучении темы: "Развитие и происхождение жизни на Земле". Материал содержит вариант  дидактического стиха по этой теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                               Формирование смыслового чтения текста

                                               г. Гороховец МБОУ сош № 1

                     Учитель биологии и экологии:  Надеина  Елена Александровна

    Цель:  Формирование  умения восприятия текста, как единого смыслового целого, развитие умения структурировать данный познавательный текст и составлять его краткий конспект, умение выделять основную идею текста, его смысловое ядро, умение задавать вопросы - предположения с допустимыми вариантами развития событий, прогнозирование событий описанных в текст освоение приемов логического запоминания информации, извлеченной из текста.

    Биология:  10-11 класс

    Содержательная линия:  Отличительные особенности живой природы.

    Раздел:  Происхождение и эволюция жизни на Земле.

    Дидактические стихи:   Валерий Брюсов (1873-1924)

        Жизнь

    Безликая, она забыла счет обличий:

         Подсказывает роль любовнику в бреду,

            И коршуна влечет над нивами к добыче,

             И гидре маленькой дает дышать в пруду.

                       В пустыне выжженной встает былинкой смелой,

                    В ничтожной капельке селит безмерный мир,

                Рождает каждый миг, вплетает тело в тело,

         И семена существ проносит чрез эфир!

                        Прильну ли к толще скал, к потокам припаду ли

              В земле и в воздухе, как стуком молотков,

           Мне отвечает Жизнь, и, в неуемном гуле

     Ее живых работ, мир неизменно нов!

           От грозных пирамид и горных библиотек

              До гор, воздвигнутых из ракушек морских,

               От криков дикаря, метнувшего свой дротик,

        До черного червя, который мудро тих, -

                       Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь по всюду!

                 Бросаюсь в глубь веков, - она горит на дне…

                Бегу на высь времен,- она кричит мне: буду!

                  Она над всем, что есть; она - во всем, во мне!

              О братья: человек! бацилла! тигр! гвоздика!

                                                                       И жители иных непознанных планет!

                                                                            И духи тайные, не кажущие лика!

                    Мы все - лишь беглый блеск на вечном море лет!

                                                       **********

    Долгое время в отечественной науке использовалось определение жизни Ф.Энгельса, согласно которому она «есть способ существования белковых тел, продлевающих свое пребывание в мире путем самообновления химических составляющих этих тел». И.Н. Смирнов предложил свое определение: «Жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов, способ бытия систем, поддерживающих свое существование посредством преобразования и использования окружающей среды». Существует так же  философское, религиозное и  естественно научное определение жизни, но общепринятого определения нет. Ученые нашего времени, исследуя проблему жизни, выявили наличие общих свойств у всех живых организмов. Жизнь на Земле характеризуется обилием разнообразных форм, обладающих своеобразием строения и разнообразием функций. Живые организмы обладают двумя важнейшими признаками: целостностью и самовоспроизведением. В ходе эволюции организмы выработали способность существовать в относительной независимости от общественной среды, обладают способностью к раздражимости, росту, изменчивости, размножению, наследованию свойств. Иными словами, жизнь является результатом реализации внутренних глубинных свойств материи. Эти свойства в живых организмах используются путем самоорганизации для продления их существования во времени. Каждое живое существо на Земле проходит определенные этапы: оно возникает, развивается, достигает зрелости, стареет и умирает. Поддержание жизни возможно за счет поступления в организм вещества и энергии внешнего мира, которые он должен найти и употребить. Использование достижений в области изучения жизни способствовало совершенствованию знаний о природе и характере единства биологического и социального. Появление человеческого сознания означает одновременно и возникновение осознаваемых форм организации поддержания жизни. Человеческое сознание сейчас  используется для качественно нового отношения к поддержанию жизни.  Организация процессов жизнеобеспечения опирается на представления людей об их норме и патологии. Эти представления формируются на основе выявления и прояснения ценностей, содействующих поддержанию нормальной жизни людей. Необходимость улучшения жизни людей стимулирует развитие науки, накопление знаний и их последующее применение на практике. Движение человечества к совершенствованию условий жизни привело сегодня к тому, что люди, стали жить в безопасных условиях. Производство новых научных знаний и их применение в условиях современной цивилизации становится важной социальной задачей. В современных условиях  от успешности функционирования науки и практики, применения научных знаний в производстве материальных благ зависит исход борьбы человечества за выживание.

       Вопросы и задания

    Какие УУД  формируются

    Предполагаемые ответы учащихся

    1.Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Аргументируйте свое предложение

              Регулятивные

          Коммуникативные

    « Особое качественное состояние мира»

    «Необходимая ступень в развитии Вселенной» и др.

    2.Что составляет предмет обсуждения в тексте? Дайте свое определение жизни.

              Познавательные

    Предметом обсуждения является многогранное понятие о жизни, критерии живого, роли человеческого сознания  и науки в продлении жизни, ценность жизни как таковой, норма и патология жизни

    3.С какими другими предметами и понятиями связано понятие жизни?

              Познавательные

                Регулятивные

    Анатомия и физиология человека, социология, психология, религия, философия, физика, обществознание, демография, криминология и т.д. Учащиеся указывают и обосновывают непосредственную связь с указанными направлениями.

    4.Почему не существует общепринятого определения жизни?

              Познавательные

                Регулятивные

    Понятие жизни слишком многогранно и разносторонне, каждый под этим может иметь свои представления и отстаивать свою правоту

    5.Как вы думаете, как будут развиваться события в отношении борьбы человечества за выживаемость?

             Познавательные

                Регулятивные

    Это будет зависеть от выбранных человечеством приоритетов и ценностей жизни в будущем. Однозначно использование прогрессивных достижений современной цивилизации в поддержании долгой и здоровой жизни, не только человека, но и всего живого на нашей планете.

    6.Подберите эпиграф к тексту, используя известные высказывания, афоризмы и изречения известных вам людей

              Познавательные

                Регулятивные

    «Как только человек начинает считать себя центром Вселенной и мерилом всех вещей, мир тут же теряет свое человеческое обличье, а человек утрачивает контроль над миром» (В.Гавел)

    «Тот, кто считает свою жизнь бессмысленной, не несчастен - он просто плохо приспособлен к жизни»     (А.Эйнштейн)

     «Жизнь- это чередование всяких комбинаций»

    (О.Бальзак)

    .

    7. Используя рефлексивный прием: «Чемодан-корзина-мясорубка» распределите знания, полученные после обсуждения этого текста. Обоснуйте свой выбор.

                 Личностные

                Регулятивные

                                                    Критерии оценивания:


                                     Критерии

            «0-1»

              «2»

              «3»

    1.Адекватное использование приемов осмысления текста, понимать основную мысль текста

    2.Выделение основной идеи текста в виде эпиграфа, адекватная интерпретация смысла эпиграфа

    3.Умение структурировать познавательный текст, устанавливать связь между смысловыми фрагментами

    4.Умение формулировать систему аргументов, интерпретируя текст

    5.Умение прогнозировать развитие событий, описанных проблем

    6. Адекватность подбора заголовка, умение выделить и определить основную идею текста

    «0-1»- отсутствует, либо очень незначительное проявление;

    «2»-среднее проявление;

    «3»- присутствует;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.

    Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...

    Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.

    Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....

    ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.

    "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...

    Урок по теме "Смысловое чтение текста"

    Данный материал можно использовать при изучении творчества  А.И.Солженицына в 11 классе....

    Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения.

    Представлен опыт работы с текстом на уроках истории и обществознания...