Прием смыслового чтения текста в технологии РКМ.
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Данный материал будет полезен на уроке биологии в 10-11 классе, при изучении темы: "Развитие и происхождение жизни на Земле". Материал содержит вариант дидактического стиха по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
смысловое чтение текста по теме:"Происхождение и развитие жизни на Земле" | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование смыслового чтения текста
г. Гороховец МБОУ сош № 1
Учитель биологии и экологии: Надеина Елена Александровна
Цель: Формирование умения восприятия текста, как единого смыслового целого, развитие умения структурировать данный познавательный текст и составлять его краткий конспект, умение выделять основную идею текста, его смысловое ядро, умение задавать вопросы - предположения с допустимыми вариантами развития событий, прогнозирование событий описанных в текст освоение приемов логического запоминания информации, извлеченной из текста.
Биология: 10-11 класс
Содержательная линия: Отличительные особенности живой природы.
Раздел: Происхождение и эволюция жизни на Земле.
Дидактические стихи: Валерий Брюсов (1873-1924)
Жизнь
Безликая, она забыла счет обличий:
Подсказывает роль любовнику в бреду,
И коршуна влечет над нивами к добыче,
И гидре маленькой дает дышать в пруду.
В пустыне выжженной встает былинкой смелой,
В ничтожной капельке селит безмерный мир,
Рождает каждый миг, вплетает тело в тело,
И семена существ проносит чрез эфир!
Прильну ли к толще скал, к потокам припаду ли
В земле и в воздухе, как стуком молотков,
Мне отвечает Жизнь, и, в неуемном гуле
Ее живых работ, мир неизменно нов!
От грозных пирамид и горных библиотек
До гор, воздвигнутых из ракушек морских,
От криков дикаря, метнувшего свой дротик,
До черного червя, который мудро тих, -
Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь по всюду!
Бросаюсь в глубь веков, - она горит на дне…
Бегу на высь времен,- она кричит мне: буду!
Она над всем, что есть; она - во всем, во мне!
О братья: человек! бацилла! тигр! гвоздика!
И жители иных непознанных планет!
И духи тайные, не кажущие лика!
Мы все - лишь беглый блеск на вечном море лет!
**********
Долгое время в отечественной науке использовалось определение жизни Ф.Энгельса, согласно которому она «есть способ существования белковых тел, продлевающих свое пребывание в мире путем самообновления химических составляющих этих тел». И.Н. Смирнов предложил свое определение: «Жизнь — это частичная, непрерывная, прогрессирующая и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов, способ бытия систем, поддерживающих свое существование посредством преобразования и использования окружающей среды». Существует так же философское, религиозное и естественно научное определение жизни, но общепринятого определения нет. Ученые нашего времени, исследуя проблему жизни, выявили наличие общих свойств у всех живых организмов. Жизнь на Земле характеризуется обилием разнообразных форм, обладающих своеобразием строения и разнообразием функций. Живые организмы обладают двумя важнейшими признаками: целостностью и самовоспроизведением. В ходе эволюции организмы выработали способность существовать в относительной независимости от общественной среды, обладают способностью к раздражимости, росту, изменчивости, размножению, наследованию свойств. Иными словами, жизнь является результатом реализации внутренних глубинных свойств материи. Эти свойства в живых организмах используются путем самоорганизации для продления их существования во времени. Каждое живое существо на Земле проходит определенные этапы: оно возникает, развивается, достигает зрелости, стареет и умирает. Поддержание жизни возможно за счет поступления в организм вещества и энергии внешнего мира, которые он должен найти и употребить. Использование достижений в области изучения жизни способствовало совершенствованию знаний о природе и характере единства биологического и социального. Появление человеческого сознания означает одновременно и возникновение осознаваемых форм организации поддержания жизни. Человеческое сознание сейчас используется для качественно нового отношения к поддержанию жизни. Организация процессов жизнеобеспечения опирается на представления людей об их норме и патологии. Эти представления формируются на основе выявления и прояснения ценностей, содействующих поддержанию нормальной жизни людей. Необходимость улучшения жизни людей стимулирует развитие науки, накопление знаний и их последующее применение на практике. Движение человечества к совершенствованию условий жизни привело сегодня к тому, что люди, стали жить в безопасных условиях. Производство новых научных знаний и их применение в условиях современной цивилизации становится важной социальной задачей. В современных условиях от успешности функционирования науки и практики, применения научных знаний в производстве материальных благ зависит исход борьбы человечества за выживание.
Вопросы и задания | Какие УУД формируются | Предполагаемые ответы учащихся |
1.Придумайте заголовок, наиболее точно передающий идею текста. Аргументируйте свое предложение | Регулятивные Коммуникативные | « Особое качественное состояние мира» «Необходимая ступень в развитии Вселенной» и др. |
2.Что составляет предмет обсуждения в тексте? Дайте свое определение жизни. | Познавательные | Предметом обсуждения является многогранное понятие о жизни, критерии живого, роли человеческого сознания и науки в продлении жизни, ценность жизни как таковой, норма и патология жизни |
3.С какими другими предметами и понятиями связано понятие жизни? | Познавательные Регулятивные | Анатомия и физиология человека, социология, психология, религия, философия, физика, обществознание, демография, криминология и т.д. Учащиеся указывают и обосновывают непосредственную связь с указанными направлениями. |
4.Почему не существует общепринятого определения жизни? | Познавательные Регулятивные | Понятие жизни слишком многогранно и разносторонне, каждый под этим может иметь свои представления и отстаивать свою правоту |
5.Как вы думаете, как будут развиваться события в отношении борьбы человечества за выживаемость? | Познавательные Регулятивные | Это будет зависеть от выбранных человечеством приоритетов и ценностей жизни в будущем. Однозначно использование прогрессивных достижений современной цивилизации в поддержании долгой и здоровой жизни, не только человека, но и всего живого на нашей планете. |
6.Подберите эпиграф к тексту, используя известные высказывания, афоризмы и изречения известных вам людей | Познавательные Регулятивные | «Как только человек начинает считать себя центром Вселенной и мерилом всех вещей, мир тут же теряет свое человеческое обличье, а человек утрачивает контроль над миром» (В.Гавел) «Тот, кто считает свою жизнь бессмысленной, не несчастен - он просто плохо приспособлен к жизни» (А.Эйнштейн) «Жизнь- это чередование всяких комбинаций» (О.Бальзак) . |
7. Используя рефлексивный прием: «Чемодан-корзина-мясорубка» распределите знания, полученные после обсуждения этого текста. Обоснуйте свой выбор. | Личностные Регулятивные |
Критерии оценивания:
«0-1»- отсутствует, либо очень незначительное проявление;
«2»-среднее проявление;
«3»- присутствует;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.
Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...
Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.
Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Урок литературы в 9 классе.
"Судьба человека" - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
Урок по теме "Смысловое чтение текста"
Данный материал можно использовать при изучении творчества А.И.Солженицына в 11 классе....
Актуальность применения смыслового чтения на уроках технологии
Материалы для проведени урока в 7-ом классе. Тема "Интерьер детской комнаты"....
Актуальность применения смыслового чтения на уроках технологии
Отражает необходимость применения технологии смыслового чтения....