Учебно-методический комплекс "Природа и здоровье человека"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Вареникова Тамара Ивановна

Методический путеводитель, состоящий из теоретического и практического материала, обеспечивающий образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_i_zdorove_cheloveka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

  ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
      СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                       ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
                                «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                   Директор СОГУ ДОД «станция юннатов»

                                                                                                                 ________   В.Д. Ивин

                                                                                               

                                                                                                     (принята педсоветом

                                                                             протокол № _____ от «__» _______ 2009 г.)

                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                      ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                            «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

                           

                                                                    Возрастной состав обучающихся: 7 – 13 лет

                                                               Продолжительность обучения: 3 года

                                                               Педагог ДО Вареникова Тамара Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью программы является воспитание социально адаптированной  личности, ответственно относящейся к своему здоровью, здоровью окружающих, к богатствам природы и общества, владеющей основами биосферной нравственности и экологической культуры; создание условий для всесторонне развитой личности гражданина и патриота своей Родины.

Актуальность программы «Природа и здоровье человека» обусловлена сложностью нашего времени, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, компьютерной зависимости, свободному доступу к Интернету, где многие программы носят противоположный характер идеям воспитания здоровой, развитой, образованной личности. Основное внимание в программе уделяется воспитанию творческого подхода к учению, бережного отношения к живой природе, формированию норм поведения в природной среде, что является основой экологической культуры личности.

  На протяжении всего обучения одним из главных направлений работы является комплексный подход, который обуславливает результативность фундаментальной идеи программы «физически и нравственно здоровому обществу – экологически чистую среду»

Новизна программы – усиление социально-педагогической и инновационной составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях на основе самоорганизации и педагогической поддержки.

В ходе занятий с детьми формируются важнейшие природоведческие понятия: природа живая и неживая, дикорастущие и культурные растения, зеленая архитектура городов, экология и валеология. Формы, методы и средства , используемые при изучении программы разнообразны. Это прежде всего исследовательская и опытническая работа. Занятия проводятся не только в классах и лаборатории, но и на учебно -  опытном участке. Экскурсии, познавательные беседы, занимательные задачи, ролевые игры, конкурсы, подвижные игры, экологические десанты, походы по родному краю – все это способствует развитию познавательного интереса, физической и интеллектуальной мобильности, активной жизненной позиции каждого ребенка и в целом детского коллектива.

Курс объединения рассчитан на три учебных года для детей 7-12 лет на 144 часа в год. Набор детей свободный, формы занятий групповые и по подгруппам. Количество обучающихся в группе 10-12 человек Занятия проводятся по 6 учебных часов в неделю с сентября по май, из них 2 часа с группой и 4 часа по подгруппам. Продолжительность занятий 2 академических часа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Для успешной реализации программы необходимо наличие следующих условий:

- наличие теплицы с комнатными растениями;

- наличие учебно-опытного участка с отделами овощных культур, цветочно-декоративных растений, коллекционного, дендрария, сада;

- наличие живого уголка с большой разновидностью птиц, рыбок, кроликов, морских свинок и т.д;

- оборудование для работы в теплице, учебно-опытном участке;

- раздаточный материал для проведения практических работ;

- коллекция овощных культур, выращенных на учебно-опытном участке;

- коллекция семян овощных растений;

- коллекция семян дикорастущих растений;

- коллекция удобрений;

- коллекция насекомых вредителей;

- коллекция семян для подкормки зимующих птиц;

- коллекция почв;

- гербарии;

- таблицы;

- учебная литература;

- тетради, линейки, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, клей и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

пп

Разделы

Всего

часов

Теорет.

знания

Практич.

работа

Экскур.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Вводное занятие

Компоненты природы

Преобразующая роль человека

Экологические проблемы

Многообразие жизни

Осень в природе

Зеленая архитектура

Природа и люди

Красная книга

Птицы нашей местности

Уголок живой природы

Весенние явления

Валеология как наука

Весенние работы на УОУ

Фенологические наблюдения

Итоговое занятие. Оформление

дневников фенологических

наблюдений и опытнической работы.

                                            Итого

6

18

6

6

24

6

6

24

18

12

18

18

18

18

6

12

216

2

6

2

2

8

2

2

8

6

4

6

6

6

6

2

4

72

-

8

4

-

12

4

4

12

12

4

12

12

12

12

4

4

120

4

4

-

4

4

-

-

4

-

4

-

-

-

-

-

4

28

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
     ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

пп

Разделы

Всего

часов

Теоретич.

знания

Практич.

работа

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное занятие

Здоровый образ жизни

Природный комплекс геосферы

Береги здоровье смолоду

В гармонии с природой

Многообразие растений

Мир животных

Итоговое занятие

                                Итого

6

30

24

42

48

42

18

6

216

2

10

8

14

16

14

6

2

72

4

20

16

28

32

28

12

4

144


К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-Что такое экология и валеология. и фенология.: приметы природы, помогающие предсказать погоду. Метеозависимость состояния здоровья  при изменении погоды.

-Природа Смоленского края. Основные древесные породы, кустарники и травянистые растения леса; лекарственные растения леса, луга, огорода; правила их сбора и применения.

- Название деревьев, кустарников, декоративных травянистых растений, используемых в озелени улиц, городов, сел.

- Наиболее распространенные животные смешанного леса (названия, повадки, взаимосвязи с другими животными, а так же с растениями.

- Экологические проблемы и пути их преодоления. Экологическая тропа на СЮН.

  Экология городов и сел Смоленского края.

- Основные правила поведения на природе. Повадки животных и птиц.

- Законы биосферной нравственности и экологической культуры.

- Основы технологий здоровьесбережения.  Направления программы самоорганизации.

- Страницы Красной  Книги, роль ее в охране природы родного края.

                   ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

- Определять растения по внешнему виду по коре, гербариям, описанию, плодам.

- Оформлять гербарии, определители, альбомы, дневники опытов.

- Составлять таблицы, схемы, выполнять практические работы.

- Проводить простые опыты и задания с овощными и комнатными растениями.

-Составлять объемные и плоские композиции из природного материала.

- Работать с картой и компасом. Составлять простейшие планы и карты местности.

- Работать со справочной литературой.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»    ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема №1

Вводное занятие

Теория. Итоги второго года обучения по основным направлениям программы. Результаты и достижения. Знакомство с планом работы. Перспективные задачи.

Практика. Экскурсия по разделам учебно-опытного участка. Живой уголок, тепличный комплекс и лаборатория.

Тема №2 Земля и небо.

Теория. Современный взгляд на происхождение планет. Сравнительная характеристика небесных тел. Карта звездного неба северного и южного полушарий. Солнце – источник тепла и света. Комическая эра России («ВОСТОК»). Ю.А. Гагарин.

Практика. Экскурсия в планетарий. Определение сторон горизонта по Солнцу, Полярной звезде, гномону, местным признакам. Годовое вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Сравнительная характеристика времени года на Земле и на других планетах. Космический ринг «Путь к звездам».

Тема №3

Планы и карты.

Теория. Глобус и карта. Полюса магнитные и географические. Градусная сетка и географические координаты. Климатические пояса и природные зоны. Географическая характеристика Смоленского края

Практика. «Путешествие» на полюса с известным российским мореплавателем Федором Конюховым. Разработка маршрутов топографических карт. Работа по карте с географическими координатами. Игра по карте «Найди объект».

Тема №4

Мир детства.

Режим дня школьника. Умение организовывать свой труд и отдых. Организм человека, системы его органов. Режим питания. Физические упражнения и здоровье.

Практика. Валеологическая викторина «Факторы долголетия». Отчеты по дневникам самоорганизации. Оформление альбома «Страна здоровья». Составление овощного меню (продукты полезные…и вкусные, но не полезные).

Тема №5

Тропами природы.

Теория. Удивительный мир растений. Разнообразие растительности в природе и на учебно-опытном участке. Разработка постановки опытов. Комнатные растения и правила ухода за ними. Целебные свойства овощных растений.

Практика. Путешествие по материкам «Растения экзоты». Постановка опытов и ведение дневников. Вегетативное размножение комнатных растений и открытие экомагазина «Флора». Собеседование «Овощи – источник витаминов, углеводов и др. питательных веществ».

Тема №6. Лес и человек.

Теория. Лес – система жизнеобеспечения планеты, сохраняющая воду, воздух, климат и все живое. Лесное сообщество – многоорганизменая форма жизни, включающая живое и неживое. Леса России – легкие планеты и своеобразные регуляторы водного и воздушного режима. Ярусность.

Практика. Конкурс рисунков «Защитим лес от пожара». Беседа «Стихийные бедствия (наводнения, пожары, таяние ледников) – следствие нерегулируемой  вырубки лесов. Экскурсия «Лес – мир добра и чудес». Акции: 1) Зимующие птицы. 2)Скворцы прилетели.

Тема №7.

Лекарственные растения.

Теория. Лечебные свойства комнатных растений. Правила сбора луговых лекарственных растений. Народная медицина на страже здоровья. Одуванчик, цикорий, кипрей и блюда из них. Зеленый мир на полках аптеки.

Практика. Аукцион знаний «Растения и здоровье». Кроссворд «Венок из трав». Мини-сочинение «Бабушкины рецепты». Защита проектов «Здоровье от природы»

Тема №8

Природа Смоленского края.

Теория. Наша малая родина на карте России. Климат и природа. Национальный парк «Смоленское Поозерье». Растительность и животный мир края. Знаменитые земляки.

Практика. Изучение карты Смоленской области. Деревья и кустарники лесов и болот. «Путешествие по карте» (реки и озера). Викторина «Природа нашего края». Вальс Грибоедова (музыка и природа)

Тема №9. Экология и здоровье человека.

Теория. Экологическое мышление, сознание и культура. Экология и валеология. Факторы сохраняющие здоровье. Оздоровительные силы природы. Закаливание и средства двигательной направленности. Роль подвижных игр на свежем воздухе.

Практика. Защита проекта «Папа, мама, я – здоровая семья». Работа с картой по изучению одаренности обучающихся. Гигиена как наука. Гигиена зрения. Определяем запас резервных сил (тест). Игры на местности по картам (найди «клад»)

Тема №10.

Охрана природы и ресурсосбережение.

Теория. История образования законов. Организация государственных заповедников. Заказники и национальные парки. Памятные природные места. Активная гражданская жизненная позиция юннатов по охране и защите природы. Ресурсосбережение – наша задача.

Практика. Защита проектов «Родина подобна могучему дереву…». Реки и озера родного края. Рассказы по теме «Обитатели Смоленских лесов». Игра «Кто, где живет?» Конференция по страницам книг «Редкие и исчезающие растения и животные». Эколого-валеологический проект «Не навреди природе Смоленского края»

Тема №11

Фенологические наблюдения.

Теория. Зависимость времени года от высоты Солнца. Изменения в природе. Условия необходимые для пробуждения почек. Весеннее передвижение питательных веществ по стеблю древесного растения и защита берез. Фенологические явления и взаимосвязь с ними весенних работ.

Практика. Ведение дневника наблюдений. Конкурс первого стихотворения «Распустилась верба, зацвела черемуха…» Акция «Скворцы прилетели» (изготовление домиков для птиц). Экологический десант «Земля должна быть чистой».

Тема №12.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

Теория. Структура и состав почвы. Докучаев – основоположник науки о почвах. Агротехника и урожай. Исторические аспекты земледелия. Виды удобрений. Плодородие и факторы его улучшения.

Практика. Органические и минеральные удобрения. Распознавание удобрений. Правила работы с инструментами и техника безопасности. Планировка участка. Контрольные и опытные делянки.

Тема №13

Опытническая и исследовательская деятельность.

Теория. Методика закладки опытов. Планирование результатов. Средства защиты растений от погодных явлений и вредителей. Овощеводство и полеводство – основа земледелия. Понятие урожайности.

Практика. Постановка и проведение опытов с овощными растениями. Контроль и опыт. Сортоиспытание перцев, томатов, капусты. Изучение сортов и ведение дневников опытов. Влияние на увеличение урожайности внесения органических и минеральных удобрений, «Байкал».

Тема №14

Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов работы. Перспективные планы.

Практика: Юннатский праздник «Здравствуй, лето»

                                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятий по программе «Природа и здоровье человека» третьего года обучения

Тема работы

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Водное занятие

                   6ч

Итоги и планы работы

                                    2ч

Экскурсия на станцию

Юннатов        2+2ч

2

Земля и небо

                    12ч

Карта звездного неба 2ч

Первые ориентиры    2ч

                                   

Экскурсия в планетарий

                               2+2ч

Годовое движение

Солнца по небу    2+2ч

3

Ориентирова-

ние на местности

                   18ч

Полюса Земли          2ч

Градусная сетка       2ч

Широты и долготы  2ч

Путешествие на полюса

                              2+2ч

«Мы берем с собой в

дорогу…»             2+2ч

Снаряжение и приборы

                              2+2ч

4

 Мир детства

                    12ч

Твое здоровье           2ч

Учись учиться          2ч

Страна здоровья  2+2ч

Дневник контроля 2+2ч

5

Опытническая работа

                     12ч

Комнатные растения 2ч

Овощные растения    2ч      

Дневники опытов      2+2ч

 Сортоиспытание редиса                              2+2ч

6

Лес и человек 24ч

Лесное сообщество  2ч

Травоядные и хищники2

Царство птиц                2ч

Ярусы растений            2ч

Сохраним леса      2+2ч

Лосиной тропою   2+2ч

Перелеты через широты

                                2+2ч

Ядовитые и съедобные

Грибы                    2+2ч

7

Зеленая аптека 30ч

Лекарственные растения

                               леса 2ч

 Луговые травы            2ч

Народная медицина    2ч

Здоровье от природы 2ч

Лекарственные сборы 2ч

Аукцион знаний 2+2ч

Кроссворд «Венок из трав»

                              2+2ч

Бабушкины рецепты 2+2ч

Защита проектов       2+2ч

Правила сбора трав  2+2ч

8

Тропами исследователей

                                        12ч

Неживая природа 2ч

Живая природа     2ч

Ведение календаря погоды

                                   2+2ч

Зарисовка почек       2+2ч

9

Весенние явления 12ч

Изменения в природе 2ч

Эк. проект «Земле – защиту»                      2+2ч

«Скворцы прилетели» 2+2

Экологический десант 2+2

10

Работа на УОУ       18ч

Структура и состав почвы 2ч

Агротехника и урожай       2ч

Земледелие                           2ч

Виды удобрений          2+2

«Секатор и другие…» 2+2

Планировка участка     2+2

11

Учебно-опытная работа  18

Методика опытов                2ч

Средства защиты растений 2ч

Овощной отдел                    2ч

Контрольная и опытная

делянки                         2+2

Фитоспорин, корневин. 2+2ч

Изучение сортов          2+2

12

Здоровьесберегающие

технологии                  12ч

Сохранение здоровья       2ч

Здоровый образ жизни    2ч

Физический комплекс 2+2

Умения и навыки         2+2

14

Охрана природы         24ч

Законы конституции 2ч

Берегите животных   2ч

Красная книга            2ч

Ресурсосбережение   2ч

Беречь природу – охранять

Родину                           2+2

Игра «Кто где живет?» 2+2

Редкие и исчезающие рас-

тения                              2+2

Проект «Не навреди!»  2+2              

15

Итоговое занятие         6ч

Юннатский праздник 2ч

Летние задания             2+2


                  ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

- Основные законы географической оболочки

- Зависимость состояния здоровья человека от природной среды

-Взаимосвязь понятий природа – наш дом

- Методику  проведения опытов

- Планеты Солнечной системы и звездные ориентиры

- Экологические проблемы и пути их решения

- Технику безопасности при работе с инструментами

- Основные правила заготовки природного материала

- Приемы работы с природным материалом

- Пути охраны окружающей среды от загрязнения

- Условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие

   возникновению болезней

                 ОБУЧАЮЩИЕССЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

- Определять источники загрязнения окружающей среды

- Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем

- Ориентироваться на местности и измерять расстояние

- Вести наблюдение за состоянием погоды

- Проводить наблюдения за птицами

- Изготавливать кормушки и птичьи домики

- Проводить опыты с растениями и добиваться желаемого результата

                ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ        

1. Воспитание личности в коллективе- М : Центр «Педагогический поиск»

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2000

3. Гниловский В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь, СКИ, 1974

4. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1986

5. Атрохин В.Г. Лесная хрестоматия.

6. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях.- М : Детская литература, 1987

7. Петленко В.П. Валеология человека. Петрос, 1996

8. Шмаков С. От игры к самовоспитанию. М., 1993

9. Краеведение. (под редакцией А.В. Даринского. – М., Просвещение, 1987

          ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Мы изучаем лес. (составитель В.А. Самкова) – М . 1993

2. Лечение лекарственными растениями в народной медицине. –Майкоп: Адыгейское книжное издательство. 1992

3. Беликов Г. Занимательное путешествие. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство.

4. Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищи, туристская

  группа в походе, обеспечение безопасности.

5. Шмаков С Досуг школьника. – Липецк. 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по формированию здоровья детей дошкольного возраста "Здравствуй"

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Учебно-методический материал "Беседы о здоровье человека"

Беседа №1. “Твое здоровье”Цель:  Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативн...

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...