урок в разделе Генетика. 10 класс. Статистический характер явлений расщепления. (Законы Менделя)
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме

Дзюба Ольга Валериевна

урок для 10 класса средней школы. Повторение 1 и 2 законов Менделя, основных терминов генетики.  Урок можно использовать  в самом начале изучения раздела "Генетика". В ходе урока обсуждаются  существенные и несущественные признаки, теория вероятности, вклад некоторых ученых в развитие генетики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы учителя

Действия детей

Оборудование, слайды

Время

Приветствие обучающихся.  Здравствуйте дети! Представление себя ( я -Иванова Ольга Валериевна). Сегодня наш  урок в системе тем «Генетика». Нам предстоит вспомнить основные понятия генетики и поработать с ними.

Здороваются, садятся по  4 группам

Слайд «тема урока» на партах для каждой группы  по 3 таблицы №1,  одна таблица №2 ручки,   по 3 «подсказки»  (формулировки законов  Менделя)

Готовясь к уроку, я нашла курьезный случай, датируемый 18 веком. «Граф Орлов подарил шестерку орловских рысаков в яблоках любимой актрисе. Через 2 года кобылицы родили 3х жеребят. Актриса очень расстроилась, и отправила гневное письмо, в котором  обвинила графа, что его лошади беспородные, так как   «жеребята не в яблоках, а просто серые!».

Граф же, посмеявшись, отправил ей дагерротип (фотографию), где он стоит рядом с серыми жеребятами и белыми взрослыми лошадьми. Только через 2 года она поняла, что он хотел этим сказать».

Слушают , смотрят

Слайд 2  «прогулка императора»

Наша с вами задача, разобраться в закономерностях, которые всю жизнь нам преподносит генетика – наука, где воля случая играет с нами в рулетку, а не просто роняет бутерброд маслом вниз или вверх.

Слайд 3 «кубики»

Давайте вспомним, что вам известно об основах генетики, основываясь на законах Г.Менделя и сформулированных им по результатам  моногибридного скрещивания. (посмотрите таблицу №1 на партах и заполните её).

  В таблице нужно записать возможные генотипы растений гороха (по гену  цвета семян) и соответствующие законы Менделя. У вас 5 минут.

 Слайд 4, 5 ,6 (повторяются пока идет работа с таблицей)

3 таблицы №1 на каждую группу

Когда вы заполните пустые клеточки, поднимите руки.

 Всё ли вы вспомнили, работая с таблицей?

Выдаю проверочную таблицу. Проверьте себя.

Смотрят, заполняют, групповое обсуждение.

Поднимают руки. Получают таблицы, сравнивают, исправляют.

При проверке  - слайд 7 «закономерности наследования»

 Мы сейчас вспомнили то, что вы уже знаете, а теперь Сформулируйте и запишите вопросы, на которые вам хотелось бы узнать ответы на этом уроке.  Время 3- 5 минут.

Пишут, обсуждают

Слайд 8 ?

Студенты сельхозакадемии  летом вырастили горох. Пока везли семена в Лабытнанги, потеряли рабочие заметки. Пожалуйста, помогите нам сделать отчет о количестве и генотипах выращенного гороха.

Инструкция: посчитайте горошины, разделите по цвету,  запишите данные в таблицу в строке вашего опыта. Попробуйте записать генотипы семян (зародышей растений) по гену цвета, определите тип расщепления и закон,  его подтверждающий. У вас 6 минут.

Считают горошины, записывают данные в таблицу.

 Один из группы, выходит к доске  записывает  и говорит  результат.

Слайд «таблица отчета»

Диалог: Почему невозможно точно определить законы расщепления при малом количестве гороха? Я спрашиваю – дети отвечают.

  Если, представитель  группы утверждает что можно – контраргумент.  У 2-8% мужчин встречаются разные виды дальтонизма (цветовой слепоты), а у женщин только с вероятностью 1/24000, так как это чрезвычайно редкое проявление признака. В Индии за год родилось 4 девочки с этим заболеванием, а в княжестве Монако  ни одной. Значит ли это, что жители Монако не несут гена дальтонизма? в Индии за год родилось 100000 девочек, а в Монако всего 31000 населения.)

Диалог.

Возможно ли определить генотип по признаку цвета горошин  в период роста гороха?

Когда это можно сделать?  (только после полного созревания семян).

Отвечают, диалог

Вы составили отчет  по данным экспериментов. Что вы можете сказать о результатах вашего отчета? 

Чем больше число потомков, тем вернее можно увидеть расщепление, четче результат исследования.

Отвечают, диалог

Теперь прочтите текст о закономерностях наследования.  Плюс поставьте  напротив того, что вы уже знаете, минус напротив того, о чем  вам ранее было неизвестно, знак вопроса напротив тех утверждений, который вам непонятны, или вы не можете с этим согласиться.  У вас 6 минут.

Читают, отмечают, обсуждают в группах.

Слайды №11,12

Слайды № 11, 12

Сегодня мы с вами узнали о роли статистики в  генетике. Вы  многое вспомнили и узнали кое-что новое. Это делает человека наблюдательным… THINC AGAIN .   (задумайся!) Постарайтесь найти ответы на те вопросы, на поиск которых сегодня, возможно, не хватило времени.

Ребята, вернемся к графу  Алексею Орлову и подумаем о  масти новорожденных жеребят. Кто же ответит на вопрос об окраске жеребят?

Почему актриса простила его со временем?

Слушают

отвечают

Слайд «лошади»

Рефлекия  (по желанию обучающихся)

Для меня новым было…

Я узнал…

Мне понравилось в уроке….

С какими эмоциями вы уходите с урока?

 Как вы оцениваете своё участие в работе?

 Как вы оцениваете свои знания по теме?

 (До 1,5 года сплошной серый, потом начинает седеть во многих местах, очагах, появляются сначала маленькие пятна, потом крупные, которые с возрастом сливаются и получается светлая (седая) лошадь).

отвечают

Домашнее задание. Подбросить  2 монетки не менее 50 раз. Посмотреть и записать  закономерность. Сравнить  результаты в классе.

Открытая творческая задача. Человек – дальтоник решил выращивать Менделевский горох. Какова вероятность изменения расщепления 3:1 если он не будет производить отбор по цвету семян в течение 10 лет? ( При условии, что объемы производства будут стабильны).

Спасибо за  работу.  До свидания.  С вами было интересно работать.



Предварительный просмотр:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Формирование характера Петра Гринева"

Презентация помогает проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Развивает образное мышление, творческие способности, умение обобщать материал, выражать свое мнение....

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме : "Генетические опыты Г. Менделя".

Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме : "Генетические опыты Г. Менделя"....

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...