Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_Zhenskie_ukrasheniya.doc41.5 КБ
Office presentation icon Kopiya_kostum.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

2 класс, 3 четверть

Тема: ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения

Задачи:

  1. Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.
  2. Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.
  3. Учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
  4. Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.

Задание: украшение кокошников

Оборудование для учащихся: гуашь, цветная бумага, рабочая тетрадь для 2 класса «Уроки творчества»

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: презентация «Женские украшения», изображения сказочных принцесс, варианты украшения кокошника.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урок

Создание проблемной ситуации

  1. У меня в раках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)
  2. Что это такое? (украшения)
  3. Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)

Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.

 

  1. Изучение нового материала
  1. Формирование художественных знаний
  1. Для чего люди использовали украшения?

Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине.

Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин. 

  1. Посмотрите в тетради рисунки девичьих и женских головных уборов. Чем они отличаются?

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.

Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.

Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.

  1. Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.

Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

  1.  К  нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они

Высока, стройна была,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело. (мачеха)

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,

Лью я слезы постоянно,
Ведь Я - царевна ...
(Несмеяна.)

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна (Снежная королева)

  1. Почему они выбрали такие украшения?
  2. Как украшения передают их характер?
  3. Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? (линия, цвет)

В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки и т.д.

  1. Рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс – времен года, угадайте, кто они?
  1. Формирование практических умений
  1. Догадайтесь, кокошник для какой принцессы вам предстоит украсить

ЗИМА: МОРОЗ, СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, СНЕЖИНКИ

ВЕСНА: РУЧЕЙКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ, СОЛНЦЕ.

ЛЕТО: ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ.

ОСЕНЬ: ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ, УРОЖАЙ.

  1. Прежде, чем украшать головной убор, сначала нужно его вырезать из сложенного вдвое листа бумаги.
  2. А сейчас попробуйте сами украсить кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, веток, листьев…), ленты… (образцы кокошников)

4. Подведение итога урока

Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.

  1. Угадайте, для кого украшен головной убор?
  2. Какой характер у хозяйки этого кокошника?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".

Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Методическая разработка урока по теме: "Выражение намерений через украшение"

Урок изобразительного искусства для 2 класса. Тема урока: «Выражений намерений через украшение». Урок находится в разделе «О чем говорит искусство». В этом разделе дети знакомятся с тем, что иск...

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....

Тема «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов».

Тема: «Выражение намерений через украшение». «Морской бой царя Салтана и пиратов»....


 

Комментарии

Урок понравился. И материал чудесно подобран. Не сомневаюсь, что и детские работы получились.
Гридина Татьяна Теодоровна

Елена Валерьевна,прекрасный урок! Обязательно воспользуюсь!

Спасибо за оценку!
Шмыгова Ольга Викторовна

Елена Валерьевна, спасибо за замечательную разработку урока и презентацию к уроку по программе Б.М.Неменского "Выражение характера человека через украшения". замечательный материал презентации, великолепный зрительный ряд.спасибо! С удовольствием пополнила данной разработкой свою методическую копилку.
С уважением, учитель ИЗО МБОУ НШ-ДС №13, Шмыгова Ольга Викторовна.