Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения в работе органов кровообращения
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Выборная Надежда Дмитриевна

узнать, какие сердечно-сосудистые заболевания распространены. как оказать первую медицинскую помощь. опрделить факторы, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Нарушения в работе органов кровообращения.

Цели урока:

Выявить причины, которые могут привести к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Задачи урока:

  1. Обучающие: расширить знания учащихся о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и о влиянии алкоголя и никотина на сердечно-сосудистые заболевания, рассказать о роли тренировки сосудов и сердца для профилактики заболеваний и сохранения здоровья;
  2. Развивающие:  научить мыслить логически, развить умение обобщать знания иделать выводы;
  3. Воспитательные: воспитание внимательного отношения к здоровью, стремления к здоровому образу жизни..

Оборудование: презентация урока по теме «Гигиена ССС»,  ПК, проектор.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Межпредметные связи: экология, история.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Интеллектуальная разминка: биологические загадки.

Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает,

Кто с биологией знаком, тому загадки нипочем,

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

1. Вмиг связаться с кислородом 2. Этот орган кровь качает,

Может только он один. Орган главный, каждый знает,

Он « живет» в эритроцитах. А внутри есть клапан-«дверца»,

Как зовут? (Гемоглобин). Что  за орган? Это - … (сердце).

3. Повторяем вновь и вновь:

Кислород разносит … (кровь).

  1. Слова – перевертыши: вообщеракроние (кровообращение), неыв (вены), теариир (артерии), лялптрыка (капилляры).

(Учащиеся разгадывают загадки и называют определения понятий, а на экране появляются изображения отгаданных слов).

Словарная работа:

1/ Гемоглобин – особый белок, в состав которого входит железо.

2/ Сердце – четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека.

3/ Кровь – жидкая соединительная ткань.

4/ Кровообращение – непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов.

5/ Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

6/ Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям тела.

7/ Капилляры – мельчайшие кровеносные и лимфатические сосуды, образующие густую сеть, которая пронизывает органы и ткани тела.

– Мы продолжаем с вами говорить об органах кровообращения человека.

Вы все знаете об основных правилах личной гигиены с самого раннего детства. Соблюдаем мы или нет- дело каждого. Ведь мы сами для себя решаем, стоит ли мыть руки перед едой, ухаживать за полостью рта и за зубами, проветривать ли комнату перед сном. Это же касается и гигиены сердечно-сосудистой системы. Именно от  работы сердца и проводимости сосудов во многом зависит наше здоровье. И потому следить за этой сложной и очень объемной системой организма необходимо тщательно и регулярно. Начнем с того, что работа сердца не останавливается ни на минуту с самого нашего появления на свет.

А как вы понимаете, что такое гигиена?

  1. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья (по словарю Ожегова)`
  2. Наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм человека и разрабатывающая меры сохранения здоровья (Малый академический словарь)

Гигиена ССС- способность человека поддерживать здоровье своего сердца на достаточно высоком уровне благодаря разумным физическим нагрузкам и здоровому образу жизни.

Тема сегодняшнего урока звучит так: «Гигиена сердечно-сосудистой системыНарушения в работе органов кровообращения»

Цели урока:

3/ Целеполагание: что бы вы хотели узнать на уроке? (идет запрос цели):

Знать:

Уметь:

4/ Изучение нового материала.

II.Изучение нового материала

Учитель:

Среди многих причин преждевременной смерти жителей нашей планеты основной причиной являются заболевания сердечно - сосудистой системы. На сегодняшний день-это проблема  всего человечества.

Ежегодно от болезней сердца умирают около 17 миллионов человек, что составляет примерно 29 %  всех случаев смерти. 

Учитель: Какие же заболевания сердечно - сосудистой системы являются самыми распространёнными? (беседа)

Сердечно-сосудистые заболевания сердца-причины возникновения, первая помощь. (сообщения ребят)

Атеросклероз- Избыток жиров и холестерина приводит к атеросклерозу поражение артерий, при котором на их внутренней поверхности возникают многочисленные бляшки, содержащие большое количество жировых веществ (холестерина)

Возникновению атеросклероза способствует  артериальная гипертония, курение, повышение уровня липопротеидов в крови, сахарный диабет, ожирение, низкая физическая активность и пожилой возраст, генетическая предрасположенность к преждевременному склерозу.

 Инфаркт миокарда – острое заболевание сердечной мышцы (миокард), в основе которого лежит нарушение проходимости одной из венечных (коронарных) артерий сердца, пораженных атеросклеротическим процессом

При инфаркте миокарда следует оказывать следующую первую помощь:

•        строжайший покой (любая физическая нагрузка ведет к дополнительной нагрузке на  сердце);

•        горизонтальное положение (ослабляется нагрузка на систему кровообращения), причем несколько приподнимается верхняя часть туловища, что облегчает пострадавшему дыхание;

•        сохранение спокойствия (проявление любых признаков волнения, страха, лихорадочности беспокоит и угнетает и без того испытывающего боль пострадавшего)

•        запрещение приема жидкости (возможность захлебнуться при потере сознания, нагрузка на кровообращение в результате наполнения желудка);

•        немедленный вызов врача (скорой помощи), никаких попыток самолечения;

•        при остановке сердца (потере сознания, неощутимом сердцебиении, отсутствии дыхания) начать искусственное дыхание и массаж сердца;

•        расстегнуть стесняющую дыхательные пути одежду, открыть доступ свежему воздуху.

Инсульт – это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг).

Основной причиной инсульта может стать гипертоническая болезнь – заболевание, характеризующееся повышением артериального давления крови (АД).

Первая помощь при инсульте:

•        удобно уложить больного на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду, голову повернуть набок, чтобы не западал язык;

•        очистить  полость рта и дыхательные пути от рвотных масс;

•        осторожно положить грелку с горячей водой к ногам. При геморрагическом инсульте следует приложить грелку со льдом к голове. При этом лед прикладывается к части головы, противоположной пораженной конечности;

•        срочно вызвать врача (скорой помощи). Эвакуация проходит только в лежачем положении и только с медработником.

 Причины заболевания органов кровообращения.

  • Работа сердца. Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд. раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 г, а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм.
  • При одном  ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200 г на высоту 1 м. За 1 мин сердце подняло бы этот груз на 70 м,  т. е на  высоту  20 этажного дома
  • В сутки сердце делает 100 тысяч ударов,  за год – почти 40 миллионов ударов, а за 70 лет 25 млрд.
  • Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 ч удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (240м), а за месяц на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848 м)!

Проблемный вопросы к учащимся

Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми?

Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои?

В чем причина заболеваний органов кровообращения?

Ученик. Научно-техническая революция, автоматизация и механизация труда привели к гиподинамии, т. е. недостатку движений, что отрицательно сказывается не только на состоянии сердца и сосудов, но и на общем состоянии и настроении человека.

Кроме того, отрицательно сказывается на состоянии и функционировании сердечно-сосудистой системы такие пагубные привычки, как:

* избыточное, несбалансированное питание;

* курение;

* употребление алкоголя.

Немаловажным отрицательным фактором являются стрессы, чрезмерные психические нагрузки.

Заслушаем ряд сообщений, подготовленных учащимися.

  1. Вредное влияние гиподинамии.

Ученик. Гиподинамия – ограничение физической подвижности. С чем это связано? На производстве труд человека заменили машины, за работой которых он просто следит. В быту электричество, газ, водопровод, бытовая техника освобождают людей от тяжелых домашних дел.

Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лифт избавляют человека от длительного хождения. А в итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором…

В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека от горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150-200 м или немного пробежать, как у него повышается сердцебиение, появляется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму.

В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы, происходят и другие нарушения.

Учитель: И так к каким последствиям приводит еще гиподинамия?

Учащиеся: При недостаточной двигательной нагрузке истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь. Здесь он оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются.

Учитель: Потерявшая эластичность стенка не может при необходимости расширяться, и поддержание нормального артериального давления крови в сосудах затрудняется.

Учитель: Как нам избежать таких последствий малоподвижного образа жизни?

Учащиеся: Чтобы избежать последствий малоподвижного образа необходима физическая нагрузка.

Учитель: При физической нагрузке обмен веществ  в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ в клетках и тканях организма. А значит и усиливается работа сердца.
Усиление сердечной деятельности может произойти за счет увеличения частоты сердечных сокращений, так и за счет выброса большего количества крови при каждом сокращении.
Сердечная мышца человека, занимающегося спортом, более натренирована по сравнению с сердечной мышцей человека, ведущего неактивный образ жизни.

Практическая работа

– Сейчас, мы выполним небольшое задание, с помощью которого определим тренированность вашего сердца.
Дл этого нам потребуется определить пульс, в положении сидя, прощупав артерию в области запястья подсчитав удары.
Теперь выполним 10 приседаний, и вновь определите ваш пульс. 
С помощью формулы, определите тренированность вашего сердца.

Если, Т < 30% – тренированность сердца хорошая, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении. Вы молодцы!
Т = 38% – тренированность сердца недостаточная. Нужно обратить внимание.
Т > 45% – тренированность  низкая, сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений.

Учитель: Никакие  лекарства и процедуры не могут заменить благотворного воздействия на организм физической нагрузки. И это касается любого возраста. Если вас не устраивает активный спорт, делайте хотя бы зарядку по утрам. Хорошую разрядку дают работа на садовом участке, туристические походы и поездки за город. Но, а если вы всерьез решили занять тренировкой своего сердца, то вам необходимо соблюдать следующие правила.
Давайте  выясним эти правила тренировки сердечной мышцы  с помощью учебника на стр. 193,$ 47.

Учащиеся:

  1. Нетренированный человек не должен сразу приступать к большим нагрузкам. (Это приведет не только к утомлению мышц, но и к кислородному голоданию, а сердце очень чувствительно к недостатку кислорода).
  2. Слабые нагрузки тренировочного эффекта не дают. Поэтому нагрузка должна не только постепенно наращиваться, но и правильно дозироваться.
  3. Правильное соотношение работы и отдыха.

Учитель: Поразительна выносливость сердца. Тренированный человек может, например, за 2 часа подняться на несколько километров в гору или проплыть большое расстояние. Но возможности работы сердца не беспредельны, даже у тренированного человека. Вот исторический пример. Почти 2500 тыслет тому назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за три часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили» – упал замертво. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения. Это еще раз нам показывает, что необходимо правильное соотношение работы и отдыха.

  1. Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему.

 Можно предположить, что в результате тренировки сердце крепнет, становится больше и сильнее. Это действительно так, но далеко не всегда увеличение массы сердца говорит о его выносливости и высокой работоспособности. Алкогольные напитки,  включая пиво, нарушают кровообращение внутри сердечной мышцы, что нередко приводит к постепенному замещению мышечной ткани на соединительную. В ней откладывается большое количество жира, в результате масса сердца становится очень большой. В народе его ещё называют «бычьим сердцем», но несмотря на внушительные размеры, работоспособность  такого сердца низка. Ведь увеличение массы сердца происходит за счет ткани, которая  сокращаться не может. Несмотря на свою подчас значительную величину, такое сердце обладает малой мощностью и подвержено различным заболеваниям.

Злоупотребление алкоголем приводит к избытку  уровня холестерина в крови, повышается кровяное давление, сердечная мышца-миокард ослабляется,  дегенерирует,  что приводит к инфарктам. Алкоголь повышает частоту сердечных сокращений.  Кровь буквально «проскакивает» через желудочки, которые не успевают вытолкнуть ее с должной силой. Это также приводит к ухудшению снабжения кровью отдаленных от сердца участков тела — конечностей.

Почему опьяневшим кажется тепло на морозе и у них притупляется чувство боли?

Алкоголь нарушает нервную регуляцию сосудов, они расширяются и на морозе не сужаются. Человеку кажется, что ему тепло, в то время как происходит интенсивная отдача тепла, и он замерзает.

 Алкоголь также приводит к ухудшению питания ткани сердца и нарушает использование кислорода тканями в процессе тканевого дыхания, что способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний (на рисунке 3 показано сердце здорового человека и алкоголика).

 

Рис. 3. Сердце здорового человека (слева) и алкоголика (справа).

  1. Влияние табака на сердечно-сосудистую систему.

Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет.

Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков – «перемежающаяся хромота», которое сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности.

Никотин оказывают на функцию сердечно-сосудистой системы неблагоприятное воздействие. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления, напряженной работе мышцы сердца.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курение увеличивают содержание адреналина в крови.

Обнаружено, что никотин усиливает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокарда вдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих.

Иными словами, курение – это фактор риска развития болезни сердца

  1. Ожирение.

В числе причин, способствующих появлению сердечно - сосудистых заболеваний, следует назвать ожирение. Избыточная масса тела и ожирение отмечаются в настоящее время у значительной части населения экономически развитых стран.

Какая еда может навредить сердечно - сосудистой системе?

Почти каждый тучный человек потенциально сердечный больной.  При избыточном питании разрастается соединительная  ткань и в ней откладывается жир, вследствие чего сердце иногда значительно увеличивается в размерах.приводящее к целому ряду различных заболеваний.

В своём суточном рационе человек должен иметь больше овощей, фруктов, молочных продуктов и меньше углеводов, которые способны превращаться в жир, а также меньше самих жиров. 

  1. Влияет стрессов на сердце и сосуды      

 ХХI век – век огромных скоростей. Не каждому человеку удается успевать за жизнью, его часто подстерегают стрессы.   

Исследования НИС позволили обнаружить основную связь между сердцем и эмоциями. И стало понятно, как сердце откликается на наши эмоции, мысли. Когда мы испытываем гнев, разочарование, тревогу, неуверенность, ритм сердца становится несогласованным или неровным, связь между сердцем и мозгом прерывается.

Когда человек испытывает отрицательные эмоции, у него выделяется гормон адреналин, сердце начинает биться быстрее, кровеносные сосуды сужаются и давление повышается. Сердце перенапрягается, а если такие нагрузки бывают регулярно, то оно серьезно страдает и может заболеть.

Первая помощь при кровотечениях.

При нарушении целостности кровеносных сосудов в результате ранений, ожогов и некоторых заболеваний- язве, туберкулезе- возникают артериальные, венозные либо капиллярные кровотечения.

Учитель. По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.

Кровотечение бывает внутренним и наружным. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь может изливаться в плевральную или брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный диагноз может поставить только врач.

Ученик. При внутреннем кровотечении пострадавший бледнеет, покрывается потом, дыхание учащается, пульс становится частым и слабым. При появлении таких признаков больного надо уложить или придать ему полусидячее положение, а к предполагаемой области кровотечения (грудь, живот, голова) приложить пузырь со льдом или бутылку с холодной водой.

Учитель. При наружном кровотечении оказывают первую помощь в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным. Как остановить кровотечение в зависимости от того, где появилось повреждение, - об этом вы узнаете по ходу выполнения практической работы.

Практическая работа « Приемы остановки кровотечения».

Цель работы: научиться распознавать виды кровотечений; познакомиться с приемами остановки кровотечений.

Ход работы.

Работу учащиеся выполняют по группам, задание на столах.

Каждой группе были предложены ситуации с повреждением кровеносных сосудов. Ваша задача состояла в том, что вы оценили ситуацию, в которую попытал пострадавший, попытались определить вид раны, кровотечения и предложить способы оказания первой помощи пострадавшему.

 Первая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете? 

- Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края.

  • (  Кровотечение венозное.Высказывают меры оказания первой помощи.)

     Вторая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы. 

    Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете? 

    -(Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.Высказывают меры оказания первой помощи.)

    Третья группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы

    Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете? 

    -(Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.)

    Проверить правильность оказания первой помощи при данных видах кровотечения вы сможете на уроке, используя материал учебника, справочную, литературу, рабочие тетради.

    Предложите план решения проблемы! 

    После обсуждения обучающиеся предлагают алгоритм решения проблемы, который будет применяться при каждом виде кровотечения:
  • Оценить обстановку, где находится пострадавший.
  • По известным признакам определить вид кровотечения.
  • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.
  • Представить свою ситуацию и аргументировать правильность оказания первой помощи.



Вид кровотечения


Признаки кровотечения


Меры первой помощи


Артериальное




Венозное 




Капиллярное




 Решение проблемных ситуаций


Венозное кровотечение


Артериальное кровотечение


Капиллярное кровотечение


* Резаная рана, хорошо виды ровные края. 

* Кровь из раны вытекает темно-вишневого цвета, спокойной струей. 
^По всем указанным признакам данное кровотечение венозное.

* Остановка кровотечения:

Первый шаг – руку поднять вверх, так как по венам кровь движется к сердцу. 

Можно максимально согнуть руку в суставе, подложив валик. Быстро принести аптечку.

^ Второй шаг – наложить давящую повязку и срочно отправить пострадавшего в больницу.

Если в ране находится инородный предмет, то удалять его самостоятельно нельзя. При наложении повязки необходимо позаботиться о его фиксации.

После наложения повязки пострадавшего нужно направить в больницу для первичной хирургической обработки раны и окончательной остановки кровотечения.


* Рана глубокая, колотая.

* Из раны бьет сильная пульсирующая струя ярко-алого цвета. По всем признакам данное кровотечение артериальное.

* Остановка кровотечения. 

Очень опасное кровотечение, так как за короткое время человек может потерять много крови. Действовать необходимо быстро и правильно. 

^ Первый шаг - прижать сосуд пальцами к костям выше ранения, так как артериальная кровь течет от сердца. Можно зажать сосуд в специальный точках прижатия артерий, в этих местах хорошо прощупывается пульс. 

^ Второй шаг – в данном случае можно сильно согнуть конечность, подложив валик.

После этого быстро подготовить все для наложения жгута или давящей повязки и повязки. 

Правила наложения жгута или закрутки:

* Конечность приподнимаем. Накладывать жгут или закрутку выше кровотечения на прокладку из тканей. Ткань защищает кожу от повреждений. 

* Жгут используем резиновый ленточный. Сделав, первый оборот, затягиваем так, чтобы остановилось кровотечение. Если нет жгута используют бинт, ремень, платок, из которых при помощи палки или колышка можно сделать закрутку. 

* Если жгут наложили верно, то кровь из раны не вытекает, 

конечность побледнеет, ниже места кровотечения пульс не прощупывается.

* Пишем записку с указанием времени наложения жгута и помещаем ее под жгут.

* Жгут держим лето до 2 часов, зимой - до 1,5 часов в противном случае произойдет омертвение тканей. При первой возможности жгут снимают, если нет такой возможности, то через 1,5 -2 часа следует немного опустить жгут на 1-2 минуты (до покраснения кожи), а начавшееся вновь кровотечение остановить другими методами (пальцевое прижатие артерии или при помощи марлевого тампона). Затем необходимо снова затянуть жгут.


* Сильная ссадина

* Кровь сочится из раны мелкими капельками. Признаки указывают на то, что данное кровотечение капиллярное. 

* Остановка кровотечения

^ Первый шаг - накладываем давящую повязку.

Второй шаг - после остановки кровотечения кожу вокруг раны обрабатывают йодом, одеколоном; марлей или ватой, смоченной в одной из этих жидкостей, кожу смазывают от края раны. Не следует заливать их в рану, так они повредят ткани в глубине раны, и заживление будет идти медленнее. Затем накладывают стерильную повязку (стерильный бинт, чистый платок из ткани, проглаженный горячим утюгом с двух сторон), не прикасаясь руками к материалу, прилегающему к ране. 

После наложения повязки пострадавшего нужно направить в больницу для первичной хирургической обработки раны и окончательной остановки кровотечения.

Заключение.

Единственная красота, известная мне, - это здоровье.

Г. Гейне

5. Домашнее задание § 47

6. Рефлексия

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Понравился ли вам урок?  

3. Что понравилось?  

4. Что нет?      

5. Что бы вы пожелали себе и товарищам?  

 6. Достигли ли мы цели?    

7.  Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?  

8.  Какая информация показалась вам очень нужной?

7. Итог урока.

Подводя итоги, хочется еще раз обратить внимание всех на то, что здоровье – это не личное дело каждого. Здоровый человек приносить пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека. И нужно постараться, чтобы система стала устойчивой, так как предупредить заболевание проще и дешевле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

урок-проект ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Представляю  урок с использованием одной из форм коллективного учебного проекта в 8 классе на тему «Гигиена сердечно-сосудистой системы» - это заключительный урок в теме «Внутренняя среда о...

Инструктивная карта к уроку по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" 8 класс

Материал может быть использован при проведении урока по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" для учащихся 8 класса...

открытый урок : "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Открытый урок: "Гигиена сердечно-сосудистой системы человека."  Тип урока: изучение нового материала с элементами проектной деятельности....

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

Презентация к открытому уроку "Гигиена сердечно-сосудистой системы" в 8 классе...

разработка урока по теме гигиена сердечно- сосудистой системы

оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, инфарктах и инсультах...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...