Рабочая программа по биологии в 10 классе
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина ; под ред. проф. И.Н.Пономаревой – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012-13_programma_biologiya_10_kl_ponomarev_2ch.docx65.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) линии И.Н.Пономаревой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина ; под ред. проф. И.Н.Пономаревой – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов. По учебному плану 70 часов, а по календарно-тематическому 69 ч., так как один  урок  приходится на праздничный выходной день 8 марта.

Программа направлена на достижение следующих целей:

освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни: для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Программа подготовлена в соответствии с новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников 10 класса по биологии, с учетом регионального компонента и особенностями школы. Структура и содержание программы определены с учетом обучения биологии в школе и достижений биологической науки.

В содержании программы определены системообразующие ведущие идеи:

  • разноуровневая организация жизни;
  • эволюция;
  • взаимосвязь в биологических системах строения и функций организма;
  • многообразие и классификация живых организмов;
  • экологические закономерности.

В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы школы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.

Впервые в школьной практике свойства живой материи рассматриваются на разных уровнях ее организации: биосферном, биогеоценотическом, популяционно-видовом, организменном, клеточном и молекулярном.

 В курсе 10 класса  представлены три уровня, начиная с высшего: биосферный, биогеоценотический и популяционно-видовой. Изложение основ различных биологических наук осуществляется в интегрированном виде, что так же отражает новый подход к обучению биологии, способствуя обобщению ранее изученных знаний и пониманию биологического смысла общих закономерностей жизни.

Требования к уровню подготовки учеников

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; сравнение сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
  • умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

В зависимости от имеющегося оборудования, особенностей класса, с учетом местных условий можно вносить коррективы в планирование учебной деятельности.

РАЗБИВКА  МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.

Содержание (темы)

Количество

Часов

Л/р,

экскурсии

1

Введение в курс общей биологии

9

2

Биосферный уровень жизни

18

Э.№2 «Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу»

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

17

Л.Р. №1 «Приспособленность организмов к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

25

Л.Р. №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов»

Л.Р. №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

Э.№3 «Изучение популяционно-видового разнообразия родного края»

ИТОГО 69 ч.

По учебному плану 70 часов, а по календарно-тематическому 69 ч., так как один  урок  приходится

на праздничный выходной день 8 марта.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Цели

Задачи

Оборудование,

ТСО.

Вид деятель-

ности на

уроке

Примеч

Д/з

Введение в курс общей биологии (9 ч.)

1

04.09.

Введение в курс общей биологии

Ознакомить уч-ся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета

Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный, абстрактный характер.

Убедить учащихся в необходимости знаний общебиологических закономерностей.

Таблицы по общей биологии, научно-популярные книги и журналы

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

2

07.09.

Входной контроль знаний

Провести диагностическую контрольную работу

Иметь представления о степени усвоения  основного материала по биологии в 2011-2012 уч. году.

пк

Письмо

3

11.09.

Содержание и структура курса общей биологии.

Показать значение общей биологии как современной, комплексной науки.

Сформировать учебно-познавательные мотивы.

Показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в жизни человека.

Таблицы по общей биологии

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

§1

4

14.09.

Основные свойства жизни.

Изучить основные свойства жизни

Раскрыть сущность жизни.

Ввести понятие «биосистемы».

Изучить основные свойства жизни.

Показать специфичность взаимоотношений организмов со средой.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

§2

5

18.09

Уровни организации жизни.

Изучить уровни организации жизни

Охарактеризовать уровни организации живого и показать их тесную взаимосвязь.

Конкретизировать примерами уровни.

Сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Сам.раб.

§3

6

21.09.

Значение практической биологии.

Показать значение практической биологии

Дать краткую характеристику истории биологии.

Познакомить с достижениями современной биологии.

Ввести понятия «биотехнология», «бионика».

Показать взаимосвязь науки и практики.

Таб.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

§4

7

25.09.

Методы биологических исследований.

Познакомить с традиционными методами в биологии

Показать роль наблюдения, сравнения, описания и эксперимента в изучении природы. Разъяснить суть моделирования и мониторинга.

Научить применять методы биологических исследований.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

§5

8

28.09.

Семинар «Живой мир и культура».

Показать роль живой природы в развитии культуры

Доказать, что понятие «культура» родилось в процессе познания и преобразования живого мира и природы людьми.

Выяснить, как отражается взаимодействие человека и природы в различных формах культуры.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание Чтение

Отв. на вопр.

Дискуссия

§6

9

02.10.

Обзор пройденного материала.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся

Повторить основные понятия 1 главы.

Провести тематический контроль знаний уч-ся.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Тестир.

Биосферный уровень организации жизни (18ч.)

10

05.10.

Учение о биосфере.

Изложить основы учения о биосфере

Создать представления о биосфере на основе ее главных признаков.

Сформировать знания о структуре, свойствах и границах биосферы.

Познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере.

Таб.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

 

§7

11

09.10.

Биосфера – глобальная экологическая система.

Доказать, что биосфера – глобальная экологическая система.

Создать представления о биосфере, как глобальной экологической системе.

Дать характеристику высшему уровню организации жизни.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

12

12.10.

Функции живого вещества в биосфере.

Изучить функции живого вещества в биосфере

Показать уникальность живого вещества.

Сформировать знания о функциях живого вещества.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

С.29-32

13

16.10.

Происхождение живого вещества.

Изучить гипотезы о происхождении жизни

Ознакомить уч-ся с различными взглядами на происхождение жизни.

Подготовить их к восприятию идеи абиогенного возникновения жизни в условиях древней Земли.

Разъяснить этапы возникновения жизни. Продолжить углубление знаний уч-ся о проблеме возникновения жизни в связи с усовершенствованием методов исследования.

Пояснить основное различие идей А.И.Опарина и Дж.Холдейна о происхождении жизни.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Реш.пробл.

§8

14

19.10.

Физико-химическая эволюция в развитии биосферы.

Охарактеризовать физико-химические события, сопровождавшие развитие биосферы

Продолжить раскрытие эволюции взглядов ученых.

Показать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

Сформировать знания о путях преобразования химических элементов на этапах образования планетных систем .

Выяснить источники энергии, обусловившие эволюцию веществ.

Познакомить с этапами химической эволюции.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

С.37-42

15

23.10.

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

Раскрыть место биологической эволюции в общем процессе развития материального мира

Показать роль прокариот и эукариот в эволюции жизни на Земле.

Охарактеризовать формы наземной жизни.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Дискуссия

§9

16

26.10.

Хронология развития жизни на Земле.

Систематизировать знания уч-ся

Проследить основные этапы

развития жизни на Земле.

Познакомить со шкалой геологического времени Земли.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Сам.раб.

С.47-51

17

06.11.

Биосфера как глобальная экосистема.

Выяснить, почему биосферу называют биосистемой

Сформировать представление о биосфере, как глобальной экосистеме.

Выяснить, что является движущей силой круговорота веществ и потока энергии на нашей планете.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

 

§10

18

09.11.

Круговорот веществ в природе.

Углубить знания о взаимосвязях живого и неживого

Раскрыть сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере.

Сформировать знания о круговоротах воды, углерода, азота, серы, фосфора.

Таб.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§11

19

13.11.

Механизмы устойчивости биосферы.

Изучить основные механизмы устойчивости биосферы

Показать целостность биосферы с точки зрения исторически сложившейся открытой биологической системы.

Выяснить причины устойчивости биосферы.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Раб.с сигн.к.

Реш.пробл.

С.58-60

20

16.11.

Человек как житель биосферы.

Изучить роль человека в биосфере

Ввести понятие о ноосфере.

Изучить этапы воздействия человека на биосферу.

Выяснить способы воздействия человека на биосферу.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

Дискуссия

§12

21

20.11.

«Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу».

В ходе экскурсии определить влияние хоз.деят.человека на биосферу

Развивать наблюдательность.

Продолжить формирование умения мыслить глобально.

Воспитывать экологически грамотного человека, любящего и охраняющего свой край.

Слушание Наблюдение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

Дискуссия

Экскурсия №2

22

23.11.

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

Изучить особенности биосферного уровня

Показать особенности и значение биосферного уровня.

Доказать, что основная стратегия жизни на биосферном уровне – это сохранение бесконечности жизни, многообразия форм живой материи и обеспечение динамической устойчивости биосферы.

Таб.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

 

§13

23

27.11.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития  биосферы.

Разъяснить научную основу сохранения биосферы

Раскрыть антропогенный фактор в биосфере.

Доказать, что только гармонические взаимоотношения между обществом и природой обеспечат их устойчивое развитие.

Разъяснить задачи устойчивого развития.

Таб.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сам.раб.

 

§14

24

30.11.

Экологические факторы и их значение.

Изучить основные экологические факторы и их значение

Обобщить знания об абиотических, биотических и антропогенных факторах, показать их значение.

Таб.

ЦОР

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Сост.таб.

Сам.раб.

§15

25

04.12.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Воспитание ответственного отношения к природе

Подвести учащихся к формированию принципов рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере.

Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание Письмо

Чтение

Отв. на вопр.

Реш.пробл.

Дискуссия

26

07.12.

Обзор пройденного материала.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме

Повторить структуру, свойства и границы биосферы.

Продолжить формирование коммуникативных компетентностей уч-ся.

Таб.

Слушание

Отв. на вопр.

Тестир.

Дискуссия

27

11.12.

Контрольная работа № 1 по теме «биосферный уровень жизни».

Провести тематический контроль знаний

Письмо

Чтение

Отв.на вопр.

Биогеоценотический уровень организации жизни ( 17 ч.)

28

14.12.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

Продолжить углубление понятия «биогеоценоз»

Изучить особенности биогеоценотического уровня жизни.

Сравнить биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

Реш.пробл.

Тестир.

Раб. в  ЦОР

Дискуссия

§16

29

18.12

Биогеоценозы родного края

Познакомиться с биогеоценозами Сусата

Слушание

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Экск.

30

21.12.

Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

Познакомить с учением В.Н.Сукачева о биогеоценозах

Выявить свойства биогеоценоза.

Познакомить с учением В.Н.Сукачева о биогеоценозах.

Ввести понятие «экосистема».

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб. в  ЦОР

§17

31

25.12.

Строение и свойства биогеоценоза.

Изучить строение и свойства биогеоценоза

Выяснить, какое значение для эволюции видов имеет их совместное существование в биогеоценозе.

Показать трофическую структуру биогеоценоза и пространственные связи в нем.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.схемы

 

§18

32

28.12.

Л.р.№1 «Приспособленность организмов к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

Изучить приспособленность организмов к условиям жизни в лесном биогеоценозе

Сравнить приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни.

Научить делать выводы о приспособленности разных растений к условиям жизни в лесу.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

 

Л.р.№1

33

11.01.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе.

Изучить типы связей и зависимостей в биогеоценозе

Изучить многообразие связей в биогеоценозе.

Разъяснить формирование приспособлений в процессе эволюции.

Доказать, что разнообразие видов в биогеоценозе является важнейшим условием его устойчивости.

Отрабатывать навыки описания видового разнообразия биогеоценозов.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб. в  ЦОР

§19

34

15.01.

Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах

Продолжить формирование знаний о проявлении биотических факторов среды

Сформировать умения различать и приводить примеры проявления взаимополезных, полезновредных, взаимовредных связей, комменсализма.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

С.91-95

35

18.01.

Причины устойчивости биогеоценозов.

Изучить основные свойства биогеоценоза, обеспечивающие его устойчивость

Объяснить, в чем ценность богатства видового состава в биогеоценозе.

Выяснить, может ли один и тот же биогеоценоз бесконечно долго устойчиво существовать на конкретной территории.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

Реш.пробл.

Тестир.

Раб. в  ЦОР

Дискуссия

§20

36

22.01.

Зарождение и смена биогеоценозов.

Изучить, как происходит зарождение и смена биогеоценозов

Углубить знания о биогеоценозах как целостных системах.

Сформировать знания о факторах, определяющих естественную смену биогеоценозов.

Изучить типы смен биогеоценозов Ввести понятия «первичная» и «вторичная» сукцессия, агробиоценоз.

Научить моделировать процессы изменения в экосистеме.

видео

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Просмотр видео

§21

37

25.01.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

Познакомить с динамическим характером функционирования биогеоценоза

Изучить циклические изменения биогеоценозов: суточные, сезонные, годичные.

Изучить циклические многолетние изменения климата, обусловленные активностью Солнца.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

С.103-106

38

29.01.

Многообразие водных биогеоценозов.

Изучить типы и структуру водных экосистем

Ввести понятие «гидроценоз».

Дать характеристику морским и пресноводным экосистемам.

Охарактеризовать экологическое состояние водных экосистем.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб. в  ЦОР

С.107-110

39

01.02.

Многообразие биогеоценозов суши.

Изучить многообразие древесных и травянистых биогеоценозов

Познакомить с видовым разнообразием биогеоценозов суши.

Дать характеристику тропическому лесу, лугу, степи и прериям.  

Дать характеристику агроэкосистемам.

Сравнить природные и искусственные биогеоценозы.

Выяснить причины неустойчивости агробиоценозов.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

См.видео

С.111-115

40

05.02.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

Познакомить с проблемой сохранения разнообразия биогеоценозов

Показать значение антропогенного влияния на биогеоценозы.

Выяснить пути сохранения биогеоценозов.

Видео

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Сост.таб.

Реш.пробл.

§22

41

08.02.

Природопользование в истории человечества.

Изучить историю природопользования

Изучить этапы природопользования в истории человечества от появления человека до промышленного освоения природы.

Выяснить, какой из этапов природопользования в наибольшей степени изменил свойства биосферы.

Выяснить, почему человек так активно воздействует на природу.

Обсудить личный вклад каждого ученика в дело сохранения окружающей родной природы.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Раб. в  ЦОР

118-122

42

12.02.

Экологические законы природопользования

Изучить экологические законы природопользования

Доказать справедливость слов Гете: «Мы постоянно на нее воздействуем, но власти над ней не имеем»

Разъяснить смысл четырех исходных принципов, позволяющих установить гармоничные взаимоотношения человека и общества с природой.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Тестир.

§23

43

15.02.

Обзор пройденного материала

Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме

Повторить структуру, свойства биогеоценозов.

Продолжить формирование коммуникативных компетентностей уч-ся.

Воспитывать экологически грамотных граждан.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Дискуссия

С.126-127

44

19.02.

Тестовый контроль знаний по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни».

Провести тематический контроль знаний учащихся

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Тестир.

К.р.№2

Популяционно-видовой уровень организации жизни (25ч.)

45

22.02.

Вид, его критерии и структура.

Повторить и углубить знания о виде и его критериях

Расширить знания уч-ся о виде, как основной структурной единице в системе живых организмов.

Дать современное представление о виде.

Разъяснить критерии вида.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб. в  ЦОР

§24

46

26.02.

Л.р.№2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов».

Сравнить морфологические признаки у разных видов

Отрабатывать навыки наблюдения, описания, сравнения, классификации.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Сам.раб.

Л.р.№2

47

01.03.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

Дать характеристику популяции

Расширить знания уч-ся о популяции, как компоненте биогеоценоза.

Разъяснить, каким образом популяции участвуют в круговороте веществ и потоке энергии биогеоценоза.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

 

§25

48

05.03.

Популяция - структурная единица вида

Изучить типы популяций и дать им характеристику

Изучить структуру географической, экологической и элементарной популяции.

Выяснить, какое значение для вида имеет популяционная форма его существования.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

 

С.136-139

49

12.03.

Популяция как основная единица эволюции.

Изучить популяционные основы эволюции

Охарактеризовать понятия «генофонд» и «генотип».

Выяснить, что произойдет с видом, если в одной из его популяций начался процесс микроэволюции Выяснить роль мутаций в эволюции.

Закрепить знания о факторах эволюции.

Разъяснить, почему вид называют качественным этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Тестир.

§26

50

15.03.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

Изучить способы образования видов

Разъяснить суть аллопатрического и симпатрического видообразования.

Познакомить с видами, вымершими по вине человека.

Выяснить причины вымирания.

Изучить виды, находящиеся под угрозой вымирания.

Воспитывать неравнодушное отношение к природе.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

Раб. в  ЦОР

§27

51

19.03.

Система живых организмов на Земле.

Охарактеризовать роль систематики в науке биологии

Познакомить с первыми попытками систематизации биологических видов.

Сформировать знания о современной системе организмов.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

 

С.148-152

52

22.03.

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

Познакомить с проблемой сохранения биоразнообразия

Выяснить состояние биоразнообразия в России.

Познакомить с законами Конституции РФ, направленными на сохранение многообразия видов.

Сформировать представление об огромном государственном значении проблемы рационального природопользования.

Подвести уч-ся к формированию принципов рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере.

Использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях своей местности.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Реш.пробл.

Раб. в  ЦОР

С.152-156

53

02.04.

Этапы происхождения человека.

Изучить эволюцию приматов

Обеспечить усвоение уч-ся знаний о родстве человека с животными, сформировать умение доказывать это.

Познакомить уч-ся со взглядами некоторых ученых на проблему происхождения человека.

Определить место человека в системе животного мира.

Сформировать представление учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания: от примитивных насекомоядных до стадии Человека умелого. 

Раскрыть движущие силы эволюции человека: биологические и социальные.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Бюсты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

 

§28

54

05.04.

Человек как уникальный вид живой природы.

Сформировать знания о человеке как существе биологическом и социальном

Выяснить, в чем проявляется уникальность вида Человек разумный.

Продолжить формировать умение сравнивать человека на разных стадиях антропогенеза и с животными, объяснять причины сходства и различия.

Выяснить, что лежит в основе формирования различных человеческих рас, раскрыть единство их происхождения.

Познакомить с теориями моноцентризма и полицентризма.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сравнение

§29

55

09.04.

История развития эволюционных идей.

Познакомить уч-ся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории

Заинтересовать уч-ся проблемой развития жизни на Земле,

сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории.

Выяснить, на каких научных основах строил Ч.Дарвин учение об эволюции.

Раскрыть сущность основных положений теории Ч.Дарвина об эволюции.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

 

§30

56

12.04.

Естественный отбор и его формы

Сформировать знания о естественном отборе и его формах

Раскрыть заслугу Ч.Дарвина перед наукой – открытие принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.

Изучить движущий и стабилизирующий отбор.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.граф.

С.169-171

57

16.04.

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия

Раскрыть сущность идеи искусственного отбора

Ввести понятия: порода, сорт, штамм.

Изучить принципы искусственного отбора.

Сравнить естественный и искусственный отбор, показать роль каждого в природе и для человека.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

С.172-175

58

19.04.

Современное учение об эволюции.

Дать представление о современном учении об эволюции

Выяснить отличия синтетической теории эволюции от эволюционной теории Дарвина.

Изложить процессы эволюции на основе популяционной концепции видообразования и микроэволюции.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

 

§31

59

23.04.

Результаты эволюции и ее основные закономерности.

Выяснить результаты эволюции и ее основные закономерности

Выяснить, какие процессы являются главным итогом эволюции.

Пояснить сущность закона необратимости эволюции.

Разъяснить понятия «эволюция» и «коэволюция».

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

 

§32

60

26.04.

Основные направления эволюции.

Раскрыть основные направления эволюции

Сформировать знания о макроэволюции.

Раскрыть основные направления эволюции.

Показать эволюционную роль ароморфозов и идиоадаптаций .Конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса, ароморфоза, идиоадаптаций, дегенерации.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

§33

61

30.04.

Л.р.№3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

Ознакомиться с признаками ароморфоза у растений и животных

Сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных.

Закрепить умение выявлять ароморфозы у организмов.

Таб.

гербарии

Слушание

Чтение

Письмо

Сам.раб.

 

Л.р.№3

62

03.05.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Показать специфику популяционно-видового уровня жизни.

Выявить основные характеристики свойств популяционно-видового уровня живой материи.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

 

§34

63

07.05.

Значение изучения популяций и видов.

Сформировать знания о необходимости изучения популяций и их видов

Показать значение диких видов растений и животных на нашей планете.

Сформировать знания о необходимости изучения популяций и их видов для сохранения их генофонда и возможного использования в медицине, с/хозяйстве, технике, эстетических целей и т.д.

Таб.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

 

С.189-191

64

10.05.

Генофонд и причины гибели видов.

Сформировать понятие о генофонде и причинах гибели видов

Выяснить основные причины снижения разнообразия видов.

Продолжить формирование грамотного отношения и поведения в природе.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Раб. в  ЦОР

С.192-197

65

14.05.

Проблема сохранения видов

Показать актуальность проблемы сохранения видов

Изучить историю идеи о необходимости охраны видов.

Побудить к размышлению о том, как будет выглядеть планета, и какие виды продолжат эволюцию на ней в условиях быстро изменяющихся условий среды обитания.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Раб. в  ЦОР

Дискуссия

С.197-199

66

17.05.

Всемирная стратегия охраны природных видов.

Познакомить со всемирной стратегией охраны видов

Ввести понятия «редкие и исчезающие виды».

История создания и цель создания Красной книги.

Познакомить с редкими и исчезающими видами Ростовской области.

Выяснить, какие виды охраняются в нашей местности.

ЦОР

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Раб. в  ЦОР

67

21.05.

Обзор пройденного материала по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме

Доказать, что популяция является формой существования вида и элементарной единицей эволюции.

Повторить, как осуществляется видообразование и какие процессы совершаются на популяционно-видовом уровне организации жизни.

Формировать коммуникативные компетенции, умение высказывать и отстаивать свое мнение.

Таб.

Слушание

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Дискуссия

§35

68

24.05.

К.р. №2 по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

Провести тематический контроль знаний учащихся

Провести тематический контроль знаний учащихся

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

69

28.05.

Роль биологии в будущем

Обозначить проблемы, связанные с будущим человечества в связи с его отношением к природе

Использовать знания общебиологических закономерностей, опыт наблюдений и жизненной практики учащихся для формирования убежденности в необходимости отказа от потребительского отношения к природе и ее компонентов.

ПК мультимед. оборуд.

Презентац.

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Реш.пробл.

Раб. в  ЦОР

Дискуссия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....