Рабочая программа по биологии в 8 классе
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Балкова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, полностью отражающей содержание Примерной программа с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Человек. 8 кл. : учеб.для общеобразоват.учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д., Маш И.Н.Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 332, (4) с. :ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya_8_klass_2013-2014.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой, полностью отражающей содержание Примерной программа с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Человек. 8 кл. : учеб.для общеобразоват.учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д., Маш И.Н.Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 332, (4) с. :ил. Соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа неделю. 35 учебных недель – 70 часов.

Программа подготовлена в соответствии с новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки учащихся 8  класса по биологии, с учетом регионального компонента и особенностями школы. Структура и содержание программы определены с учетом обучения биологии в школе и достижений биологической науки.

Программа включает в себя тематическое и поурочное планирование, проведение лабораторных работ, контрольно-измерительные материалы.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний и живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми оргнизмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье; оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать  единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Учащиеся должны знать:

- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии  на       организм вредных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.

 

Учащиеся должны уметь:

-  распознавать органы и их топографию, системы органов;

-  объяснять связь между  строением и функциями органов;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

-  соблюдать правила личной и общественной  гигиены;

-  оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации в биологических словарях и справочниках, в том числе с использованием информационных технологий

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении, укусах; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведением наблюдений за состоянием собственного организма.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

В зависимости от имеющегося оборудования, особенностей класса, с учетом местных условий можно вносить коррективы в планирование учебной деятельности.

РАЗБИВКА  МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.

Содержание (темы)

Количество

Часов

Л/р

1

Входной контроль знаний учащихся

1

2

Тема I. Науки, изучающие организм человека

2

3

Тема II. Происхождение человека

3

4

Тема III. Строение организма

4

1

5

Тема IV. Опорно-двигательная система

8

4

6

Тема V. Внутренняя среда организма

3

7

Тема VI. Кровеносная и лимфатическая системы

6

3

8

ТемаVII.Дыхание

5

1

9

Тема VIII.  Пищеварение

6

1

10

Тема IX. Обмен веществ и энергии

4

1

11

Тема X. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

12

ТемаXI.Нервная система

5

1

13

ТемаXII.Анализаторы. Органы чувств.

4

1

14

ТемаXIII.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

2

15

ТемаXIV. Эндокринная система

2

16

Тема XV.Индивидуальное развитие организма

6

Общее количество часов за учебный год

70

15

Календарно-тематическое планирование уроков

 

п/п

Дата

Лаб.

Раб.

Тема урока

Цели

Задачи

Оборудование

ТСО

Виды деятельн. на уроке

Домашняя работа

Тема I. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)

1

3.09

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека

Познакомить с науками, изучающими организм человека

Показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество.

Охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

Модель торса человека

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сост.таб.

§1

2

4.09

Становление наук о человеке

Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Проследить развитие наук о человеке от античности до наших дней.

Выяснить вклад Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Галена, Леонардо да Винчи, Везалия, Гарвея, Пастера, Мечникова.

Показать, как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины.

Портреты ученых

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§2

3

10.09

Входной контроль знаний учащихся

Провести диагностическую контрольную работу

Иметь представления о степени усвоения  основного материала по биологии в 2011-2012 уч. году.

пк

Письмо

Тема II. Происхождение человека (3 ч.)

4

11.09.

Систематическое положение человека

Определить место человека в системе органического мира

Повторить систематические таксоны.

Определить место человека в системе живых существ.

Привести доказательства эволюции животных и человека.

Раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Таб.

Набор палентолог. Находок

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Раб.с сигн.к.

§3

5

17.09.

Историческое прошлое людей

Изучить историю антропогенеза

Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению.

Показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды.

Содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.

ПК

Бюсты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§4

6

18.09.

Расы человека

Изучить человеческие расы

Повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду.

Разъяснить связь образования рас с миграцией населения.

Доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне.

Показать сложность и вред расистских теорий

Бюсты представителей разных рас

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Дискуссия

§5

Тема III. Строение организма (4 ч.)

7

24.09.

Общий обзор организма

Дать общий обзор организма человека

Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.

Отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами.

Таб.

Торс человека

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Раб.с сигн.к.

§6

8

25.09.

Клеточное строение организма

Изучить строение клетки человека

Показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении.

Раскрыть строение и функции клеточных органоидов.

Ввести понятия об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости.

Сравнить животные и растительные клетки.

Таб.

пк

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§7

9

01.10.

1

Ткани

Изучить ткани человека

Раскрыть понятия ткань и орган.

Познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме.

Научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

Продолжить формирование умений работать с микроскопом, ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Таб.

Микроскопы

Микропрепараты тканей

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Лаб.раб.

§8

10

02.10.

Рефлекторная регуляция

Изучить строение нервной ткани и раскрыть механизм рефлекторной регуляции

Познакомить со строением нейрона и нейроглии, раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов.

Дать понятие о нервных цепях и, их возбуждении и торможении.

Повторить и уточнить определение рефлекса.

Таб.

Микроскопы

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§9

Тема IV. Опорно-двигательная система (8 ч.)

11

8.10.

2

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

Раскрыть значение скелета и мышц.

Показать опорную, защитьную и двигательную функцию скелета.

Изучить химический состав, макро- и микростроение костей, их классификацию.

Таб.

Модель скелета

Микроскопы

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Лаб.раб.

Сост.таб.

§10

12

9.10.

Скелет человека. Осевой скелет

Изучить осевой скелет человека

Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных.

Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.

Таб.

Модель скелета

DVD

Модель черепа человека

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.схемы

§11

13

15.10.

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

Изучить добавочный скелет человека

Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных.

Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.

Познакомить с типами соединения костей.

Таб.

Модель скелета

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§12

14

16.10.

3

Строение мышц

Изучить мышцы человеческого тела

Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани.

Познакомиться с морфологией мышц.

Дать понятие об основных группах мышц человека.

Таб.

Модель скелета

Микроскопы

Микропрепараты

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Лаб.раб.

§13

15

22.10.

4

Работа скелетных мышц и их регуляция

Раскрыть природу работы скелетных мышц

Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках.

Разъяснить суть тренировочного эффекта и энергетику мышечного сокращения, вред гиподинамии, особенность работы мышц-антогонистов при динамической и статической работе.

Познакомить с методами проведения исследования утомления и с его симптомами.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Раб.с сигн.к.

Лаб.раб.

§14

16

23.10.

5

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Научить выявлять нарушения скелета

Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия

См.лента

Таз с водой

Бумага

Прост. карандаш

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Лаб.раб.

§15

17

29.11.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Изучить приемы оказания первой помощи при травмах костно-мышечной системы

Разъяснить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.

Дать элементарные сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них.

Модель скелета

Таб.

Шины

Перевязочный материал

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Игра

§16

18

30.11.

Зачет по теме: «Опорно-двигательная система»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу

Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу.

Провести контроль знаний в виде зачета.

Модель скелета

Таб.

Отв.на вопр.

Рассказ

Тема V. Внутренняя среда организма (3 ч.)

19

12.11.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Изучить состав крови

Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах.

Раскрыть понятие «гомеостаз».

Проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены» и «антитела».

Рассмотреть механизм свертывания крови.

Разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных.

Таб.

Микроскопы

Микропрепараты

Портрет Мечникова

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§17

20

13.11.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Изучить защитные барьеры организма

Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.

Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.

Ввести сведения об органах иммунной системы.

Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.схемы

§18

21

19.11.

Иммунология на службе здоровья

Познакомить школьников с наукой иммунологией

Познакомить с историей открытия вакцинации.

Определить роль вакцин в профилактике болезней и лечебных сывороток в их предупреждении и лечении.

Дать классификацию иммунитета.

Разъяснить причины аллергии и тканевой совместимости.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Тестиров.

Раб.с сигн.к.

§19

Тема VI.  Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч.)

22

20.11.

Транспортные системы организма

Изучить строение и функции транспортных систем организма

Повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении.

Дать понятие об органах кровеносной и лимфатической системах, их строении и функциях.

Таб.

DVD

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.схемы Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

§20

23

26.11.

6

Круги кровообращения

Изучить строение кровеносной системы человека

Повторить круги кровообращения и строение сердца позвоночных животных.

Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Сост.схемы Лаб.раб.

§21

24

27.11.

Строение и работа сердца

Изучить строение и работу сердца

Раскрыть связь строения сердца с его функцией.

Дать понятие о сердечном цикле.

Ввести понятие о симпатической и парасимпатической системе, автоматизме сердечной деятельности.

Показать связь нервной и гуморальной регуляции.

Разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.таб.

§22

25

03.12.

7

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Изучить причины движения крови по сосудам

Выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах.

Разъяснить принципы измерения артериального давления.

Обсудить природу пульса.

Дать понятие о гипер- и гипотонии.

Помочь овладеть логикой экспериментального доказательства.

Таб.

DVD

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Лаб.раб.

§23

26

04.12.

8

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.  Роль алкоголя и никотина в развитии заболеваний сердечно – сосудистой системы

Раскрыть физиологические основы гигиены сердечно-сосудистой системы

Познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием вредных привычек на сердце и сосуды.

Научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния и тренированоости.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§24

27

10.12.

Первая помощь при кровотечениях

Научить приемам оказания первой помощи при кровотечениях

Познакомить с типами кровотечения и способами их остановки, уменьшения болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции.

Знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять.

Понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью, знать правила ухода за раной в процессе ее заживления.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Игра

§25

ТемаVII. Дыхание (5 ч.)

28

11.12.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Курение как причина заболеваний верхних дыхательных путей.

Изучить строение и функции дыхательной системы

Раскрыть значение биологического окисления.

Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава.

Разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем.

Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи.

Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей и дать сведения об их профилактике.

Таб.

DVD

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§26

29

17.12.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

Изучить, как происходит легочное и тканевое дыхание

Выяснить роль диффузии в процессе газообмена в легких и тканях.

Раскрыть связь дыхательной и кровеносной систем.

Показать роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене.

Повторить строение дыхательных путей и легких.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Тестиров.

Раб.с сигн.к.

§27

30

18.12.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Пассивное курение

Рассмотреть механизм вдоха и выдоха

Повторить материал о легочном и тканевом дыхании.

Определить роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов.

Разъяснить вред курения.

Выявить источники загрязнения атмосферного воздуха.

 Дать представление о воздушной среде и ее охране.

Таб.

Презентация

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§28

31

24.12.

9

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы  реанимации.

Рассмотреть функциональные возможности дыхательной системы

Показать простейшие приемы самообследования дыхательной системы.

Разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких и сердца.

Рассказать о приемах первой помощи утопавшему, получившему электротравму и др.повреждения органов дыхательной системы.

Ввести понятия о биологической и клинической смерти, методах реанимации путем искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§29

32

25.12.

Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание»

Обобщить и систематизировать знания уч-ся

Повторить материал по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание».

Повторить топографию внутренних органов.

Провести тематический контроль знаний уч-ся.

Таб.

Модель торса человека

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестиров.

Тема VIII.  Пищеварение (6 ч.)

33

14.01.

Питание и пищеварение

Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функции пищи

Дать представление об органах пищеварения и их эволюции.

Показать разницу между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества».

Выяснить роль кулинарной обработки пищи.

Таб.

Модель торса человека

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§30

34

15.01.

Пищеварение в ротовой полости

 Изучить механизм пищеварения в ротовой полости

Разъяснить значение вкусовых рецепторов.

Познакомить со строением ротовой полости и топографией основных слюнных желез.

Рассказать о зубах разного типа и их внутренним строением.

Повторить правила гигиены ротовой полости.

Раскрыть причины заболеваний зубов и их профилактику.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

§31

35

21.01.

10

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Изучить механизм пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке

Раскрыть основные свойства ферментов.

Показать их роль в расщеплении пищи.

Проследить за изменением питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию.

Таб.

Для л.р.: чашка сйодной водой, спички, накрахмаленная марля, вата.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Лаб.раб.

§32

36

22.01.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Последствия вредных привычек. Аппендицит

Изучить функции кишечника

Изучить функции тонкого и толстого кишечника, строение ворсинок, механизм всасывания.

Рассмотреть барьерную роль печени.

Разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании – аппендиците.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Лаб.раб.

§33

37

28.01.

Регуляция пищеварения

Изучить механизм регуляции пищеварения

Показать новые возможности разработанного И.П.Павловым фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта.

Изложить историю открытия безусловных и условных рефлексов.

Рассмотреть взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.

Таб.

Портрет Павлова

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.схемы Сам.раб.

§34

38

29.01.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Обосновать правила гигиены питания

Повторить роль фистульного метода в исследовании пищеварения.

Разъяснить правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость.

Дать понятие о наиболее опасных кишечных инфекциях: ботулизме, сальмонеллезе, холере, дизентерии.

Таб.

DVD

Слушание

Чтение

Письмо

Сам.раб.

§35

Тема IX. Обмен веществ и энергии (4 ч.)

39

04.02.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Доказать, что обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

Ввести определения: обмен веществ, энергетический и пластический обмен.

Познакомить со стадиями обмена – подготовительная, основная, конечная.

Проследить превращения в организме белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Сам.раб.

Сост.таб

§36

40

05.02.

Витамины

Изучить водо- и жирорастворимые витамины, их значение для организма

Дать анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов.

Познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.

Таб.

Мультимедийное оборудование

Презентация

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Сост.таб

§37

41

11.02.

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Разъяснить роль питания в поддержании здоровья

Дать сведения об основном и общем обмене, энергетической емкости питательных веществ, энергетическом балансе между энерготратами и энергетической емкостью и качеством пищи.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

Сост.таб

§38

42

12.02.

11

Лабораторная работа «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Установить степень тренированности своего организма

Познакомить с функциональной пробой с задержкой дыхания на максимальный срок до и после дозированной нагрузки.

Использовать эту пробу для самоконтроля своего здоровья.

Секундомер

Слушание

Чтение

Письмо

Сам.раб.

Лаб.раб.

С.196

Тема X. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5 ч.)

43

18.02.

Кожа – наружный покровный орган

Изучить строение и функции кожи

Познакомить уч-ся со строением и функциями кожи, волос, ногтей.

Выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами.

Таб.

Лупы

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

§39

44

19.02.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Дать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи

Показать значение ухода за кожей, гигиены одежды и обуви.

Познакомить с болезнями кожи.

Дать сведения о мерах первой помощи при ожогах и обморожениях.

Выяснить меры профилактики чесотки, лишаев др. болезней кожи.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Раб.с сигн.к.

§40

45

25.02.

Терморегуляция организма. Закаливание. Алкоголь как причина обморожений.

Раскрыть механизмы терморегуляции

Показать значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела.

Разъяснить причины теплового и солнечного удара, меры профилактики и первой помощи при их наступлении.

Выяснить причины, ведущие к закаливанию или простуде.

Показать роль одежды в адаптации организма к погодным условиям.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§41

46

26.02.

Выделение

Изучить строение и значение органов выделения

Раскрыть значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды.

Показать механизмы мочеобразования на микро- и макроуровне.

Разъяснить работу нефронов.

Рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§42

47

04.03.

Обобщающий урок по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

Обобщить и систематизировать знания уч-ся

Повторить материал по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».

Повторить топографию внутренних органов.

Таб.

DVD

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестиров.

ТемаXI. Нервная система (5 ч.)

48

05.03.

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

Изучить строение и функции нервной системы

Показать значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении выживания организма и его приспособления к природной и социальной среде.

Раскрыть роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей.

Дать понятие о строении и функциях ЦНС и ПНС, распределении серого и белого вещества спинного и головного мозга.

Рассмотреть строение и функции спинного мозга, рефлекс и рефлекторную дугу спинномозговых рефлексов.

Таб.

DVD

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Сост.схемы

§ 43,44

49

11.03.

12

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Изучить основные отделы и функции головного мозга

Повторить основные вехи филогенеза нервной системы.

 Познакомить уч-ся со строением головного мозга.

Вспомнить строение нейрона и его синапсов.

Раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом.

Рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка.

Подчеркнуть зависимость низлежащих центров от высших.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Сост.таб.

§ 45

50

12.03.

Функции переднего мозга

Познакомить уч-ся со строением и фукциями промежуточного мозга и коры больших полушарий

Изучить строение и функции переднего мозга.

Разъяснить аналитическую и замыкательную функции коры, ее аналитико-синтетическую деятельность.

Раскрыть значение асимметрии левого и правого полушарий.

Показать возможности новой и старой коры.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Сост.таб.

§46

51

18.03.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Дать понятие о соматическом и автономном отделах нервной системы

Показать значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы.

Раскрыть механизмы взаимодействия симпатического и парасимпатического подотделов.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

Сост.схемы

§47

52

19.03.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Системы органов человека»

Обобщить и систематизировать знания уч-ся

Провести тематический контроль знаний уч-ся.

Тестиров

ТемаXII. Анализаторы. Органы чувств. (4 ч.)

53

01.04.

13

Анализаторы

Зрительный анализатор

Изучить анализаторы человека, их значение

Изучить строение и функции зрительного анализатора

Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств».

Разъяснить, что анализатор является единой системой, состоящей из рецепторов, проводящих путей и центров коры больших полушарий мозга.

Раскрыть механизмы обработки информации корой больших полушарий.

Рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Выяснить роль палочек и колбочек, связь зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга.

Дать представление о бинокулярном зрении.

Выяснить природу иллюзий.

Таб.

Модели органов чувств

Модель черепа и глаза

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сост.схемы

Сам.раб.

Рисование

Лаб.раб.

§48

§49

54

02.04.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Влияние никотина и алкоголя на зрение.

Раскрыть роль гигиены зрения.

Дать понятие о причинах глазных инфекций и их предупреждении, травмах глаза, их профилактике и первой помощи.

Разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия.

Раскрыть роль гигиены зрения.

Таб.

Модель глаза

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§50

55

08.04.

Слуховой анализатор

Изучить строение и функции слухового анализатора

Показать общность в строении зрительного и слухового анализаторов.

Рассмотреть строение функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую.

Разъяснить суть работы слуховых рецепторов.

Дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Таб.

Модель уха

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Рисование

Сам.раб.

§51

56

09.04

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса

Изучить органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса

Выяснить механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, показать их взаимодействие и взаимный контроль.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестиров.

Раб.с сигн.к.

§52

ТемаXIII. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 ч.)

57

15.04.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Изучить вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения и ВНД.

Разъяснить сферы приложения наук о ВНД и психологии.

Выяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.

Таб.

Портреты ученых

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§53

58

16.04.

14

Врожденные и приобретенные программы поведения

Углубить знания о безусловных и условных рефлексах

Показать филогенетическую обусловленность врожденных форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяюшие приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Лаб.раб.

Сост.схемы

§54

59

22.04.

Сон и сновидения

Изучить природу сна и сновидений

Дать понятие  о биоритмах.

Раскрыть природу сна и сновидений.

Изучить фазы сна.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§55

60

23.04.

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Изучить особенности ВНД человека.

Определить разницу в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью.

Дать понятие о базовых и вторичных потребностях.

Определить роль речи как средства общения и самоорганизации личности.

Показать разницу между осознанными и интуитивными решениями.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§56

61

29.04.

15

Воля, эмоции, внимание. Умение сказать «Нет!»

Изучить природу и значение волевых процессов, эмоций, внимания

Проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости.

Показать значение эмоций.

Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства.

Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Раб.с сигн.к.

Лаб.раб.

§57

62

30.04.

Обобщающий урок по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «ВНД»

Обобщить и систематизировать знания уч-ся

Повторить материал по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «ВНД,поведение, психика».

Провести тематический контроль знаний уч-ся.

Таб.

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Тестиров.

ТемаXIV. Эндокринная система. (2 ч.)

63

06.05.

Роль эндокринной регуляции

Выяснить роль эндокринной регуляции.

Дать понятие о железах внутренней, смешанной и внешней секреции.

Показать свойства гормонов.

Разъяснить связь нерв. и эндокр. регуляции и их особенности.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§58

64

07.05.

Функция желез внутренней секреции

Изучить функции желез внутренней секреции

Изучить функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.

Раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез.

Познакомить с некоторыми мерами профилактики эндокринных болезней.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.таб.

§59

Тема XV. Индивидуальное развитие организма. (6 ч.)

65

13.05.

Жизненные циклы. Размножение

Дать понятие о жизненных циклах и размножении человека

Повторить материал о половом и бесполом размножении.

Выявить преимущества полового размножения в адаптации к среде обитания.

Изучить строение мужской и женской половой системы, образованием и развитием зародыша.

Таб.

Мультимедийное оборудование

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§60

66

14.05.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Познакомить с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера.

Показать закономерности органогенеза.

Раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни.

Рассказать о режиме беременной  и родах.

Таб.

Мультимедийное оборудование

Видеофрагмент

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§ 61,62

67

20.05.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

Воспитывать здоровый образ жизни

Раскрыть причины болезней, пути прогнозирования и профилактики.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

§ 62

68

21.05.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Изучить этапы развития ребенка

Раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей, обосновать правила ухода за ними.

Показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата.

Дать понятие о психол. особенностях человека и становлении личности.

Таб.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

Сам.раб.

Сост.схемы

§ 63

69

27.05.

Интересы, склонности, способности. Мифы о наркотиках.

Дать понятие об интересах, склонностях, способностях людей

Выяснить, чем интерес отличается от склонности, обладают ли люди способностями от рождения.

Проследить за формированием способностей.

Провести диспут о том, как найти свое призвание.

ПК

Слушание

Чтение

Письмо

Отв.на вопр.

§64

70

28.05.

Здоровье - величайшая ценность для личности и общества.

Убедить, что здоровье – это величайшая ценность для личности и общества.

Показать роль здорового образа жизни.

Повторить составляющие здорового образа жизни.

Убедить в необходимости соблюдения гигиенических правил и норм поведения.

Показать ценность здоровья для личности и общества.

Мультимедийное оборудование

Презентация

Слушание

Отв.на вопр.

Тестиров.

 Список  лабораторных работ:

  1. Ткани.
  2. Микроскопическое строение кости.
  3. Мышцы человеческого тела.
  4. Утомление при статической работе.
  5. Осанка и плоскостопие.
  6. Функция венозных клапанов.
  7. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
  8. Функциональная проба «Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».
  9. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
  10. Действие слюны на крахмал.
  11. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
  12. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.
  13. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.
  14. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
  15. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....