Урок-игра по биологии и экологии "Знатоки природы"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Авезова Ольга Георгиевна

Эту разработку можно использовать на тематической недели или на уроках биологии и экологии 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_ekologicheskaya_igra.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная экологическая игра "Знатоки природы"

Разделы: Внеклассная работа

Учитель биологии и экологии: Авезова О.Г.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных (Иллюстрации см. в Презентации ).

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 6 классов. Игра посвящена природе, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие 2 команды школы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 4 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать жюри.

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

Первый тур “ Животные”

Ведущий: Начинаем первый тур нашей игры, который посвящён животным. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая руку.

Задания и ответы первого тура

1. Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. И это не роскошь, – устраивая частые “новоселья”, зверёк спасается от паразитов. (Речь идёт о белке.)

2. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

3. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

4. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

Второй тур “Что ты знаешь о них?”

Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание второго  тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на вопросы. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая руку.

Задания и ответы второго тура

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега?(Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

4. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Третий тур “Зеленые друзья”

Ведущий: Третий тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 4. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы третьего тура

1. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

  1. Клен.
  2. Береза.
  3. Рябина.

2. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.

  1. Акция.
  2. Лиственница.
  3. Кедр

3. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

  1. Черемуха.
  2. Липа.
  3. Калина.

4. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

  1. Полынь.
  2. Крапива.
  3. Пижма.

Четвертый  тур “Экологический”

Каждой команде задается по два вопроса, за который она сможет заработать по 2 балла за каждый правильный ответ. На обдумывание 1минута.

1  команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

2 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

3 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне(Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

4 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

Пятый тур “ Конкурс капитанов»

Ведущий. Капитан  каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-ого капитана

  1. Нос птицы. (Клюв.)
  2. Птичий домик. (Гнездо.)
  3. Ночная птица. (Сова.)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела.)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)

Вопросы  для 2- го каритана

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф.)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока.)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина.)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение: все команда за участие получают грамоты.

Итоговая ведомость

Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”

№ п/п

Название тура

Школа/балл

1.

Животные

 

2.

Зеленые друзья

 

3.

Экологический

 

4.

Гонка за лидером

 


№ п/п

Название тура

Школа/балл

1.

Животные

 

2.

Зеленые друзья

 

3.

Экологический

 

4.

Гонка за лидером

 

№ п/п

Название тура

Школа/балл

1.

Животные

 

2.

Зеленые друзья

 

3.

Экологический

 

4.

Гонка за лидером

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков...

презентации к циклу уроков по природоведению в 5 классе "Кто чем питается" по программе "Природа.Введение в биологию и экологию" Т.С. Сухова, В.И. Строганов

презентации к урокам природоведения в 5 классе "Кто чем питается" по программе "Природа. Введение в биологию и экологию" автор Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок-игра по информатике в 11 классе "Знатоки информатики"

Нетрадиционный урок-игра под названием «Знатоки информатики». Класс разбивается на 3 команды.В течение всего мероприятия членами жюри подсчитываются баллы и заносятся в таблицу, в конце урока бал...

Конспект занятия по экологии «Заседание «Юных знатоков природы Птицы нашего края»

Конспект занятия по экологии"Заседание юных знатоков  природы. Птицы нашего  края" для учащихся с нанрушением умственного  развития  5-7 классов....