Экологические факторы. Урока
материал по биологии (9 класс) по теме

Самонализ урока представлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок по биологии в 9 классе. Большая часть урока посвящена изучению абиотических факторов. Учащиеся изучают законы толерантности, законы минимума, строят кривую толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_faktory_9kl.otkrt_urok.doc465.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_fgos.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ  «Репинская СОШ»

Урок биологии в 9 классе.

Экологические факторы среды.

Учитель биологии

 БОУ «Репинская СОШ»

Ильина Татьяна Александровна.

2014 год.

Тема урока. Экологические факторы среды

Тип урока. Урок «открытия» нового знания. 

Цель занятия:  углубить знания о  экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Методы: словесный, беседа, работа с текстами..

Планируемые результаты.

Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе.

Познавательные УУД.  Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, построение графика.

Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний.

Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, задания для самостоятельной работы.

 

План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление знаний учащихся

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Оборудование: литературные тексты, компьютерная техника.

Ключевые слова и понятия: Абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические факторы, толерантность, лимитирующие факторы.

Актуализация и мотивация знаний.

          О чем мы говорили на предыдущем уроке? (Популяции, ее характеристиках).  При помощи закрытого теста вместе вспомним основные понятия. (Работа в группах. Учащиеся составляют определения на магнитной доске).

Популяция  - совокупность организмов одного вида, свободно скрещивающихся между собой, обитающих на определенной территории (ареале).

Обилие популяции  - общее число организмов.

Рождаемость популяции – скорость прироста численности.

Смертность  популяции - скорость сокращения численности.

Возрастной состав популяции – совокупность дорепродуктивных, репродуктивных, пострепродуктивных особей.

Экология  - наука о взаимоотношениях между организмами и окружающих их средой.

 Экологические факторы - любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность и географическое распространение организмов.(В последнем определении дается только левая часть определения)

У вас осталась левая часть определения. К какому понятию оно относится?

Тема нашего урока «Экологические факторы»

Почему нам необходимо изучать данную тему?

Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке?

1.Виды экологических факторов.

2. Влияние факторов на организмы.

3. Закономерности влияния экологических факторов

Работа в парах. На каждой парте лежит литературный текст.

Вам необходимо при помощи учебника(с.264) определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.

1,2 пара. Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.

Максим Горький. Мать.

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.

М.Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом,  вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

3 пара. Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.

М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.

4 пара. Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.

В.М.Смирин. «Звери в природе»

 На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца  - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали  на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

Учащиеся определяют фактор, дают пояснения.

Влияние антропогенных факторов, биотических факторов на живые организмы мы изучим на других уроках. Сегодня мы боле подробно остановимся на влиянии абиотического фактора.

Оценивание работы в парах.

Работа в группах. Влияние абиотических факторов.

1 группа.

На какие группы делятся растения по отношению к температуре, влажности, свету? Как эти факторы влияют на животных? (с.265 – 266)

По отношению к свету.

1.Светолюбивые

2.Теневыносливые

Животные ведут дневной(большинство птиц)образ жизни или ночной(летучие мыши).

По отношению к влажности.

1. Влаголюбивые

2. Засухоустойчивые

Животные могут получать воду путем окисления жиров.

По отношению к температуре.

1. Теплолюбивые

2.Холодостойкие.

Теплокровные животные выдерживают наибольший диапазон температур.

На организмы также влияют вторичные климатические факторы.

2. Группа. Дайте понятие толерантности. Изобразите кривую толерантности, используя учебник с.268 – 269 и дополнительные данные. Сделайте выводы.

Дополнительные данные (http://festival.1september.ru/articles/560266/pril2.ppt)

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

Оптимальная температура, при которой наблюдается наибольшее число вертикальных движений дна ротовой полости (110-120 дыхательных движений в минуту), составляет +25…+300 С.

При понижении температуры частота дыхательных движений уменьшается (до 76 при +150 С), что свидетельствует о понижении интенсивности обмена веществ в организме лягушки и, следовательно, уменьшении количества потребляемого кислорода. При температуре +50 С лягушка впадает в оцепенение. Дальнейшее понижение температуры может привести к гибели животного.

При повышении температуры наблюдается уменьшение числа вертикальных движений дна ротовой полости (до 32 при +400 С), что может быть связано с перегревом животного и нарушением процессов жизнедеятельности. Дальнейшее повышение температуры может привести к гибели животного.

     Толерантность  - терпение. Организмы плохо реагируют как на недостаток, так и на избыток действия экологического фактора. (Закон Шелфорда, закон толерантности)

3 группа. Дать формулировку закона минимума. Назвать автора этого закона. Пояснить закон конкретными примерами (с.269 -270).

Закон «Успешное выживание живых организмов зависит от комплекса условий, ограничивающим или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для организмов данного вида».

  Для организма решающее значение имеют лимитирующие условия (то вещество или фактор, которые оказались в минимуме).

Пример. На плодородной почве, при наличии света и тепла, но без воды растение развиваться не будет. Вода в данном случае – лимитирующий фактор.

Оценивание работы в группах.

Закрепление и проверка изученного материала.

  Мы с вами изучили виды экологических факторов, влияние факторов на организмы, закономерности влияния экологических факторов.

1.Какие экологические факторы нам известны?

    2. Как влияет недостаток или избыток любого фактора?

  3.Как мы можем использовать закон минимума?

Сейчас мы с вами узнаем, кто был внимателен на уроке? Для этого мы выполним небольшой тест. Время выполнения  6 минут.

Биология 9 класс. Экологические факторы. Вариант 1.

Выберите один правильный ответ

1.  Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

2. Лимитирующий фактор – это фактор, который

1) находится в неограниченном количестве.

 2) является минимальным.

 3) не влияет на организмы.

 4) является неблагоприятным для организма.

3. Какой из факторов среды не относится к абиотическому?

1) образование свалок

2) влажность воздуха

3) температура воды

4) влияние света.

4. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

5. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

1) ограничивающий

2) оптимальный

3) антропогенный

4) биотический

6. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

1) антропогенные и абиотические

2) антропогенные и биотические

3) абиотические и биотические

4) антропогенные, биотические, абиотические

В задании  7 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры в порядке возрастания.

7. К антропогенным экологическим факторам относят

1) внесение органических удобрений в почву

2) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

3) выпадение осадков

4) прекращение вулканической деятельности

5) прореживание саженцев сосны

6) обмеление рек в результате вырубки лесов

Биология 9 класс. Экологические факторы. Вариант 2.

Выберите один правильный ответ

1.Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания  - фактор

1) биотический

2) антропогенный

3) абиотический

4) экологический

2. Кто сформулировал закон минимума?

1)  Эрнст Геккель

2) В.Н.Сукачев

3) Юстус Либих

4) В.И.Вернадский  

3. Какой из факторов среды не относится к абиотическому?

1) недостаток света

2) увеличение влажности воздуха

3) гибель растений при заморозке

4) уничтожение леса обыкновенным шелкопрядом

4 От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

1) водяные пары;
2) облака;
3) озоновый слой;
4) азот.

5. Ограничивающий фактор в биоценозе для животных

1) свет

2) воздух

3) пища

4) почва

6.  К каким экологическим факторам относится опыление насекомыми растений?

1)  биотическим

2) абиотическим

3) антропогенным

4) не является экологическим фактором

В задании  7 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры в порядке возрастания.

7. К абиотическим факторам относят

1) внесение органических удобрений в почву

2) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

3) выпадение осадков

4) прекращение вулканической деятельности

5) прореживание саженцев сосны

6) обмеление рек в результате вырубки лесов

Самопроверка теста по таблице ответов.

Ответы  на тест по теме «Экологические факторы».

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Ответы 1 варианта

3

2

1

1

2

4

156

Ответы 2 варианта

3

3

4

3

3

1

234

Рефлексия.

    После самопроверки и самооценивания проводится выявление затруднений работы с тестом.

Домашнее задание.

1) Прочитать с.264 – 270 учебника.

2) Написать мини - сочинение  на выбор:

а) абиотические факторы моего села;

б) антропогенные факторы моего села;

в) биотические факторы моего села.

Литература.

  1. Каменский А.А. Введение в общую биологию - М.: Дрофа, 2012.
  2. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 10 -11 классов. – Новосибирск: Книжница, 1996.
  3. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. http://festival.1september.ru/articles/560266/pril2.ppt

Приложение 1.Оценочный лист работы по теме «Экологические факторы».

Этап урока

Форма работы

Форма оценивания

Критерии оценки

Оценка

1. Повторение

Выполнение теста

Взаимооценка в  группе

Оценка  «5»

1.Правильное составление определений. Активная позиция в группе.

Оценка «4»

1. Допущена одна ошибка.

Оценка «3»

Допущены две ошибки. Низкая работа в группе.

2. Изучение нового материала

Работа по учебнику,

 С.264 – 270, работа с текстами.

Взаимооценка в группе

Оценка «5»

1. Правильное выполнение всего задания.

2. Активная работа в группе.

Оценка «4»

1. Допуск нескольких незначительных ошибок (1-2) или неаккуратные записи в тетради.

2. Неактивная работа в группе.

Оценка «3»

1. Допуск незначительных ошибок (3-4) и неаккуратные записи.

3.Устная работа на уроке

Индивидуальные выступления на уроке

Самооценка

Оценка «5»

1. Правильные логические высказывания.

Оценка «4»

1. Допуск незначительных ошибок или неправильная формулировка предложений.

Оценка «3»

1. Наличие нескольких грубых ошибок.

4.Закрепление

Выполнение теста

Самооценка

Оценка «5» - нет ошибок

Оценка «4» - одна или две ошибки

Оценка «3» -  три ошибки

5. Подведение итогов

Выведение общей оценки

Определяется по среднему показателю



Предварительный просмотр:

асс:__
Тема урока:_ «_______________»
Тип урока и его структура: ______________________

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  3. Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
  2. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

Считаю, что главный этап урока – это

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

  • «модель и способ»
  • «рисунок и схема»
  • «роль и позиция»
  • «содержание и форма»
  • «изменение и развитие»
  1. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
  1. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
  1. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  1. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. 

          Самоанализ урока дает возможность: 

-          правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; 

-          развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; 

-          формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; 

-          формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. 

             

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

 

План самоанализа урока

1.     Характеристика класса:

-         межличностные отношения;

-         недостатки биологического и психического развития;

-         недостатки подготовленности класса.

 

2.     Место урока в изучаемой теме:

-         характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 

3.     Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4.     Характеристика плана урока:

-         содержание учебного материала;

-         методы обучения;

-         приёмы обучения;

-         формы организации познавательной деятельности.

 

5.     Как был построен урок в соответствии с планом:

-         разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6.     Структурный аспект самоанализа урока:

-         анализ каждого элемента урока;

-         его вклад в достижение результата;

-         доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 

7.     Функциональный аспект:

-         насколько структура урока соответствовала общей цели;

-         соответствие возможностям класса;

-         анализ стиля отношений учителя и учащихся;

-         влияние на конечный результат урока.

 

8.     Аспект оценки конечного результата урока:

-         формирование универсальных учебных действий на уроке;

-         определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока;

-         причины разрыва;

-         выводы и самооценка.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА 

 

         I. Краткая общая характеристика класса 

1.     Общая подготовленность класса:

-         умение детей работать в парах;

-         умение детей работать в малых группах;

-         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2.     Общая характеристика общения.

3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II. Анализ эффективности проекта урока 

1.     Реальность цели урока.

2.     Каким образом организовать  работу на уроке?

3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 

1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

5.     Была ли принята учебная задача учащимися?

6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV. Оценка целостности урока 

1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".

Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....

Урок "Экологические факторы"

Разработка урока "Экологические факторы" 11 класс. Презентация. Тест. Учебник Каменского А.А....

Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.

Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....

Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Урок биологии в 5 классеТема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»Цели урока: Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания,...

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...