Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

Урок биологии в 5 классе

Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Цели урока: 

Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания, экологических факторах.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником;

развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;

развивать уважительное отношение к живым организмам, природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Цели урока: 

Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания, экологических факторах.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником;

развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;

развивать уважительное отношение к живым организмам, природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная,  в парах.

Методы организации учебной деятельности:

По источнику изложения учебного материала: Словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (рисунки, таблицы, презентация, комнатные растения); практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

По характеру учебно-познавательной деятельности:

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские.

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии

Оборудование: рабочие тетради,  учебник для 5 класса, рисунки и таблицы с изображением растений и животных, презентация к уроку,  дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения, аквариум с обитателями (в зависимости от оснащения кабинета)

Базовые понятия и термины: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний.

Мозговой штурм

Учитель: Давайте вспомним, какие условия есть для жизни на Земле?

(Учащиеся: вода, температура, свет, воздух, наличие озонового экрана, и т.д.)

Учитель: Что такое фотосинтез? Какие условия нужны растениям для осуществления фотосинтеза?

(Учащиеся: Дают определения фотосинтезу, называют необходимые условия для данного процесса: вода, углекислый газ, солнечный свет)

III. Изучение нового материала (проблемное изложение).

1. Проблемный вопрос, целеполагание.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд (см. Презентация к уроку, слайд 2). Назовите живые организмы, изображённые на данном слайде. Скажите, в природе могут ли эти организмы «встретиться» вместе? Почему?(Учащиеся предполагают: Нет, данные организмы в природе вместе не встречаются, так как приспособлены к жизни в разных средах обитания)

Учащиеся называют, где обитают предложенные на рисунке организмы.

Итак, что же является темой нашего урока? (учащиеся предполагают) Формулируется тема и цель урока. (слайд 1)

2. Введение определения среда обитания.

Учитель: Итак, вы сами перечислили среды обитания. А как дать определение этому понятию? Что такое среда обитания? (Учащиеся предлагают варианты).

Учитель: Найдите в учебнике определение среды обитания. А теперь запишите определение.

(слайд 3)

Среда обитания - часть природы, в которой обитают живые организмы и взаимодействуют с ней.

Итак, различают следующие типы среды обитания:

- наземно-воздушная,

- водная,

- почвенная,

- организменная.

(Учащиеся под контролем учителя, записывают в тетрадь)

Учитель вместе с учащимися (методом мозгового штурма) дают краткую характеристику средам обитания (Презентация к уроку). (слайды 4 - 7)

3. Введение понятия экологический фактор, типы экологических факторов.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим, какие факторы влияют на живой организм?

На доске схематически учитель рисует цветок (или другой живой организм). Учащиеся предлагают варианты ответов - факторы, влияющие на данный организм; учитель записывает, стрелкой указывая на цветок. (слайд 8)

Учитель: Итак, мы с вами сейчас назвали различные экологические факторы. Т.е. все компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на живой организм - это и есть экологические факторы. (слайд 9)

Учитель предлагает оформить таблицу (или схему) в рабочей тетради. (слайд 10-11)

4. Физкультминутка.

Ох, как долго мы писали,
Глазоньки у нас устали. (Моргаем глазами)
Посмотрите-ка в окно, (Смотрим влево – вправо)
Ух, как солнце высоко! (Смотрим вверх)
Глазки мы сейчас закроем, (Закрываем глаза ладошками)
В классе радугу построим!
И по радуге пройдем, (Смотрим по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.

А потом мы вниз сойдём, (Смотрим вниз)
Жмурься сильно, не держись! (сильно зажмуриться, открыть глаза, затем поморгать)

5. Изучение типов экологических факторов (элемент учебно-поисковой деятельности).

После заполнения типов, учитель предлагает учащимся примеры экологических факторов, зачитывает в произвольном порядке, для занесения в таблицу; учащиеся сами определяют принадлежность к тому или иному типу; учитель корректирует работу учащихся.

Учитель: Примеры экологических факторов: насекомые опылители, распашка степей, рельеф, влажность, свет, вырубка лесов, отношения хищник-жертва, осадки, сожительство гриба и дерева, охота, температура, слив в реку бытовых отходов, тип почвы.

Экологические факторы

неживой природы

(абиотические)

живой природы

(биотические)

деятельность человека

(антропогенные)

рельеф

тип почвы

влажность

свет

осадки

температура

насекомые-опылители

хищник-жертва

гриб-дерево

вырубка лесов

охота

распашка степей

слив в реку бытовых отходов

IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция знаний.

Задание 1. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова (слайд 12):

Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Различают следующие среды обитания: ____, ____, ____, ____ . Дельфин обитает в __________ среде. Дождевые черви обитают в __________. В наземно-воздушной среде достаточно ______, _____, но недостаток _______ . Температура здесь меняется больше, чем температура в ______________среде. Наиболее постоянные условия  в ________ среде.

Ответы: среда обитания; наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная; водной; почвенной среде; кислорода, света, но недостаток влаги; водной среде; организменной среде.

Задание 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор (слайд 13).

А) ветер, снег, насекомые, свет, дождь;

Б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля;

В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя;

Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.

Ответы: А) насекомые - относится к факторам живой природы, остальные - к неживой природе;

Б) испарение - физический процесс, остальное - антропогенные факторы; В) охота человека на медведя - антропогенный фактор, остальное - факторы биотические; Г) ветреная - может быть погода, остальное - среды обитания. (слайд 14)

Задание 3.  Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки: абиотические, биотические, антропогенные. Учитель зачитывает примеры, учащиеся записывают номера, распределяя в три колонки. Предлагается двум-трём учащимся работать у доски. Затем взаимопроверка задания.

Примеры факторов: 1- вирусы, 2- комары, 3- туман, 4- дождь, 5- глинистая почва, 6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищные птицы, 9 - выхлопные газы, 10 - паразитические черви.

(слайды 15-16)

Ответы:

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

3, 4, 5

1, 2, 8, 10

6, 7, 9

V. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся продолжить одно из предложений на выбор (слайд 16):

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Больше всего мне запомнилось …

Я узнал(а), что …

Учитель: ребята, нарисуйте  в рабочей тетради на полях смайлики ☺ напротив той информации, которая вам больше всего запомнилась, или понравилась.

VI. Домашнее задание, итоги урока. Учитель объявляет домашнее задание: п. 5 учебника, стр. 19 - вопросы; выучить новые биологические термины.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, отмечает работу класса.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель урока: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания, экологических факторах. Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Слайд 2

Могут ли эти организмы «встретиться» вместе в природе? Почему?

Слайд 4

Наземно-воздушная среда

Слайд 5

Водная среда Особенности: - Высокая плотность - Мало кислорода - Высокое давление - Мало света - Солевой состав

Слайд 6

Почвенная среда

Слайд 7

Организменная среда Особенности: Защита от внешней среды Света и кислорода почти нет Запас пищи неограничен Условия относительно постоянны

Слайд 8

Какие факторы влияют на живые организмы? свет ветер вода почва человек t 0

Слайд 9

Э кологические факторы - это все компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на живой организм Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Кусты, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек, вода, погода – Это факторы природы.

Слайд 10

Экологические факторы неживой природы (абиотические) живой природы (биотические) деятельность человека (антропогенные)

Слайд 11

Экологические факторы неживой природы (абиотические) живой природы (биотические) деятельность человека (антропогенные) рельеф тип почвы влажность свет осадки температура насекомые-опылители хищник-жертва гриб-дерево вырубка лесов охота распашка степей слив в реку бытовых отходов

Слайд 12

Вставить в текст пропущенные слова Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Различают следующие среды обитания:___________, ________, _________, _________ . Дельфин обитает в __________ среде. Дождевые черви обитают в __________ . В наземно-воздушной среде достаточно _________, _____, но недостаток _______ . Температура здесь меняется больше, чем температура в ___________среде. Наиболее постоянные условия в ___________ среде. среда обитания наземно-воздушная водная почвенная организменная водной почвенной света кислорода влаги водной организменной

Слайд 13

Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор. А) ветер, снег, насекомые, свет, дождь; Б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля; В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя; Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.

Слайд 14

Лишний термин обозначен красным цветом А) ветер, снег, насекомые , свет, дождь; Б) испарение , вырубка, распашка, рыболовля; В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя ; Г) наземно-воздушная, водная, ветреная , почвенная.

Слайд 15

Определить тип экологических факторов. В колонки записывать только номер варианта ответа Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы 1 - вирусы, 2 - комары, 3 - туман, 4 - дождь, 5 - глинистая почва, 6 - осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8 - хищные птицы, 9 - выхлопные газы, 10 - паразитические черви.

Слайд 16

Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы 3, 4, 5 1, 2, 8, 10 6, 7, 9 Проверим?

Слайд 17

Продолжите одно из предложений Сегодня на уроке я узнал(а) … Больше всего мне запомнилось … Я узнал(а), что … Спасибо за работу!