Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Белова Алла Петровна

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Т8 класс биология Тканевая совместимость и переливание крови  

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Целевые установки

Личностные: воспитывать гуманное отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.

Метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщения; продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья,  умения работать в малой  группе, выделять ключевые мысли в тексте, работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Предметные:  Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины

Ключевые опорные точки темы урока

Тканевая совместимость , группы крови, переливание крови

Термины и понятия

Тканевая совместимость. Группы крови. Резус- фактор. Антитела α и ß. Групповая совместимость крови. Донор, реципиент, агглютинация, антигены.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Познавательные УУД: Сформированность научного мировоззрения.

Регулятивные УУД: Умение находить главную мысль в тексте, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи,

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы.  

1.На основе полученных знаний о тканевой совместимости:

-знать группы крови, резус- фактор,

 - объяснять совместимость крови и тканей на основе знаний о иммунной реакции;

-проконтролировать усвоение знаний

2.  Называть и характеризовать состав и значение крови и ее элементов

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Дидактические и диагностические материалы

1. Типовые задания:

2. Учебно-познавательные задачи:

3. Учебно-практические задачи:

Биологический эксперимент

Информационные:

учебник –              А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. –

 М.: Вентана – Граф, 2014

интернет-ресурсы:

ЦОР – 1С: Школа. Биология, 8 кл. Человек. – ЗАО «1С»,  2007;                Интерактивные:

презентации  «Тканевая совместимость и переливание крови»

фронтальная (Ф);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)

Химия, физика, обществознание,

4. Информационный текст « Современные методики переливания крови»

Демонстрации:Интерактивная презентация.

Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация и проверка домашнего задания

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку

2.Организует проверку домашнего задания,побуждает к высказыванию своего мнения (Ф)

3.Предлагает индивидуальные задания;(И),инструктируя и координируя работу учащихся с последующей проверкой.

1.Настраиваются на работу.

2.Отвечают устно на вопросы учителя,объясняют понятия, процессы,по очереди комментируют ответы,.обосновывают выбор ответа, приводят примеры;

• Что такое иммунитет? Перечислите органы иммунной системы.

• Сравнить клеточный и гуморальный иммунитет.  

• Чем лечебная сыворотка отличается от вакцины?

• Какая разница между активным и пассивным иммунитетом? Какой из них  действует более длительное время?  

3. Выполняют задания по карточкам

Задание 1. Из перечня (1-7) выберите правильные ответы на вопросы (I-VI) и зашифруйте их

I. Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.

II. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и  чужеродных веществ.

III. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.

IV. Способ уничтожения бактерий в организме.

V. Невосприимчивость организма к инфекциям.                                      VI. Проявления нарушения постоянства состава крови.

(I – 5, II – 4,5,6, III – 6, IV – 7, V – 6, VI – 1,2,3)

1. Недостаточность лейкоцитов.

2. Недостаточность эритроцитов,

гемоглобина.

3. Недостаточность тромбоцитов.

4. Образование антител.

5. Образование фибрина, свертывание крови.

6. Иммунитет.

7. Фагоцитоз.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте:

   Для нашего организма микробы являются … , а защитные вещества,    выделяемые лимфоцитами - … (антителами, антигенами). Введение    вакцины вырабатывает … иммунитет, а введение лечебной сыворотки

   создает … иммунитет (активный, пассивный). Захват микробов    лейкоцитами и их уничтожение И.И Мечников назвал … (фагоцитозом)

-Давать определение понятию  «иммунитет», различать виды иммунитета, знать и объяснять механизмы формирования иммунитета

-Строить логические  рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Оценивать уровень владения учебным действием

  1. Представлять в устной и письменной форме результаты деятельности по изучению темы «Иммунитет»
  1. Осознавать роль, понимать значение иммунитета в жизни человека;

II. Мотивация к изучению нового материала и целеполагание

1.Организует прослушивание сообщений «Из истории переливания крови».

2.По ходу слушания комментирует информацию, задает ученикам проблемные вопросы:

-Зачем возникла необходимость в переливании крови

Всегда ли кровь разных людей совместима?

-Кто впервые дал ответ на этот вопрос?

3. Помогает формулировать учащимся тему и цели урока и уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

  1. Озвучивают результаты домашней работы с дополнительной литературой ( сообщения на тему «Из истории переливания крови»), отвечают на предложенные учителем проблемные вопросы.

2. Высказывают суждения, отвечают на проблемные вопросы, делают выводы.

3.Определяют тему, цель, учебные задачи урока, составляют плана изучения новой темы:

1)Тканевая совместимость, пересадка органов

2)  Открытие групп крови,  условия совместимости

3) Резус-фактор.

4)  Значение донорской крови

  1. 1.Формировать навыки изложения информации.
  2. 2.Устанавливать причинно-следственные связи.
  3. 3.Составлять план работы;
  1. 1.Определять цель деятельности;
  2. 2.Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. 3.Составлять план и последовательность действий
  1. 1.Формулировать собственное суждение о тканевой совместимости, о группах крови, резус факторе;
  2. 2.Составлять устное монологическое высказывание по проблеме.
  3. 3.Представлять в вербальной форме результаты деятельности4.Оценивать ответы одноклассников;
  4. 5.Сформулировать аргументы и контраргументы и т.д.

 Формировать устойчивую учебно-познавательной мотивацию учения,  (интерес, мотивация);

III. Учебно-познавательная деятельность

1. Сообщает основные идеи изучаемого материала

1.Слушают сообщение учителя, делятся впечатлениями об услышанном, записывают информацию в тетрадь.

  1. 1.Сформировать навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками дополнительной литературы.

Спрогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временные  характеристики

1.Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии  с современными средствами коммуникации

-Формировать желания выполнять учебные действия;

использовать  воображение при выполнении учебных действий.

2.Организует самостоятельную работу обучающихся с учебником.

2.Находят в тексте понятия: группы крови, резус фактор, информацию о донорстве, выписывают определения в тетрадь.

3.Организует работу в парах при работе с параграфом  учебника, отмечает степень вовлеченности учащихся  в работу на уроке.(П)

3. Отвечают на вопросы в конце параграфа учебника стр.82-83, высказывают свои предположения в паре, участвуют в беседе,

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1.Организует фронтальный опрос

2. Организует решение задач проблемного характера по теме «Переливание крови».

.  

1. Участие во фронтальном опросе по следующим вопросам:

- Что такое трансплантация?

- Какие ученые открыли группы крови?

- Когда возникает резус-конфликт?

- Что необходимо учитывать при переливании крови?

- Что такое агглютинация? Когда она происходит?

2. Решают задачи проблемного характера по теме «Переливание крови». Озвучивают ответы.

1) В современной медицинской практике широко используется переливание крови. Что Вы будете обязательно учитывать прежде, чем назначить и начать эту процедуру?

2). В поликлинике была кровь I и III групп. У больного, потерявшего много крови, оказалась кровь II группы. Определите, кровь какой из имеющихся групп можно перелить больному

  1. 1.Искать и выделять необходимую информацию, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации
  2. 2.Осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  3. 3.Выбирать наиболее эффективных способы решения задач в зависимости от конкретных условий

1.Уметь контролировать и сличать способы действия и его результаты  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Формировать личное, эмоциональное, позитивное  отношения к себе и окружающему миру и осознавать свою роль в окружающем мире

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

Подводит итоги индивидуальной  деятельности  учеников

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

 -Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

1.Осознанно и произвольно  строить  речевые высказывания

2.Определять основную и второстепенную информацию

3.Осуществлять рефлексию способов  и условий действия, контроль и оценивать процесс и результаты деятельности;

1.Выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, 2.Осознавать качество и уровень усвоения; 3.Оценивать результаты работы;

1.Аргументировать своё мнение

2. Вести учет различных мнений, координировать в сотрудничестве различные позиции

1. Осознавать ответственности  за общее дело

2. Уметь находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»

Домашнее задание: Для всех...Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 99, задания и вопрос 4, 5, 6. ..На выбор...Подготовьте небольшое сообщение о современных открытиях в области трансплантации органов. .. Подготовка к ГИА.....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Тканевая совместимость и переливание крови"

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови»8 классЦель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значе...

Методический материал к уроку по теме "Тканевая совместимость и переливание крови"

Здесь подобран интересный дополнительный материал для уроков или групповых занятий по теме  "Тканевая совместимость и переливание крови"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта по географии 6 класс тема урока :Атмосфера и человек.

план -конспект урока по географии дает возможносто проводить уроки по ФГОС....

Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 3. Тканевая совместимость и переливание крови

Задание:1.  Просмотреть видеоролик и законспектировать весь материал и сделать схематические рисунки.  ССЫЛКА  https://www.youtube.com/watch?v=AAgN5U6epFs&feature=youtu.be2. Просмот...