Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Белова Алла Петровна

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

 5 класс Биология Разнообразие живой природы

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Целевые установки

Личностные: формирование  научного мировоззрения обучающихся, ценностей биологического знания  как важнейшего компонента  естественно - научной картины мира.

Метапредметные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; умения работать в малой  группе, выделять ключевые мысли в тексте, работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Предметные: определение принадлежности биологических объектов к одному из царств живой природы;

установление  черт сходства и различия у представителей основных царств;

лючевые опорные точки темы урока

Разнообразие живого. Признаки различия представителей разных царств.

Термины и понятия

Систематика,  классификация, царство природы, вид.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

формирование познавательных интересов и мотивации к изучению биологии

 Познавательные УУД

  • формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
  •  формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
  •  формирование умения работать с разными источниками информации, преобразовывать один вид информации в другой (текст в схему и т.д.)

Коммуникативные УУД

  •  формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре);
  •  формирование умения высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

  • формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;
  •  формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  •  формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  •  обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

-формирование умение объяснять характерные особенности основных царств живой природы;

-формирование умение находить и объяснять отличительные признаки живого и неживого;

-формирование умение понимать смысл биологических терминов

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Ресурсы

Формы работы

фронтальная (Ф);

индивидуальная (И);

групповая (Г)

Межпредметные связи:

география, история, обществознание

Дидактические и диагностические материалы

Демонстрации:

Информационные:

Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Введение в биологию». УМК «Вертикаль»

Рабочая тетрадь с печатной основой:

Задание 57-62 с.31-33

Интернет-ресурсы:

сообщения: животные юрского периода.

Интерактивные:

Презентации «Как развивалась жизнь на Земле», Презентация «Разнообразие живых организмов на Земле»

1. Информационный текст «Разнообразие живого»

2. Фотографии представителей разных царств

3. Информационный текст энциклопедий.

представителей разных царств живых организмов

Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация и проверка домашнего задания

1.Проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу.

2.Предлагает выполнить задания,инструктируя и координируя работу учащихся с последующей проверкой.

1.Настраиваются на работу.

2.Выполняют задания в индивидуальной карте.(И)

Задание №1 .

1.Соедините линиями время, когда происходили перечисленные события

Началось развитие жизни на Земле

225 млн лет назад

Пышно разрослись леса из гигантских папоротников, хвощей и плаунов

65 млн лет назад

Начался расцвет древних пресмыкающихся

3,5 млрд лет назад

Вымерли динозавры

350 млн лет назад

Задание 2.

Расположите группы животных в порядке их происхождения друг от друга: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

Задание №3

Подпишите рисунки  

А

Б

В

Г

  1. Давать определение понятию  «эволюция»
  2. Строить логические  рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. .
  1. Уметь организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
  1. Планировать учебное сотрудничество с учителем
  1. Понимать и  осмысливать особенности формирования жизни на Земле.

II. Мотивация к изучению нового материала и целеполагание

1.Организует показ слайдов презентации «Разнообразие жизни на Земле». По ходу показа комментирует информацию, задает ученикам проблемные вопросы:

1). Что вы думаете по поводу увиденного?

2). Чем увиденные живые организмы отличаются друг от друга?

3). Какие сложности могут возникнуть у человека при изучении живых организмов?

2. Активизирует внимание, подводит к теме урока.

1.Учащиеся рассматривают предложенные учителем слайды отвечают на проблемные вопросы, выдвигают гипотезы, ищут пути решения проблемы.(Ф), (И).

2. Определяют тему, цель, учебные задачи урока

 

  1. Сравнить объекты;
  2. Установить причинно-следственные связи;

- работать  с презентацией

  1. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
  2. Поиск и выделение необходимой информации.
  3. .

- Определять цели и задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

определять критерии изучения живых организмов

  - Работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

III. Учебно-познавательная деятельность

  1. Создает проблемную ситуацию, формирует у обучающихся понятие систематических групп (вид, род, семейство, царство) через фронтальный опрос:

-Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

-Как отличить живую природу от неживой?

-Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

-Что изучает наука систематика?

-Какие  систематические группы вы знаете?

-Самые крупные систематические группы

2.Инструктирует и координирует работу с карточками: раздели на живую и неживую природу (Г).

  1. Обучающиеся высказывают суждения, формулируют гипотетические суждения.

2. Выполняют задания по карточкам

  1. Установить причинно-следственные связи;
  2. .Классифицировать объекты по признаку.
  1. Выстраивать цепочку необходимых действий;

Провести отбор источников информации

  1. Сформулировать собственное суждение;
  2. Составить устное монологическое высказывание по проблеме;
  3. Представить в вербальной форме результаты деятельности;
  4.  Оценить ответы одноклассников;
  5. Сформулировать аргументы и контраргументы и т.д.
  1. Формировать   учебно-познавательную мотивацию учения,  (интерес) и находить  ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»

3.Осуществляет выборочный (индивидуальный) контроль;

Побуждает к высказыванию своего мнения.

4.Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации данного блока.

3. Обучающиеся озвучивают информацию из индивидуальной карты: две первые колонки таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал…(по каждому царству). Учащиеся вступают в диалог (пассивно или активно), доказывают свою точку зрения

4.Обучающиеся выполняют задание  в индивидуальной карте, работают индивидуально, заполняют таблицу, сверяя с эталоном правильность заполнения.

Рассмотрите рисунок презентации. Распределите живые организмы по царствам.

Ответы запишите в таблицу

Название царства

№ рисунков

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Помощь обучающимся в самоорганизации для выполнения задания.

Обучающиеся  самоорганизуются для выполнения ситуативного задания: по каким признакам вы различаете между собой представителей разных царств природы

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.
  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

-Структурировать знания.

-Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в таблицу и   тезисы.

  1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
  2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
  •  С  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Формировать   учебно-познавательную мотивацию учения,  (интерес) и находить  ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

Оценивает меру личного продвижения к цели учащихся:

Обучающиеся озвучивают информацию из индивидуальной карты: третью колонку таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал…(по каждому царству

Вступают в диалог, обобщают полученные знания, проговаривают их Называют тему урока

Отмечают наиболее понравившиеся этапы урока.

Рефлексия в цвете:

а) учащиеся могут написать тот цвет, который они выбирают для описания своего состояния,

Ответить на вопрос: смогли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Оценить уровень владения учебным действием .

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
  • Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Владеть монологической и диалогичес-кой формами

 речи.

Понимать роль живой природы, как объекта изучения современной биологии.

Домашнее задание: Для всех. Параграф 10....На выбор..презентация по теме значение живых организмов в жизни человека... Подготовка к ОГЭ.....тесты стр 19-26 (учебное пособие тесты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологиче...

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и  генетическое разнообразие современного человечества"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Открытый урок по биологии на тему "Науки о живой природе"

В материале представлен. конспект открытого  урока по биологии на тему "Науки о живой природе".В игровой форме происходит формирование представлений о биологии как науки, биологически...

Технологическая карта по географии 6 класс тема урока :Атмосфера и человек.

план -конспект урока по географии дает возможносто проводить уроки по ФГОС....