Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Мирошникова Елена Евгеньевна

Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе

Обучающие цели:

научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное; обобщать и делать выводы.

Воспитательные цели:

воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.

Развивающие цели:

развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Ход урока

Червякова Е.П.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

- Ребята, сегодня нам предстоит необычный, интегрированный урок литературы и природоведения и называется он «Человек и природа» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Мирошникова Е.Е.

  Ребята,  но сегодня на уроке мы будем говорить не только о рассказе «Васюткино озеро», а о чем мы будем говорить еще догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.                                      

             

 Она величественна и похожа на океан.                 (слайд 1, приложение 1)

– Она щедра и сурова.                                                (слайд 2, приложение 1)

– Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. (слайд 3, приложение 1)

–Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

– Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу

   Европейской  России.                                                      (слайд 4, приложение 2)

 - Действительно, это тайга. Ребята, попробуйте сами, исходя из того, что вы видели сами вывести определение: а что же такое тайга? Обобщаем ответы обучающихся.

- А теперь, давайте посмотрим как дается определение тайги в разных словарях.  

Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.

В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.

В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес.    (слайд 5, приложение2)

     

- Ребята, чтобы вы нагляднее представили, что же представляет собой тайга давайте отправимся в небольшое путешествие по тайге.

                                      (видеоролик «Сказочная тайга» - слайд 6, приложение 3).

- Ребята, вот вы сейчас посмотрели на этот величественный, могущественный лес, и я хочу обратить ваше внимание на картину Шишкина     , которая так и называется «Тайга». Вглядитесь внимательнее в эту картину и подумайте,

- Что скрывает в себе тайга?

                               ( тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Ребята, теперь, после нашего небольшого путешествия по тайге, вам, наверное проще представить себе состояние человека один на один, оставшегося с тайгой.

Червякова Е. П.

- Васютка.                                    (слайд 7, приложение 3)

- Он маленький, как песчинка в океане, как звёздочка во Вселенной.

- Он беззащитный и в то же время сильный.

- Он сын и одновременно хозяин.

- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

- Он совершает ошибку и исправляет её.

-Кто это?

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется».                                    (слайд 8, приложение 3)

- Но не только самообладание помогло нашему герою.

- Что ещё?

- Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта

  матери  и умение разгадать тайны природы.

 Фотография В. П. Астафьева.        (слайд 9, приложение 3)

     Виктор Петрович Астафьев- писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны- всё это было в его жизни. Но было и другое- то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист…

И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть»

      И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее.

- Как начинается рассказ?        

(ученик рассказывает наизусть первый абзац рассказа)

- Слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке , 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением.

- Почему Васютка не по годам мудр?

- Кто был его учителем?

Природа в произведении - это сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

- Какие ловушки устраивает природа?

- Паук и его жертва.                                                       (слайд 10, приложение 4)

                (ученица рассказывает наизусть этот отрывок) стр. 121

Мирошникова Е. Е.

 - А знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы? Давайте попробуем ответить на некоторые из них.

 - Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

(По мху, он всегда с северной стороны. По солнцу, оно всегда на востоке встаёт, на западе садится. В полдень- солнце юг показывает. С южной стороны  кроны деревьев гуще, чем с северной. Ночью- по полярной звезде, она показывает на север.)

- Что свидетельствует о близости реки в тайге?            (слайд 11, приложение 4)

( Более густая растительность. Кустарники влаголюбивые появляются)

 - Что предвещает вечером смену погоды?

 (С запада облака - к смене погоды. Дым от костра кверху - к хорошей погоде, над землёй - к ухудшению. Вечерняя заря – ярко- розовая, значит будет сухо и тепло. А если багровая, то к ухудшению погоды).

 - В чём особенность эха в лесу?

(Разносится далеко по лесу, и тебя могут услышать)

 - Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

(Подвесить на сук дерева.)

- Какой удивительной особенностью обладает кедровка

- Какую пользу она приносит тайге?                               (слайд 12, приложение 4)

( Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка. Кедровка - птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.

Зачитать отрывок из текста).

Червякова Е. П. 

– Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива.

Мать-природа и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чём тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать её живую душу: разговаривает с ней, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Через природу он пытается подать весточку родным.

- Белка.                                                                           (слайд 13, приложение 5)

- Прочитать разговор Васютки с белкой.  Учебник, стр. 124-125.

- Ребята, давайте посмотрим, какие рисунки вы сделали к этому рассказу?

                                       (Выставка рисунков)

Обучающиеся рассказывают, что они изобразили на своих рисунках.

Мирошникова Е. Е.

- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу.

Я хочу вам напомнить, что 2011 год объявлен ЮНЕСКО -  годом леса.

И кроме Васюткина озера, на карте нашей страны так много других, не менее ценных озер. Я хочу показать вам несколько озер, а вы присмотритесь внимательно и может быть среди них узнаете знакомое озеро.

Показать слайды - озёра, в том числе и наше Вадское озеро.  

                                        (слайды 14, 15, 16, приложение 5, 6)

- Ребята, озеро, которое открыл Васютка имело большое значение для рыболоведческой бригады, потому что там водилась ценная рыба.

 

- Кто из вас вспомнит, какая рыба водилась в Васюткином озере?

                      (омуль, стерлядь, осетр, таймень, частенько налим)

- Ребята, а какая рыба водится в нашем озере, Вадском?

                     (Щука, карп, карась, плотва)

- Ребята, я хочу вам сказать, что наше озеро – уникальное. Кто знает, в чем же его уникальность?

                      ( Есть карстовые подводные пещеры)

Показать фотографии пещеры озера                   (слайд 17, 18, приложение 6)

У Е.П. Червяковой есть хорошее стихотворение о нашем озере    (читает)

 Горизонт давно уж серебрился,

Звезды гасли быстро в синеве,

В этот час, когда так сладко спиться

Плыл я в лодке, сидя на корме.

Тишина на озере стояла,

Только слышно было как слегка

Подо мной загадочно журчала

Светлая вода из родника.

Осторожно щука проплывала

С розовой икрой на плавнике,

А вода журчала и ворчала

На одном ей ясном языке.

Может, рассказать она хотела,

Как в округе молодость цвела,

Как душа восторженная смело

Это место Оком нарекла.

Как в глазах у Оклины, искринки,

Как слеза чиста ее вода.

А сверканье на седом суглинке!

Редкая, девичья красота.

                                                     В.П. Платонов  

- А как, вы думаете, ребята, в настоящее время Вадское озеро нуждается в нашей помощи?

- По каким признакам вы сделали такой вывод?    (зарастает)

- Да, действительно больно смотреть как на наших глазах, погибает такое уникальное озеро.

- Ребята, а как вы думаете, мы с вами может чем-то помочь?

- Или это дело высоких начальников и от нас с вами ничего не зависит?

- Конечно же, от поведения каждого из нас зависит очень многое. Вот посмотрите (слайд 19, приложение 7), в прошлом году мы со своим классом провели экологический рейд, очистили от мусора озеро и речку Ватьма, поставили таблички «Не сорить! Территорию убирают дети!» Было очень приятно созерцать чистоту и красоту природы, которая создает нам настроение, согревает нам душу. Но, что мы наблюдали после зимы, не сохранилось ни одной таблички и опять горы мусора и на берегах, и в речке, и в озере. А ведь есть очень хорошее выражение: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».  Так, давайте же будем воспитывать в себе экологическую культуру, ведь завтрашней день будет таким, каким мы его создадим сегодня.

                   

 - Природа - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звёзды, месяц - предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Червякова Е. П.

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья,

Вольётся в сердце неба синева,

И звёзд на небе тихое мерцанье,

И щебет птиц, и росная трава-

Васюткиного озера сиянье !

Учителя подводят итоги, выставляют оценки в журнал.

ПАМЯТКА  № 1.

Советы идущему в лес.

  1. Продумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.
  4. Захвати с собой тёплые вещи.
  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, вода, консервы).

Памятка № 2

Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Прекрати бесполезное движение.
  3. Осмотри место, где находишься.
  4. Собери хворост, дрова для костра.
  5. Разожги костёр, приготовь пищу.
  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  7. Спокойно ожидай спасателей и родных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литература-история в 7 классе

Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока·        организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...